ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-189-2017 от 11.08.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-189-2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2017 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой С.М.,

административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 14.08.2017,

представителя административного ответчика Избирательной комиссии Пермского края ФИО3, действующего на основании доверенности от 11.08.2017,

рассмотрев 16 августа 2017 года в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об отмене постановления Избирательной комиссии Пермского края от 1 августа 2017 года № 25/05-3 «Об отказе в регистрации кандидата на должность губернатора Пермского края ФИО1»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 08.06.2017 № 326 назначены выборы губернатора Пермского края на 10.09.2017. Указанное постановление опубликовано в официальном источнике «Российская газета» № 125 от 09.06.2017.

В соответствии со статьей 15 Закона Пермского края от 28.06.2012 № 68-ПК «О выборах губернатора Пермского края», на Избирательную комиссию Пермского края при подготовке и проведении выборов губернатора Пермского края возложены полномочия по организации подготовки и проведению выборов губернатора Пермского края, руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, в том числе, к полномочиям Избирательной комиссии Пермского края отнесена регистрация кандидатов.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 01.08.2017 № 25/05-3 ФИО1, выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение в Пермском крае Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО», отказано в регистрации кандидатом на должность губернатора Пермского края.

11.08.2017 кандидат на должность губернатора Пермского края ФИО1 обратился в Пермский краевой суд с заявлением об отмене постановления Избирательной комиссии Пермского края от 01.08.2017 № 25/05-3 об отказе в его регистрации и возложении обязанности на Избирательную комиссию Пермского края зарегистрировать его кандидатом на должность губернатора Пермского края.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что данное постановление принято избирательной комиссией в нарушение требований частей 6.1, 6.2 статьи 38 и пункта 12 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Пермского края от 28.06.2012 № 68-ПК «О выборах губернатора Пермского края», поскольку комиссия не дала оценки допущенному нарушению избирательных прав граждан, изложенному в заявлениях депутатов органов местного самоуправления, при сборе их подписей, не пригласила заявителей и лиц, действия которых обжалуются (являются предметом рассмотрения), на заседание комиссии. При этом изложенные в заявлениях депутатов обстоятельства свидетельствуют о нарушении Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, поскольку в силу статьи 48 Основ нотариус должен был отказать в удостоверении подписей депутатов в поддержку одновременно двух кандидатов, какие-либо разъяснения депутатам их прав и обязанностей не даны, о последствиях указанных выше действий они не предупреждены.

Кроме того административный истец приводит доводы о нарушении положений избирательного законодательства при сборе подписей депутатов второго уровня в поддержку кандидата в губернаторы Р.

В судебном заседании административный истец и его представитель доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика возражал против заявленных требований.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица избирательное объединение «Региональное отделение в Пермском крае Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, участие представителя в судебном заседании не обеспечило.

В соответствии с положениями части 2 статьи 150 и части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу названного закона неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, допросив явившихся свидетелей, обозрев видеозапись заседания избирательной комиссии, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 67-ФЗ).

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в силу подпункта "д.1" пункта 24 статьи 38 названного выше Закона является основанием отказа в регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно частей 1, 2, 5, 7 ст. 26 Закона Пермского края от 28.06.2012 № 68-ПК «О выборах губернатора Пермского края» (далее – Закон Пермского края № 68-ПК) в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Пермского края. Число таких подписей должно составлять 6 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов губернатора Пермского края, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Пермского края. В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Пермского края. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 6 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов губернатора Пермского края, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Пермского края.

Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Пермского края. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 09.06.2017 № 14/02-3 определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность губернатора Пермского края должно быть собрано 234 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований Пермского края и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Пермского края. В числе подписей должна быть 51 подпись депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Пермского края и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Пермского края. Указанным постановлением определено также то, что кандидат на должность губернатора Пермского края должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов Пермского края и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в 36 муниципальных районах и городских округах Пермского края.

В соответствии с подпунктом «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации является недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Судом установлено, что в Избирательную комиссию Пермского края ФИО1 27.06.2017 представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата на должность губернатора Пермского края. 26.07.2017 ФИО1 представил в Комиссию документы для регистрации кандидата на должность губернатора, в том числе представлены листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований Пермского края и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Пермского края в количестве 245 листов в 1 папке.

27.07.2017 рабочей группой по приему документов, представляемых в Избирательную комиссию Пермского края кандидатами на должность губернатора Пермского края, и проверке соблюдения порядка выдвижения кандидатов на должность губернатора, сформированной постановлением Комиссии от 09.06.2017 № 14/08-3, в присутствии кандидата ФИО1, уполномоченного представителя по финансовым вопросам Д., члена Комиссии с правом совещательного голоса П., назначенного ФИО1, проведена проверка 245 листов поддержки ФИО1

В результате проверки, проведенной рабочей группой Избирательной комиссии Пермского края, установлено количество заявленных листов поддержки кандидата – 245, количество подписей, проставленных в листах поддержки кандидата – 245, количество недостоверных подписей – 0, количество не засчитанных подписей – 4.

