дело №а-187/2016
Решение
Именем Российской Федерации
30 сентября 2016 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре З.Н.З., с участием прокурора Б.Т.А., административного истца Г.Н.Д. представителя административного истца К.Н.А. представителей Правительства Удмуртской Республики М.А.В. и Р.Л.И. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Г.Н.Д. о признании недействующим в части постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики",
установил:
Г.Н.Д. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики". Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ Правительство Удмуртской Республики приняло постановление "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики" № № (далее- постановление № №). ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление было опубликовано на официальном сайте <данные изъяты><данные изъяты>
<данные изъяты> оспариваемого постановления установлены границы государственных охотничьих заказников <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>. В соответствии <данные изъяты> постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" заказники являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения (далее- ООПТ) и созданы без ограничения срока действия.
С ДД.ММ.ГГГГ является охотником, имеет охотбилет серия №, имеет автомобиль и водительское удостоверение серия № а на территории заказников запрещается:
промысловая, любительская и спортивная охота, за исключением любительской и спортивной охоты на лося, кабана, медведя, волка, рысь, лисицу, бобра;
промышленное рыболовство, а также нахождение с орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенных к применению при осуществлении любительского и спортивного рыболовства;
сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений на участках с особым режимом использования согласно приложению;
проезд и стоянка автомототранспортных средств вне дорог общего пользования (кроме случаев, связанных с осуществлением производственной деятельности в соответствии с настоящим режимом, проездом автотранспортных средств землевладельцев, землепользователей, собственников и арендаторов земельных и лесных участков, расположенных в границах заказников, а также проведением мероприятий по охране и защите лесов и выполнению задач, предусмотренных подпунктами 3, 4 пункта 25 настоящего постановления);
создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
предоставление земельных участков вне границ населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, а также для садоводства и огородничества;
разрушение нор диких животных и гнезд птиц;
пускание палов, выжигание растительности, за исключением контролируемых отжигов, проводимых в рамках проведения противопожарных мероприятий;
уничтожение или повреждение установленных предупредительных или информационных знаков (карт-схем, панно, аншлагов);
иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории и причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
Считает, что постановление № значительно ограничивает его в правах, в частности, как охотника, а также препятствует свободному перемещению на автомобиле на определенной территории.
Описание границ ООПТ произведено по ориентирам (границам районов и кварталов), которые в реальности не существуют на местности, что вносит неопределенность в применении норм, установленных обжалуемым постановлением.
Кроме того, в постановлением № значительно сокращены площади особо охраняемых природных территорий <данные изъяты> а в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право па благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Считает что постановление № не соответствует нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу:
Пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее- Федеральный закон № 33) которым установлено, что создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона № 33. органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Приказу Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 N 267, которым утвержден порядок описания местоположения границ объектов землеустройства (далее- Порядок). В соответствии с пунктом 1 Порядка, он определяет правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон. Границы государственных охотничьих заказников описаны постановлением 179 с нарушением всех требований Порядка.
Также административный истец считает, что оспариваемое постановление Правительства УР влечет уменьшение площади государственных охотничьих заказников, что в свою очередь повлечет вырубку лесов, уничтожение объектов животного мира. Изменение границ без межевания не позволит гражданину определить с достоверностью территорию заказника.
Просит суд признать <данные изъяты> постановления Правительства УР от <данные изъяты> N № "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики" не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и недействующим со дня его принятия.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного истца исковые требования также поддержал. Суду пояснил, что не ясна цель изменения границ территорий государственных охотничьих заказников, полагает, что ответчик не доказал необходимости уменьшения территории охотничьих заказников и чем это вызвано. По его мнению, это не направлено на сохранение природных ресурсов и влечет для бюджета необоснованные расходы на установление новых границ заказников.
Представители административного ответчика - Правительства Удмуртской Республики М.А.В. и Р.Л.И. исковые требования Г.Н.Д. не признали, просили отказать в их удовлетворении. В объяснениях по существу заявленных требований сослались на доводы письменных возражений, в которых в частности указали следующее. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ принято, подписано, зарегистрировано и опубликовано Правительством УР в пределах установленной компетенции и в установленном законом порядке. Режим ООПТ не менялся, новые ООПТ не создавались. В основу оспариваемого постановления были взяты данные государственного мониторинга состояния животного мира на территории <данные изъяты>. В настоящее время ведется работа по выполнению землеустроительных работ по описанию местоположения границ объектов ООПТ в УР. Указанное постановление Правительства УР не нарушает прав, свобод и законных интересов истца.
Прокурор в заключение пояснила, что заявленный административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемое постановление Правительства УР принято органом исполнительной власти в пределах его компетенции, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного акта, которые оспариваются.
Согласно ст.1 Закона УР от 02.03.2001 N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" - Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.
В соответствии со статьей 12 Закона УР «О Правительстве Удмуртской Республики» - Правительство республики разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Удмуртской Республики, участвует в проведении единой государственной политики в области экологии, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности.
На основании статьи 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики" - Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, указами Президента Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики.
Постановления и распоряжения Правительства Удмуртской Республики обязательны к исполнению в Удмуртской Республике.
Постановления Правительства Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы.
Правовые акты Правительства УР могут быть официально опубликованы в одном из следующих республиканских печатных изданий: газете «Известия Удмуртской Республики», газете «Удмуртская правда», газете «Удмурт дунне», Собрании законодательства Удмуртской Республики или путём размещения (опубликования) <данные изъяты>
Постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики" было опубликовано на официальном сайте <данные изъяты>
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики" оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий и в установленном законом порядке.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства Удмуртской Республики нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 213 КАС РФ - по делам об оспаривании нормативных правовых актов орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, должен доказать:
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На федеральном уровне вопросы особо охраняемых природных территорий регулируются, в том числе Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В силу ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях": особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Часть 4 ст. 22 Федерального закона № 33-ФЗ устанавливает, что государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленными законом требованиями (п.2 ст.23 Федерального закона № 33-ФЗ).
