к делу № 3а-566/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цехомской Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ли И.В.,
с участием прокурора: Савушкиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими Приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края:
- от 26 декабря 2018 года № 3043 в части утверждения пункта 43526 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,
- от 27 декабря 2019 года № 2837 в части утверждения пунктов 43291, 43288, 43277 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в Перечни в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект недвижимого имущества:
- наименование: данные отсутствуют, назначение - нежилое здание, с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>
Административный истец ФИО1 является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <№...>, которые расположены в спорном здании с кадастровым номером <№...> и указывает, что включение указанного объекта недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1. Закона Краснодарского края «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» № 3388-К3 от 29 апреля 2016 года.
Спорный объект недвижимого имущества не обладает признаками, указанными в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, не имеет технических приспособлений и устройств для организации в помещениях офисов, торговых объектов, объектов питания и т.д.
Включение данного объекта в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности ФИО2 направил в суд отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, пояснив, что оспариваемые приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043, от 27 декабря 2019 года № 2837 приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, а спорный объект обоснованно включен в Перечни. Основанием для включения спорного объекта в Перечни выступили сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка, а также установленный вид фактического использования – одновременно административно-деловой центр и торговый центр (комплекс).
Прокурор Савушкина О.Н. в письменном заключении указала, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку установлено, что спорный объект недвижимого имущества включен в Перечень без соблюдения норм, установленных действующим законодательством, необходимых для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Акт обследования от 10 августа 2018 года, на основании которого был установлен вид фактического использования спорного здания, не является надлежащим доказательством фактического использования здания, так как осмотр проводился без применения измерительных приборов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом о дате и времени извещены.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Изучив доводы административного иска, отзыв ответчика, исследовав материалы дела, а также позицию прокурора и привлекаемого специалиста, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО КК) на принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.
26 декабря 2018 года принят приказ ДИО КК № 3043, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, согласно приложению к данному приказу.
27 декабря 2019 года принят приказ ДИО КК № 2837, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, согласно приложению к данному приказу.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из пункта 3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее - Положение о ДИО КК), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319 «Об утверждении Порядка определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Краснодарского края.
Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" и регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на основании пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливает, что в Перечень на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения (далее также - объекты недвижимого имущества), вид фактического использования которых определен Уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом результатов рассмотрения заявлений правообладателей объектов недвижимого имущества о пересмотре решения об определении вида фактического использования, а также объекты недвижимого имущества, вид фактического использования которых соответствует условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и определен Уполномоченным органом на основании заявлений правообладателей объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 18 - 21 настоящего Порядка, а также по результатам выездного обследования, проведенного по поручению судебных органов или прокуратуры.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Уполномоченным органом в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможно определить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации), а также в отношении объектов недвижимого имущества, выездное обследование которых проведено по поручению судебных органов или прокуратуры.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется на основании сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, и (или) сведений об использовании объектов недвижимого имущества, предоставляемых по запросу Уполномоченного органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, в случае отсутствия указанных сведений или по поручению судебных органов или прокуратуры вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется путем выездного обследования.
В целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган:
не позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала проведения обследования размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.diok.krasnodar.ru график выездного обследования объектов недвижимого имущества, сформированный из числа объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце первом пункта 4 настоящего Порядка (далее - график обследования);
не позднее чем за 5 рабочих дней до даты обследования направляет по адресу объектов зданий (строений, сооружений) и помещений (при наличии почтового адреса) уведомления о проведении их обследования в соответствии с графиком обследования.
График обследования составляется Уполномоченным органом на отдельные периоды в течение календарного года.
Акт обследования составляется не позднее 5 рабочих дней после проведения обследования соответствующего объекта недвижимого имущества.
Акты обследования с прилагаемыми к ним документами и сведения о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, и (или) сведения об использовании объектов недвижимого имущества, предоставленные по запросу Уполномоченного органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, выносятся на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Комиссия), созданной при Уполномоченном органе.
Решения об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений принимаются Уполномоченным органом на основании предложений Комиссии, внесенных по результатам рассмотрения актов обследования с прилагаемыми к ним документами и сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, и (или) сведений об использовании объектов недвижимого имущества, предоставленных по запросу Уполномоченного органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений принимается Уполномоченным органом не позднее 30 календарных дней после внесения предложений Комиссией и в течение 10 календарных дней после его принятия размещается на официальном сайте.
Информация о внесении Комиссией предложений об определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества размещается на официальном сайте не позднее 15 календарных дней после их внесения.
Решение Уполномоченного органа об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, принятое в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, является основанием для включения объекта недвижимого имущества в Перечень на очередной налоговый период в случае установления соответствия объекта недвижимого имущества условиям отнесения к налогооблагаемым объектам, установленным пунктами 3, 4, 4(1), 5 статьи 378(2) Налогового кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые Приказы от 26 декабря 2018 года № 3043, от 27 декабря 2019 года № 2837 приняты с нарушением положений, установленных Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Проекты Перечней были опубликованы на официальном сайте ДИО Краснодарского края и рекомендованы административному ответчику комиссией по рассмотрению вопросов определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в ходе заседания Комиссии при наличии кворума.