Согласно информации, указанной в листах поддержки кандидата, и материалам Рабочей группы – ведомости № 05 проверки листов поддержки кандидата, Итоговому протоколу проверки листов поддержки кандидата от 27.07.2017, не засчитаны подписи в листах поддержки кандидата № 113, 82, 189, 211 следующих лиц: 1) Е., депутата Земского Собрания Кудымкарского муниципального района Пермского края, Кудымкарский муниципальный район Пермского края, дата внесения подписи 21.07.2017 в 11 часов 55 минут (лист поддержки № 82); 2) Н., депутата Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края, Октябрьский муниципальный район Пермского края, дата внесения подписи 20.07.2017 в 11 часов 50 минут (лист поддержки № 113); 3) К., депутата Земского Собрания Соликамского муниципального района Пермского края, Соликамский муниципальный район Пермского края, дата внесения подписи 24.07.2017 в 16 часов 50 минут (лист поддержки № 189); 4) Д., депутата Земского Собрания Чердынского муниципального района Пермского края, Чердынский муниципальный район Пермского края, дата внесения подписи 21.07.2017 в 16 часов 50 минут (лист поддержки № 211).

В соответствии с материалами проверки листов поддержки кандидатов на должность губернатора Пермского края от 27.07.2017, подписи указанных выше лиц были выявлены также в листах поддержки кандидата на должность губернатора Пермского края С.: 1) лист поддержки № 112 - Е., депутат Земского Собрания Кудымкарского муниципального района Пермского края, Кудымкарский муниципальный район Пермского края, дата внесения подписи 15.06.2017 в 10 часов 38 минут; 2) лист поддержки № 140 - Н., депутат Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края, Октябрьский муниципальный район Пермского края, дата внесения подписи 15.06.2017 в 11 часов 05 минут; 3) лист поддержки № 185 - К., депутат Земского Собрания Соликамского муниципального района Пермского края, Соликамский муниципальный район Пермского края, дата внесения подписи 15.06.2017 в 10 часов 47 минут; 4) лист поддержки № 217 - Д., депутат Земского Собрания Чердынского муниципального района Пермского края, Чердынский муниципальный район Пермского края, дата внесения подписи 15.06.2017 в 12 часов 36 минут.

Положениями части 8 статьи 28 Закона Пермского края № 68-ПК установлено, что если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.

Таким образом, 4 подписи депутатов муниципальных районов и городских округов не были засчитаны, так как они проставлены ранее в поддержку выдвижения другого кандидата на должность губернатора Пермского края.

Согласно Итогового протокола Рабочей группы проверки листов поддержки кандидата ФИО1 от 27.07.2017: количество достоверных подписей – 241, из них: подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов – 49, подписей избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов – 0; депутаты представительных органов муниципальных районов, городских округов, избранные на муниципальных выборах главы муниципальных районов, городских округов являются представителями 32 муниципальных районов и городских округов.

Изложенное свидетельствует о нарушении требований части 2 статьи 26 Закона Пермского края № 68-ПК, поскольку представленное ФИО1 число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов составляет менее 6%. А также не соблюдено требование части 5 статьи 25 Закона Пермского края № 68-ПК, согласно которому кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов, не менее чем в 3/4 муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Пермского края, то есть не менее чем в 36 муниципальных районах и городских округах.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у Избирательной комиссии Пермского края имелись установленные законом основания для отказа в регистрации ФИО1 кандидатом на должность губернатора Пермского края в связи с недостаточным количеством достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Пермского края, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Согласно требованиям пункта 18 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подлинность подписи указанных выше депутата или главы муниципального образования на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована.

Аналогичное положение закреплено в части 11 статьи 26 Закона Пермского края № 68-ПК.

Как следует из представленных в материалы дела листов поддержки кандидата ФИО1 и листов поддержки кандидата С., подписи депутатов Е., Н., К., Д. проставлены за ФИО1 позже, чем в поддержку кандидата С.

Ссылка административного истца на то, что подписи указанных выше депутатов в поддержку выдвижения кандидата С. нотариально не засвидетельствованы, является неубедительной. Из представленных в деле листов поддержки, а также ответов нотариусов, свидетельствовавших подлинность подписи депутата в листе поддержки кандидата С., следует однозначный вывод, что подписи депутатов нотариально засвидетельствованы. При допросе в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей Е. и Н., они также подтвердили, что предъявленные им для обозрения листы поддержки кандидата С. совершены ими лично, в присутствии нотариуса.

Доводы о том, что эти четыре депутата проставили подписи в поддержку кандидата С. под принуждением, вследствие заблуждения и впоследствии отозвали свои подписи, поэтому Избирательная комиссия должна была признать их подписи в поддержку кандидата С. недействительными и засчитать их в поддержку заявителя, судом признаются несостоятельными, поскольку Федеральный закон № 67-ФЗ исключает возможность отзыва депутатом представительного органа муниципального образования подписи, проставленной в поддержку кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Кроме того, суд исходит из того, что в ходе рассмотрения дела доказательств, подтверждающих, что в процессе сбора подписей указанные четыре депутата проставили свою подпись в поддержку выдвижения кандидата под принуждением, суду не представлено.

