ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1893/2023 от 12.10.2023 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара 12 октября 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,

с участием прокурора Колчиной Е.Е.,

представителей административного истца ФИО4, ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1893/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Издательско-полиграфический комплекс «Право» об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» (далее по тексту – Перечень на 2023 год) опубликован и размещен ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте <адрес> (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Пунктом 16202 в Приложение № 2 Перечня на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером и под пунктом 16260 в Приложение № 2 Перечня на 2023 год включен объект с кадастровым номером .

ФИО8 (далее по тексту - ФИО9) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия нормативный правовой акт в части указанных пунктов Перечня на 2023 год, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилых помещений, входящих в состав здания, наименование и назначение которых не соответствуют критериям объектов недвижимости в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку безусловно не предусматривает размещение в нем административно-деловых и торговых центров, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Включение объекта в Перечни противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц.

В судебном заседании представители административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности, и ФИО3, действующая в силу устава юридического лица, просили заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что помещения в здании фактически используются в производственных целях собственником, отсутствует свободный доступ неограниченного круга лиц, имеется режимный объект, где право на осуществление деятельности регламентировано лицензией.

Представитель административного ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, указав, что в оспариваемый Перечень включены нежилые помещения с кадастровыми номерами и , расположенные в нежилом здании с кадастровым номером . По заявлению административного истца 09.06.2023 были проведены осмотры указанных нежилых помещений, которыми установлено использование под офисы более 20% площади нежилых помещений. Акт фактического осмотра был подписан представителем собственника без замечаний и заявлений. Также в министерство поступило заявление администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 26.06.2023, согласно которому рассматриваемые помещения используются под офисный центр. Иных мероприятий по определению фактического использования нежилых помещений административного истца не проводились.

Заинтересованное лицо администрация Октябрьского внутригородского района г.о. Самара о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило по неизвестным суду причинам, ходатайств об отложении слушания дела не поступило.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы настоящего дела и инвентарного дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, а к акту фактического осмотра помещений, проведенного после утверждения Перечня на 2023 год, отнестись критически, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,

- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),

- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).

Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).

В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 утвержден оспариваемый административным истцом Перечень на 2023 год.

Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.

Под пунктом 16202 в Приложение № 2 Перечня на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером и под пунктом 16260 в Приложение № 2 Перечня на 2023 год включен объект с кадастровым номером .

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 № 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:

сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);

документы технического учета (инвентаризации);

акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.

Согласно выпискам из ЕГРН административному истцу ФИО10 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 244,9 кв.м, наименование – нежилое, назначение – часть объекта,

- помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 374,7 кв.м, наименование – нежилое, назначение – часть объекта,

которые входят в состав здания с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 2251,3 кв.м, назначением: нежилое, наименованием: нежилое здание, из 3 этажей, находящегося в пределах объекта с кадастровым номером – земельный участок с видом разрешенного использования – под нежилым зданием. При этом, в границах земельного участка расположено 10 объектов капитального строительства, в том числе здание с кадастровым номером . Здание правообладателя не имеет.

Указанное здание с кадастровым номером состоит из рассматриваемых помещений с кадастровыми номерами и , а также 12 иных помещений, поставленных на кадастровый учет.

Таким образом, по сведениям ЕГРН наименование каждого рассматриваемого нежилого помещения, вид использования здания, в котором расположены помещения, вид разрешенного использования земельного участка под объектом не свидетельствуют о размещении в рассматриваемых помещениях офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

По запросу суда из филиала ППК Роскадастр в копиях и оригиналах поступила техническая документация, составленная Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» (материалы инвентарного дела), на объект с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, <адрес>, 1967 года постройки, где по экспликации к поэтажному плану по состоянию на 15.11.2004, состояло из помещений, в том числе назначением частей помещений (комнат):

1 этаж – основное (10), сан.узел (5), вестибюль (1), л/клетка (2), подсобное (1),

2 этаж – основное (4), сан.узел (4), л/клетка (2), коридор (1),

3 этаж – л/клетка (2), сан.узел (5), основное (1), коридор (3), кабинет (9), комната приема пищи (1).

По сведениям технического учета, в здании имеются помещения с наименованием «кабинет», что не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов, так как термины «кабинет» и «офис» не тождественны.

Согласно документам технического учета характеристики частей нежилого помещения, входящих в его состав, по мнению суда, не свидетельствуют о возможности отнесения их к объектам, предназначенным для использования в целях размещения административно-деловых и торговых центров, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Мероприятия по определению вида фактического использования помещений с кадастровыми номерами и на дату утверждения Перечня на 2023 год ни административным ответчиком, ни органом местного самоуправления не проводились.

