ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1871/19 от 15.11.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2019 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Матвеевой О.Ю.

с участием прокурора Устиновой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1871/2019 по административному исковому заявлению Явкина А.А, о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

представителя Явкина А.А. по доверенности Екатеринчевой Т.Л.,

представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Муртазина Ф.Р.,

У с т а н о в и л :

Явкин А.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим пункта 462 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года № 3258, пункта Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, пункта Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, пункта Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, пункта Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608.

Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером: , расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный объект недвижимости является частью здания жилого дома и его площадь менее 20 % от общей площади здания, кроме того, нежилое помещение собственником лично не используется. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Екатеринчева Т.Л. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р. возражал против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечни как объект бытового обслуживания, поскольку в нем располагается салон красоты.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц государственное бюджетное учреждение «Центр размещения рекламы», Рязанова А.А. не направил в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить частично.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с частью 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года № 3258 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, в пункт 462 которого включено нежилое помещение с кадастровым номером .

Приказом министерства от 30 ноября 2015 года № 3033 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.

Приказом министерства от 25 декабря 2015 года № 3265 в приказ от 30 ноября 2015 года № 3033 внесены изменения, в соответствии с которыми в пункт включено вышеуказанное нежилое помещение.

Указанное помещение включено в пункт Перечня, утвержденного приказом министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 на 2017 год, в пункт Перечня на 2018 год, в пункт Перечня на 2019 год.

Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года № 3258 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 28.11.2014, в издании "Волжская коммуна", N 316(29168), 02.12.2014.

Приказ министерства от 30 ноября 2015 года № 3033 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313(29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316(29862), 29.11.2016 (продолжение), "Волжская коммуна", N 318(29864), 30.11.2016 (продолжение).

Приказ министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313(29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316(29862), 29.11.2016 (продолжение), "Волжская коммуна", N 318(29864), 30.11.2016 (продолжение).

Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)), в издании "Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), в издании "Волжская коммуна", N 285(30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), в издании "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

Приказ от 29 октября 2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Явкину А.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 147,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 7 июня 2013 года.

По сведениям кадастрового паспорта указанное нежилое помещение имеет назначение – нежилое.

Указанное помещение располагается в здании жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой.

Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположено здание жилого дома, имеет вид разрешенного использования: для строительства жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой.

Таким образом, сведения из Единого государственного реестра недвижимости и о виде разрешенного использования земельного участка не позволяли министерству включить нежилое помещение в Перечни.

На момент включения объекта недвижимости в Перечни на 2015, 2016, 2017, 2018 годы обследование нежилого помещения на предмет его фактического использования не проводилось.

Согласно договору аренды 2 августа 2017 года данное помещение было предоставлено в аренду под детский центр «Искорки» для организации занятий хореографией, вокалом. Срок договора аренды - с 1 сентября 2017 года по 31 июля 2018 года.

Деятельность по организации занятий хореографией, вокалом, осуществляемая в нежилом помещении по вышеуказанному договору аренды, не относится к бытовым услугам, сведения об использовании данного помещения в 2015, 2016 годах суду не предоставлены.

Административный ответчик, на которого возложена обязанность доказывания обоснованности включения объекта недвижимости в Перечни, не предоставил доказательств использования данного помещения в 2015, 2016, 2017, а также на дату утверждения Перечня на 2018 год, как объекта бытового обслуживания.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования о признании недействующими Перечней на 2015, 2016, 2017, 2018 год в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером , подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм /2015, 2016, 2017, 2018 г.г./, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

В ходе осмотра нежилого помещения, выполненного государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр размещения рекламы» 24 апреля 2019 года, установлено, что в нежилом помещении с кадастровым номером располагается централизованное приемное помещение площадью 12,1 кв. м, салон красоты площадью 39,3 кв. м., помещение для размещения мебели площадью 40,7 кв. м., пустое помещение площадью 5,8 кв. м., архив площадью 4,9 кв. м, комната приема пищи площадью 7,1 кв. м., санузел площадью 2,9 кв. м, коридор, лестница площадью 35,9 кв. м.

Согласно фотографий, являющихся приложением к акту осмотра, на нежилом помещении размещена вывеска с указанием выполняемых услуг: макияж, прически, ресницы, брови, время работы салона.

Согласно договора аренды помещения, заключенного 25 апреля 2018 года с Рязановой А.А., помещение предоставлено для услуг обучения косметологии.

Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Рязановой А.А. (после смены фамилии - Тюмченковой А.А.) является предоставление парикмахерских услуг.

В соответствии с ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденным приказом Росстандарта Российской Федерации от 31 января 2014 года № 14-ст, кодом 96.02.2 предусмотрено предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты включает: предоставление услуги по простому и сложному гриму лица, макияжу; окраску бровей и ресниц, коррекцию формы бровей, наращивание ресниц, завивке ресниц; косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств;- гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж; косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода; маникюрные услуги; комплексный уход за кожей кистей рук; наращивание ногтей; педикюрные услуги; комплексный уход за кожей стоп; предоставление прочих косметических услуг: услуги СПА-ухода по телу, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р код 96.02.2 включен в перечень кодов видов экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.

Площадь помещения, именуемого как салон красоты, составляет 39,3 кв. м., что от общей площади помещения составляет более 20 % (26,62 %).

В связи с изложенным оснований для признания недействующим Перечня на 2019 год в части включения в него нежилого помещения с кадастровым номером не имеется, поскольку включение его в Перечень на 2019 год произведено по критерию фактического использования нежилого помещения как объекта бытового обслуживания.

Доводы представителя административного истца о том, что нежилое помещение используется для обучения косметологии, не могут быть приняты судом во внимание.

Из пояснений свидетеля ФИО1 следует, что в ходе осмотра данного помещения не было установлено признаков того, что в спорном нежилом помещении производится обучение ( в помещении отсутствовали столы, интерактивные доски).

Доводы представителя административного истца о том, что вышеуказанный объект недвижимости не может быть включен в Перечень в связи с тем, что его площадь менее 20 % от общей площади здания, не могут быть приняты во внимание, поскольку соотношение площади объекта общественного питания определяется не от общей площади здания жилого дома, а от общей площади нежилого помещения, включенного в Перечни.

Вопреки доводам представителя административного истца не использование нежилого помещения в качестве объекта бытового обслуживания самим собственником не имеет правового значения для рассмотрения данного спора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Явкина А.А, удовлетворить частично.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года № 3258, в части включения в него в пункт 462 нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, в части включения в него в пункт нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в пункт нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017года № 1647, в части включения в пункт нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2019 года.