ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-188/2024 от 30.01.2024 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара 30 января 2024 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,

с участием прокурора Колчиной Е.Е.,

представителя административного истца Егоровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-188/2024 (3а-2665/2023) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Октябрьская Б» об оспаривании в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год» (далее по тексту - Перечень на 2022 год) опубликован и размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» (далее по тексту – Перечень на 2023 год) опубликован и размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год» (далее по тексту – Перечень на 2024 год) опубликован и размещен 03.11.2023 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и 07.11.2023 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Пунктом 3396 в Приложение № 1 к Перечню на 2022 год, пунктом 3336 в Приложение № 1 к Перечню на 2023 год, пунктом 3269 в Приложение № 1 к Перечню на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером , по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Авроры, д. 209.

Общество с ограниченной ответственностью «Октябрьская Б» (далее по тексту - ООО «Октябрьская Б») обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером в составе здания гостиницы с кадастровым номером , включенного в оспариваемые Перечни. Из сведений, содержащихся в ЕГРН, здание не соответствует критериям объектов недвижимости в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса РФ. Осмотр здания для установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2020-2023 годы министерством имущественных отношений не проводился.

В судебном заседании представитель административного истца Егорова Т.В., действующая на основании доверенности, просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что ранее в аналогичные Перечни объект не включался, в здании гостиницы в 2023 году в аренду переданы помещения на 3-м этаже, общей площадью 63,5 кв.м, под кафе для питания постояльцев гостиницы.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, а дело просит рассмотреть по существу в отсутствие представителя. В обоснование позиции административный ответчик указывает, что согласно сведениям, полученным из ЕГРН, в указанные Перечни было включено нежилое здание с кадастровым номером , имеющее наименование «гостиница», расположенное на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «занимаемый гостиницей, торговым центром и прилегающей территорией». Поскольку здания гостиниц, как правило, используются совместно с объектами общественного питания (напр. рестораны, кафе) и объектами бытового обслуживания (напр. прачечные, химчистки), а также в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка содержит указание на размещение зданий гостиницы, торгового центра, министерство включило указанный объект недвижимости в оспариваемые Перечни, исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Мероприятий по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером в период с 2021-2023 годы министерством не проводилось, решения об исключении объекта из Перечней, в том числе на 2022-2024 годы, не принимались.

Заинтересованное лицо ООО «Пикант» в письменном отзыве на административный иск просит принять решение по делу на усмотрение суда, указав, что на праве собственности обладает помещениями с кадастровыми номерами (площадью 467,5 кв.м), (площадью 258,9 кв.м), (площадью 2048,4 кв.м), расположенными в рассматриваемом здании с кадастровым номером . Принадлежащие помещения сдаются в аренду и используются в качестве торговых, что следует из отчетов об оценке ООО «Независимый кадастровый центр», подготовленных в рамках рассмотрения Самарским областным судом дела .

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление оставить без удовлетворения, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,

- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),

- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).

Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).

В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 № 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:

сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);

документы технического учета (инвентаризации);

акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.

В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.

В пункт № 3396 Приложения № 1 к Перечню на 2022 год в пункт № 3336 Приложения № 1 к Перечню на 2023 год, пунктом 3269 Приложения № 1 к Перечню на 2024 год включен объект недвижимости с кадастровым номером по адресу: г. Самара, ул. Авроры, д. 209.

Согласно выпискам из ЕГРН объект недвижимости - здание с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 8054 кв.м, имеет назначение: нежилое, наименование: «здание гостиницы», в количестве 10 этажей, в том числе подземных 1, расположено в пределах объекта с кадастровым номером – земельного участка категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «занимаемый гостиницей, торговым центром и прилегающей территорией». Рассматриваемое здание не имеет правообладателей, земельный участок принадлежит на праве долевой собственности административному истцу ООО «Октябрьская Б» и заинтересованному лицу ООО «Пикант». В границах земельного участка вместе с рассматриваемым зданием с кадастровым номером расположены объекты с кадастровыми номерами (сооружение, назначение – 10.3 сооружения канализации), (сооружение, назначение – (иное) Автовокзал на 1500 пассажиров. Хоз-фекальная канализация).

В пределах рассматриваемого объекта с кадастровым номером на кадастровый учет поставлены следующие объекты:

- помещение с кадастровым номером , <адрес> площадью 467,5 кв.м, назначение и наименование: нежилое помещение (подвал № 1), правообладатель ООО «Пикант», зарегистрирован договор аренды сроком действия с 28.09.2018 на 15 лет в пользу ООО «Интернэшнл Ресторан Брэндс»,

- помещение с кадастровым номером , <адрес>, площадью 258,9 кв.м, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение № 5 (подвал № 1), правообладатель ООО «Пикант», зарегистрирован договор аренды сроком действия с 28.09.2018 на 15 лет в пользу <данные изъяты>,

- помещение с кадастровым номером , в отношении которого отсутствуют сведения в ЕГРН,

- помещение с кадастровым номером , площадью 129,9 кв.м, наименование: нежилое, назначение: часть объекта, правообладатель административный истец ООО «Октябрьская Б»,

- помещение с кадастровым номером , площадью 105,3 кв.м, наименование и назначение: нежилое помещение, правообладатель административный истец ООО «Октябрьская Б»,

- помещение с кадастровым номером , площадью 250,3 кв.м, наименование и назначение: нежилое помещение, правообладатель административный истец ООО «Октябрьская Б»,

- помещение с кадастровым номером , площадью 4238, 2 кв.м, наименование: нежилое, назначение: <данные изъяты> правообладатель административный истец ООО «Октябрьская Б»,

- помещение с кадастровым номером , площадью 2048,4 кв.м, наименование и назначение: нежилое помещение (подвал № 1, цокольный этаж № 1, этаж № 1), правообладатель ООО «Пикант».

Из договоров аренды нежилых помещений, зарегистрированных в ЕГРН и содержащих в материалах реестровых дел рассматриваемого здания по адресу: <адрес>, поступивших по запросу суда из ППК Роскадастр в порядке судебного межведомственного электронного взаимодействия, следует, что

- по договору аренды № С163-01 от 29.10.2014 нежилое помещение № 5, площадью 258,90 кв.м, кадастровый номер , собственником ООО «Пикант», и нежилое помещение (<данные изъяты>), площадью 467,50 кв.м, кадастровый номер , сособственниками ООО «Пикант» и ООО «Октябрьская Б» переданы в аренду <данные изъяты> (по дополнительному соглашению от 06.06.2018 в результате реорганизации арендатором является ООО «Интернэшнл Ресторант Брэндс») для размещения и эксплуатации предприятия общественного питания быстрого обслуживания под товарными знаками «KFC» или «КФС», на срок 15 лет,

- по договору аренды от 03.11.2023 часть нежилого помещения кадастровый номер , № 1 площадью 63,6 кв.м, № 5 площадью 2,1 кв.м, № 7 площадью 0,5 кв.м, № 9 площадью 0,6 кв.м, № 14 площадью 1,6 кв.м, расположенные на 2 этаже в гостинице, собственником ООО «Октябрьская Б» переданы в аренду ООО «Пегас 63» для целей размещения кафе, сроком на 5 лет с 31.10.2023 по 31.10.2028.

Таким образом, совокупная площадь помещений, используемых арендаторами для предоставления услуг общественного питания по сведениям ЕГРН и договорам аренды в период, предшествующий утверждению оспариваемых Перечней на 2022-2023 года составляла 1193,9 кв.м (467,5 кв.м + 258,9 кв.м + 467,5 кв.м) или 14, % от общей площади здания 8054 кв.м; в период, предшествующий утверждения Перечня на 2024 год, - 1325, 3 кв.м (1193,9 кв.м + 131, 4 кв.м) или 16,45 % от общей площади здания 8054 кв.м.

