ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-188/2022 от 16.05.2022 Омского областного суда (Омская область)

3а-188/2022

55OS0000-01-2021-000025 - 31

Строка стат. отчета 3.009

Омский областной суд

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Кондратенко Е.В.

с участием прокурора Маркович О.С.,

при секретаре Курдюмовой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Марковиченко В. В. к Совету Омского муниципального района Омской области об оспаривании Правил землепользования и землеустройства с.п. Усть – Заостровка Омского района Омской области № 39 от 6 декабря 2017 года,

установил:

решением Совета Омского муниципального района Омской области от 28 апреля 2020 года № 20 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Усть – Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденные в редакции решения Совета № 39 от 6 декабря 2017 года.

Текст документов опубликован в газете «Омский пригород» № 51 (315) от 12 декабря 2017 года и № 29 (521) от 28 апреля 2020 года.

В настоящее время Правила землепользования и застройки Усть – Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в актуальной редакции размещены на официальном сайте администрации Омского муниципального района Омской области в разделе «Решения Совета».

Марковиченко В.В. обратился в Омский областной суд с административным исковым заявлением к Совету Омского муниципального района Омской области о признании Правил землепользования и землеустройства с.п. Усть-Заостровка Омского района Омской области N 39 от 06 декабря 2017 года с изменениями от 28 апреля 2020 года N 20, утвержденных Советом Омского муниципального района Омской области, не соответствующими классификатору видов разрешенного использования, утвержденному Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, в части наличия в оспариваемых Правилах условно разрешенного вида использования земельного участка "Туристическое обслуживание" (код разрешенного использования земельного участка (код 5.2.1) в зоне обслуживания жилой застройки (код 2.7).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что постоянно проживает на территории с. п. Усть - Заостровка Омского муниципального района Омской области и имеет на праве собственности долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом по адресу: Омская область<...>. Постановлениями Главы администрации от 11 января 2022 года N 1, 2, 3 предоставлены разрешения на условно разрешенный вид использования "Туристическое обслуживание" на земельные участки с кадастровым номером № <...> по адресу: Омская область, <...> – Заостровка, <...>, и с кадастровым номером № <...> по адресу: Омская область, <...> – Заостровка, <...>. Названные участки расположены в непосредственной близости от его земельного участка. Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами № <...> имели вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" и расположены в зоне жилой застройки, а на земельном участке с кадастровым номером № <...> в ходе проверки прокуратурой выявлена самовольно возведенная постройка, то администрация не имела права изменять условно разрешенный вид использования участков.

В связи с изложенным, административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Определением от 14 февраля 2022 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Омского муниципального района Омской области (том 1 л.д. 181 – 183).

Административный истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Марковиченко В.В.Макушина М.И. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске и дополнениях к нему (том 1 л.д. 5-7, том 2 л.д. 103-106).

Представитель административного ответчика Совета Омского муниципального района Омской области и заинтересованного лица администрации Омского муниципального района Омской области Дмитриева Ю.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных отзывах. Считает, что Правила землепользования и застройки Усть – Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением предусмотренной законом процедуры, и соответствуют классификатору видов разрешенного использования, утвержденному Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, в части наличия в оспариваемых правилах условно разрешенного вида использования земельного участка «Туристическое обслуживание» (код разрешенного использования земельного участка (код 5.2.1) в зоне обслуживания жилой застройки (код 2.7) (том 2 л.д.81-91).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Обратившись в суд с настоящим административным исковым заявлением, Марковиченко В.В. указывает на то, что оспариваемым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере обеспечения благоприятных условий жизни, учитывая факт постоянного проживания на территории с. <...> Омского муниципального района Омской области и владения домом и земельным участком, расположенными в непосредственной близости с земельными участками с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, находящимися в зоне жилой застройки. На указанных участках, в отсутствие соответствующих разрешений, осуществляется предпринимательская деятельность по оказанию туристических и развлекательных услуг в гостиничном комплексе «Иртыш Ривьера», функционирование которого доставляет неудобства и изменило качество жизни административного истца, в том числе, нарушается закон о тишине.

Как следует из решения Омского районного суда Омской области от 20 декабря 2018 года, вступившего в законную силу 27 марта 2019 года (т.1 л.д.152-173) Марковиченко В.В. и его супруге Марковиченко В.А. определен в качестве единственного жилого помещения жилой дом, расположенный в <...> А, доли каждого определены по 1/2. Из решения также следует, что ранее, решением Омского районного суда Омской области от 13 сентября 2018 года признан совместно нажитым имуществом супругов Марковиченко, в том числе, жилой <...> в <...>, в котором Марковиченко В.В. до настоящего времени зарегистрирован по месту жительства (т.1 л.д.79,125).

