КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
УИД 39RS0002-01-2023-002263-04
Дело № 3а-185/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2023 года г.Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Худоба О.В.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, заинтересованные лица СНТ «Портовик», ФИО4 к Министерству градостроительной политики Калининградской области о признании недействующим в части приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года № 129 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории в составе документации по планировке территории, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 04 мая 2017 года № 617,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 04 мая 2017 года № 617 утвержден проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Самарская - ул. А. Болотова - пер. Ломоносова - ул. Ломоносова в Центральном районе г. Калининграда.
Приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года № 129 внесены изменения в проект межевания территории в составе указанной выше документации по планировке территории, а именно:
- уточнены границы земельного участка с кадастровым номером №3238 (в части входящего контура земельного участка с кадастровым номером №:95);
- образованы 17 земельных участков, из них пять земельных участков (с 34 по 38) путем перераспределения земельных участков и земель неразграниченной государственной собственности.
Садовое некоммерческое товарищество «Портовик» является собственником земельного участка с кадастровым номером №:3238, являющегося единым землепользованием с земельным участком с кадастровым номером №:95, имеющего вид разрешенного использования «земли общего пользования» и расположенного на территории СНТ «Портовик».
ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются членами СНТ «Портовик» и собственниками расположенных в данном садовом товариществе земельных участков с кадастровыми номерами соответственно №:239, №248, №:237, которые после внесения изменений в проект межевания стали смежными по отношению к пяти образованным путем перераспределения земельным участкам (№№ с 34 по 38).
ФИО1, ФИО2, ФИО3 после уточнения административного искового заявления просят признать недействующим приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года № 129 в части уточнения границ земельного участка с кадастровым номером №3238 (контур входящего в него земельного участка №:95) и образования земельных участков 34, 35, 36, 37, 38, ссылаясь на несоблюдение процедуры принятия нормативного правового акта, выразившееся в непроведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, и на нарушение их прав образованием пяти земельных участков путем перераспределения пяти земельных участков правообладателя ФИО4 и части находившегося в собственности СНТ «Портовик» земельного участка с кадастровым номером №:95, с которым ранее граничили их земельные участки, по которому проложены их подземные коммуникации и который использовался ими для прохода к приборам учета электроэнергии.
Административные истцы полагают оспариваемый приказ не соответствующим требованиям части 5.2 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, предписывающей проводить общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу внесения изменения в проект планировки территории и (или) проект межевания территории путем утверждения их отдельных частей; пункту 2 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, предусматривающему перераспределение земель государственной собственности только для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; указывают на отказ администрации ГО «Город Калининград» ФИО2 в перераспределении спорной территории, мотивированный её расположением согласно проекту планировки территории в границах находящегося в собственности СНТ «Портовик» земельного участка с кадастровым номером №:95.
В судебном заседании ФИО1, являющаяся также представителем ФИО3, представитель административного истца ФИО2 – ФИО5, представитель заинтересованного лица СНТ «Портовик» ФИО6 уточненный административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства градостроительной политики Калининградской области ФИО7 просила административный иск оставить без удовлетворения, поддержала письменные возражения Министерства градостроительной политики Калининградской области, согласно которым проектируемая территория расположена в пределах функциональной зоны застройки индивидуальными жилыми домами; земельный участок с кадастровым номером №247, относящийся к государственной неразграниченной собственности, с видом разрешенного использования «блокированная жилая застройка», путем раздела которого приказом от 26 апреля 2022 года № 129 предусмотрено образование земельных участков по пер. Ломоносова, 8В, 8Г, 8Д, 8Е, 8Ж, на момент подготовки оспариваемого нормативно-правового акта не входил в состав участков, принадлежащих СНТ «Портовик». Право собственности на указанный участок зарегистрировано за муниципальным образование, вид разрешенного использования участка не изменен (т.1 л.д. 185-189).
Ссылаясь на положения части 12 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, представитель Министерства градостроительной политики Калининградской области ФИО7 полагала, что в случае подготовки в виде отдельного документа изменений в проект межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в связи с чем считала соблюденным порядок принятия нормативного правого акта, который не нарушает прав административных истцов, поскольку смежная с их участками спорная территория, перераспределенная с земельными участками правообладателя ФИО4, являлась территорией общего пользования, не входившей в состав земельного участка с кадастровым номером №:95, собственником которого является СНТ «Портовик».
