РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2020 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Семенчевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-188/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к правительству Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Тульской области) об установлении кадастровой стоимости земельных участков и нежилого здания равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в Тульский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что является собственником:
нежилого здания (ресторан с навесом) КН <...>, площадью 182,3 кв.м, количество этажей 2, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка КН <...>, площадью 1350+/-13 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилых зданий (ресторана и палатки), <адрес>;
а также использует земельный участок с КН <...>, площадью 2700+/-18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: офисы, предприятия розничной торговли промышленных и продовольственных товаров, расположенного по адресу: <адрес>.
Административный истец не согласен с кадастровой стоимостью нежилого здания в размере 10 341 178,97 руб., установленной по состоянию на 15.07.2015, и земельных участков – в размере 8 428 873,50 руб. (КН <...>) и в размере 15 108 633 рубля (КН <...>), установленной по состоянию на 01.01.2016. Просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной: 3 400 000 руб. (КН <...>), 3 700 000 руб. (КН <...>), 5 100 000 руб. (КН <...>). Заявленный размер рыночной стоимости объектов обосновал отчетами И. от <...> № <...> и от <...> № <...>.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены, в письменных ходатайствах просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административные ответчики - правительство Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области, заинтересованные лица – Управление Росреестра по Тульской области, администрация г. Тулы, представителей в суд не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены, указанными лицами заявлено о рассмотрении дела в их отсутствие. Администрацией г. Тулы представлены письменные возражения относительно заявленных административных исковых требований.
На основании части 4 статьи 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Ранее кадастровый учет объектов производился согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017 года).
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносились органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусматривалось, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносились сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пп.6 п.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если указанный порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (ст. 402 НК РФ).
В соответствии с положениями п.1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Законом Тульской области от 20.11.2014 № 2219-ЗТО установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2016 года.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Данный Федеральный закон, регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Статья 24.18 указанного Федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу статьи 24.20 указанного Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилого здания (ресторан с навесом) КН <...>, площадью 182,3 кв.м, количество этажей 2, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано 03.07.2015. Объект недвижимости поставлен на кадастровый учет 06.07.2012.
Постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области, учтенных по состоянию на 15.07.2015, включая кадастровую стоимость таких объектов (приложения №№ 1-27), а также средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории Тульской области (приложения №№ 28-54), минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Тульской области (приложение № 55).
Кадастровая стоимость указанного выше объекта определена в результате массовой оценки и установлена в размере 10 341 178,97 руб. по состоянию на 15.07.2015. Сведения о вышеуказанной стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 27.12.2016.
Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 7 708 401.45 руб. Указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 21.01.2020 и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2020.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость на настоящий момент является архивной.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» применительно к статье 24.20 Закона № 135-ФЗ разъяснил, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Поскольку с требованием о пересмотре кадастровой стоимости объекта административный истец обратился в суд 10.12.2019, а действующее правовое регулирование (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра данной кадастровой стоимости в целях налогообложения за период 2016-2019 годов, и, соответственно, на рассмотрение судом заявленных требований по существу.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п/п 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Данный Федеральный закон, регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Согласно ч.2 ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
На основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Судом также установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с КН <...>, площадью 1350+/-13 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилых зданий (ресторана и палатки), <адрес>; право собственности зарегистрировано 03.07.2015; объект недвижимости поставлен на кадастровый учет 08.11.2011.
В его же пользовании на основании договора аренды находится земельный участок, КН <...>, площадью 2700+/-18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: офисы, предприятия розничной торговли промышленных и продовольственных товаров, расположенного по адресу: <адрес>. Договор аренды земельного участка от <...> № <...> заключен с Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области Право муниципальной (государственной) собственности на участок не зарегистрировано. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.10.2013.
Согласно п. 3.1 указанного договора аренды, размер арендной платы определяется в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости, определенные по состоянию на 01.01.2016.
Кадастровая стоимость земельных участков установлена в результате массовой оценки в соответствии с указанным постановлением в размере 8 428 873,50 руб. (КН <...>) и в размере 15 108 633 рубля (КН <...>), и внесена в ГКН 18.12.2016.
В силу положений ст.3 Закона Тульской области от 29.06.2011 №1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы за предоставляемые в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тульской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» (в ред. Закона Тульской области от 27.02.2015 N 2258-ЗТО) годовой размер арендной платы, если иное не предусмотрено статьей 2 настоящего Закона, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
В абз. 2 п. 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и в рамках настоящего дела никем не оспариваются.
Из приведенных выше нормативных правовых актов, установленных обстоятельств следует, что указанные объекты недвижимости КН <...> и КН <...> являются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, при этом налоги исчисляются исходя из кадастровой стоимости объектов. Равно и размер арендной платы за объект КН <...> поставлен в зависимость от размера кадастровой стоимости.
Следовательно, административный истец является носителем субъективного права оспаривать кадастровую стоимость.
С целью определения рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости ФИО1 обратился к оценщику – И. В соответствии с отчетом от <...> № <...>, подготовленным данным оценщиком, рыночная стоимость нежилого здания (ресторан с навесом) с КН <...> по состоянию на 15.07.2015 составляет 3 700 000 рублей, а рыночная стоимость земельного участка с КН <...>, площадью 1350+/-13 кв.м по состоянию на 01.01.2016 составляет 3 400 000 рублей. В соответствии с отчетом от <...> № <...>, подготовленным вышеназванным оценщиком, рыночная стоимость земельного участка с КН <...> по состоянию на 01.01.2016 составляет 5 100 000 руб.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчетах об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включать проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В рамках судебного разбирательства судом была назначена судебная оценочная экспертиза (на предмет соответствия указанных отчетов оценщика требованиям законодательства и установления рыночной стоимости объектов). Проведения экспертизы было поручено эксперту ООО «П» Ш.
