ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-187/2015 от 03.11.2015 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

дело № 3а-187/2015

Решение

Именем Российской Федерации

3 ноября 2015 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Бурова А.И.,

при секретаре Зеленцовой Н.З.,

с участием: прокурора Б.О.Л., представителя Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики С.А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании недействующим приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лесохозяйственных регламентов», в части,

у с т а н о в и л :

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лесохозяйственных регламентов», в части (далее по тексту – «приказ Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ», «оспариваемый приказ».

Заявление мотивировано тем, что приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ утверждены лесохозяйственные регламенты ГУ УР «Вавожское лесничество», ГУ УР «Воткинское лесничество», ГУ УР «Граховское лесничество», ГУ УР «Игринское лесничество», ГУ УР «Камбарское лесничество», ГУ УР «Каракулинское лесничество», ГУ УР «Кезское лесничество», ГУ УР «Кизнерское лесничество», ГУ УР «Сарапульское лесничество», ГУ УР «Селтинское лесничество», ГУ УР «Увинское лесничество», ГУ УР «Юкаменское лесничество», ГУ УР «Яганское лесничество».

Приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменении в лесохозяйственные регламенты лесничеств» внесены изменения в лесохозяйственные регламенты Вавожского, Воткинского, Граховского, Игринского, Камбарского, Каракулинского, Кезского, Кизнерского, Сарапульского, Селтинского, Увинского, Юкаменского, Яганского лесничеств, которые изложены в новой редакции.

Оспариваемым приказом в лесохозяйственных регламентах лесничеств установлены нормативы и сроки разрешенного использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов, ограничения использования лесов на территории лесничества. Лесохозяйственный регламент обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами (ст.87 Лесного Кодекса РФ).

Приказом установлены нормы, направленные на регулирование общественных отношений и установление правил поведения субъектов экономической деятельности, граждан, органов исполнительной власти в сфере использования лесов, которые являются обязательными.

Таким образом, оспариваемый приказ содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на многократное применение, и распространяется на неопределенный круг лиц.

Приказ размещен в сети «Интернет» на официальном сайте Минлесхоза УР http://www.minlesudm.ru (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), тем самым обеспечена возможность ознакомления с этим актом тех лиц, права и свободы которых он затрагивает, что является целью опубликования нормативного правового акта и свидетельствует о соблюдении порядка опубликования (обнародования) оспариваемого приказа.

Приказ Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ внесен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации №<данные изъяты>

На момент издания приказа, Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее – Минлесхоз УР) действовало на основании Положения (утвержденного постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ).

На момент обращения в суд Минлесхоз УР действует на основании Положения (утвержденного постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ).

Приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лесохозяйственных регламентов» противоречит требованиям федеральных нормативных правовых актов и подлежит признанию недействующим в части по следующим основаниям.

Правительством Удмуртской Республики постановлением от ДД.ММ.ГГГГ создан природный парк «Усть-Бельск», определен его режим. В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9 Положения о природном парке «Усть-Бельск» он является особо охраняемой природной территорией регионального значения, в границах которой выделены зоны заказного режима, рекреации, традиционного хозяйствования, имеющие экологическое (природоохранное) и рекреационное назначение, и соответственно этому установлены запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Общая площадь природного парка – 1770 га.

Установленный режим охраны и пользования на территории парка обязаны соблюдать все без исключения физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, находящихся на территории природного парка.

Задачами природного парка являются сохранение природных ландшафтов, создание условий для отдыха и сохранения рекреационных ресурсов, охраны и воспроизводство лесов, растительного и животного мира.

На территории природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, в том числе, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почв и растительного покрова, изменения гидрологического режима; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач, других коммуникаций, строительство и эксплуатация хозяйственных, общественных и жилых объектов, не связанных с функционированием природного парка; рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира.

Согласно п.2 Положения о природном парке «Усть-Бельск», письму Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ парк расположен на землях лесного фонда Каракулинского лесничества, в частности, в кварталах 74 (выд.8), 80 (выд.2-4, 6-8, 10-18, 20-22, 24-30, 32-25, 40-42, 44-59, 82), 82 (выд.4-6, 8, 10, 12-14, 16-19, 21023, 25, 28, 29, 31, 33-37, 40, 42, 44, 46, 48, 51, 54, 55, 59-63, 66-68, 71, 72, 75-80, 83, 85, 86, 136).

При этом в таблице 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.6 лесохозяйственного регламента Каракулинского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ) указанные выше лесные участки, по целевому назначению лесов отнесены к эксплуатационным лесам (письмо Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ), что противоречит ст.ст.12, 102, 103 ЛК РФ, поскольку цели освоения и правовой режим эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания и режиму особой охраны природного парка «Усть-Бельск».

Правительством Удмуртской Республики постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ) установлен памятник природы «Михайловское клюквенное болото», определен режим его особой охраны.

В соответствии с п.п. 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15 Положения о памятнике природы регионального значения «Михайловское клюквенное болото» (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ) основной целью создания Памятника природы и его задачей является сохранение в естественном состоянии природного болотного комплекса, ценного в экологическом, научно-познавательном и эстетическом отношениях. На территории Памятника природы запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности Памятника природы, в том числе, геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых; создание лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных лесным законодательством; заготовка живицы; любое строительство; размещение линейных объектов; промышленная заготовка и сбор ягод, плодов, семян, лекарственного и технического сырья.

