Дело № 3а-18/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2017 года город Псков
Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панова И.М.,
при секретаре Шевчук В.С.,
с участием прокурора прокуратуры Псковской области Петровой Н.М., административного истца Степанова С.И., представителя административного ответчика Булимовой О.А., представителя заинтересованного лица Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям – Кулик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова С.И. к Администрации Псковской области о признании постановления Администрации Псковской области от 22 ноября 2016 года №376 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Псковской области» недействующим в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Администрации Псковской области от 22 ноября 2016 года №376 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Псковской области» были утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для муниципальных районов, городских округов, а также для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Согласно строке 46456 Приложения №1 к Постановлению №376 установлена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Степанову С.И., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <--/-->, в размере 361443 рубля 45 копеек.
Степанов С.И. обратился в суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия Постановления Администрации Псковской области от 22 ноября 2016 года №376 в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, полагая, что при определении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка нарушена Методика определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, утвержденная Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 сентября 2010 года №445, поскольку при отнесении его земельного участка к 6 группе удельный показатель кадастровой стоимости должен был составить 0,37 руб./кв.м., тогда как применен для расчета показатель в 260,97 руб./кв.м. Необоснованное увеличение кадастровой стоимости нарушает его права как налогоплательщика.
В судебном заседании Степанов С.И. указал на несоответствие обжалуемого Постановления Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 года №П/307, поскольку, по его мнению, оценка должна была производиться с использованием именно данной Методики.
Представитель административного ответчика Администрации Псковской области Булимова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Степанова С.И., указывая, что Постановление принято Администрацией Псковской области в установленном порядке в пределах ее компетенции на основании документов, представленных Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям.
Представитель заинтересованного лица Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Кулик Е.В., указала на отсутствие оснований для удовлетворения административных исковых требований. Отмечала, что в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» между Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям и ООО «Центр Экспертизы и оценки собственности» был заключен государственный контракт по выполнению работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Псковской области. Во исполнение государственного контракта был представлен отчет, который после соблюдения процедуры, предусмотренной требованиями Федерального закона №135-ФЗ, пройдя согласование членами межведомственной комиссии при Администрации области, лег в основу обжалуемого постановления.
Согласно условиям Государственного контракта, Технического задания, а также требований Приказа Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года №508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)» оценщик самостоятельно осуществил выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости.
Представитель заинтересованного лица ООО «Центр Экспертизы и оценки собственности» Бойко А.Ю., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании полагал иск не подлежащим удовлетворению, полагая, что по сути, заявленные Степановым С.И. требования направлены на оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, подлежат разрешению в порядке Главы 25 КАС РФ. Также указал на соответствие выбранной методики оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Псковской области требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, ФСО №1, ФСО №4.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Петровой Н.М., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статье 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, то есть Администрацией Псковской области в соответствии с Законом Псковской области от 19 февраля 2002 года №174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области.
В соответствии с требованиями статьи 35 Закона Псковской области от 19 февраля 2002 года №174-оз Администрация области на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Псковской области и законами области, а также актами Президента РФ и Правительства РФ принимает свои правовые акты в форме постановлений, имеющих нормативный характер.
Датой официального опубликования постановлений Администрации области считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий органов государственной власти области. Постановления Администрации области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 (десяти) календарных дней со дня их официального опубликования, если не предусмотрен более поздний срок вступления их в силу.
Согласно статье 3 Закона Псковской области от 12 февраля 2003 года №242-оз «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области», официальным опубликованием нормативных правовых актов области считается публикация их полных текстов в газете «Псковская правда», размещение (опубликование) в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Датой официального опубликования нормативных правовых актов области считается дата первой публикации их полных текстов в газете «Псковская правда» или размещение (опубликование) в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
23 ноября 2016 года Постановление Администрации Псковской области от 22 ноября 2016 года №376 в соответствии с требованиями Закона Псковской области от 12 февраля 2003 года № 242-оз «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и законов области, иных нормативных правовых актов области» опубликовано в официальном печатном издании - газете «Псковская правда» (№ 47), а также в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» по адресу: pravo.pskov.ru, размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, обжалуемое постановление принято Администрацией Псковской области в пределах своих полномочий, в установленной форме с соблюдением процедуры принятия и правил введения нормативного правового акта в действие.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки и утверждения ее результатов соответствует положениям статей 24.11 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Как следует из материалов дела, Степанову С.И. принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу <--/-->, из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для дачного строительства», кадастровая стоимость которого определена оспариваемым Постановлением.
В строке № Приложения №1 к Постановлению №376 определена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 361443 рубля 45 копеек с учетом отнесения данного земельного участка к группе 6 и применения в отношении него удельного показателя 260,97 руб./кв.м.
Оспаривая законность указанного Постановления в части, Степанов С.И. указывает на нарушение соответствующих Методик оценки при ее проведении.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несогласии Степанова С.И. с размером кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением, но не о недействительности данного Постановления.
Как указано выше, судом не установлено несоответствие Постановления в оспариваемой части какому-либо нормативному правовому акту, который имеет большую юридическую силу.
Нарушений порядка проведения государственной кадастровой оценки, которые препятствовали бы принятию оспариваемого нормативного правового акта или ставили его вне закона, в судебном заседании не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность (часть 1 статьи 13 Закона).
Таким образом, при несогласии с использованной оценщиком методикой оценки земельного участка, действующим законодательством заинтересованным лицам предоставлена возможность обратиться за защитой своих прав в рамках административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном главой 25 КАС РФ.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В связи с указанным, проверка правильности применения оценщиком методик при проведении кадастровой оценки не входит в предмет доказывания в ходе производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, несмотря на то, что применение соответствующих методик при проведении оценки представителем заинтересованного лица было обосновано при рассмотрении настоящего дела.
На основании части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований, содержащихся в административном исковом заявлении Степанова С.И. и признания недействующим со дня принятия Постановления Администрации Псковской области от 22 ноября 2016 года №376 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Псковской области» в оспариваемой части - строка № Приложения №1, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Степанова С.И. к Администрации Псковской области о признании постановления Администрации Псковской области от 22 ноября 2016 года №376 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Псковской области» недействующим в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Псковской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 июля 2017 года.
Судья Псковского областного суда . И.М. Панов
.
.