По выводам, содержащимся в экспертном заключении № <...> от <...>, отчет И. от <...> № <...> соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость объектов, определенная оценщиком в указанном отчете, по состоянию на 15.07.2015 и 01.01.2016, экспертом подтверждена. По выводам этого же экспертного заключения отчет от <...> № <...> не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка с КН <...> по состоянию на 01.01.2016 экспертом не подтверждена. При этом рыночная стоимость земельного участка с КН <...> определена экспертом по состоянию на 01.01.2016 в размере 5 216 400 руб.
Оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд учитывает, что данное заключение подготовлено лицом, имеющим необходимое для проведения исследования образование, стаж работы в области оценочной деятельности 23 года, значительный опыт судебно-экспертной деятельности, а значит, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследований, застраховавшим свою ответственность, являющимся членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», как того требует ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, так что оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Составленное заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, которые дают возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости.
По таким основаниям суд относит экспертное заключение к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ и полагает возможным взять его за основу выводов о величине рыночной стоимости объектов на интересующие даты.
Аналогичным образом суд оценивает и представленный стороной истца отчет об оценке И. от <...> № <...>.
Что касается отчета И. от <...> № <...>, то он, согласно заключению судебной экспертизы, признанному судом допустимым и достоверным доказательством по делу, не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, причем выполнен с нарушениями, которые существенно повлияли на итоговую рыночную стоимость объекта оценки.
Как установлено ст. 11 Федерального закона №135-ФЗ, отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно п.5 ФСО-3, содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Как отмечено экспертом (и видно при анализе отчета), при определении корректировки по аналогу № 1 на условия рынка (время продажи) оценщик использовал поправку 14,6 %. В обоснование этого приведены сведения калькулятора инфляции. Эксперт обращает внимание на то, что в калькуляторе указан неверный диапазон дат: октябрь 2014 – июль 2015 годов. Однако конечная дата должна соответствовать декабрю 2015 года. В таком случае поправка должна быть равной 17,35%. По аналогу № 1 полученный экспертом результат не совпадает со значением, полученным оценщиком. Отличие составляет 2%. По аналогу № 2 полученный экспертом результат не совпадает со значением, полученным оценщиком, при этом отличие составляет 1%. По аналогу № 3 полученный экспертом результат не совпадает со значением, полученным оценщиком, и отличие составляет 3%. Проведенные экспертом расчеты показали, что в обобщении результатов корректировок оценщиком использовались некорректные значения, в связи с этим результат оценки является некорректным. Эти недочеты свидетельствуют о несоответствии отчета, в частности, требованиям п.п. 3-5 ФСО -3, ст. 11 Федерального закона №135-ФЗ.
В связи с изложенным отчет И от <...> № <...> за основу при определении рыночной стоимости земельного участка, по мнению суда, взят быть не может, как не обладающий признаком достоверности.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка и земельного участка, находящегося в его пользовании, определена по состоянию на 01.01.2016. Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу нежилого здания (ресторан с навесом) определена по состоянию на 15.07.2015. На те же даты установлена и рыночная стоимость указанных объектов в отчете И. от <...> № <...> и в заключении эксперта Ш. от <...>.
Доказательств иного размера рыночной стоимости нежилого здания и земельных участков, как и доказательств, опровергающих правильность выводов эксперта либо позволяющих усомниться в их правильности, отвечающих требованиям статей 59, 61 КАС РФ, участниками процесса не представлено.
Таким образом, оценив всю совокупность доказательств по делу, суд приходит к выводу, что установленная судом рыночная стоимость объектов недвижимости значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости, что нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, земельного налога и арендной платы.
Имеющееся кратное превышение кадастровой стоимости объектов над рыночной указывает на наличие ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении. Следовательно, установление в отношении спорных объектов рыночной стоимости является для административного истца способом защиты нарушенных прав на установление экономически обоснованной налоговой базы и арендной платы.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм, с учетом того, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что в данном случае кадастровая стоимость объектов может быть установлена в размере их рыночной стоимости, следовательно, административный иск подлежит удовлетворению.
В силу части 4 статьи 38 КАС РФ по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов в размере рыночной административным ответчиком является государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, то есть, в нашем случае, правительство Тульской области.
Исходя из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения административного истца с заявлением в Тульский областной суд – 10.12.2019.
Возражения администрации г. Тулы, сославшейся на снижение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования в случае удовлетворения иска (снижения кадастровой стоимости объектов), суд находит несостоятельными, поскольку установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, и объекта, находящегося в его пользовании, не нарушает права администрации муниципального образования на получение законных и экономически обоснованных налогов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (ресторан с навесом) КН <...>, площадью 182,3 кв.м, количество этажей 2, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, - по состоянию на 15.07.2015 равной его рыночной стоимости в размере 3 700 000 руб.
Установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для исчисления налоговой базы за период с 01.01.2016 по 31.12.2019.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с КН <...>, площадью 1350+/-13 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилых зданий (ресторана и палатки), <адрес>, - по состоянию на 01.01.2016 равной его рыночной стоимости в размере 3 400 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с КН <...>, площадью 2700+/-18 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: офисы, предприятия розничной торговли промышленных и продовольственных товаров, расположенного по адресу: <адрес>, - по состоянию на 01.01.2016 равной его рыночной стоимости в размере 5 216 400 руб.
В целях, установленных законодательством Российской Федерации, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости является день обращения указанного лица с административным исковым заявлением в Тульский областной суд – 10.12.2019.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: