РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ председательствующего судьи Панковой М.А., при помощнике судьи Зайцеве С.В., с участием представителя административного истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-51/2021 по административному иску акционерного общества «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, У С Т А Н О В И Л: Акционерное общество «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 640 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 781 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорией завода, площадью 3 102 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 3 313 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 15 000 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 13 965 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 1 302 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 1 495 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 418 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 530 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 332 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 429 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 29 035 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 25 376 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 16 845 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 15 514 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 4 238 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 4 408 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 827 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 987 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 46 184 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 38 748 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорией завода, площадью 84 147 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 67 401 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 10 906 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 10 459 000 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 5 058 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 5 179 000 рублей. Требования мотивированы тем, что общество является собственником вышеуказанных земельных участков, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога. В обоснование заявленных требований АО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара» ссылается на отчет об оценке от 27.08.2020 года № №, выполненный ООО «АМД КОНСАЛТИНГ», согласно которому рыночная стоимость спорных объектов недвижимости на дату оценки составляет: в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 781 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 3 313 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 13 965 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 1 495 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 530 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 429 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 25 376 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 15 514 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 4 408 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 987 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 38 748 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 67 401 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 10 459 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 5 179 000 рублей. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области отклонила заявление общества о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельных участков. На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просил заявленные требований удовлетворить, восстановив срок для обращения в суд. Представитель административного истца по доверенности от 04.09.2020 года № № ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, просил восстановить срок для обращения в суд, не возражая против выводов судебной экспертизы. Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Иные участвующие в деле лица письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли. Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Установлено, что АО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 640 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорией завода, площадью 3 102 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 15 000 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 1 302 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 418 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 332 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 29 035 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 16 845 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 4 238 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 827 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 46 184 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорией завода, площадью 84 147 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 10 906 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 5 058 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03.09.2020 года. Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» стоимость спорных объектов недвижимости определена по состоянию на 01.01.2013 года и, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.09.2020 года, составляет: в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 1 633 842 рубля 45 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 7 872 565 рублей 80 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 37 846 050 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 3 242 818 рублей 16 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 1 035 063 рубля 02 копейки, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 842 474 рубля 60 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 71 951 137 рублей 88 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 40 872 708 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 10 407 683 рубля 80 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 2 101 694 рубля 18 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 115 332 781 рубль 88 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 204 984 483 рубля 46 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 27 705 858 рублей 97 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 12 762 295 рублей 02 копейки. В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога. Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в комиссии или суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года №135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков и 11.09.2020 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Самарской области, после чего 20.10.2020 административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 02.10.2020 № № заявление общества о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельных участков отклонено, поскольку оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленной федеральными стандартами оценки, что выражается в следующем: В соответствии с п.5 ФСО № 3 отчет об оценке не должен вводить в заблуждение пользователя отчета. В соответствии с п.11 ФСО № 7 оценщик проводит анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативных вариантах его использования, с указанием интервала значений цен, в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным. На страницах отчета 54 и далее оценщик приводит данные анализа сегмента рынка, указывая на наличие множества объектов на рынке, причем 38% из них находятся в Кировском районе. При этом оценщик приводит в таблице подбора наиболее сопоставимых объектов-аналогов только 8 объектов, среди которых ни один не расположен в данном района (7 из них расположены в Красноглинском районе, - один – в Кпрасноярском районе Самарской области). Таким образом, как минимум часть аналогов взяты не с рынка объекта оценки, а значительная часть аналогов проигнорирована (Кировский район). Нарушен п.11 и п.22 ФСО № 7. В соответствии с п.22 ФСО № 7 в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным. В соответствии с информацией по сегменту рынка, он включает в себя земельные участки производственно-складского назначения в г.Самара. при этом аналоги №№ 1, 2, 3 относятся к иному сегменту рынка – рынку коммерческой (торговой) недвижимости в соответствии с информацией по ним на странице 68 отчета. Нарушен п.22 ФСО № 7. В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик земельных участков, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости. При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден. Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке от 27.08.2020 года № №, подготовленный ООО «АМД КОНСАЛТИНГ», из которого усматривается, что объектами оценки являлись земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, итоговая величина рыночной стоимости которых по состоянию на 01.01.2013 года составила: в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 781 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 3 313 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 13 965 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 1 495 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 530 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 429 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 25 376 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 15 514 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 4 408 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 987 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 38 748 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 67 401 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 10 459 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 5 179 000 рублей. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении. В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица администрации городского округа Самара о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №. Согласно экспертному заключению ООО «Независимый Кадастровый Центр» от 14.12.2020 года № №, рыночная стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2013 года составляет: в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 23 040 000 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 44 597 453 рубля; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 25 873 920 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 58 884 600 рублей; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 85 324 652 рубля; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 16 751 616 рублей. Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки. Оценивая экспертное заключение ООО «Независимый Кадастровый Центр» от 14.12.2020 года № № по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов экспертизы не является произвольной, при оценке объектов недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы. Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объектов исследования, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающие ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности. Наличие методологических ошибок и нарушений законодательства об оценочной деятельности не установлено. Допрошенная в судебном заседании судебный эксперт ФИО1 поддержала выводы своего экспертного заключения от 14.12.2020 года № №. Оценивая представленное доказательство, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № равной их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной экспертизы ООО «Независимый кадастровый центр» от 14.12.2020 года № №. Названное выше заключение судебной экспертизы отвечает требованиям статей 79, 82, 84, 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела. Каких-либо доказательств в опровержение выводов заключения судебной экспертизы ООО «Независимый кадастровый центр» от 14.12.2020 года № № не представлено. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертиз сторонами и заинтересованными лицами не заявлено. Вместе с тем, исследовав отчёт об оценке 27.08.2020 года № №, подготовленный оценщиком ООО «АМД КОНСАЛТИНГ», в части определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчёт об оценке объекта оценки (далее также – отчет). Отчёт составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отражённых в отчёте. Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, № выполнена на дату определения их кадастровой стоимости – по состоянию на 01.01.2013 года. Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчёте об оценке выводы оценщика в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, № не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчётами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчётных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчёту об оценке документами. Из письменных пояснений оценщика ООО «АМД Консалтинг» следует, что на страницах 44-59 отчета написан анализ рынка Самарской области, в том числе и структура предложения земельных участков под производственно-складские объекты в зависимости от расположения участка, в % от общего количества в шт. (декабрь 2012 года). Что дает представление пользователю отчета о сложившейся ситуации на рынке объекта оценки на дату оценки. Далее на странице 68 в таблице 2 «Подборка наиболее сопоставимых объектов-аналогов» указаны объекты наиболее сопоставимые с объектом оценки. Объекты оценки находятся в Красноглинском районе и объекты аналоги взяты преимущественно из Красноглинского района. Чтобы согласно п.11 ФСО № 7 «ценообразование по каждому из указанных факторов было единообразным. П.11 и п.22 ФСО № 7 не нарушены. В отношении второго замечания, пояснил, что на странице 68 в таблице 2 «Подборка 6наиболее сопоставимых объектов-аналогов», аналоги №№ 1, 2, 3 относятся к рынку производственно-складского назначения, следовательно, замечание необоснованно. С учётом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчёт об оценке в части определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, № не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют. С учетом изложенного выше, суд полагает возможным принять отчёт об оценке от 27.08.2020 года № №, подготовленный оценщиком ООО «АМД КОНСАЛТИНГ», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, № по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчёта. Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению частично. В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 20.10.2020 года, в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 11.09.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административные исковые требования акционерного общества «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить частично. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 640 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 781 000 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорией завода, площадью 3 102 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 3 313 000 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 15 000 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 23 040 000 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 1 302 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 1 495 000 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 418 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 530 000 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 332 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 429 000 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 29 035 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 44 597 453 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 16 845 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 25 873 920 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 4 238 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 4 408 000 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 827 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 987 000 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 46 184 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 58 884 600 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорией завода, площадью 84 147 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 85 324 652 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 10 906 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 16 751 616 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под территорию завода, площадью 5 058 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 5 179 000 рублей. В удовлетворении остальной части административного иска отказать. Дата подачи административного иска в суд – 20.10.2020 года, дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области –11.09.2020 года. Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 января 2021 года. Председательствующий М.А.Панкова |