Судом установлено, что по сведениям ЕГРН рассматриваемый объект и помещения в его составе не отвечают критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ для включения в оспариваемые Перечни. Множественные виды разрешенного использования земельного участка являются не однозначными, и из буквального прочтения не следует, что предусматривает размещение на земельном участке исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Из технической документации, составленной филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», поступившей по запросу суда из ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области в порядке судебного межведомственного электронного взаимодействия, на здание по адресу: г. Самара, ул. Авроры, 209, общей площадью 8054 кв.м, включало строения, по экспликации к плану которых помещения назначением:

Литера АА1 на дату обследования 05.08.2004:

- подвал – баня (8), котельная, санузел (3), коридор (3), тамбур (2), склад, помещение (27), общей площадью 467,5 кв.м,

Литера А на дату обследования 19.09.2005:

- подвал – помещения (8), комнаты №№ 10, 11, 12, 44,45,46,47,56, общей площадью 258,9 кв.м,

Литера А на дату обследования 28.02.2006:

- цокольный этаж – склад (3), помещение (8), раздевалка, прачечная, венткамера, санузел (3), душевая (1), коридор (9), подсобное (16), кухня, буфет, умывальная, насосная, кабинет (4), электрощитовая (2), холл (4), лестничная клетка (2), мусоропровод, кладовая, моечная, парикмахерская, игровой зал,

- 1 этаж на дату обследования 29.10.2004 – шкаф (3), душ, коридор (4), санузел (3), тамбур, запасной выход, тренажерный зал (4), кабинет (3), жилая (2), умывальная,

- 2 этаж на дату обследования 29.10.2004 – бильярдная, санузел (8), шкаф (13), жилая (11), коридор (7), душ (5), тамбур, запасный выход, лестничная площадка, кабинет,

- 3 этаж на дату обследования 21.03.1987 – бельевая (2), комната дежурной, шкаф (13), туалет (6), душ (6), жилая (12), коридор (7), тамбур (1), запасный выход, санузел (2), лестничная площадка,

- 4 этаж – жилая (14), шкаф (9), санузел (8), коридор (8), душ (4), буфет, подсобная, запасный выход, лестничная площадка,

- 5 этаж на дату обследования 21.03.1987 – бельевая (2), комната дежурной, шкаф (15), туалет (7), душ (4), жилая (13), коридор (7), запасный выход, тамбур, лестничная площадка, коридор, холл, подсобная,

- 6 этаж на дату обследования 21.03.1987 – жилая (14), шкаф (14), туалет (8), коридор (9), душ (7), швейная мастерская, запасный выход, тамбур, лестничная площадка,

- 7 этаж на дату обследования 21.03.1987 – бельевая (2), комната дежурной, шкаф (10), туалет (5), душ (5), жилая (10), коридор (5), тамбур, запасный выход, лестничная площадка, коридор, холл, помещение,

- 8 этаж на дату обследования 21.03.1987 – жилая (15), шкаф (15), туалет (7), коридор (9), душ (7), слесарная мастерская, запасный выход, тамбур, лестничная площадка,

- 9 этаж на дату обследования 21.03.1987 – бельевая (2), комната дежурной, шкаф (15), туалет (8), душ (7), жилая (13), коридор (7), тамбур, запасный выход, лестничная площадка, коридор, холл,

- 10 этаж на дату обследования 21.03.1987 – жилая (15), шкаф (15), туалет (5), коридор (9), душ (7), запасный выход, тамбур, санузел (3), лестничная площадка,

- технический этаж на дату обследования 20.03.2006 – машинное отделение (2), тех. зал, венткамера (3), лестничная клетка (2), коридор, подсобное,

Литера АА1 на дату обследования 29.10.2004:

- цокольный этаж – венткамера, подсобное (4), лестница (2), торговый зал, склад, коридор, санузел (2), помещение,

- 1 этаж – торговый зал, санузел (5), умывальная, подсобная (9), кабинет (9), коридор (4), тамбур, склад, вестибюль, лестничная клетка, умывальная (2), комната отдыха, жилая (4).

