ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-18/16 от 03.06.2016 Псковского областного суда (Псковская область)

Дело № 3а-18/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Псков

Псковский областной суд в составе:

председательствующего Адаева И.А.

при секретаре Ищенко О.В.

с участием: прокурора Петровой Н.М.,

представителя административных истцов Р.О.Ф., представителя административного ответчика У.О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам общества с ограниченной ответственностью «Бизнес центр на Советской» и общества с ограниченной ответственностью «Бизнес центр «Октябрьский» к Государственному комитету Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике о признании нормативного правового акта не действующим в части,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Бизнес центр на Советской» и общество с ограниченной ответственностью «Бизнес центр «Октябрьский» (далее – ООО «Бизнес центр на Советской», ООО «Бизнес центр «Октябрьский») обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим с момента принятия приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от (дд.мм.гг.) в части включения в пункт 15 приложения к указанному приказу «Перечень объектов имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год» (далее – Перечень) нежилых помещений с кадастровыми номерами , , в здании, расположенном по адресу: <****>.

Требования обоснованы тем, что указанное здание не отвечает признакам торгового центра (комплекса) в той мере, в какой это определено для целей налогообложения в подпункте 1 пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. N 316-оз «О налоге на имущество организаций» и пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку оно используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Включение в Перечень спорных нежилых помещений неправомерно возлагает на истцов, являющихся собственниками этих помещений, обязанность по уплате налога на имущество организаций в

завышенном размере.

Определением Псковского областного суда от 8 апреля 2016 года дела

по искам ООО «Бизнес центр на Советской» и ООО «Бизнес центр «Октябрьский» объединены в одно производство (т. 2 л.д. 205).

Представитель Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике У.О.И. возражала против удовлетворения исковых заявлений, указав в обоснование, что спорные объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости, так как более 20% общей площади здания, в котором эти помещения расположены, используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, что отвечает признакам торгового центра (комплекса) и соответствует положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 года № 316-оз «О налоге на имущество организаций» и пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Участвующий в деле прокурор полагал требования истцов необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых заявлений.

В силу положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).

На территории Псковской области налог на имущество организаций введен Законом Псковской области от 25 ноября 2003 г. N 316-оз «О налоге на имущество организаций».

В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. N 316-оз «О налоге на имущество организаций» к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость отнесены следующие объекты:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещения в них;

2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Администрации Псковской области от (дд.мм.гг.). установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике.

Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от (дд.мм.гг.) утвержден Перечень объектов имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ приказ был размещен на официальном сайте Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://economics.pskov.ru/ 29 декабря 2015 года.

Судом установлено, что ООО «Бизнес центр «Октябрьский» является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>м?, расположенного по адресу: <****>.

Участок отнесён к категории земель <данные изъяты> с видом разрешенного использования – <данные изъяты> (т. 1 л.д. 130, т. 3 л.д. 14-15).

Согласно статье 10 Правил землепользования и застройки муниципаль-

ного образования «Город Псков», утвержденных решением Псковской городской Думы от (дд.мм.гг.), данный участок может использоваться под магазины, торговые центры, торговые комплексы, физкультурно-спортивные комплексы, объекты бытового обслуживания населения.

На земельном участке расположено трёхэтажное здание с подвалом, общей площадью <данные изъяты>м?, с кадастровым номером .

Помещения в здании принадлежат истцам на праве собственности:

- ООО «Бизнес центр на Советской» принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами (часть <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>м?), (<данные изъяты>, площадью <данные изъяты>м?) (т. 1 л.д. 127, 128, т. 3 л.д. 16-17, 21-22);

- ООО «Бизнес центр «Октябрьский» – нежилое помещение с кадастровым номером (часть <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>м?) (т. 1 л.д. 129, т. 3 л.д. 19-20).

Данные помещения включены в пункт 15 Перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от (дд.мм.гг.).

Оспаривая нормативный правовой акт в указанной части, истцы полагали, что здание, в котором находятся спорные помещения, не отвечает признакам торгового центра (комплекса) в той мере, в какой это определено для целей налогообложения в статье 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. N 316-оз «О налоге на имущество организаций» и пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Приходя к выводу о необоснованности заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признается отдельное стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов

общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» статья 378.2 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4.1, введенным в действие с 1 января 2015 года.