Таким образом, судом установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении порядка принятия приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043, от 27 декабря 2019 года № 2837.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, основанием для включения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> в Перечень на 2019 год послужил вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> – «строительство административного торгового здания», а также вид фактического использования, установленный на основании приказа Департамента имущественных отношений от 31 августа 2018 года № 1927 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений».
Письмом Департамента имущественных отношений от 26 июля 2018 года № 52-32799/18-08-12 «правообладателю объекта недвижимого имущества», то есть неустановленному лицу, было предложено оказать содействие специалистам ГКУ КК «Кубаньземконтроля» при проведении осмотра объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>.
Актом обследования объекта недвижимого имущества в целях определения вида его фактического использования от 10 августа 2018 года установлено, что в здании располагается Бизнес-центр «Кристалл», 46,7 % общей площади занимают офисы различных организаций, 7,6 % - торговые объекты, 6,3 % - объекты общественного питания, 0,7 % - объекты бытового обслуживания, 23,9 % - вспомогательные помещения, а 14,5 % - не используется. В связи с тем, что графические материалы об объекте предоставлены собственником помещений секции 1 и 2, расчет величины используемой площади произведен графоаналитическим способом.
На основании акта обследования от 10 августа 2018 года на заседании межведомственной комиссии от 21 августа 2018 года Департаменту имущественных отношений Краснодарского края рекомендовано установить вид фактического использования «в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов» для здания с кадастровым номером <№...>
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31 августа 2018 года № 1927 утвержден вид фактического использования здания с кадастровым номером <№...> – «в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов».
Однако, как следует из материалов дела, выводы, содержащиеся в акте обследования от 10 августа 2018 года, основываются на проведении расчета величины используемой площади графоаналитическим способом. В судебное заседание была вызвана главный специалист обследования объектов капитального строительства ГКУ КК «Кубаньземконтроль» ФИО3, которая пояснила, что площадь помещений была вычислена аналитическим способом, математическими подсчетами, без проведения замеров. ФИО3 указала, что подсчет площади путем анализа графических материалов, представленных одним из собственников помещений, и осуществления математических вычислений является графо-аналитическим методом. То есть при проведении обследования спорного объекта расчеты и замеры фактически используемой площади не производились. Более того, секция 3, здания с кадастровым номером <№...>, не была осмотрена специалистом, в связи с проведением ремонтных (строительных) работ.
Исследованный в судебном заседании акт обследования от 10 августа 2018 года не содержит сведений об осматриваемом здании, его расположении, сведений о размещении на фасаде здания табличек с указанием наименований организаций, вывесок, информации о режиме работы коммерческих организаций и лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, наличия уголка потребителя. Не произведена фотофиксация всего объекта и помещений, входящих в спорный объект. В акте указана информация об обследовании только 1 и 2 секций из имеющихся трех секций. В связи с чем, невозможно определить, были ли заняты помещения офисной техникой, торговым оборудованием или иными предметами. Приложенные к акту осмотра графические материалы представляют собой копии ведомости технического описания здания этажей секции 1,2 с упоминанием кадастрового инженера ФИО4 с пометками лиц, проводивших обследование. Данные приложения нельзя признать допустимыми доказательствами, они не являются документами технического учета, квалификационный аттестат кадастрового инженера не представлен, содержат неполные сведения об осматриваемом объекте. Данные технического паспорта при обследовании не использовались.
Учитывая изложенные обстоятельства, с учетом анализа исследованных в судебном заседании письменных доказательств, суд приходит к выводу о том, что при проведении обследования спорного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> от 10 августа 2018 года, не были проведены необходимые расчеты и замеры, не использованы документы технического учета(инвентаризации), что повлекло за собой неточность выводов, изложенных в акте обследования. Следовательно, акт обследования от 10 августа 2018 года не может являться достаточным основанием для отнесения объекта с кадастровым номером <№...> к объектам, указанными в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Судом также установлено, что основанием для включения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> в Перечень на 2020 год послужил вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> – «строительство административного торгового здания», а также вид фактического использования, установленный на основании приказа Департамента имущественных отношений от 31 августа 2018 года № 1927 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений».
Обследование указанного здания проводилось в 2018 году, а не в период, предшествующий принятию оспариваемого Перечня на 2020 год, что противоречит требованиям, изложенным в пункте 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, который утвержден Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319. Следовательно, на момент включения здания в указанный Перечень объектов недвижимого имущества, их фактическое использование не устанавливалось.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что приказ Департамента имущественных отношений от 31 августа 2018 года № 1927 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» принят с нарушением императивных предписаний и неправомерно был принят в качестве основы для включения спорных объектов в Перечень на 2019 и 2020 годы.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закона Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта ДИО КК; Перечень информации о деятельности ДИО КК, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.
Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании выше изложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативно-правовых актов не нарушен.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043, от 27 декабря 2019 года № 2837 являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, опубликованными в установленном порядке, однако принятыми с нарушением порядка принятия таких актов.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.
Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимости, в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел 4 вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в приказы ДИО КК от 26 декабря 2018 года № 3043, от 27 декабря 2019 года № 2837 административным ответчиком не представлено.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>, которые расположены в спорном здании с кадастровым номером <№...>, по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22 ноября 2020 года № КУВИ-002/2020-41413047.
Судом установлено, что во исполнение подпунктов 3, 4 пункта 1 Приказа департамента Имущественных отношений Краснодарского края от 227 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» объект с кадастровым номером <№...> был включен в проект Перечня на 2019 год, в том числе, на основании сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> – «строительство административного торгового здания».
Проект перечня на 2019 год был размещен 15 сентября 2018 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15.10.2018 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.
В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2019 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> не представлялось.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объект включен в Перечень на 2019 год.
Перечень на 2019 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 26 декабря 2018 года № 52-58203/18-08-05.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 1548 административным истцом в срок с 01 января 2019 года до 01 июня 2019 года не подано заявление об исключении объекта из Перечня на 2019 год.
Во исполнение подпунктов 3,4 пункта 1 Приказа № 1548 объект недвижимого имущества включен в проект Перечня на 2020 год по тем же основаниям, что и в Перечень на 2019 год.
Проект перечня на 2020 год был размещен 13 сентября 2019 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15 октября 2019 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.
В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2020 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> не представлялось.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объект включен в Перечень на 2020 год.
Перечень на 2020 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27 декабря 2019 года № 52-52705/19-08-05.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 1548 не подано заявление об исключении объектов из Перечня на 2020 год.
Таким образом, спорный объект с кадастровым номером <№...> включен в указанные Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 и 2020 годы исходя из сведений о виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект.
Однако указанный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> – «строительство административно-торгового здания» сам по себе не может быть однозначно отнесен к административным зданиям, офисам, на основании наименования, которое содержится в Едином государственном реестре недвижимости, так как исходя из наименования, предусматривает «строительство» здания, а не его «использование».
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что установленные по делу обстоятельства не позволяли включить объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> в Перечни на 2019 и 2020 годы.
Конструкция статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет относить к офисам, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, как: участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22 ноября 2020 года № КУВИ-002-2020-41413033 объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «строительство административно-торгового здания».
Указанный вид разрешенного использования земельных участков предполагает строительство административно-торгового здания, однако не предусматривает его использование, следовательно, не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации.
На момент включения спорного здания в Перечень на 2019 год проводилось выездное обследование, согласно которого составлен акт обследования от 10 августа 2018 года.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что указанный акт обследования от 10 августа 2018 года не может быть признан допустимым доказательством, так как при проведении осмотра эксперт использовал графо-аналитический метод, то есть подсчет площади путем анализа графических материалов и осуществления на их основе математических вычислений. Проведение замеров при осуществлении осмотра не производилось.
В целях устранения несоответствий, содержащихся в акте обследования от 10 августа 2018 года, судом было назначено проведение повторного обследования спорного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>.
Актом обследования от 08 апреля 2021 года установлено, что в здании расположены помещения с оборудованием для приготовления пищи, моечным и барным оборудованием (6,2%), помещения, оборудованные демонстрационными конструкциями (5,1%), помещение с мебелью (0,7%), помещения, оснащенные офисной мебелью и иные помещения.
Учитывая, что обследование, которое осуществлялось в 2018 году, проведено в отсутствие собственников помещений, без проведения замеров, используя исключительно аналитический и математический способ подсчета площади помещений 1 и 2 секции, игнорируя 3 секцию здания, акты обследования от 10 августа 2018 года и 08 апреля 2021 года имеют большое количество ключевых несоответствий, что приводит суд к выводу о том, что акт обследования от 10 августа 2018 года является недостоверным, содержащим искаженные сведения об объекте, и принятым с нарушением норм действующего законодательства.
Таким образом, административный истец достоверно доказал, что достаточные основания для включения спорного объекта в Перечни на 2019 и 2020 годы, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствовали.
Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка включил объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> в Перечни на 2019 и 2020 годы.
Таким образом, права ФИО1, существенно нарушаются, поскольку включение спорных объектов в Перечни влечет увеличение налоговой ставки.
С учетом изложенного суд считает, административные исковые требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату признания решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края недействующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день его принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими, удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт № 45943 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в отношении объекта недвижимого имущества:
здания, с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, назначение - нежилое, расположенного по адресу: <Адрес...>
Признать недействующим со дня принятия пункт № 45674 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года № 2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в отношении объектов недвижимого имущества:
здания, с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, назначение - нежилое, расположенного по адресу: <Адрес...>
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и ФИО1 в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме будет изготовлено в срок не более чем десять рабочих дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 июля 2021 года.
Судья Е.В. Цехомская