На территории Памятника природы разрешается осуществлять использование лесных участков и проводить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом ограничений, установленных Лесохозяйственным регламентом Камбарского лесничества и указанным Положением.

Установленный режим особой охраны и использования территории Памятника природы обязаны соблюдать все физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы лесных участков, находящихся в границах Памятника природы.

Согласно п.п.4, 5 Положения о памятнике природы регионального значения «Михайловское клюквенное болото» (утвержденного постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ) памятник природы расположен на землях лесного фонда Камбарского лесничества в кварталах 145 (выдел 9), 146 (выдел 7), площадь 12 га. Сведения о местоположении границ памятника внесены в государственный кадастр недвижимости.

При этом в таблице 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.6 лесохозяйственного регламента Камбарского лесничества (утвержденного приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ) указанные лесные участки, расположенные в кварталах 145, 146, по целевому назначению лесов отнесены к эксплуатационным лесам (письмо Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ), что противоречит ст.ст.12, 102, 103 ЛК РФ, поскольку цели освоения и правовой режим эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания и режиму особой охраны памятника природы «Михайловское клюквенное болото».

В таблице 5 «Виды разрешенного использования лесов» раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Камбарского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ) в кварталах 145, 146 разрешена заготовка живицы, что противоречит ст.27 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.9 Положения о памятнике природы регионального значения «Михайловское клюквенное болото» (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ).

Правительством Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ) установлен памятник природы регионального значения «Заякинская кедровая роща».

В соответствии с п.6, 7, 8, 9, 11, 13, 14 Положения о памятнике природы регионального значения «Заякинская кедровая роща» (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ) основной целью создания Памятника природы является сохранение в естественном состоянии участка леса, особо ценного по породному составу, эталона интродуцированной лесокультуры кедра, имеющего научно-познавательное и культурно-историческое значение. На территории Памятника природы запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, влекущая за собой нарушение его сохранности, в том числе, геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых; создание лесоперерабатывающей инфраструктуры; заготовка древесины (за исключением рубок, необходимых для сохранения и формирования лесных насаждений Памятника природы); заготовка живицы; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, изменение гидрологического режима; любое строительство; размещение линейных объектов; промышленная заготовка и сбор ягод, плодов, семян, лекарственного и технического сырья; деятельность, влекущая за собой нарушение условий произрастания и обитания объектов растительного и животного мира; прогон и выпас сельскохозяйственных животных.

На территории Памятника природы разрешается осуществлять использование лесных участков и проводить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом ограничений, установленных лесохозяйственным регламентом Игринского лесничества и пунктом 8 Положения о памятнике природы. Организация использования лесных участков, расположенных в границах Памятника природы, их охраны, защиты, воспроизводства осуществляется Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики.

Установленный режим особой охраны и использования территории Памятника природы обязаны соблюдать все физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы лесных участков, находящихся в границах Памятника природы.

В соответствии с п.п.3, 4, 5 Положения о памятнике природы регионального значения «Заякинская кедровая роща» (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ) памятник расположен на землях лесного фонда в квартале 45 (выделы 10, 11) Зуринского участкового лесничества Игринского лесничества, площадь памятника 10,4285 га, сведения о местоположении границ памятника внесены в государственный кадастр недвижимости.

При этом в таблице 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.6 лесохозяйственного регламента Игринского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ) указанные лесные участки, расположенные в квартале 45 Зуринского участкового лесничества, по целевому назначению лесов отнесены к эксплуатационным лесам (письмо Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ), что противоречит ст.ст.12, 102, 103 ЛК РФ, поскольку цели освоения и правовой режим эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания и режиму особой охраны памятника природы «Заякинская кедровая роща».

Постановлением Совета Министров УАССР от 11.11.1986 №329 «Об утверждении Правил и сроков охоты на территории Удмуртской АССР», постановление Совета Министров Удмуртской АССР от 09.09.1983 № 264 «О дополнительных мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства Удмуртской АССР» установлены особо охраняемые природные территории регионального значения: Валамазский государственный охотничий бобровый заказник, Казанский государственный охотничий комплексный заказник, Кулигинский государственный охотничий бобровый заказник, Областновский государственный охотничий комплексный заказник, Пестеринский государственный охотничий бобровый заказник, Салинский государственный охотничий комплексный заказник, определен режим их особой охраны.

На момент рассмотрения дела в суде границы заказников и их режим установлены постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР». На территории заказников запрещается, в частности, промысловая, любительская и спортивная охота; промышленное рыболовство; сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений на участках с особым режимом использования; предоставление земельных участков вне границ населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, а также для садоводства и огородничества; иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории и причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.