На основании изложенного, суд считает, что Марковиченко В.В. обладает правом заявить требования об оспаривании нормативно-правового акта – Правил землепользования и землеустройства Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

При этом муниципальные правовые акты, принимаемые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14, положений статьи 15, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 8 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ), а также Закону Омской области № 1786 – ОЗ от 24 сентября 2015 года, утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1.1. статьи 6, пунктом 22 статьи 24 Устава Омского муниципального района Омской области и статьёй 32 ГрК РФ, к вопросам местного значения, решаемым муниципальным районом на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, в частности, применительно к обстоятельствам настоящего дела, к компетенции постоянно действующего представительного выборного коллегиального органа местного самоуправления муниципального района - Совета Омского муниципального района Омской области отнесено, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.

Так, решением Совета Омского муниципального района Омской области от 28 апреля 2020 года № 20 утверждены изменения в Правила землепользования и застройки Усть – Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, действовавшие в редакции решения Совета № 39 от 6 декабря 2017 года.

Текст документов опубликован в газете «Омский пригород» № 51 (315) от 12 декабря 2017 года и № 29 (521) от 28 апреля 2020 года.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ.

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется (статьи 31, 32 ГрК РФ).

Как следует из текста решения Совета Омского муниципального района Омской области от 6 декабря 2017 года № 39 Правила землепользования и застройки Усть – Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области утверждены на основании Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Омского муниципального района Омской области, протокола публичных слушаний по проекту внесения изменений в указанные Правила от 23 декабря 2015 года и заключения о результатах публичных слушаний про проекту внесения изменений в Правила от 28 декабря 2015 года.

В соответствии с частью 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171 – ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ, Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Омского муниципального района Омской области, Советом Омского муниципального района Омской области принято решение № 20 от 28 апреля 2020 года о внесении изменений в статьи 26, 27 Правил землепользования и застройки Усть – Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и изложении в новой редакции карты «Карта зонирования территории Усть – Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области».

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые Правила приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции и с соблюдением установленной процедуры, правил введения в действие и порядка опубликования, вступления в силу. Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Согласно положениям части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

При этом в отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования (абзац 2).

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (абзац 3).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 4).

Собственник земельного участка имеет право, в том числе на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 40 ГрК РФ).

Как установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами

№ <...> располагаются в территориальной зоне Ж-1 «Зона жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства».

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в названной выше зоне установлены статьей 27 Правил землепользования и застройки Усть – Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Омского муниципального района Омской области № 39 от 6 декабря 2017 года, согласно которой, к условно разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ж-1, в том числе относится туристическое обслуживание (5.2.1), предусматривающее размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуг по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них, размещение детских лагерей.

В процессе приведения оспариваемых Правил в соответствие с классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, основные и условно разрешенные виды использования земельных участков, регламентированные в статье 27 Правил, изменились, вместе с тем, условно – разрешенный вид использования земельных участков «Туристическое обслуживание» остался в числе таковых видов разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-1.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, как следует из Градостроительного кодекса Российской Федерации, должно осуществляться в соответствии с данным Кодексом и основанными на его положениях актами территориального планирования и градостроительного зонирования.

Территориальное планирование, под которым в Градостроительном кодексе РФ понимается планирование развития территорий (пункт 2 статьи 1), направлено, как следует из его статьи 9, на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1); к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования и генеральные планы (части 10 и 11).

Градостроительное зонирование, согласно пункту 6 статьи 1 указанного выше Кодекса, это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов. Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1), к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки, представляющие собой документ, утверждаемый нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и устанавливающий территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1). В правила землепользования и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки, регламентирующие допускаемые нормативы строительной деятельности в той или иной территориальной зоне, разрабатываются и утверждаются на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации и соответствующего законодательства субъектов Российской Федерации.

При этом градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается Правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) – часть 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, и указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

Виды и состав территориальных зон подробно регламентированы статьей 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе, жилые зоны (ч.1).

Согласно части 3 статьи 35 ГрК РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.

Таким образом, перечень объектов, которые могут находиться в жилых хонах, не является исчерпывающим. При этом приведенное положение закона определяет только качественный состав объектов капитального строительства, которые могут быть размещены в жилой зоне, но не конкретизирует и не содержит императивных предписаний относительно определения типа вида разрешенного использования (основного, условно-разрешенного или вспомогательного) для объектов зоны Ж-1.