В силу ч.1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов: организация и осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
Постановлением Правительства УР № от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой истцом части, установлены границы государственных охотничьих заказников <данные изъяты>
Причём создание особо охраняемых природных территорий – заказников в целях охраны объектов природы было предусмотрено задолго до вступления в силу Федерального закона № 33-ФЗ, а именно статьей 9 Закона РСФСР от 27 октября 1960 года (утратил силу в 1991 году), и статьей 32 Закона РСФСР от 14 июля 1982 года «Об охране и использовании животного мира» (утратил силу в 1995 году).
В настоящее время на территории <данные изъяты> в различное время созданы <данные изъяты> государственных охотничьих заказников:
«Кепский». Создан постановлением Совета министров УАССР 13.08.1973 г. <данные изъяты>
«Северный». Создан постановлением Совета Министров УАССР 23 января 1985 года <данные изъяты>
«Салинский». Создан постановлением Совета Министров УАССР 09.09.1983 г. <данные изъяты>
«Кулигинский». Создан постановлением Совета Министров УАССР 11.11.1986 г. <данные изъяты>
«Казанский». Создан постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 07 августа 1974 года <данные изъяты>.
«Пестеринский». Создан постановлением Совета Министров УАССР 26.12.1979 г. <данные изъяты>
«Валамазский». Создан постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 23 октября 1963 года <данные изъяты>
«Лумпунский». Создан постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 23 октября 1967 года <данные изъяты>.
«Областновский». Создан постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 22 октября 1963 года <данные изъяты>.
«Чекеровский». Создан распоряжением Совета Министром УАССР 11.11.1963 года <данные изъяты>
«Потерянный ключ». Создан постановлением Правительства УР от 01.04.1996 года <данные изъяты>
Пунктом 25 Постановления Правительства УР от 06.12.2010 N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" установлен режим государственных охотничьих заказников, в частности заказники являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения и созданы без ограничения срока действия.
Схема особо охраняемых территорий в Удмуртской Республике, в том числе вышеуказанных государственных охотничьих заказников определена Постановлением Правительства УР от 18.12.1995 N 377 (ред. от 29.02.2016) "О схеме особо охраняемых природных территорий Удмуртской Республики".
Соответственно целью создания государственных охотничьих заказников и их содержания явилось сохранение, воспроизводство и сохранение отдельных или нескольких видов диких животных, среды их обитания.
Как доказано административным ответчиком, в течение <данные изъяты> компетентным органом исполнительной власти <данные изъяты> осуществлялся мониторинг состоянии животного мира на территории УР, по результатам полученных данных и было принято решение об изменении границ государственных охотничьих заказников. Указанные обстоятельства следуют из пояснительной записки к проекту постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N № и данных государственного мониторинга численности охотничьих животных.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводам, что оспариваемым постановлением Правительства УР были изменены границы государственных охотничьих заказников Удмуртской Республики, ввиду сложившейся в регионе ситуации по сохранению и воспроизводству объектов животного мира, что отнесено к полномочиям и усмотрению органа исполнительной власти Удмуртской Республики. Также суд отмечает, что в действующем законодательстве нет запрета на внесение органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений в него.
При этом государственные охотничьи заказники вновь не создавались, их режим не менялся, соответственно согласования в порядке, установленном п.6 ст. 2 и ч.2 ст. 23 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не требовалось.
Нарушение, своих прав оспариваемым нормативным правовым актом, административный истец связывает с ограничениями в использовании права охотника и права на управление транспортным средством на территории государственных охотничьих заказников Удмуртской Республики.
Право осуществления охоты, как и право на управления транспортным средством являются специальными правами и реализуются гражданами в порядке установленным соответствующими нормативными правовыми актами. При этом специальные права граждан не являются абсолютными и подлежат ограничению нормами законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения. К примеру, законодательство об охоте и природопользовании налагает на лиц обладающим правом охоты определенные ограничения. Право управления транспортным средством также является ограниченным законодательством о безопасности дорожного движения и использования транспортных средств.
Что касается данной ситуации, уменьшение территорий государственных охотничьих заказников напротив создает более благоприятные условия для добычи животных ресурсов, за счет расширения границ охотничьих угодий, где любительская охота разрешена. Сокращение границ ООПТ также позволяет использовать транспортные средства на более большей территории, чем ранее. Соответственно данные доводы административного истца о нарушении его прав не состоятельны.
Доводы административного истца о нарушении его прав угрозой вырубки лесных насаждений и угрозой уничтожения животного и растительного мира является лишь предположением истца и по сути, направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, однако законом такого права административному истцу не предоставлено.
Относительно доводов истца об описании границ государственных охотничьих заказников с нарушением норм законодательства суд отмечает следующее.
Приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 N 267 утвержден Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, который определяет правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон (далее - объекты землеустройства).
Согласно данного порядка, описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.
Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - установленная система координат).
Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ объектов землеустройства.
Оспариваемое постановление Правительства УР устанавливает границы государственных охотничьих заказников на территории <данные изъяты> При этом границы заказников установлены по объектам находящимся на местности. Описание же границ государственных охотничьих заказников данный нормативный правовой акт не содержит.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом постановление Правительства Удмуртской Республики принято в пределах предоставленных полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением процедуры его принятия, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не нарушает прав административного истца, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим не имеется.
Руководствуясь статьями 175 и 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Г.Н.Д. о признании недействующим в части постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 3 октября 2016 года.
Председательствующий судья Соловьев В.А.