Согласно подп.1 п.24 постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ, информации Минлесхоза УР (письмо ДД.ММ.ГГГГ):

Валамазский заказник расположен на землях лесного фонда Селтинского лесничества Головизнинского участкового лесничества в кварталах 17, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 45, 46, 47, 48, 49, Сардыкского участкового лесничества в кварталах 9, 10, 18, 19, 20, 21, 22, 29, 30, 31, 32, 40, 41, 42, 43, Нозинского участкового лесничества в кварталах 98, 99, 100, 101, 110, 111, 62, 63, 64, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 1, 2, 3, 4, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 112, 113, 16, 17, 115, 117, 121, 125, Копкинского участкового лесничества в кварталах 135, 136, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 150, 161, 162, 163;

Казанский заказник расположен на землях лесного фонда Кизнерского лесничества Ягульского участкового лесничества в кварталах 9, 19, 20, 21, 33, 34, 35, 36, 50, 51, 52, 53, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 89, 90, 108, 109, Саракузского участкового лесничества в кварталах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 35, 41, 42, 49, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 111, 113, 114, 115; Вавожского лесничества Волипельгинского участкового лесничества в кварталах 84, 85, 86, 95, 97, 98, 101;

Кулигинский заказник расположен на землях лесного фонда Кезского лесничества Кулигинского участкового лесничества в кварталах 1, 2. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 91, 92, 93, 94, 95, 102, 103, 108, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126;

Областновский заказник расположен на землях лесного фонда Увинского лесничества Областновского участкового лесничества в кварталах 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 191, 192, 193, 194, 195, Нылгинского участкового лесничества в кварталах 2, 3, 4, 5;

Пестеринский заказник расположен на землях лесного фонда Игринского лесничества Ново-Зятцинского участкового лесничества в кварталах 1, 35, 18, 36, 37, 55, 56, 73, 74, 75, 76, 77,

Салинский заказник расположен на землях лесного фонда Игринского лесничества Ново-Зятцинского участкового лесничества в кварталах 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, Пионерского участкового лесничества в кварталах 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 42, 43, 44, 45, 46, 47, Менильского участкового лесничества в кварталах 65, 66, 67, 85, 86, 87, 105, 106, 107, 108, 109, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 138, 139, 140, 141, 142, 143.

При этом в таблицах 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пунктов 1.1.6 лесохозяйственных регламентов Селтинского, Кизнерского, Вавожского, Кезского, Увинского, Игринского лесничеств (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ) указанные выше лесные участки по целевому назначению лесов отнесены к эксплуатационным лесам (письмо Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ), что противоречит ст.ст.12, 102, 103 ЛК РФ, поскольку цели освоения и правовой режим эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания и режиму особой охраны указанных государственных охотничьих заказников.

Оспариваемыми региональными нормами не исключаются сплошные и выборочные рубки с целью заготовки древесины, заготовка живицы, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и иные предусмотренные ст.25 ЛК РФ виды использования лесов на указанных особо охраняемых природных территориях, что противоречит требованиям ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому особо охраняемые природные территории изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.

Отнесение оспариваемыми нормами указанных лесных участков к эксплуатационным лесам противоречит ст.ст.102, 103 ЛК РФ, предусматривающим прямое отнесение лесов, расположенных на ООПТ, к защитным лесам.

Кроме того, в нарушение ч.7 ст.87 Лесного Кодекса РФ, подп.1 п.5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (утв. приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ) в лесохозяйственных регламентах, утвержденных приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ, в поквартальных картах-схемах подразделения лесов по целевому назначению не нанесены местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Так, в Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Каракулинского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесено местоположение природного парка «Усть-Бельск».

В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Камбарского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесено местоположение памятника природы «Михайловское клюквенное болото».

В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Игринского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение памятника природы «Заякинская кедровая роща», Пестеринского и Салинского государственных охотничьих заказников, местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении к регламенту.

В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Селтинского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника, местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении к регламенту.

В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Кизнерского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение Казанского государственного охотничьего комплексного заказника, местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении к регламенту.

В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Вавожского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение Казанского государственного охотничьего комплексного заказника.

В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Кезского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение Кулигинского государственного охотничьего бобрового заказника, местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении к регламенту.

В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Увинского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение Областновского государственного охотничьего комплексного заказника, местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении к регламенту.

В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Воткинского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении к регламенту.

В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Граховского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении к регламенту.

В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Юкаменского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении к регламенту.

В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Яганского лесничества (приложение к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении к регламенту.

Прокурор обращается в суд в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Удмуртской Республики. Оспариваемыми нормами нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия (ст.42 Конституции РФ) и интересы Удмуртской Республики как создателя природного парка «Усть-Бельск», памятников природы «Михайловское клюквенное болото», «Заякинская кедровая роща» и государственных охотничьих заказников.

В результате предусмотренного оспариваемыми региональными нормами использования находящихся на ООПТ лесов в целях эксплуатационного освоения, невозможно обеспечить соблюдение режима особой охраны указанных территорий, установленных запретов и ограничений деятельности на этой территории, напротив созданы условия для уничтожения и повреждения природных комплексов, незаконного размещения объектов, не предусмотренных режимом особой охраны, и иного незаконного использования указанных территорий, что ведет к утрате экологической ценности этой территории для сохранения, восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического баланса, что противоречит положениям 42 Конституции Российской Федерации, абз.1, 2, 3 ст.3, ст.11, 58, 59Федерального закона «Об охране окружающей среды» ст.58, 59 ФЗ «Об охране окружающей среды».

С учетом уточнения требований, прокурор просил признать приказ Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лесохозяйственных регламентов»:

1) недействующим со дня его принятия в части:

приложений к лесохозяйственным регламентам Каракулинского, Камбарского, Игринского, Селтинского, Кизнерского, Вавожского, Кезского, Увинского, Воткинского, Граховского, Юкаменского, Яганского лесничеств;

включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей

таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» лесохозяйственного регламента Каракулинского лесничества в границах природного парка Усть-Бельск;

включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей

таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» лесохозяйственного регламента Селтинского лесничества в границах Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника;

включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей

таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» лесохозяйственного регламента Кизнерского лесничества в границах Казанского государственного охотничьего комплексного заказника;

включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей

таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» лесохозяйственного регламента Кезского лесничества в границах Кулигинского государственного охотничьего бобрового заказника;

включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей

таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» лесохозяйственного регламента Увинского лесничества в границах Областного государственного охотничьего комплексного заказника;

включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей

таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» лесохозяйственного регламента Игринского лесничества в границах Пестеринского государственного охотничьего бобрового заказника и Салинского государственного охотничьего комплексного заказника;

2) недействующим с ДД.ММ.ГГГГ в части:

слов: 145, 146 и 24859 в графе 2 «Всего по лесничеству», графах 3 и 4 «Участковые лесничества» Нет участковых лесничеств. Номера кварталов или их частей. Площадь, га» строки «Эксплуатационные леса» таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.6 лесохозяйственного регламента Камбарского лесничества;

слов: 39137, 145, 146 в графе 2 «Всего по лесничеству», графах 3 и 4 «Участковые лесничества» Нет участковых лесничеств. Номера кварталов или их частей. Площадь, га» строки Заготовка живицы таблицы 5 «Виды разрешенного использования лесов» раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Камбарского лесничества;

3) недействующим с ДД.ММ.ГГГГ в части:

слов 45 и 20046 в графах 5, 6 «Участковые лесничества. Зуринское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га» строки «Эксплуатационные леса» таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.6 положения лесохозяйственного регламента Игринского лесничества.

На заявление прокурора поступил отзыв Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, в котором высказана позиция о не согласии с требованиями. В обоснование позиции указано на то, что в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ при создании особо охраняемой природной территории регионального значения, орган власти, принявший решение о его создании, обязан направить в орган государственного кадастра решение о создании особо охраняемой природной территории и документ, определяющий его режим или границы (положение, паспорт), а кадастровый орган обязан внести соответствующие сведения в документы государственного кадастра недвижимости.

На момент рассмотрения дела границы земельного участка установлены только в отношении памятника природы регионального значения «Михайловское клюквенное болото», а также памятника природы регионального значения «Заякинская кедровая роща».

Границы охотничьих заказников не возможно установить в натуре, поскольку описание границ земельных участков указывают на ориентиры, которые к настоящему времени либо перестали существовать, либо не являются постоянными.

Кроме того, ссылаясь на положения статей 82, 87, 102 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшего на момент принятия оспариваемых прокурором регламентов), пункт 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действующего в настоящее время) Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ. Что, по их мнению, позволяет сделать вывод об отсутствии полномочий у органов власти субъектов Российской Федерации по отнесению лесов к защитным лесам и установления их границ.

Так же, указывают на то, что в соответствии с положениями ст.2 и 23 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, на которых созданы особо охраняемые природные территории регионального значения, должны быть переведены в категорию земель «земли особо охраняемых территорий и объектов». При этом, ни один из земельных участков, занятых объектами особо охраняемых природных территорий, указанными в заявлении прокурора, не переведен в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов».

Определение границ защитных лесов на момент разработки лесохозяйственных регламентов осуществлялось в соответствии с положениями ст.8 Федерального закона «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации». На сегодняшний день границы защитных лесов соответствуют сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре.

Внесение изменений в документированную информацию, содержащуюся в реестре, осуществляется в установленном порядке.

Таким образом, сведения государственного лесного реестра формируются на основании документируемой информации предоставляемой в Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики различными органами государственной власти в пределах их компетенции, специализированными организациями и лицами, использующими леса.

Основу сведений о составе земель лесного фонда, составе змель иных категорий, на которых расположены леса, составляют сведения о зарегистрированных права на лесные участки в составе земель лесного фонда, данные государственного кадастра недвижимости о лесных участках, поставленных на государственный кадастровый учет.

Основу сведений о границах эксплуатационных лесов составляют сведения, установленные Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении лесов на территории Удмуртской Республики к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ».

Таким образом, по мнению Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, для внесения изменений в государственный лесной реестр необходимо наличие ряда правовых оснований, а именно: внесение соответствующих изменений в сведения государственного кадастрового учета на земельные участки, занимаемые особо охраняемыми природными территориями; внесение изменений в Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ и материалы лесоустройства. Только после этого возможно внесение изменений в сведения государственного лесного реестра и соответственно в лесохозяйственные регламенты лесничеств.

Поскольку, по состоянию на момент рассмотрения дела границы земельных участков, занимаемых особо охраняемыми природными территориями не установлены, перевод из одной категорию в другую не произведен, следовательно, оснований для внесения изменений в государственный лесной реестр и в лесохозяйственные регламенты лесничеств не имеется.

В судебном заседании прокурор Б.О.Л. на удовлетворении требований настаивала по доводам заявления.