На основании изложенного, утверждение стороны административного истца о том, что расположенные в зоне жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства Ж-1 земельные участки не могут иметь условно разрешенный вид использования «Туристическое обслуживание», является ошибочным, основанном на неверном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии со статьей 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, являющихся составной частью Правил землепользования и застройки территорий и определяющих правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (части 1, 3 статьи 36 ГрК РФ).

Согласно части 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Виды разрешенного использования земельных участков классифицируются на основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).

Так, с учётом приведенного правового регулирования, определение вида разрешенного использования (основной, условно разрешенный или вспомогательный) земельных участков в каждой территориальной зоне определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

Сочетание видов разрешенного использования зависит от вида территориальной зоны, принадлежности земельного участка к определенной категории земель и земельной политики органа местного самоуправления.

Как уже указывалось выше, вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 ГрК РФ.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г. N 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти, и правила землепользования и застройки разрабатываются с целью создания условий для гармоничного и устойчивого развития территорий населенных пунктов и призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в частности, с сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия.

Таким образом, учитывая приоритет публичной цели устойчивого развития территории, при определении территориальных зон и видов разрешенного использования внутри каждой зоны, законодателем принимается во внимание не только сложившаяся планировка территории, существующее землепользование, но и использование земельных участков в будущем в соответствии со стратегией развития той или иной территории.

Из системного анализа названных норм следует, что право осуществлять строительство недвижимого имущества ограничено необходимостью соблюдения не только строительных норм и правил, но и требований о назначении земельного участка, а также установленного вида использования территории. Данная регламентация градостроительной деятельности в силу статьи 3 ГрК РФ необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контролем за их выполнением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Согласно статье 39 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, применительно к которому запрашивается разрешение.

Довод административного истца о том, что Правила землепользования и землеустройства с.п. Усть – Заостровка Омского района Омской области в части наличия в названном нормативном правовом акте установленного вида разрешенного использования «Туристическое обслуживание» противоречат положениям Классификатора, подлежит отклонению, так как основан на неправильном толковании норм материального права.

Действовавший на момент принятия в 2017 году оспариваемых Правил классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, направлен на упорядочение составления правил землепользования и застройки, упорядочение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ведение единого автоматизированного документооборота на всей территории Российской Федерации.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков определяет наименования видов разрешенного использования земельных участков, то есть устанавливает единую терминологию того или иного вида разрешенного использования и его цифровое обозначение, но категория вида (основной, условно разрешенный или вспомогательный) классификатором не регламентируется, и принятый на основании приказа Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" новый классификатор видов разрешенного использования, не вносит поправок в наименование и описание видов разрешенного использования.

Вопреки позиции административного истца, оспариваемая часть Правил землепользования и землеустройства с.п. Усть – Заостровка Омского района Омской области не может рассматриваться как противоречащая названному Классификатору. Как указано выше, нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, а также утверждение и разработка правил землепользования и землеустройства осуществляются, прежде всего, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, имеющим по сравнению с Классификатором большую юридическую силу, тогда как требованиям норм Градостроительного кодекса РФ, в частности, части 3 статьи 35 ГрК РФ, оспариваемое нормативное положение не противоречит.

Таким образом, учитывая приведенное правовое регулирование, и принимая во внимание изложенное, нахождение в территориальной зоне обслуживания жилой застройки (код 2.7) условно разрешенного вида использования земельного участка «Туристическое обслуживание» (код разрешенного использования земельного участка (код 5.2.1) не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Кроме того, сам по себе факт наличия в Правилах землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения условно-разрешенного вида использования «Туристическое обслуживание» в зоне жилой застройки, прав административного истца не нарушает. При этом суд исходит из того, что порядок и процедура предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка установлена статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, частью 3 которой предусмотрено, что в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Частью 12 названной статьи предусмотрено право физических лиц оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что Марковиченко В.В. таким правом воспользовался, соответствующее административное исковое об оспаривании постановлений от 11 января 2022 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Туристическое обслуживание» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № <...> принято к производству суда.

В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, поскольку судом не установлено оснований для признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими, заявленные административными истцами требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Марковиченко В. В. к Совету Омского муниципального района Омской области об оспаривании Правил землепользования и застройки с.п. Усть – Заостровка Омского района Омской области № 39 от 6 декабря 2017, утвержденных Советом Омского муниципального района Омской области, в части наличия условно разрешенного вида использования земельного участка «Туристическое обслуживание» (код разрешенного использования земельного участка (код 5.2.1) в зоне обслуживания жилой застройки (код 2.7) оставить без удовлетворения.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда Е.В. Кондратенко

Мотивированное решение составлено 30 мая 2022 года.