Административным истцом представлена аналогичная техническая документация на строение Литера А.

Из анализа документации, составленной филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», рассматриваемого объекта следует, что в здании имелись помещения для оказания услуг общественного питания и бытовых услуг в строении Литера А, общей площадью 67 кв.м (кухня площадью 6,8 кв.м + 12,5 кв.м + буфет площадью 17,5 кв.м, парикмахерская площаоьъекты помещения в строение Литера АА1 общей площадью 1 737,8 кв.м (торговые залы площадью 666,5 кв.м + 942, 7 кв.м + 78,7 кв.м, склады площадью 28,9 кв.м + 3 кв.м + 3 кв.м + 15,3 кв.м).

Таким образом, по данным технического (инвентаризационного) учета в здании с кадастровым номером совокупность площадей, занятых объектами общественного питания, бытового обслуживания, торговли составляет 1 804,8 кв.м или 22,4% от общей площади здания (8054 кв.м).

Наличие в здании помещений с наименованием «кабинет», не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов, так как термины «кабинет» и «офис» не тождественны.

Назначение частей здания «слесарная мастерская», «швейная мастерская» не свидетельствует о предназначении для размещения объектов бытового обслуживания, поскольку такой вид экономической деятельности как деятельность цехов и мастерских в числе бытовых услуг, в (<данные изъяты>) не поименована.

Согласно « Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения» мастерские отнесены к видам производственных мобильных зданий и включают такие разновидности, как ремонтно-механическая, инструментальная, электротехническая, санитарно-техническая, столярно-плотничная, подготовки отделочных материалов, арматурная, диагностическая, ремонта средств малой механизации, ремонта строительных машин, ремонта автомобилей. Следовательно, виды мастерских не исчерпываются бытовым обслуживанием, а могут быть производственными или творческими, что не позволяет однозначно отнести помещения с назначением «мастерские» к объектам бытового обслуживания.

Судом проверились пояснения заинтересованного лица ООО «Пикант» путем исследования материалов административного дела № 3а-153/2023 по административному иску ООО «Пикант» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Так, из фотоматериалов отчетов об оценке объектов с кадастровыми номерами , , следует, что на сентябрь 2022 года помещения использовались в качестве объектов торговли, общественного питания.

Однако, материалы административного дела № 3а-153/2023 судом не принимаются, поскольку не предусмотрены в качестве доказательств по настоящему делу Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402.

Мероприятия по определению вида фактического использования здания с кадастровым номером на дату утверждения Перечней на 2022-2024 годы административным ответчиком или иными уполномоченными организациями не проводились, что не оспаривалось в судебном заседании.

Судом установлено, что в отношении рассматриваемого объекта имеется техническая документация, содержащая сведения о назначении помещений площадью более 20% для оказания услуг общественного питания, бытового обслуживания и торговли, то есть имеются необходимые сведения, предусмотренные Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (утвер. постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402), используемых для, объектов общественного питания, бытового обслуживания, торговли.

Доводы представителя административного истца о том, что по сведениям ЕГРН и при отсутствии актов осмотра фактического использования рассматриваемый объект не относится к объектам, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, судом во внимание не принимаются, поскольку по технической документации в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402 данное здание подпадает под критерии ст. 378.2 НК РФ.

С учетом установленных обстоятельств, а именно документов технического учета (инвентаризации) нежилое здание с кадастровым номером площадью помещений более 20% предназначено для использования в целях объектов общественного питания, бытового обслуживания, торговли, и правомерно в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ включено в оспариваемые Перечни на 2022-2024 годы.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что на момент утверждения и принятия оспариваемых нормативных правовых актов рассматриваемое здание отвечало установленным законодательством условиям, позволяющим отнести его к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость. Оснований для удовлетворения заявленных требований судом не усматривается.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Октябрьская Б» об оспаривании в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 05.02.2024.

Судья: И.А. Щетинкина