Пояснила, что уточнение требований обусловлено тем, что большинство (за исключением ООПТ -«Михайловское клюквенное болото» и «Заякинская кедровая роща») особо охраняемых природных территорий УР не описаны поквартально, тогда как в регламентах границы лесничеств и леса описаны поквартально.

Относительно возражений, изложенных Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики письменно, пояснила следующее. Несогласие с доводом административного ответчика в части того, что в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях, ненадлежащем описании границ особо охраняемых территорий мотивировала тем, что отсутствие сведений о местоположении границ особо охраняемых природных территорий в государственном кадастре недвижимости не свидетельствует о правильности включения лесных участок в границах таких территорий к эксплуатационным лесам.

Не согласна и с возражением административного ответчика, основанном на не переводе земель, занятых особо охраняемыми природными территориями, из категории земель лесного фонда в категорию особо охраняемых территорий и объектов, как на препятствие к удовлетворению заявления. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не запрещено создание особо охраняемых природных территорий на землях лесного фонда.

Позиция о некомпетентности Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики внести изменения в оспариваемы регламенты, опровергается ими со ссылкой на положения ст.83 Лесного кодекса РФ (разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов – полномочие осуществляемое органами исполнительной власти субъектом РФ).

Не согласен прокурор с и позицией Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики и с тем, что правильность определения защитных лесов в оспариваемых регламентах основана на положениях ст.8 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», поскольку такая позиция не опровергает довод, изложенных в административном исковом заявлении.

Кроме того, полагала, что в связи с признанием недействующими отдельных положений лесохозяйственных регламентов лесничеств останутся неурегулированными правоотношения по режиму лесных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях, что повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Удмуртской Республики. Соответственно, на административного ответчика суд должен возложить обязанность по урегулированию таких отношений на основании ч.4 ст.216 КАС РФ.

В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики С.А.Н. пояснил, что ими не оспаривается обоснованность требований прокурора, поскольку действительно, с учетом уточненных требований, леса, расположенные на особо природных охраняемых территориях включены в эксплуатационные леса, что противоречит закону. Однако, полагают, что для приведения в соответствие с требованиями Закона положений регламентов необходимо не менее пяти лет. Это связано с тем, что для включения лесов, находящихся на особо охраняемых природных территориях в состав защитных лесов необходимо проведение лесоустроительных работ. На текущий год в бюджете финансирование этих работ не предусмотрено. Не запланировано оно и на будущий год. После выделения необходимых финансовых ресурсов потребуется проведение процедур, связанных с соблюдением процедур по заключению государственных контрактов и выполнение самих работ. Только после этого возможно фактическое включение лесов, находящихся на особо охраняемых природных территориях в состав защитных лесов.

Заслушав объяснения прокурора и представителя административного ответчика, проверив соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с ч.7-9 ст. 213 КАС РФ, разъяснениями, изложенными в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. Суд выясняет в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

На основании ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждены лесохозяйственные регламенты ГУ УР «Вавожское лесничество», ГУ УР «Воткинское лесничество», ГУ УР «Граховское лесничество», ГУ УР «Игринское лесничество», ГУ УР «Камбарское лесничество», ГУ УР «Каракулинское лесничество», ГУ УР «Кезское лесничество», ГУ УР «Кизнерское лесничество», ГУ УР «Сарапульское лесничество», ГУ УР «Селтинское лесничество», ГУ УР «Увинское лесничество», ГУ УР «Юкаменское лесничество», ГУ УР «Яганское лесничество».

Приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменении в лесохозяйственные регламенты лесничеств» внесены изменения в лесохозяйственные регламенты Вавожского, Воткинского, Граховского, Игринского, Камбарского, Каракулинского, Кезского, Кизнерского, Сарапульского, Селтинского, Увинского, Юкаменского, Яганского лесничеств, которые изложены в новой редакции.

Оспариваемый приказ содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на многократное применение, и распространяется на неопределенный круг лиц, поскольку устанавливает нормативы и сроки разрешенного использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов, ограничения использования лесов на территории лесничества, лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами (ст.87 Лесного Кодекса РФ).

В соответствии со ст.7 (ч.2.1) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" общедоступная информация о деятельности государственных органов предоставляется государственными органами неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.

Согласно ст.13 (ч.1 п.2) названного Федерального закона информация о деятельности государственных органов, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, в том числе, нормативные правовые акты, изданные государственным органом.

Приказ размещен в сети «Интернет» на официальном сайте Минлесхоза УР http://www.minlesudm.ru (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), тем самым обеспечена возможность ознакомления с этим актом тех лиц, права и свободы которых он затрагивает, что является целью опубликования нормативного правового акта и свидетельствует о соблюдении порядка опубликования (обнародования) оспариваемого приказа (п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативным правовых актов полностью или в части»).

Приказ Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ внесен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации №RU18000200800523.

На момент издания приказа, Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее – Минлесхоз УР) действовало на основании Положения (утвержденного постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с п.1, подп.1 п.14 которого Минлесхоз УР являлся исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику в области лесных отношений и осуществляющим управление государственным имуществом в сфере лесного хозяйства на территории Удмуртской Республики, а также по нормативно-правовому регулированию по вопросам в соответствии со своими функциями и видами деятельности. К функциям Минлесхоза УР отнесена разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.

