Дело № 3а-186/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Зиновьевой К.В.,
при секретаре Хайминой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«04» июля 2019 года
дело по административному исковому заявлению Чекалина Александра Александровича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Чекалин А.А. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что Чекалин А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 214 295 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – ритуальная деятельность, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 августа 2014 года и составляет 330 693 615,15 руб.
Между тем, рыночная стоимость данного земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика ООО «Финансы Бизнес Консалтинг» ФИО1 № ЗУ-01/02-2019 от 06 марта 2019 г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 01 августа 2014 года, составляет 24 215 000 руб.
В связи с этим, ссылаясь на ст.66 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Административный истец Чекалин А.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Его представитель Басова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 25 090 000 руб. на основании заключения судебной экспертизы.
Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области и заинтересованные лица Администрация г.Кемерово, Администрация Кемеровского муниципального района, Администрация Ягуновского сельского поселения своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в письменном отзыве указал, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Администрация г. Кемерово в письменном отзыве указала, что спорный земельный участок расположен в границах города Кемерово. При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков учитывалась информация о рыночной стоимости таких земельных участков.
Администрация Кемеровского муниципального района в письменных пояснениях указала, что спорный земельный участок расположен на территории Ягуновского сельского поселения. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка не затрагивает права и законные интересы Администрации Кемеровского муниципального района, поскольку земельный налог зачисляется в бюджет сельских поселений. Просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Администрация Ягуновского сельского поселения возражений по административному иску не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, Чекалин А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 214 295 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – ритуальная деятельность, расположенного по адресу: <адрес>, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 марта 2019 года.
Из указанной выписки видно, что данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 06 сентября 1995 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 марта 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2015 года, утвержденная по состоянию на 01 августа 2014 года решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904, составляет 330 693 615,15 руб.
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника земельного участка, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.
В суд с настоящим заявлением административный истец Чекалин А.А. обратился 11 марта 2019 года.
Из представленного административным истцом отчета № ЗУ-01/02-2019 от 06 марта 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного оценщиком ООО «Финансы Бизнес Консалтинг» ФИО1, следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки 01 августа 2014 года составляет 24 215 000 руб.
Определением Кемеровского областного суда от 30 апреля 2019 года была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 августа 2014 года.
Согласно заключению судебной экспертизы № 63/19 от 14 июня 2019 года, составленному экспертом ФИО2 (ООО «Оценочное бюро «Актив»), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 августа 2014 года составляет 25 090 000 руб.
Оценивая указанное заключение эксперта о рыночной стоимости земельного участка, суд исходит из того, что оно по своему содержанию соответствует требованиям ч.2 ст.82 КАС РФ, содержит подробное описание и результаты проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, выводы эксперта мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость земельного участка определена сравнительным подходом с применением метода сравнения продаж, отказ от применения затратного и доходного подхода обоснован. Для расчета рыночной стоимости спорного земельного участка оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам. Приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. Принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленное заключение эксперта об определении рыночной стоимости спорного земельного участка является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Лицами, участвующими в деле, возражений относительно выводов судебной экспертизы не представлено.
Представленный административными истцами отчет № ЗУ-01/02-2019 от 06 марта 2019 г., составленный оценщиком ООО «Финансы Бизнес Консалтинг» ФИО1, не принимается судом в качестве достоверного доказательства, поскольку при определении стоимости спорного земельного участка сравнительным подходом использована информация о сделке с объектом-аналогом № 1 с кадастровым номером №, состоявшейся 16 января 2013 г., стороны которой не указаны. Из выписки из ЕГРН о переходе прав на данный земельный участок (т.1 л.д.182) усматривается, что собственником земельного участка является физическое лицо с 16 января 2013 г., предыдущие собственники земельного участка не указаны, то есть сделка совершена в порядке приватизации земельного участка, что не исключает выкуп земельного участка собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества по цене, не превышающей кадастровую стоимость земельного участка (ст.36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), в связи с чем по своему характеру данная сделка не может являться рыночной.
Кроме того, оценщиком использована информация о сделке с объектом-аналогом № 3 с кадастровым номером №, состоявшейся 19 апреля 2013 г. Из выписки из ЕГРН о переходе прав на данный земельный участок (т.1 л.д.184-187) усматривается, что в указанную дату состоялся переход права собственности только на 8/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, а не на весь земельный участок. В отчете об оценке данное обстоятельство не отражено. Из отчета об оценке не представляется возможным установить, что цена 1 кв.м указанного земельного участка в целях сравнения с объектом оценки определена с учетом площади земельного участка, соответствующей 8/100 доли в праве собственности на него.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается заключением судебной экспертизы, в связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с ч.2 ст.247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, которые основаны на законе.
При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости 25 090 000 рублей на основании заключения судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Чекалина Александра Александровича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 214 295 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – ритуальная деятельность, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 25 090 000 рублей, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года.
Дата обращения Чекалина Александра Александровича в суд с настоящим административным исковым заявлением – 11 марта 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Зиновьева К.В.
Мотивированное решение составлено 09 июля 2019 года.