Дело № 3а-1866/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
резолютивная часть
14 декабря 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Шулико О.Г.,
при секретаре судебного заседания Пикавцовой В.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>1 и <ФИО>2 об исправлении технической ошибки,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО>1 и <ФИО>2 обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просят исправить техническую ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <Адрес...> в срок с 29 декабря 2015 года по 01 февраля 2017 года.
Административные истцы мотивируют свои требования тем, что они уплачивают налог, рассчитываемый из кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимого имущества была рассчитана в соответствии с положениями, содержащимися в Приложении № 2 к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756, которым были утверждены «Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов по видам разрешенного использования в составе земель населенных пунктов Краснодарского края». Определяя кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> уполномоченный орган, по мнению административных истцов, неверно применил пункт удельного показателя, что привело к завышению его кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административных истцов, действующий на основании доверенности, Шефов Д.А. заявленные административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что допущенная при установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества ошибка, нарушает права и законные интересы административных истцов.
Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю на основании доверенности Рягузова М.В. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, утверждая, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимого имущества была определена на основании Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756, которой утверждены удельные показатели, применяемые при определении кадастровой стоимости.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности, Рудь М.В. просила суд вынести законное и обоснованное решение, пояснив, что кадастровая стоимость была определена на основании установленных удельных показателей, которые рассчитывались исходя из кадастрового квартала, в котором находится спорный земельный участок. Пояснила, что при определении кадастровой стоимости были также применены требования методических указаний № 222, утвержденные приказом Минэкономразвития.
Саносян Г.Х., привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования, пояснив, что при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена техническая ошибка.
Представитель администрации Крымского городского поселения Крымского района, привлеченной в качестве заинтересованного лица, Хрыстич А.Ю. в своем отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал на то, что администрация Крымского городского поселения не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства.
Иные лица, участвующие в деле, об уважительности причин неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, возражений на него, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как указано в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Из материалов дела следует, что в период с 12 декабря 2014 года по 22 ноября 2017 года <ФИО>2 и <ФИО>1 на праве общей долевой собственности (1/2 доли) принадлежал земельный участок с кадастровым номером <№...>, который расположен по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <Адрес...>, категория земель «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «многофункциональные здания и комплексы, объединяющие виды разрешенного использования, установленные настоящим пунктом, для объектов общественно-делового значения», что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, представленной в материалы дела.
Указанный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером <№...> № 1-а по улице Красной в городе Крымске на два самостоятельных земельных участка на основании Постановления Администрации Крымского городского поселения Крымского района от 02 ноября 2015 года № 1476, установив при этом вид разрешенного использования «многофункциональные здания и комплексы, объединяющие виды разрешенного использования, установленные настоящим пунктом».
В соответствии со сведениями, содержащимися в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21 июля 2020 года № КУВИ-002/2020-7845417, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> на период с 29 декабря 2015 года по 01 февраля 2017 года составляет 77 332 728,24 рублей.
Земельный участок с кадастровым номером <№...> располагается в кадастровом квартале <№...>.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, определенная по состоянию на 01 января 2016 года в размере 12370451,22 рублей. Сведения об указанной кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 02 февраля 2017 года.
Решением Краснодарского краевого суда от 11 марта 2020 года по делу № 3а-240/2020 административные исковые требования <ФИО>2, <ФИО>1, <ФИО>10 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной, удовлетворены в части.
На основании вступившего в законную силу решения Краснодарского краевого суда от 11 марта 2020 года, в Единый государственный реестр недвижимости 10 июля 2020 года внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...> в размере 9456000 рублей с указанием даты начала ее применения согласно резолютивной части решения суда – 02 февраля 2017 года.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> в размере 77 332 728,24 рублей, по мнению административных истцов, свидетельствует об ошибке, допущенной при определении и утверждении кадастровой стоимости за спорный период.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 03 июля 2016 года) ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются единичная техническая ошибка, системная техническая ошибка, единичная методологическая ошибка, системная методологическая ошибка.
Закон установил несколько возможных видов ошибок, а именно:
- единичная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости;
- системная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости;
- единичная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости;
- системная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Кадастровая стоимость зданий определялась органом регистрации прав в период до 01 января 2019 года в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июня 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на основе актуальных на дату определения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края, утвержденных приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края».
Определение кадастровой стоимости земельных участков до 02 марта 2019 года осуществлялось в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222.
Пункт 2.1.16 Методических указаний устанавливает, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исключение составляет случай образования в составе земель населенных пунктов земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилая застройка.
Земельный участок с кадастровым номером <№...> имеет вид разрешенного использования «многофункциональные здания и комплексы, объединяющие виды разрешенного использования, установленные настоящим пунктом». Данный вид разрешенного использования, в соответствии с Приложением № 2 к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756, которым были утверждены «Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов по видам разрешенного использования в составе земель населенных пунктов Краснодарского края» относится к нескольким группам видов разрешенного использования.
Приказом Минэкономразвития от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (зарегистрировано в Минюсте России 08 сентября 2014 года № 33995) утверждено наименование вида разрешенного использования земельных участков – «Отдых (рекреация)» (код 5.0), (введено приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 г. №709), «Обеспечение занятий спортом в помещениях» (код 5.1.2) с подробным описанием указанного вида разрешенного использования: «Размещение спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов в зданиях и сооружениях». В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Крымский район за спорный период по объекту, расположенному в г. Крымске, ул. Красная, 1а, данный вид наряду с другими указан в перечне видов разрешенного использования спорного земельного участка.
Исходя из положений, установленных Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков, в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 и Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края» суд приходит к выводу о том, что в данном случае, уполномоченный орган, определяющий кадастровую стоимость, правомерно применил наибольшее значение удельного показателя (8 группа), которое составляет 9006,84 рублей за 1 кв.м.
Из изложенного выше следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, принадлежащего на праве общей долевой собственности административным истцам, определялась путем умножения площади участка на удельный показатель – 9006,84 рублей и составляет 9006,84 рублей * 8586 кв. м. = 77 332 728,24 рублей;
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии технической, методологической, либо иной ошибки, допущенной при установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...>, который расположен по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <Адрес...> в срок с 29 декабря 2015 года по 01 февраля 2017 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска <ФИО>1 и <ФИО>2 об исправлении технической ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <Адрес...> в срок с 29 декабря 2015 года по 01 февраля 2017 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2021 года.
Судья