Представитель администрации ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представители ФИО8, ФИО9 в удовлетворении административного иска просили отказать, поддержав письменные возражения администрации ГО «Город Калининград» и позицию представителя Министерства градостроительной политики Калининградской области (т.1 л.д. 154-156, т.2 л.д. 171).
Представитель комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 – ФИО10 просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что граница находящегося в собственности СНТ «Портовик» земельного участка с кадастровым номером №:95 в спорной части проходит по границам земельных участков с кадастровыми номерами №:239, №:248, №:237, которые образованы путем раздела данного земельного участка. Образованные таким способом земельные участки используются административными истцами как вспомогательные, поскольку являются смежными относительно земельных участков, находящихся в собственности административных истцов, на которых расположены их жилые дома. По мнению представителя ФИО10 после раздела земельного участка с кадастровым номером №:95 с видом разрешенного использования «земли общего пользования» исходный земельный участок в данной части не остался, территория между тремя образованными земельными участками административных истцов и земельным участком правообладателя ФИО4 являлась землями неразграниченной государственной собственности, в связи чем её перераспределение с земельными участками, образованными путем раздела земельного участка ФИО4, не нарушило прав административных истцов и СНТ «Портовик».
Представитель заинтересованных лиц ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 – ФИО16 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Ранее просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержав поданные им письменные возражения ( т.2 л.д. 189-200).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Маркеловой Г.И. о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и о его несоответствии нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ).
Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.
Согласно частям 1, 4 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (пункт 4 части 3 статьи 8), а именно: согласно части 5 статьи 45 названного Кодекса они принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (части 1 и 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).
Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 04 мая 2017 года № 617 утвержден проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Самарская - ул. А. Болотова - пер. Ломоносова - ул. Ломоносова в Центральном районе г. Калининграда (т.1 л.д. 209-230, т. 2 л.д. 121-122).
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ) проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
На основном чертеже проекта планировки территории, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 04 мая 2017 года № 617, выделены существующие элементы планировочной структуры: желтым цветом - границы зон размещения объектов индивидуальной жилой застройки, зеленым цветом – границы СНТ «Портовик»; границы земельных кадастровых участков и земельных отводов отображены линиями зеленого цвета (т.2 л.д. 121).
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №373-ФЗ) подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
На чертежах межевания территории отображаются:
1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
5) границы зон действия публичных сервитутов.
На чертеже межевания территории, утвержденном в составе проекта планировки территории, постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 04 мая 2017 года № 617, отображены в кадастровом квартале 39:15:120907 земельные участки №, :№, № как смежные по отношению к земельному участку :95, который в свою очередь отображен как смежный, в том числе по отношению к двум контурам границ земельного участка :7537 (т.2 л.д. 122).
Согласно условным обозначениям чертежа межевания, земельные участки :234, :237, :239, :7537 отображены как ранее образованные земельные участки, земельный участок :95 – как ранее образованный земельный участок, границы которого не установлены.
Земельный участок с кадастровым номером №7537, границы которого состояли из двух контуров и были установлены в соответствии с земельным законодательством, поставлен на кадастровый учет 29 октября 1993 года, находился на праве постоянного бессрочного пользования у ТОО «ФЭП», имел вид разрешенного использования для строительства индивидуальных жилых домов №20-24; снят с кадастрового учета 20.02.2017 года в связи с его разделом по существующим границам двух контуров на два земельных участка с кадастровыми номерами №:246 и №247 (т.2 л.д. 40-48).
Земельные участки №234, №237, №:239 поставлены на кадастровый учет в 2016 году, их границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Между земельными участками №:234, №:237, №:239, имевшими геодезические границы, и контуром №2 земельного участка с кадастровым номером №7537 (земельный участок с кадастровым номером №:246 после раздела), границы которого установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, на проекте планировке территории и проекте межевания в его составе отображен только один существующий земельный участок СНТ «Портовик» с кадастровым номером №:95.
Земельный участок с кадастровым номером №:95 входит в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером №:3238, поставленного на кадастровый учет 03 апреля 2002 года, имеющего вид разрешенного использования земли общего пользования и находящегося в собственности СНТ «Портовик» с 08.12.2014 года.
Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 18 апреля 2019 года №136 по результатам рассмотрения обращения ФИО4 утвержден проект межевания территории в границах переулка Ломоносова- внутриквартальных проездов- улицы Андрея Болотова в городе Калининграде, которым осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером №:246 с образованием пяти земельных участков (на графической части проекта номера участков №№11, 12, 13, 14, 15) (т.2 л.д. 120, 114-119).
Данный приказ административными истцами не оспаривается.
Образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №:246 пять земельных участков поставлены на кадастровый учет 17 мая 2019 года, имеют установленные в соответствии с земельным законодательством границы, вид разрешенного использования – блокированная жилая застройка (т.2 л.д. 95-97); им присвоены кадастровые номера:
- №:512 (т.2 л.д.29-33);
- №:513 (т.2 л.д. 49-52);
- №514 (т.2 л.д. 18-21);
- №515 (т.2 л.д. 72-77);
- №:516 (т.2 л.д. 78-82).
Оспариваемым административными истцами приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года №129 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории в составе документации по планировке территории, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 04 мая 2017 года № 617» внесены изменения, в результате которых, как указано в основных текстовой и графической частях проекта, образованы пять земельных участков №№ 34,35,36,37,38 с видом разрешенного использования: блокированная жилая застройка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №:512, №:513, №:514, №515, №:516 и гос.земель (т.1 л.д. 10 - 11, т.2 л.д. 208), а именно:
- путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №514, площадью 226+/-6 кв. м, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, образован земельный участок с кадастровым номером №:600 (№ 36), площадью 257 +/- 6 кв.м (т.2 л.д.22-28);
- путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №:512, площадью 306+/-7 кв. м, образован земельный участок с кадастровым номером №:597 (№ 34), площадью 341 +/- 6 кв.м;
- путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №:513, площадью 227+/-6 кв. м, образован земельный участок с кадастровым номером №:602 (№ 38), площадью 257 +/- 6 кв.м;
- путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №515, площадью 226+/-6 кв. м, образован земельный участок с кадастровым номером №:601 (№ 37), площадью 257 +/- 6 кв.м;
- путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №:516, площадью 351+/-6 кв. м, образован земельный участок с кадастровым номером №:598 (№ 35), площадью 380 +/- 6 кв.м.
Указанные выше земельные участки №№ 34,35,36,37,38 переданы: в собственность ФИО4 09 февраля 2023 года (КН №597) (т. 2 л.д. 34-39); в собственность ФИО15 и ФИО14 05 апреля 2023 года (КН №:598) (т.2 л.д.11-17); в аренду ФИО13 01 июня 2023 года (КН №600) (т. 2 л.д. 22-28); в собственность ФИО12 27 июня 2023 года (КН №601) (т.2 л.д.88-94), в аренду ФИО11 22 мая 2023 года (КН №:602) (т.2 л.д.53-59).
Названные лица привлечены судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Оспаривая приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года №129, административные истцы указали, что данным нормативным правовым актом изменены границы находящегося в собственности СНТ «Портовик» земельного участка с кадастровым номером №3238 (контур земельного участка с кадастровым номером №:95) с видом разрешенного использования «земли общего пользования», которые установлены по границам находящихся в собственности административных истцов земельных участков с кадастровыми номерами №:248, №237, №:239, а образовавшаяся территория между данными земельными участками и земельными участками с кадастровыми номерами №:512, №513, №:514, №:515, №:516 перераспределена с последними с образованием новых земельных участков №№ 34, 35, 36, 37, 38 (приведены номера участков на графической части проекта).
По мнению административных истцов, в образованные земельные участки включена часть земельного участка, находившаяся в собственности СНТ «Портовик», что нарушает интересы административных истцом как членов СНТ «Портовик», поскольку произошло незаконное изъятие частной собственности; на изъятой части земельного участка, относившейся к землям общего пользования СНТ «Портовик», проложены подземные коммуникации административных истцов (Т.1 л.д. 27-45); данная часть земельного участка использовалась административными истцами для прохода к приборам учета электроэнергии, который теперь возможен только путем обхода территории всех пяти образованных земельных участков заинтересованных лиц.
Судом на основании анализа документации по планировке территории с проектом межевания в её составе, утвержденных приказом от 04 мая 2017 года № 617, и оспариваемого проекта внесения изменений в утвержденный в составе документации по планировке территории проект межевания установлено, что образование пять земельных участков осуществлено путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №:512, №:513, №:514, №:515, №:516 и земельного участка, отображенного в утвержденном 04 мая 2017 года проекте планировки – как земельный участок СНТ «Портовик», в проекте межевания – как земельный участок с кадастровым номером №:95 (т.1 л.д. 208, т.2 л.д. 121, 122).
Настаивая на том, что образование пяти земельных участков осуществлено за счет перераспределения земель общего пользования неразграниченной государственной собственности, представитель Министерства градостроительной политики Калининградской области не смогла пояснить, почему в утвержденной 04 мая 2017 года документации по планировке территории с проектом межевания в её составе указанная территория обозначена как находящийся в частноя собственности СНТ «Портовик» земельный участок с кадастровым номером №:95.
Более того именно по этому основанию администрацией ГО «Город Калининград» в 2018 году было отказано административному истцу ФИО2 в перераспределении данной территории и принадлежащих ему на праве собственности смежных земельных участков, однако, в 2021 году без внесения каких-либо изменений в утвержденные 04 мая 2017 года нормативные правовые акты оспариваемым приказом эта же территории, поименованная как гос.земли, перераспределена с земельными участками, правообладателем которых являлась ФИО4 (т.1 л.д. 16).
Представитель администрации ГО «Город Калининград» ФИО8 в судебном заседании, поддержав письменные возражения, настаивала на том, что администрацией ГО «Город Калининград» 01 сентября 2021 года был согласован проект внесения изменений в проект межевания только в целях раздела на пять земельных участков земельного участка с кадастровым номером №247 (второй контур ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 39:15:000000:7537), а не образования спорных земельных участков, в отношении которой документы не предоставлялись.
Действительно, приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года №129 внесены изменения в проект межевания и в части раздела на пять земельных участков земельного участка с кадастровым номером №:247, в указанной части нормативный правовой акт не оспаривается.
В письменных возражениях администрации ГО «Город Калининград» подробно изложена позиция о согласовании только раздела земельного участка с кадастровым номером №247 (т.1 л.д. 205) и представлены соответствующие документы: обращение Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию в администрацию ГО «Город Калининград» от 30.07.2021 №6068-ААГ о согласовании внесения изменений в проект межевания на основании обращения ФИО4 и ответ администрации городского округа от 01.09.2021, которым изменения согласованы. Оба письма касались раздела земельного участка с кадастровым номером №:247 (т.1 л.д. 160, 161).
Со ссылкой на указанные документы от 30.07.2021 №6068-ААГ, от 01.09.2021 Министерство градостроительной политики Калининградской области в письменных возражениях приводит доводы о согласовании администрацией ГО «Город Калининград» изменений в проект межевания уже в части образования пяти земельных участков путем перераспределения земельных участков и госземель, в то время как в указанных письмах вопрос о перераспределении земель не рассматривался (т.1 л.д. 185-189).
Впоследствии представитель Министерства градостроительной политики Калининградской области представила в судебное заседание документы, касающиеся согласования администрацией ГО «Город Калининград» перераспределения спорной территории (т.2 л.д. 176, 175).
Письмом от 06.04.2021 №2518-ААГ Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию просит администрацию ГО «Город Калининград» высказать позицию относительно возможности перераспределения земельных участков правообладателя ФИО4 с землями государственной неразграниченной собственности (.т.2 л.д. 176). Указанное письмо содержит фрагмент проекта межевания территории, утвержденного приказом от 04.05.2017 №617 в составе документации по планировке территории, в котором предлагаемая к перераспределению территория, поименованная в письме как земли государственной неразграниченной собственности, отображена как земельный участок с кадастровым номером №:95, находящийся в частной собственности СНТ «Портовик» (т.2 л.д. 176). Более того, на день согласования данный земельный участок имел иные границы за счет образования из него земельного участка с кадастровым номером №:248 с видом разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», который с 14.12.2016 года находится в собственности административного истца ФИО2
Из выписки из ЕГРН на земельный участка с кадастровым номером №:248 следует, что он образован из земельного участка с кадастровым номером №3238, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером №:95.
Изложенное в совокупности со сведениями утвержденных проекта планировки с проектом межевания в её составе в части, относящейся к спорной территории, не подтверждает доводы стороны административного ответчика о нахождении спорной перераспределенной территории в государственной собственности.
Кроме того, согласно внесенным в проект межевания изменениям перераспределение осуществлено за счет государственных земель, а не находящегося в государственной собственности земельного участка, которым является часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (часть 3 статьи 6 ЗК РФ).
В то время в проекте межевания данная территория отражена как поставленный на кадастровый учет земельный участок, границы которого не определены в установленном земельном законодательстве порядке.
Возражая относительно нарушения прав административных истцов как членов СНТ «Портовик», представитель заинтересованных лиц – правообладателей пяти образованных путем перераспределения земельных участков - ФИО17 указывал на согласование СНТ «Портовик» в лице председателя ФИО18 местоположение границ земельного участка СНТ «Портовик», представив соответствующие акты в отношении каждого из образованных земельных участков (т.2 л.д. 189-199).
