УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2024 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Варваровской И.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-43/2024 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» к Правительству Иркутской области, областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» о признании незаконным решение областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 14 сентября 2023 г. Номер изъят об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
публичное акционерное общество «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» (далее – ПАО «Коршуновский ГОК»), действуя через своего представителя по доверенности П.Д.А., обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 14 сентября 2023 г. Номер изъят, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование административных исковых требований указывает,что является собственником земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под железнодорожный путь ст. Рудногорск – ст. Погрузочная – склад ВМ, площадью 231 756.18 (+/-0) кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 25 ноября 2022 г. № 924-пп в размере 44 063 802,50 руб. Согласно отчету ООО «Десоф-Консалтинг» от 9 августа 2023 г. Номер изъят, рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 8 575 000,00 руб., что значительно меньше установленной кадастровой стоимости.
16 августа 2023 г. ПАО «Коршуновский ГОК» обратилось в областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, представив отчет ООО «Десоф-Консалтинг» от 9 августа 2023 г. Номер изъят.
Решением областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 14 сентября 2023 г. Номер изъят отказано ПАО «Коршуновский ГОК» в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по причине нарушения требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета, использования неполных и недостоверных сведений, наличия в отчете расчетных или иных ошибок, повлиявших на итоговый результат определения рыночной стоимости.
Полагает, что решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости неправомерно, просит суд признать решение областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 14 сентября 2023 г. Номер изъят незаконным, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере его рыночной стоимости равной 8 575 000,00 руб. по состоянию на 1 января 2022 г.
Представителем административного истца ПАО «Коршуновский ГОК» - В.Ю.В., действующей на основании доверенности, представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административный ответчик - Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, на недостатки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, представленного административным истцом. Дополнительно указывает, что по делу надлежит назначить судебную оценочную экспертизу, на разрешение которой поставить вопросы о соответствии отчета требованиям Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки и определении рыночной стоимости.
Административный ответчик - ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» о времени и месте извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменное возражение на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, указав, на недостатки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, представленного административным истцом, кроме того, требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости может быть заявлено только одновременно с требованиями о признании незаконным решения. Дополнительно указав, что решение об отказе в установлении кадастровой стоимости, вынесено в рамках действующих полномочий Учреждения, в соответствии с нормами законодательства.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение требований оставило на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Публично-правовая компания «Роскадастр», в лице филиала ППК «Роскадастр» по Иркутской области о времени и месте извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, указав, что не заинтересовано в исходе данного административного дела, не является субъектом спорного правоотношения. Дополнительно указав, что по административному делу надлежит назначить судебную оценочную экспертизу.
Заинтересованное лицо - администрация Нижнеилимского муниципального района о времени и месте извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо ООО «Десоф-Консалтинг» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, возражений на административное исковое заявление не представило.
Суд, руководствуясь статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135) и Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ урегулирован порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 01.01.2026 (с учетом внесенных изменений) устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ. В течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Иркутской области от 01.02.2021 № 46-пп «Об установлении даты перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» на территории Иркутской области установлена дата перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01.07.2022.
Таким образом, с указанной даты на территории Иркутской области подлежат применению положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, согласно п. 15 которой может быть оспорено в суд только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении заявления об установлении рыночной стоимости объекта.
В силу ч. 1 ст. 245 КАС РФ, разъяснений, приведенных в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вправе обратиться юридические лица и граждане, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Согласно ч. 2 ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Днем поступления заявления об установлении рыночной стоимости считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (ч.4 ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ к заявлению об установлении рыночной стоимости должен быть приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа.
В части 7 ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ указано, что заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
По результатам рассмотрения указанного заявления бюджетное учреждение вправе принять решение как об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, так и об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (ч. 11 ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (ч. 15 ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
Судом установлено, что ПАО «Коршуновский ГОК» является собственником земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под железнодорожный путь ст. Рудногорск – ст. Погрузочная – склад ВМ, площадью 231 756.18 (+/-0) кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.11.2023.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.05.2006.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».
16 января 2023 г. на основании постановления Правительства Иркутской области от 25.11.2022 № 924-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 44 063 802,5 руб. по состоянию на 01.01.2022. Дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда - 01.01.2023, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25.10.2023.
Административный истец, являясь собственником земельного участка, является в соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиком земельного налога.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Согласно установленному порядку ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, административный истец 16.08.2023 обратился в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере его рыночной стоимости с приложением отчета об оценке ООО «Десоф-Консалтинг» Номер изъят от 31.07.2023, согласно которому по состоянию на 26.05.2023 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят составляет 8 575 000,00 руб.
Решением ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 14.09.2023 Номер изъят в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости отказано.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят могут повлиять на права ПАО «Коршуновский ГОК» и его обязанности как плательщика земельного налога, в связи с этим у административного истца имеется право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а также об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С настоящим административным исковым заявлением ПАО «Коршуновский ГОК» обратилось в Иркутский областной суд 02.11.2023 (согласно штампу Службы доставки корреспонденции), то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 11 ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (пункт 1), об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (пункт 2).
Согласно ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28), исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, предусмотрено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, Федерального закона № 135-ФЗ юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом для правильного рассмотрения дела, является соответствие или несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке объекта оценки требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Определением суда от 29.11.2023 по данному делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено Федеральному бюджетному учреждению «Иркутская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее по тексту – ФБУ «ИЛСЭ»).
В заключение экспертизы Номер изъят от 09.01.2024 по административному делу № 3а-43/2024, выполненной экспертом ФБУ «ИЛСЭ» П.М.А., указано следующее:
- отчет ООО «Десоф-Консалтинг» Номер изъят от 31.07.2023 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под железнодорожный путь ст. Рудногорск – ст. Погрузочная – склад ВМ, площадью 231 756.18 (+/-0) кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под железнодорожный путь ст. Рудногорск – ст. Погрузочная – склад ВМ, площадью 231 756.18 (+/-0) кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, по состоянию на 26.05.2023 составляет 14 038 721,00 руб.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки.
Оснований не доверять заключению судебной экспертизы не имеется, поскольку эксперт П.М.А. имеет соответствующую квалификацию для проведения экспертиз, предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, давая оценку заключению судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Лицами, участвующими в деле, заключение судебной экспертизы не оспорено. Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных заключением судебной экспертизы сведений о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, административные ответчики в нарушение требований ст. 62, ч. 5 ст. 247 КАС РФ не представили.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что отчет об оценке ООО «Десоф-Консалтинг» Номер изъят от 31.07.2023, который представлен административным истцом в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», имеет недостатки, которые препятствовали ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» принять решение об определении кадастровой стоимости объекта оценки в размере его рыночной стоимости по данному отчету.
Проверив компетенцию, полномочия и соблюдение процедуры принятия оспариваемого решения, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 14.09.2023 Номер изъят об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости законно и обоснованно, принято в соответствии с п. 2 ч. 11 ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237, уполномоченным органом и с соблюдением порядка его принятия. Данные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленное требование административного истца о признании незаконным решения ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 14.09.2023 Номер изъят об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым Номер изъят в размере его рыночной стоимости, не подлежит удовлетворению.
Разрешая требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд приходит к следующему.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, приложенном к заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, подававшемуся в бюджетное учреждение (в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости).
Согласно отчету об оценке ООО «Десоф-Консалтинг» Номер изъят от 31.07.2023, представленному административным истцом, который также приложен к заявлению при обращении в Центр и который положен в основу оспариваемого решения, указана дата оценки 26.05.2023. Согласно п. 3.2 оспариваемого решения дата определения рыночной стоимости объекта недвижимости - 26.05.2023. Кроме того, доказательств, подтверждающих иную дату определения рыночной стоимости спорного земельного участка, административный истец не представил, представлены документы только с датой определения рыночной стоимости - 26.05.2023.
Согласно ст. ст. 10, 11 Федерального закона № 135-ФЗ рыночная стоимость, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости.
При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021).
В связи с чем, исходя из материалов дела, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят равной его рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы, в размере – 14 038 721,00 руб. по состоянию на 26.05.2023 - на дату, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в отчете об оценке и в оспариваемом решении Центра.
В соответствии со ст. ст. 17, 18 Федерального закона № 237-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ, днем подачи заявления об оспаривании в комиссию считается день его представления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
Руководствуясь разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, установив, что административный истец обратился в Центр с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости 16.08.2023, приложив к заявлению отчет об оценке, суд приходит к выводу, что датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать дату обращения в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» - 16.08.2023.
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования публичного акционерного общества «Коршуновский ГОК» удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под железнодорожный путь ст. Рудногорск – ст. Погрузочная – склад ВМ, площадью 231 756.18 (+/-0) кв.м. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости в размере 14 038 721,00 руб. по состоянию на 26.05.2023.
Установить, что датой обращения публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят равной рыночной стоимости является - 16 августа 2023 г.
В удовлетворении требования о признании незаконным решения ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 14.09.2023 Номер изъят об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым Номер изъят в размере его рыночной стоимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Председательствующий судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята