ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-186/2016 от 25.08.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-186-2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2016 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Силенок О.В.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М.,

административного истца ФИО1,

рассмотрев 25 августа 2016 года в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 от 11 августа 2016 года № 08/01 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 ФИО2»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16.06.2016 № 2395 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на 18.09.2016. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете «Звезда» № 65 от 17.06.2016.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 17.06.2016 № 193/03-2 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на территориальные избирательные комиссии Пермского края» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 возложены на территориальную избирательную комиссию городского округа "Город Губаха"

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 от 28.07.2016 № 05/02 ФИО1, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае» зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 от 11.08.2016 № 08/01 ФИО2, выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16.

20.08.2016 кандидат в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 ФИО1 обратился в Пермский краевой суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 16 по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва от 11.08.2016 № 08/01 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 ФИО2».

В обоснование заявленного требования указал, что согласно части 19 статьи 29 Закона Пермского края № 766-ПК и подпункту «б» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат ФИО2 вместе с заявлением о согласии баллотироваться также должен был представить в избирательную комиссию составленные по форме, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546, сведения о своих расходах, а также расходах супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, акций, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга (супруги) за последние три года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Вместе с тем, ФИО2 представил сведения о совершении сделки на сумму 2000000 рублей без каких-либо подтверждающих документов дохода, а также источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

В судебном заседании административный истец ФИО1 доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 направила в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО2, избирательное объединение «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае» (привлечено определением суда от 24.08.2016 в соответствии со статьёй 47 КАС РФ) о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, участие в судебном заседании не принимали.

В соответствии с положениями части 2 статьи 150 и части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу названного закона неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заслушав заключение прокурора Сысоевой С.М., полагавшей, что заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 67-ФЗ).

Основания отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата изложены в пункте 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ. Аналогичные основания отмены регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края предусмотрены частью 7 статьи 82 Закона Пермского края от 11.05.2011 № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» (далее - Закон Пермского края № 766-ПК).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 названного Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.

Форма справки по сведениям, указанным в подпункте «б» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ утверждена Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546).

Согласно утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546 формы справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению объекта недвижимости и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, в справке указываются сведения о приобретенном имуществе: наименование имущества, адрес места нахождения, дата совершения сделки, сумма сделки. Одновременно со справкой представляются копии документов (договор о приобретении права собственности на имущество, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иное), подтверждающие получение имущества в собственность (сноска 6 к разделу 2 справки). В справке указываются также сведения об источниках средств, за счет которых приобретено имущество. Сноской 8 к абзацу 1 раздела 3 справки предусмотрено, что источниками получения средств, за счет которых приобретено имущество, являются: доход по основному месту работы кандидата и его супруги (супруга); доход указанных лиц от иной разрешенной законом деятельности; доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях; накопления за предыдущие годы; наследство; дар; заем; ипотека; доход от продажи имущества; иные кредитные обязательства; другое. Также указывается сумма общего дохода кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих приобретению имущества.

Судом установлено, что выдвинутым в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 ФИО2 18.07.2016 в ОИК № 16 для уведомления о его выдвижении вместе с заявлением о согласии баллотироваться, в том числе, представлены сведения о размере и об источниках дохода кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; справки о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также справки о расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Сведения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, предоставлены по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546.

Так, в частности, из представленных кандидатом сведений о расходах следует, что супруга и его несовершеннолетние дети предусмотренные подпунктом «б» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ сделки в предшествующие три года не совершали.

ФИО2 в справке о расходах от 18.07.2016 указал о приобретении им 07.03.2014 за 3500000 рублей недвижимого имущества в виде квартиры, расположенной по адресу: <...>, так как сумма сделки превысила общий доход кандидата за три последних года, предшествующих совершению сделки. Также кандидат указал источники получения средств, за счет которых приобретено имущество, которыми явились: накопления за предыдущие годы, ипотека.

Поскольку в период приобретения недвижимого имущества ФИО2 не состоял в браке (брак зарегистрирован 23.08.2014), им правомерно указана сумма общего дохода кандидата за три последних года, предшествующих приобретению имущества, - 436187 рублей 93 копейки, без учета суммы дохода супруги.

К справке приложены требуемые документы, подтверждающие получение имущества в собственность, которые согласно Указу Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546 представляются одновременно со справкой: договор купли продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 07.03.2014, заключенный между продавцами К. и К1., покупателем ФИО2, согласно договору ФИО2 приобрел квартиру по адресу: **** за 3500000 руб., из которых 2000000 рублей уплачено покупателем наличными за счет собственных средств продавца при подписании настоящего договора, а также за счет ипотечного кредита на сумму 1500000 рублей, предоставленных покупателю кредитором Банком ВТБ 24 (ЗАО); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 15.07.2016.

ФИО2 в справке указаны сведения об источниках средств, за счет которых приобретено имущество, а также указана сумма его дохода за три последних года, предшествующих приобретению имущества.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что сведения о расходах кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края ФИО2 представлены в окружную избирательную комиссию № 16 в полном объеме по форме, установленной действующим законодательством.

Как следует из представленных избирательной комиссии ответов Межмуниципального отдела МВД России «Губахинский» от 26.07.2016 № 8/12159, ГУ МВД России по Пермскому краю от 09.08.2016 № 20/6783, Межрайонной ИФНС № 14 по Пермскому краю от 09.08.2016 № 05-09/09473, Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.07.2016, представления территориальной избирательной комиссии городского округа «Город Губаха», сведений о выявленных фактах недостоверности в представленных кандидатом (кандидатами) сведений о недвижимом имуществе, окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу № 16 в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Пермского края № 766-ПК, Положения о проверке достоверности сведений, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546, была проведена проверка представленных при выдвижении и регистрации кандидата сведений. На все запросы избирательной комиссии получены ответы, расхождений со сведениями, представленными ФИО2, не установлено.

При этом ни положения Указа Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546, ни положения Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Пермского края № 766-ПК, не возлагают на кандидата в депутаты обязанности представления письменных документов, какой-то конкретный документ (перечень документов) в подтверждение накоплений за предыдущие годы.

Указание административного истца на то, что ФИО2 не представил в избирательную комиссию сведения о приобретении автомобиля в 2015 году, суд находит неубедительным.

В соответствии с пунктов 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, ФИО2 при уведомлении избирательной комиссии о выдвижении в качестве кандидата представил вместе с заявлением сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, а также сведения и вкладах в банках. Указанные сведения представлены по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ. В данной справке отражено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит легковой автомобиль HYUNDAI SANTA FE 2,4 АТ, 2010 года выпуска. ФИО2 выдано 18.07.2016 избирательной комиссией подтверждение получения указанного документа.

Оснований для оформления сведений о принадлежности легкового автомобиля ФИО2 по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546 не имеется, поскольку из представленных ФИО2 справок на кандидата, на его супругу и двоих несовершеннолетних детей следует, что в течение последних трех лет сделок по приобретению имущества, в том числе движимого, на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги за три последних года не имелось.

Таким образом, не имеется оснований полагать, что при вынесении избирательной комиссией решения о регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты допущены нарушения положений пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в том числе положений подпункта «в.1».

Оспариваемое решение окружной избирательной комиссии принято с соблюдением требований пункта 13 статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ, части 9 статьи 17 Закона Пермского края № 766-ПК, устанавливающих, что решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса; решение принято при наличии кворума, единогласно членами комиссии с правом решающего голоса, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии от 11.08.2016 № 8, текстом решения окружной избирательной комиссии № 16.

Принимая во внимание обстоятельства, приведенные выше, суд приходит к выводу о необоснованности довода стороны заявителя об отмене регистрации кандидата ФИО2 по заявленному им основанию.

Все остальные доводы, приведенные в ходе рассмотрения настоящего дела административным истцом, являются несостоятельными, основанными, в том числе на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Поскольку, с учетом всего вышеизложенного, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о допущении ФИО2, как кандидатом в депутаты и окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 16 грубых нарушений норм избирательного законодательства, которые бы могли являться достаточными и законными основаниями для отмены постановления избирательной комиссии от 11.08.2016 № 08/01 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 ФИО2», заявление ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 ФИО1 о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 16 от 11 августа 2016 года № 08/01 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 16 ФИО2» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения.

Решение не вступило в законную силу.

Судья (подпись)