Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 января 2019 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре Арсеньевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-189/2019 по административному исковому заявлению ООО «Технопарк-Электрощит» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Технопарк-Электрощит» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости, в котором просит: восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления; а также установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 2 110,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 6 417 222 рубля.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО «Технопарк-Электрощит» является собственником указанного выше нежилого здания. Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена по состоянию на 24 июля 2013 года и составляет 18 441 700 рублей 67 копеек. Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке от 28 сентября 2018 года № №, подготовленным оценщиком ООО «Волга-групп».
Будучи не согласным с указанной выше кадастровой стоимостью нежилого здания, 8 ноября 2018 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемого нежилого здания. Однако, Комиссия не приняла заявление к рассмотрению ввиду истечения срока подачи заявления.
Завышение кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с этим ООО «Технопарк-Электрощит» просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца Крузэ Е.В., действующая на основании доверенности от 10 декабря 2018 года, административный иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше, и дополнила, что спорный объект недвижимости не включен в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, а также в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608. Несмотря на это, установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в завышенном размере затрагивает права и обязанности ООО «Технопарк-Электрощит», поскольку нежилое здание с кадастровым номером № относится к объектам бытового обслуживания, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.
Участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск ООО «Технопарк-Электрощит» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что ООО «Технопарк-Электрощит» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 2 110,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 октября 2018 года № №.
Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области, в том числе и указанного выше нежилого здания с кадастровым номером №.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена по состоянию на 24 июля 2013 года и составляет 18 441 700 рублей 67 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 октября 2018 года №№ №.
В соответствии с отчетом об оценке от 28 сентября 2018 года № №, подготовленным оценщиком ООО «Волга-групп», итоговая величина рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером № составляет 6 417 222 рубля.
8 ноября 2018 года ООО «Технопарк-Электрощит» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше нежилого здания, представив отчет об оценке от 28 сентября 2018 года № №, подготовленный оценщиком ООО «Волга-групп». Однако, Комиссия не приняла заявление к рассмотрению ввиду истечения срока подачи заявления.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 2009 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, – в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 названного Кодекса.
Статьёй 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 названной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», Министерство имущественных отношений Самарской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, опубликован в газете «Волжская коммуна» от 31 октября 2017 года, № 218 (30176), от 1 ноября 2017 года № 283 (30178), от 2 ноября 2017 года № 285 (30180) и от 16 ноября 2017 года № 297 (30192), а также на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области «www.mio.samregion.ru».
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, опубликован в газете «Волжская коммуна» от 20 ноября 2018 года № 308 (30543), а также на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области «www.mio.samregion.ru».
Судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером № не включен как в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, так и в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в связи с чем, он не является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что при установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № права административного истца не нарушены, а потому у ООО «Технопарк-Электрощит» отсутствует субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите.
Отсутствие фактического нарушения прав и законных интересов административного истца, в силу приведенных выше положений закона, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что предусмотренные законом основания для удовлетворения административного искового заявления ООО «Технопарк-Электрощит» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости отсутствуют, в связи с чем требования административного истца следует оставить без удовлетворения.
Доводы представителя административного истца о том, что нежилое здание с кадастровым номером № относится к объектам бытового обслуживания, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд полагает несостоятельными, поскольку, в соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, бытовые услуги – платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Как пояснила в судебном заседании представитель ООО «Технопарк-Электрощит», нежилое здание с кадастровым номером № используется административным истцом под размещение очистных сооружений в целях обеспечения производственного процесса названного выше Общества.
При этом, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст, а также приложением № 1 «Перечень кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» к распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р, деятельность очистных сооружений не предусмотрена.
Следовательно, приведенные выше доводы представителя административного истца основаны на неверном и ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Более того, суду не представлены доказательства в подтверждение того, что нежилое здание с кадастровым номером № предназначено и(или) фактически используется под размещении объектов бытового обслуживания, в связи с чем налоговая база данного объекта недвижимости подлежит определению с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 246-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ООО «Технопарк-Электрощит» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 января 2019 года.
Председательствующий: Непопалов Г.Г.