На момент обращения в суд Минлесхоз УР действует на основании Положения (утвержденного постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с п.1, подп.2 п.8 которого Минлесхоз УР является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесных отношений. К полномочиям Минлесхоза УР отнесено принятие в форме приказов нормативным правовых актов по утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств.

Таким образом, приказ Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ является нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятым в пределах компетенции, официально опубликован.

Судом установлено, что на территории Удмуртской Республики имеются следующие особо охраняемые природные территории.

Правительством Удмуртской Республики постановлением от ДД.ММ.ГГГГ создан природный парк «Усть-Бельск», определен его режим. В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9 Положения о природном парке «Усть-Бельск» он является особо охраняемой природной территорией регионального значения, в границах которой выделены зоны заказного режима, рекреации, традиционного хозяйствования, имеющие экологическое (природоохранное) и рекреационное назначение, и соответственно этому установлены запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Общая площадь природного парка – 1770 га.

Установленный режим охраны и пользования на территории парка обязаны соблюдать все без исключения физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, находящихся на территории природного парка.

Задачами природного парка являются сохранение природных ландшафтов, создание условий для отдыха и сохранения рекреационных ресурсов, охраны и воспроизводство лесов, растительного и животного мира.

На территории природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, в том числе, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почв и растительного покрова, изменения гидрологического режима; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач, других коммуникаций, строительство и эксплуатация хозяйственных, общественных и жилых объектов, не связанных с функционированием природного парка; рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира.

Согласно п.2 Положения о природном парке «Усть-Бельск», парк расположен на землях лесного фонда Каракулинского лесничества.

Правительством Удмуртской Республики постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ) установлен памятник природы «Михайловское клюквенное болото», определен режим его особой охраны.

В соответствии с п.п. 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15 Положения о памятнике природы регионального значения «Михайловское клюквенное болото» (утв. постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ) основной целью создания Памятника природы и его задачей является сохранение в естественном состоянии природного болотного комплекса, ценного в экологическом, научно-познавательном и эстетическом отношениях. На территории Памятника природы запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности Памятника природы, в том числе, геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых; создание лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных лесным законодательством; заготовка живицы; любое строительство; размещение линейных объектов; промышленная заготовка и сбор ягод, плодов, семян, лекарственного и технического сырья.

На территории Памятника природы разрешается осуществлять использование лесных участков и проводить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом ограничений, установленных Лесохозяйственным регламентом Камбарского лесничества и указанным Положением.

Установленный режим особой охраны и использования территории Памятника природы обязаны соблюдать все физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы лесных участков, находящихся в границах Памятника природы.

Согласно п.п.4, 5 Положения о памятнике природы регионального значения «Михайловское клюквенное болото» (утвержденного постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ) памятник природы расположен на землях лесного фонда Камбарского лесничества в кварталах 145 (выдел 9), 146 (выдел 7), площадь 12 га. Сведения о местоположении границ памятника внесены в государственный кадастр недвижимости.

Правительством Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ) установлен памятник природы регионального значения «Заякинская кедровая роща».

В соответствии с п.6, 7, 8, 9, 11, 13, 14 Положения о памятнике природы регионального значения «Заякинская кедровая роща» (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ) основной целью создания Памятника природы является сохранение в естественном состоянии участка леса, особо ценного по породному составу, эталона интродуцированной лесокультуры кедра, имеющего научно-познавательное и культурно-историческое значение. На территории Памятника природы запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, влекущая за собой нарушение его сохранности, в том числе, геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых; создание лесоперерабатывающей инфраструктуры; заготовка древесины (за исключением рубок, необходимых для сохранения и формирования лесных насаждений Памятника природы); заготовка живицы; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, изменение гидрологического режима; любое строительство; размещение линейных объектов; промышленная заготовка и сбор ягод, плодов, семян, лекарственного и технического сырья; деятельность, влекущая за собой нарушение условий произрастания и обитания объектов растительного и животного мира; прогон и выпас сельскохозяйственных животных.

На территории Памятника природы разрешается осуществлять использование лесных участков и проводить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом ограничений, установленных лесохозяйственным регламентом Игринского лесничества и пунктом 8 Положения о памятнике природы. Организация использования лесных участков, расположенных в границах Памятника природы, их охраны, защиты, воспроизводства осуществляется Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики.

Установленный режим особой охраны и использования территории Памятника природы обязаны соблюдать все физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы лесных участков, находящихся в границах Памятника природы.

В соответствии с п.п.3, 4, 5 Положения о памятнике природы регионального значения «Заякинская кедровая роща» (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ) памятник расположен на землях лесного фонда в квартале 45 (выделы 10, 11) Зуринского участкового лесничества Игринского лесничества, площадь памятника 10,4285 га, сведения о местоположении границ памятника внесены в государственный кадастр недвижимости.

Постановлением Совета Министров УАССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил и сроков охоты на территории Удмуртской АССР», постановление Совета Министров Удмуртской АССР от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства Удмуртской АССР» установлены особо охраняемые природные территории регионального значения: Валамазский государственный охотничий бобровый заказник, Казанский государственный охотничий комплексный заказник, Кулигинский государственный охотничий бобровый заказник, Областновский государственный охотничий комплексный заказник, Пестеринский государственный охотничий бобровый заказник, Салинский государственный охотничий комплексный заказник, определен режим их особой охраны.

На момент рассмотрения дела в суде границы заказников и их режим установлены постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР». На территории заказников запрещается, в частности, промысловая, любительская и спортивная охота; промышленное рыболовство; сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений на участках с особым режимом использования; предоставление земельных участков вне границ населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, а также для садоводства и огородничества; иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории и причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.

Согласно подп.1 п.24 постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ, Валамазский заказник расположен на землях лесного фонда Селтинского лесничества Головизнинского участкового лесничества, Сардыкского участкового лесничества, Нозинского участкового лесничества, Копкинского участкового лесничества;

Казанский заказник расположен на землях лесного фонда Кизнерского лесничества Ягульского участкового лесничества; Вавожского лесничества Волипельгинского участкового лесничества;

Кулигинский заказник расположен на землях лесного фонда Кезского лесничества Кулигинского участкового лесничества;

Областновский заказник расположен на землях лесного фонда Увинского лесничества Областновского участкового лесничества, Нылгинского участкового лесничества.

Пестеринский заказник расположен на землях лесного фонда Игринского лесничества Ново-Зятцинского участкового лесничества,

Салинский заказник расположен на землях лесного фонда Игринского лесничества Ново-Зятцинского участкового лесничества, Пионерского участкового лесничества, Менильского участкового лесничества.

Давая оценку требованиям прокурора о противоречии федеральному законодательству, оспариваемых им положений приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.

Так, прокурор указывает на несоответствие требованиям федерального законодательства (статьям 6, 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса РФ) таблиц 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» к лесохозяйственным регламентам лесничеств в той части, в какой они включают площади лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях в эксплуатационные леса.

Суд не может не согласиться с такой позицией.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ч.1 ст.10 ЛК РФ).

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (п.1 ч.2 ст.102 ЛК РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заказников (ч.1 ст.103 ЛК РФ). Защитные леса в соответствии с ч.4 ст.12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ч.3 ст.12 ЛК РФ).

Согласно п.2 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (утвержденных приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ) леса, расположенные на ООПТ, относятся к защитным лесам.

Пунктами 8, 14, 15, 18, 19, 20, 21 Особенностей… установлены особые требования к проведению рубок лесных насаждений, очистке лесов от захламления, лесовосстановлению, лесоразведению.

В соответствии со ст.ст.18, 21 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Конкретные особенности, зонирование и режим природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.25, 26, 27 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Кроме того, в соответствии со ст.ст.22, 24 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в заказниках режим особой охраны.

Принимая во внимание цели создания особо охраняемых природных территорий (подробно указано выше), суд находит убедительной позицию прокурора о несоответствии таких целей тем, которые предусмотрены для эксплуатационных лесов (эти леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов).

Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики приводятся доводы о несогласии с позицией прокурора, оценивая их, суд не может с ними согласиться.

Так, представитель административного ответчика указывает на то, что до настоящего времени не выполнены лесоустроительные работы (за исключением территорий памятников регионального значения «Михайловское клюквенное болото» и «Заякинская кедровая роща») по описанию границ особо охраняемых природных территорий на территории Удмуртской Республики. Соответственно, имеющееся описание границ заказников не позволяют установить их в натуре.

Суд установил, что поквартально границы особо охраняемых природных территорий в Удмуртской Республики не установлены, за исключением двух памятников регионального значения - «Михайловское клюквенное болото» и «Заякинская кедровая роща». Однако, признать правильным довод административного ответчика о том, что это является препятствием для удовлетворения административного искового заявления прокурора не может. Прокурор свои требования уточнил, исключив указание на конкретные кварталы, их части и площади в пределах которых расположены леса особо охраняемых природных территорий, поскольку представитель Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики сообщил о не полной достоверности, ранее представленных прокурору сведений о границах заказников, парков и памятников. При таких обстоятельствах, указываемое административным ответчиком обстоятельство не свидетельствует о необоснованности позиции прокурора.

Позиция Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики о том, что в силу компетенции федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации вопросы отнесения лесов к защитным и установление их границ, отнесены к первым, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении лесов на территории Удмуртской Республики к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ» границы лесов на территории Удмуртской Республики определены, их описание совпадает с информацией, содержащейся в нормах, оспариваемого прокурором приказа, судом не признается обоснованной. Федеральным законом не предусмотрено отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным лесам, а подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, и на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"). Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26 октября 2010 года №402 «Об отнесении лесов на территории Удмуртской Республики к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ) официально не опубликован и не прошел государственную регистрацию.

Так же, суд не может согласиться с защитной позицией административного ответчика, в части того, что в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях, соответственно, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется. Суд исходит из того, что ненадлежащее описании границ особо охраняемых территорий и отсутствие сведений о местоположении границ особо охраняемых природных территорий в государственном кадастре недвижимости не свидетельствует о правильности включения лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий в эксплуатационные леса.

Таким образом, суд находит обоснованными требования прокурора в части признания недействующими норм приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лесохозяйственных регламентов» в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в таблице 3 «Распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов).

Кроме того, указание в таблице 5 «Виды разрешенного использования лесов» раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Камбарского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ) в кварталах 145, 146 на то, что там разрешена заготовка живицы противоречит ст.27 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.9 Положения о памятнике природы регионального значения «Михайловское клюквенное болото» (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ).