Напротив, допрошенные в качестве свидетелей Е. и Н. указали, что какого-либо давления на них не имелось, они могли отказаться от проставления подписи в поддержку кандидата. Оснований ставить под сомнение показания допрошенных свидетелей суд не усматривает, поскольку ими сообщены сведения о тех обстоятельствах, непосредственными участниками которых они являлись, показания свидетелей не противоречивы и не опровергаются письменными материалами дела.

Указание заявителя на то, что депутаты были введены в заблуждение относительно того, что они проставляют подпись в отношении нескольких кандидатов в губернаторы, в том числе в поддержку кандидата С., за которого они не собирались отдавать свою подпись, не влечет безусловного удовлетворения заявленных требований, поскольку избирательное законодательство четко регламентирует порядок сбора подписей в поддержку кандидатов и последствия его не соблюдения. Поддержка депутатом представительного органа муниципального образования нескольких кандидатов не влечет недействительность или недостоверность какой-либо подписи депутата, предусматривая иные последствия.

Кроме того, объективно не подтверждены доводы заявителя о том, что депутаты представительных органов муниципальных районов введены в заблуждение. Представленные в дело заявления Е., Н., Д., К., в том числе нотариально удостоверенные, не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств, поскольку обстоятельства, изложенные в заявлениях, подлежат доказыванию в ином порядке.

В суде свидетели Е. и Н. хотя и указали, что имели намерение поставить 15.06.2017 подпись в поддержку только одного кандидата, не отрицали факта оформления также листа поддержки за кандидата С. и объективных доказательств того, что были введены в заблуждение не привели, напротив, в своих показаниях свидетели указали, что при оформлении листа поддержки имели возможность ознакомиться с предлагаемыми им на подпись документами, по времени подписания их никто не ограничивал.

Представленные в дело документы: протоколы осмотра доказательств от 10.08.2017 и 11.08.2017, не могут быть приняты судом в качестве относимых доказательств, поскольку содержат высказывания и мнения депутатов о порядке сбора подписей депутатов некоторых муниципальных районов (городских округов) в поддержку кандидатов на должность губернатора, а также информацию об организации массового сбора подписей депутатов. Вместе с тем, данные обстоятельства не входит в предмет доказывания по настоящему делу, изложенные в указанных выше документах факты не касаются обстоятельств сбора подписей конкретных депутатов, а именно: Е., Н., Д., К.

Нарушение основ законодательства о нотариате при нотариальном засвидетельствовании подписей депутатов, на которое указывает административный истец при рассмотрении дела, правового значения не имеет и не может повлечь безусловного удовлетворения требований ФИО1

То обстоятельство, что Избирательной комиссией Пермского края поступившие в ее адрес 31.07.2017 обращения Е. и Н. не были рассмотрены с вызовом заявителей в соответствии с требованиями пункта 12 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ на заседании избирательной комиссии 01.08.2017, не свидетельствует о нарушении избирательного законодательства и нарушении прав ФИО1

Как следует из представленных в дело заявлений Е. и Н., поступивших в комиссию 31.07.2017, указанные депутаты просили учесть изложенную в заявлениях информацию. В ходе заседания избирательной комиссии 01.08.2017 указанные заявления были изучены и обсуждены, что не оспаривается административным истцом в ходе рассмотрения дела и подтверждено видеозаписью заседания комиссии от 01.08.2017. Поскольку предметом заседания комиссии являлся вопрос регистрации кандидатов на выборах губернатора Пермского края, какие-либо жалобы и обращения в порядке пункта 12 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ не подлежали разрешению.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в его Постановлениях от 17.11.1998 № 26-П, от 11.06.2002 № 10-П, от 24.12.2012 № 32-П, Определениях от 02.11.2000 № 234-О, от 10.07.2003 № 264-О, от 12.04.2005 № 245-О, от 19.10.2010 № 1426-О-О и других решениях, законодатель, устанавливая порядок выдвижения и регистрации кандидатов, вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. К таким условиям относится, в том числе, требование собрать не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность.

Принимая во внимание, что судом на основании исследованных доказательств с достоверностью установлено, что подписи депутатов представительных органов муниципальных образований Е., Н., К., Д. были проставлены в поддержку кандидата на должность губернатора Пермского края С. ранее, чем в поддержку кандидата ФИО1, суд приходит к выводу об обоснованности решения Избирательной комиссии Пермского края не засчитывать подписи указанных депутатов в поддержку кандидата ФИО1, как основанного на нормах действующего избирательного законодательства. Недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Пермского края, собранных в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 влечет отказ в регистрации кандидата на должность губернатора Пермского края.

Исследованные при рассмотрении дела доказательства приводят к убедительному выводу о том, что нарушений избирательного законодательства, влекущих безусловную отмену постановления избирательной комиссии, допущено не было, права и законные интересы заявителя не нарушены, в связи с чем в удовлетворении заявления ФИО1 суд считает необходимым отказать.

Административное исковое заявление подано ФИО1 с соблюдением установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ срока.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований ФИО1 об отмене постановления Избирательной комиссии Пермского края от 1 августа 2017 года № 25/05-3 «Об отказе в регистрации кандидата на должность губернатора Пермского края ФИО1», - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения.

Судья (подпись)