Из представленных актов следует, что законным представителем СНТ «Портовик» ФИО18 согласовано местоположение границ образуемых путем перераспределения земельных участков относительно границ смежного ними находящегося в собственности СНТ «Портовик» земельного участка с кадастровым номером №:3238 с входящим в его состав земельным участком с кадастровым номером №:95 (т.2 л.д. 196-199).
Однако из чертежей земельных участков и их частей в составе упомянутых актов видно, что председателем СНТ «Портовик» ФИО18 согласовано местоположение границ образуемых путем перераспределения земельных участков относительно находящихся в собственности административных истцов ФИО2, ФИО3, ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами №:248, №:237, №:239 (т.2 л.д. 196-199).
При этом отраженный в утвержденном постановлением от 04.05.2017 года №617 проекте межевания земельный участок с кадастровым номером №95 на чертежах к актам согласования местоположения границ отображен как часть кадастрового квартала 39:15:120907 (т.2 л.д. 196-199).
Из выписок из ЕГРН следует, что смежные земельные участки с кадастровыми номерами №248, №:237, №:239 образованы и поставлены на кадастровый учет в 2016 году (т.2 л.д. 60-71).
В утвержденных постановлением от 04.05.2017 года №617 проекте планировки с проектом межевания в её составе земельные участки с кадастровыми номерами №:237, №:239 отображены и являются смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером №:95, находившемуся в собственности СНТ «Портовик», что не подтверждает предположение представителя ФИО4 – ФИО10 о том, что при образовании названных земельных участков по их границе прошла граница земельного участка с кадастровым номером №:95.
Представители административных истцов в судебном заседании пояснили, что их доверители как смежные землепользователи границы образуемых земельных участков не согласовали, в отношении согласования местоположения границ председателем ФИО18 обратили внимание суда, что такое согласование состоялось 18 сентября 2022 года после утверждения 26 апреля 2022 года административным ответчиком оспариваемых изменений в проект межевания и после заключения 29 июня 2022 года администрацией ГО «Город Калининград» соглашений о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находившихся в правообладании заинтересованных лиц (т.1 л.д. 106-109).
Прокурором Маркеловой Г.И. представлена суду информация о возбуждении 31.01.2021 года следователем СО ОМВД России по Центральному району г. Калининграда в отношении председателя СНТ «Портовик» ФИО18 уголовного дела №12101270015000111 по части 4 статьи 149 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) по факту завладения имуществом принадлежащим членам СНТ «Портовик» (газорегуляторным пунктом, подземным газопроводом низкого давления) путем предоставления в период с 2014 года по 2020 год подложных документов в филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Калининградской области.
Обвинение предъявлено ФИО18 04.11.2022 года.
Суд считает представленные заинтересованными лицами акты согласования местоположения границ земельных участков не имеющими доказательственного значения для проверки в порядке абстрактного нормоконтроля приказа от 26 апреля 2022 года № 129 на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Исходя из положений части 8 статьи 213 КАС РФ суд должен выяснить: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административных истцов; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия Министерства на принятие оспариваемого нормативного правового акта; б) форму и вид, в которых Министерство вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (пункт 4 части 3 статьи 8), а именно: согласно части 5 статьи 45 названного Кодекса они принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В силу статьи 8.2 Градостроительного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.
Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» полномочия по принятию решения о подготовке документации по планировке территории применительно к территории муниципальных образований Калининградской области, обеспечение подготовки по планировке территории, принятие решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4,4.1 и 5-5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, о внесении изменений в такую документацию, об отмене такой документации или ее отдельных частей, о признании отдельных частей такой документации не подлежащими применению перераспределены уполномоченному Правительством Калининградской области органу государственной власти Калининградской области, которым в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 25 января 2017 года № 14 являлось Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, а с 16 марта 2022 года – Министерство градостроительной политики Калининградской области.
Оспариваемый Приказ от 26 апреля 2022 года № 129 подписан Министром градостроительной политики Калининградской области, официально опубликован на интернет-портале правовой информации области www.pravo.gov.ru 29 апреля 2022 года, номер опубликования: 3901202204290014.
Таким образом, Приказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме и официально опубликован.
Отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки и межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 Градостроительного кодекса РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Из названных норм следует вывод, что проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяют свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц.
Проект планировки территории и проект межевания территории подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (статья 5.1, части 4 и 6 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статьи 5.1 ГрК РФ, в которой указано, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства проводятся общественные обсуждения или публичные слушания не только по проектам планировки территории, проектам межевания территории, но и проектам, предусматривающим внесение изменений в один из названных утвержденных документов.
Общественные обсуждения, публичные слушания по проекту внесения изменений в проект межевания территории в составе документации по планировке территории, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 04 мая 2017 года № 617, не проводились.
Таким образом, Приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года № 129 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории в составе документации по планировке территории, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 04 мая 2017 года № 617», в нарушении требований статьи 5.1 ГрК РФ принят без проведения публичных слушаний или общественных обсуждений, что свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия оспариваемого нормативно-правого акта.
В соответствии с пунктом 12 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика об отсутствии необходимости проведения публичных слушаний на основании пункта 12 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, поскольку проект межевания территории принят в составе проекта планировки территории, а не в виде отдельного документа.
В силу разъяснений, данных в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры без проведения публичных слушаний или общественных обсуждений, что подтверждено Министерством градостроительной политики Калининградской области.
Вместе с тем внесенные в проект межевания изменения затрагивают права административных истцов как членов СНТ «Портовик» и заинтересованного лица СНТ «Портовик», поскольку ими предусмотрено перераспределение территории, отображенной в утвержденных постановлением от 04 мая 2017 года №617 проекте планировки и проекте межевания в её составе как земельный участок с кадастровым номером №95, находящийся в собственности СНТ «Портовик».
Настаивая на том, что спорная территория не является частной собственностью СНТ «Портовик», представитель Министерства градостроительной политики Калининградской области ФИО7 ссылалась на ранее утвержденный в отношении данной территории постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 21 декабря 2012 года №2394 проект планировки с проектом межевания в его составе (т.2 л.д. 181), в которых на основных чертежах проекта планировки (т.2 л.д. 179-180) и проекта межевания (т.2 л.д. 177-178) спорная территория отображена как «озелененные территории общего пользования».
Понятие территории общего пользования приведено в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу положений части 3 статьи 42 ГрК РФ и части статьи 43 ГрК РФ сведения о границах территории общего пользования являются обязательными для отражения в проекте планировки и проекте межевания территории, затрагивают права и интересы населения, правообладателей объектов недвижимости, в связи с чем подлежат обсуждению на публичных слушаниях.
Территория общего пользования, границы которой обозначаются красными линиями и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории, в данных документах, утвержденных постановлением от 04 мая 2017 года №617, а также в утвержденном оспариваемым приказом проекте внесения изменений в указанный проект межевания, не отражена.
При этом к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию.
Вместе с тем утвержденные постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 21 декабря 2012 года №2394 проект планировки с проектом межевания в его составе составлены до возникновения у СНТ «Портовик» права собственности на спорный земельный участок, которое согласно данным ЕГРН, зарегистрировано только в 2014 году в отношении земельного участка с видом разрешенного использования «земли общего пользования».
Более того, приказом от 04.05.2017 года № 617 в отношении этой территории, отображенной в документах территориального планирования 2012 года как «озелененная территория общего пользования» утвержден новый проект планировки с проектом межевания в его составе, в которых эта же территория отображена как поставленный на кадастровый учет земельный участок, находящийся в собственности СНТ «Портовик» и расположенный в окружении земельных участков, имеющих геодезические границы.
В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку нарушена процедура принятия нормативного правого акта, подлежит признанию недействующим со дня его принятия приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года № 129 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, утвержденной постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 04 мая 2017 года № 617» в части уточнения границ земельного участка с кадастровым номером №:3238 (в части входящего контура земельного участка с кадастровым номером №:95), образования земельных участков №№ 34, 35, 36, 37, 38 путем перераспределения земельного участка и государственных земель.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству градостроительной политики Калининградской области об оспаривании приказа от 26 апреля 2022 года № 129 удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 26 апреля 2022 года № 129 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект межевания территории, утвержденной постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 04 мая 2017 года № 617» в части уточнения границ земельного участка с кадастровым номером №3238 (в части входящего контура земельного участка с кадастровым номером 39:15:120907:95), образования земельных участков №№ 34, 35, 36, 37, 38 путем перераспределения земельного участка и государственных земель.
Решение подлежит опубликованию в официальном печатном издании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2023 года.
Судья Калининградского
областного суда А.В. Шкуратова