ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-189/20 от 02.10.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Административное дело № 3а-189/2020

УИД 21 OS -01-2020-000103-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 октября 2020 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Степановой З.А.,

при секретаре Семенове Д.А.,

с участием прокурора Овчинниковой Н.А.,

представителя административного ответчика Кузьмина И.Н.,

представителя административного соответчика Николаева Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Скворцова Сергея Викторовича к Чебоксарскому городскому собранию депутатов о признании не действующим в оспариваемой части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары»,

установил:

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары. Указанным решением содержание строки 3.27.1 изменилось путем включения дополнительной информации в строку 3.27.1 в виде координат поворотных точек (Х, У) (<данные изъяты>).

Индивидуальный предприниматель Скворцов С.В. (далее административный истец) обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов о признании недействующим решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2018 года № 1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары дополнительной информации в строку 3.27.1 в виде координат поворотных точек (Х, У) (1<данные изъяты>), ссылаясь на то, что в оспариваемой части указанное решение Чебоксарского городского Собрания депутатов не соответствует положениям статей 10, 15, 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», главы V.6 (стати 39.33,39.36) Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», разъяснений, содержащихся в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года №6786-ПК/Д23и, а также нарушает права, свободы и законные интересы административного истца на стабильное осуществление предпринимательской и торговой деятельности.

Административный истец указывает, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 18 июля 2015 года № 2000 «О внесении изменений в Схему расположения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205» в Схему расположения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары была включена строка 3.27.1, предусматривающая размещение в районе <адрес> используемого им в предпринимательской деятельности торгового павильона, который частично расположен на находящемся в муниципальной собственности земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, частично на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

Пунктом 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205» в указанную Схему внесены изменения об исключения из нее строки 3.27.1

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. по делу N 31-АПГ17-22 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта под порядковым номером 3.27.1 - павильона, расположенного в районе д. 3.27.1 - павильона, расположенного в районе <адрес>.

Между тем, согласно решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2018 года № 1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» содержание строки 3.27.1 изменилось путем включения в указанную строку дополнительной информации в виде координат поворотных точек (Х,У) (<данные изъяты>). При этом координат поворотных точек указанных в решении не соответствуют фактическому месту размещения нестационарного торгового объекта - павильона, расположенного в районе <адрес>. Согласно схеме, подготовленной ООО «Центр кадастровых услуг» нестационарный торговый объект - павильон, расположенный в районе <адрес>, размещен в следующих координатах: <данные изъяты>.

Учитывая то обстоятельство, что место размещения нестационарного торгового объекта определяется Схемой, несоответствие включенных в строку 3.27.1 Схемы координаты поворотных точек (X, У) (<данные изъяты>) фактическому месту размещения торгового павильона создает незаконную обязанность для административного истца снести часть своего торгового павильона и освободить земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Часть торгового павильона административного истца располагается на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежащим административному истцу на праве собственности, а торговый павильон представляет собой единую неразделимую без ущерба конструкцию, снос части торгового павильона, размещенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, приведет к полной утрате торговым павильоном своих эксплуатационных свойств, а также невозможность использовать его по назначению. Таким образом, решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» в указанной части не может быть признано соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает права ИП Скворцова С.В.

ИП Скворцов С.В., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, обеспечил участие своего представителя Доброву М.В., которая в судебном заседании административное исковое заявление поддержала.

Представитель Чебоксарского городского Собрания депутатов Кузьмин И.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, указывая, что размещение нестационарного торгового объекта на месте, предусмотренном координатами <данные изъяты> невозможно по причине нахождения указанной точки на сетях водопровода и газопровода. Полагает, что нестационарный торговый объект может быть передвинут административным истцом на иное место без нанесения ему ущерба. Место, предусмотренное Схемой в строке 3.27.1, является альтернативным равноценным местом, определенным в соответствии с установленными нормами и правилами. Указание в схеме координат, предусматривающих размещение нестационарного торгового объекта не в месте размещения административного истца, не свидетельствует о нарушении его прав.

Представитель администрации г.Чебоксары Николаев Д.О. в судебном заседании также возражал против удовлетворения административного искового заявления, указывая, что указание в Схеме координат допускающих размещение нестационарного торгового объекта на месте его фактического размещения нарушало бы правила холодного водоснабжения и водоотведения и охраны газораспределительных сетей. Кроме того, на момент принятия оспариваемого решения в соответствии с правилами противопожарного режима было предусмотрено, что временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен. Нестационарный торговый объект используется истцом для складирования строительных материалов. Указание в Схеме координат допускающих размещение нестационарного торгового объекта на месте его фактического размещения, нарушало бы как права потенциальных претендентов - по причине нахождения на земельном участке сооружения принадлежащего истцу и невозможности размещения нестационарного торгового объекта в указанном месте, так и самого административного истца - по причине невозможности доступа к земельному участку истца, ввиду установления перед ним торгового павильона. Также считает, что нестационарный торговый объект может быть передвинут административным истцом на иное место без нанесения ему ущерба. Место, предусмотренное Схемой в строке 3.27.1, является альтернативным равноценным местом, определенным в соответствии с установленными нормами и правилами.

Заслушав объяснения представителя индивидуального предпринимателя Скворцова С.В. - Добровой М.В., представителя Чебоксарского городского Собрания депутатов Кузьмина И.Н., представителя администрации г.Чебоксары Николаева Д.О., исследовав материалы административного дела, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А., поддержавшей административное исковое заявление, и судебные прения, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).

На территории Чувашской Республики отношения, возникающие между органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности урегулированы Законом Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках».

Процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов определена приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов».

Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).

Судом установлено, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (далее также - Схема).

В разделе III «Нестационарные торговые объекты на территории Московского района города Чебоксары» Схемы под пунктом с порядковым номером 3.27.1 в данную Схему был включен павильон, площадью 153 кв.м, предназначенный для продажи непродовольственных товаров (строительных материалов), расположенный в районе <адрес>.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 декабря 2016 года №608 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205» внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, в частности, в Схему включена дополнительная информация - координаты местоположения объектов (широта, долгота), в том числе в пункт (строка) с порядковым номером 3.27.1.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года №732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, наряду с другими из Схемы исключен пункт (строка) с порядковым номером 3.27.1.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года №1516 была утверждена новая Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Чебоксары, которым одновременно признаны утратившими силу, в числе прочих, упомянутые выше решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары", от 28 декабря 2016 года N 608 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» и от 25 апреля 2017 года N 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205».

Полномочия, порядок принятия оспариваемой Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары Чебоксарским городским собранием депутатов Чувашской Республики, введения ее в действие и опубликования, проверены судом, при этом нарушений судом не установлено и сторонами данное обстоятельство не оспаривается.

Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N732 в части исключения из Схемы пункта (строка) с порядковым номером 3.27.1 было оспорено ИП Скворцовым С.В. в судебном порядке.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2018 года по делу N 31-АПГ17-22 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта под порядковым номером 3.27.1 - павильона, расположенного в районе д. 3.27.1 - павильона, расположенного в районе <адрес>.

В рамках рассмотрении указанного административного дела установлено, что индивидуальным предпринимателем Скворцовым С.В. возведено нежилое помещение, в котором он осуществляет предпринимательскую деятельность, расположенное как на земельном участке площадью 132 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, имеющим вид разрешенного использования «магазины», расположенном по адресу: <адрес>, так и частично - на площади 153 кв. м - на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, имеющем вид разрешенного использования «для общего пользования (уличная сеть)».

Как на момент принятия Чебоксарским городским Собранием депутатов решения от 21 ноября 2013 года № 1205 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары», так и на момент принятия оспариваемого в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 20 июня 2017 года №767 нестационарный торговый объект, расположенный в районе <адрес> общей площадью 153 кв. м, использовался для осуществления торговой деятельности, то есть его эксплуатация началась до утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары. Указанный объект был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары на основании решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 в строке 3.27.1. Включение объекта, используемого административным истцом в предпринимательских целях, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205, свидетельствует о том, что эксплуатация данного объекта была начата до утверждения указанной схемы, что препятствовало его произвольному исключению из Схемы.

Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При рассмотрении настоящего административного дела стороны административного судопроизводства не оспаривали, что место расположения спорного нестационарного торгового объекта с момента начала осуществления торговой деятельности, а также с момента первоначального включения в Схему по настоящее время не менялось. Между тем фактическое расположение нестационарного торгового объекта, не соответствует дополнительной информации, включенной в строку 3.27.1 Схемы ввиде координат поворотных точек (Х, У), утвержденной Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2018 года №1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары».

Административный истец ИП Скворцов С.В. указывает, что включение в Схему размещения нестационарных торговых объектов координат, не соответствующих фактическому месту положению нестационарного торгового объекта нарушает его права, свободы и законные интересы на стабильное осуществление предпринимательской и торговой деятельности, поскольку является владельцем торгового павильона, расположенного в районе <адрес>, строка 3.27.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2018 года № 1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары». В настоящее время в производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находится дело по исковому заявлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики к индивидуальному предпринимателю Скворцову С.В. об освобождении земельного участка ввиду того, что место размещения торгового павильона, согласно координатам поворотных точек, указанных в Схеме, находится за пределами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Аналогичная позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).

В порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденном приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184, указано, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2). Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.

Вместе с тем приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Указанный объект был включен в Схему расположения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строка 3.27.1 решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 18 июля 2015 года № 2000 «О внесении изменений в Схему расположения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205». При этом данная Схема на момент включения в нее нестационарного торгового объекта, кроме описания места расположения объекта никаких иных координат не содержала. Указание координат поворотных точек не соответствующих достоверному месту размещения нестационарного торгового объекта, фактически указывает на изменение места его размещения.

Как указывалось ранее, эксплуатация данного объекта была начата до утверждения Схемы, место его расположения за весь период осуществления деятельности ИП Скворцовым С.В. не менялось.

Таким образом, утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торгового объекта, эксплуатация которого начата до утверждения указанной схемы. Кроме того, пересмотр места размещения торгового объекта не может носить произвольный характер.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возложено на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В то же время доказательств того, что земельный участок, расположенный в районе <адрес> общей площадью 153 кв. м, на котором находится вышеуказанный торговый объект, подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо его внесение в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, в материалах дела не имеется.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Применительно к сфере торговли аналогичное положение предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В силу статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Требования приведенных нормативных правовых актов при принятии в оспариваемой части решения Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516 не были учтены.

При таких обстоятельствах решение Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N1516 должно быть признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары дополнительной информации в строку 3.27.1 в виде координат поворотных точек (X, У) (<данные изъяты>).

Согласно части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2018 года № 1516 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» в части включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары дополнительной информации в строку 3.27.1 в виде координат поворотных точек (X, У) (<данные изъяты>).

Возложить на Чебоксарское городское Собрание депутатов обязанность опубликовать сообщение о данном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий З.А. Степанова

Мотивированное решение составлено 12 октября 2020 года.