В данной части, требования прокурора суд находит обоснованными, поскольку оспариваемый приказ допускает использование лесов особо охраняемых природных территорий способами, запрещенными законом.

В структуре лесохозяйственных регламентов Каракулинского, Камбарского, Игринского, Селтинского, Кизнерского, Вавожского, Кезского, Увинского, Воткинского, Граховского, Юкаменского, Яганского лесничеств, утвержденных оспариваемым приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ имеются Приложения 3 «Карта-схема распределения лесов по целевому назначению лесничества».

Прокурор, ссылаясь на положения ч.7 ст.87 ЛК РФ, подп.1 п.5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (утвержден приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ) требует признать недействующими Приложения 3 к каждому, из перечисленных выше, лесохозяйственным регламентам, полностью.

Соглашаясь с противоречием указанных Приложений нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, в полном объеме данные требования прокурора суд признать обоснованными возможности не имеет, в связи со следующим.

Как правильно указывает прокурор в административном исковом заявлении, в поквартальных картах-схемах подразделения лесов по целевому назначению не нанесены местоположения существующих особо охраняемых природных территорий, объекты лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, что противоречит положениям ч.7 ст.87 ЛК РФ, подп.1 п.5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (утвержден приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ).

Однако, помимо сведений на которые указывает прокурор, имеется иная информация о несоответствии которой прокурором по настоящему делу требования не заявляются (сведения об эксплуатационных лесах в той части, на которую не налагаются участки лесов, располагающихся на особо охраняемых природных территориях). Суд также не усматривает незаконности указания таких сведений.

Судом, не установлено того, что на территории Каракулинского, Камбарского, Игринского, Селтинского, Кизнерского, Вавожского, Кезского, Увинского, Воткинского, Граховского, Юкаменского, Яганского лесничеств планируется создание новых особо охраняемых природных территорий.

Соответственно, данное требование прокурора подлежит удовлетворению лишь в части не отражения в приложениях к лесохозяйственным регламентам Каракулинского, Камбарского, Игринского, Селтинского, Кизнерского, Вавожского, Кезского, Увинского, Воткинского, Граховского, Юкаменского, Яганского лесничеств сведений об особо охраняемых природных территориях, объектах лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектах, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В силу положений части 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Поскольку в связи с удовлетворением требований прокурора устанавливается правовая неурегулированность вопросов, подлежащих отражению в лесохозяйственном регламенте в части лесов находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, что может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики следует возложить обязанность по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего приказ Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лесохозяйственных регламентов», в части, признанной настоящим решением недействующей.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Суд установил, что оспоренные прокурором положения нормативного правового акта противоречат федеральному закону.

Соответственно на Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики следует возложить обязанность по опубликованию резолютивной части настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 177-180, 215, 216 КАС РФ, суд

решил:

заявленные Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором требования о признании недействующим приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лесохозяйственных регламентов», в части, удовлетворить в части.

Признать приказ Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лесохозяйственных регламентов» недействующим в следующих частях.

Признать недействующими со дня принятия приложения к лесохозяйственным регламентам Каракулинского, Камбарского, Игринского, Селтинского, Кизнерского, Вавожского, Кезского, Увинского, Воткинского, Граховского, Юкаменского, Яганского лесничеств, в части не отражения в них сведений об особо охраняемых природных территориях, объектах лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектах, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» регламента Каракулинского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах природного парка Усть-Бельск;

Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» регламента Селтинского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника;

Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» регламента Кизнерского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах Казанского государственного охотничьего комплексного заказника;

Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» регламента Кезского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах Кулигинского государственного охотничьего бобрового заказника;

Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» регламента Увинского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах Областновского государственного охотничьего комплексного заказника;

Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» регламента Игринского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах Пестеринского государственного охотничьего бобрового заказника и Салинского государственного охотничьего комплексного заказника;

Признать недействующими с ДД.ММ.ГГГГ положения лесохозяйственного регламента Камбарского лесничества в части слов: 145, 146 и 24859 в графе 2 «Всего по лесничеству», графах 3 и 4 «Участковые лесничества» Нет участковых лесничеств. Номера кварталов или их частей. Площадь, га» строки «Эксплуатационные леса» таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.6;

Признать недействующими с ДД.ММ.ГГГГ положения лесохозяйственного регламента Камбарского лесничества в части слов: 39137, 145, 146 в графе 2 «Всего по лесничеству», графах 3 и 4 «Участковые лесничества» Нет участковых лесничеств. Номера кварталов или их частей. Площадь, га» строки Заготовка живицы таблицы 5 «Виды разрешенного использования лесов» раздела 1.2;

Признать недействующими с ДД.ММ.ГГГГ положения лесохозяйственного регламента Игринского лесничества в части слов: 45 и 20046 в графах 5, 6 «Участковые лесничества. Зуринское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га» строки «Эксплуатационные леса» таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.6;

Возложить на Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики обязанность по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего приказ Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лесохозяйственных регламентов», в части, признанной настоящим решением недействующей.

Возложить на Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики обязанность по опубликованию резолютивной части настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики в сети «Интернет».

Апелляционная жалоба на настоящее решение может быть подана в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.И. Буров