Согласно указанному пункту статьи 378.2 Налогового кодекса РФ нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу приведенных законоположений, одним из определяющих оснований для отнесения объекта недвижимости к торговому центру (комплексу) для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости, является использование здания для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соотношении не меньшем чем 20 процентов от общей площади здания.

Судом установлено, что более <данные изъяты>% общей площади здания, в котором расположены спорные помещения, используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания (<данные изъяты>% – по расчетам представителя истцов; <данные изъяты>% – по Акту обследования вида фактического использования объекта недвижимости от (дд.мм.гг.) (площадь фактического использования для размещения указанных объектов составляет <данные изъяты>м?)).

Данное обстоятельство свидетельствует о правильном включении помещений с кадастровыми номерами , , в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению исходя из кадастровой стоимости, поскольку здание, в котором они расположены, отвечает признакам торгового центра (комплекса) по смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. N 316-оз.

Доводы представителя истцов о том, что в Акте обследования вида фактического использования объекта недвижимости от (дд.мм.гг.) специалисты Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям определили площадь «торгово-офисных объектов», что создает неопределенность в толковании этого Акта, являются несостоятельными.

Как видно из содержания Акта от (дд.мм.гг.) в составе торговых объектов были правильно учтены площади служебных помещений этих объектов (офисы), поскольку они входят состав материально-технической базы торговли (пункты 90, 96 ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения.).

Доводы административных истцов о том, что здание по адресу: <****> должно быть признано одновременно как административно-деловым центром так и торговым центром (комплексом), основаны на неверном толковании норм материального права.

Отнесение объекта недвижимости к объектам налогообложения на основании условий, определенных в пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, возможно только в случае, если объект не соответствует условиям признания его административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и площади в нем одновременно используются менее 20% для размещения офисов и менее 20% для размещения объектов торговли, но суммарно, при «смешанной» деятельности, достигают 20%.

Использование здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соотношении бoльшем чем 20% его общей площади, при одновременном использовании остальных площадей в целях делового, административного или коммерческого назначения, не освобождает истцов от уплаты спорного налога по объекту налогообложения торговый центр (комплекс).

Приходя к такому выводу, суд учитывает цель инициатора законодательной инициативы, изложенную в пояснительной записке к проекту Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», из которой следует, что действовавшие на тот момент формулировки Налогового кодекса РФ давали возможность избежать налогообложения объектов недвижимого имущества, в которых площади одновременно использовались менее 20% для размещения офисов и менее 20% для размещения объектов торговли. Данное положение нарушало принцип справедливого налогообложения и требовало уточнения критериев фактического использования объектов недвижимого имущества путем внесения в статью 378.2 Налогового кодекса РФ положений о том, что налоговая база как кадастровая стоимость определяется также в отношении объектов, в которых не менее 20% площадей суммарно используется для размещения офисных и торговых объектов.

Результатом изменения законодательства стало дополнение статьи 378.2 Налогового кодекса РФ пунктом 4.1, определяющим условия признания объектов недвижимости одновременно административно-деловыми – торговыми центрами.

Как установлено судом, спорные помещения к таким объектам не относятся, так как подпадают под условия признания здания, в котором они расположены, торговым центром (комплексом).

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов истцов в сфере налогообложения, то оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Заявление ООО «Бизнес центр «Октябрьский» о возмещении расходов на оплату услуг представителя удовлетворению не подлежит, поскольку решение принято в пользу административного ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых заявлений ООО «Бизнес центр на Советской» и ООО «Бизнес центр «Октябрьский» о признании недействующим с момента принятия приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от (дд.мм.гг.) в части включения в пункт 15 приложения к указанному приказу «Перечень объектов имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год» нежилых помещений с кадастровыми номерами , , в здании, расположенном по адресу: <****> - отказать.

В удовлетворении заявления ООО «Бизнес центр «Октябрьский» о возмещении расходов на оплату услуг представителя отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Псковский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 6 июня 2016 года.

Судья И.А.Адаев

Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года №91-АПГ16-4 решение Псковского областного суда от 3 июня 2016 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы ООО «Бизнес центр на Советской» и ООО «Бизнес центр «Октябрьский» - без удовлетворения.

Решение суда вступило в законную силу 29 сентября 2016 года.