Приказом № 22/Э от 23.09.2009 в нежилых помещениях, принадлежащих ФИО11, распределены производственные помещения в следующем порядке:

1 этаж: цех подготовки бумаги, печатный цех и вспомогательные помещения: склад для хранения печатной краски, слесарная, раздевалка, туалет-душевая, склад литературы;

2 этаж: 1 кабинет – производственный отдел, 2 кабинет – отделение допечатной подготовки (верстка, фольгирование), 3 кабинет – начальник производственного отдела, 4 кабинет – переплетный цех, 5 кабинет – отделение допечатной подготовки (верстка, дизайн), вспомогательные помещения: раздевалка для рабочих печатного и переплетного цехов (2), туалет (2);

3 этаж: 6 кабинет- бухгалтерия, 7 кабинет – заместитель директора, 8 кабинет – приемная директора, 9 кабинет – секретарь, 10 кабинет – директор, 11 кабинет – множительный участок (режимное помещение), 12 кабинет – склад бухгалтерии (документы), вспомогательные помещения: комната для приема пищи (1), туалет (1).

Допрошенная в судебном заседании по инициативе административного истца в качестве свидетеля ФИО6 суду показала, что работает в ФИО12 более 30 лет, в настоящее время начальником производственного отдела. В здании по <адрес>, организация занимает три этажа, арендаторов не имеется. Свободный доступ неопределенного круга лиц к помещениям отсутствует, организован пропускной режим прохода в помещения. При осмотре помещений представителями министерства производилась фотофиксация, в том числе занимаемого ею кабинета с указанием «производственный отдел».

Согласно инструкции по организации пропускного режима на территорию ФИО13, утвержденной 27.09.2021, осуществляется круглосуточное наблюдение, входная дверь тамбура закрыта на электронный замок, при входе организован пост вахтера с функциями контрольно-пропускного пункта, с тревожной кнопкой на пульт УВО при УВД по г. Самаре. Посетители допускаются по звонку и в сопровождении сотрудника общества.

В штатном расписании ФИО14 имеется должность вахтер.

По сведениям, содержащимся в общедоступных источниках информации (egrul.nalog.ru), выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основной вид экономической деятельности ФИО15 ОГРН по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности – 18.1 «деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области».

<данные изъяты>

Судом принимаются вышеуказанные документы в качестве допустимых доказательств по делу.

Из представленных материалов судом достоверно установлено, что собственник помещений в здании ФИО17 не занимается основным видом экономической деятельности по ОКВЭД, позволяющим отнести к торговым, а также в целях делового, административного назначения либо в целях размещения объектов бытового обслуживания.

09.06.2023 сотрудниками ГБУ Самарской области «ЦРР» по поручению административного ответчика в рамках рассмотрения обращения административного истца произведен фактический осмотр рассматриваемых помещений. По результатам визуального осмотра сделан вывод, что в помещение с кадастровым номером под офисы занято 20,5 % всей площади, в помещение с кадастровым номером под офисы занято 50% всей площади. Кроме того, 19.06.2023 специалистами администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара произведен осмотр объектов с кадастровыми номерами и , по результатам которого сделан вывод об использовании под офисный центр.

Судом в качестве относимых и допустимых доказательств не принимаются представленные акты фактического осмотра рассматриваемых помещений, выполненные в июне 2023 года, поскольку имели место после утверждения оспариваемого нормативного правового акта, тем самым не подтверждают фактическое использование объектов в период, предшествующий принятию и утверждению Перечня на 2023 года. Акт от 19.06.2023 органа местного самоуправления не отвечает принципу достоверностью доказательства, поскольку к нему не приложен расчет площади помещений, используемых собственником либо иными организациями под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, в нем не отражена информация, подтверждающая размещение в здании объектов в установленных статьей 378.2 НК РФ целях, также отсутствуют фотоматериалы здания, помещений в нем, осуществляемой в них деятельности и т.д.

Таким образом, на момент утверждения оспариваемого Перечня на 2023 год отсутствовали предусмотренные Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (утверж. Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402) документы об использовании рассматриваемых помещений в целях статьи 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах, суд находит несостоятельной позицию административного ответчика о фактическом использовании рассматриваемых помещений в качестве офисов на день утверждения оспариваемого нормативного правового акта.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что включение нежилых помещений в Перечень на 2023 год не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сведения из ЕГРН, документация технического учета (инвентаризации), не подтверждают назначение или фактическое использование помещений или более 20% их площади, в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорных объектов недвижимости в оспариваемый Перечень административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия, оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты Перечня на 2023 год не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца, в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество юридического лица, исчисляемого в размере 2% от кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого акта в части недействующим со дня его принятия.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Поскольку оспариваемый нормативный акт был размещен в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО18 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» в части включения под пунктом 16202 в Приложение № 2 объект с кадастровым номером и под пунктом 16260 в Приложение № 2 объект с кадастровым номером .

Возложить обязанность на министерство имущественных отношений Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 23.10.2023.

Судья: И.А. Щетинкина