ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-18/19 от 03.04.2019 Томского областного суда (Томская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2019 г. Томский областной суд в составе:

председательствующего Простомолотова О.В.,

при секретарях Шумаковой Ю.М., Пензиной О.С.,

с участием прокурора Емельяновой С.А.,

представителя административного истца ООО «Санаторий» ФИО1,

представителя административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-18/2019 по административному исковому заявлению ООО «Санаторий» к Департаменту управления государственной собственностью Томской области о признании недействующим в части подп. 288 перечня объектов для целей налогообложения на 2017 утвержденного распоряжения Департамента управления государственной собственностью Томской области № 96-О от 28.11.2016 «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год» и в части подп. 276 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 утвержденного распоряжения Департамента управления государственной собственностью Томской области № 85-О от 29.11.2017 «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год»

У С Т А Н О В И Л:

распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год» и распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2016 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2017 и 2018 годы, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Указанные распоряжения и приложения к ним опубликованы 30 ноября 2016 и 30 ноября 2017 года на официальном интернет – портале «Электронная администрация Томской области» http//www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет - портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети интернет http://дугс.рф.

Пунктом 1 указанных распоряжений определен перечень объектов для целей налогообложения на 2017 и 2018 год согласно приложению к настоящим распоряжениям.

В соответствии с пунктом 288 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год» в указанный перечень (далее - Перечень) включено здание с кадастровым номером 70:21:0200037:308, расположенное по адресу <...>.

В соответствии с пунктом 276 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» в указанный перечень (далее - Перечень) включено здание с кадастровым номером 70:21:0200037:308, расположенное по адресу <...>.

Подпунктом 2 пункта 2 распоряжений установлено, что указанный перечень подлежит направлению в соответствующие налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества в срок не позднее 31 декабря 2016 года и 31 декабря 2017 года соответственно.

Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий», являющееся собственником указанного здания, обратилось в Томский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжений Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год» и № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» в части включения в Перечень принадлежащего Обществу на праве собственности здания по адресу: <...>.

В ходе рассмотрения дела административный истец просил признать недействующими указанные распоряжения в части подп. 288 перечня объектов для целей налогообложения на 2017 утвержденного распоряжения Департамента управления государственной собственностью Томской области № 96-О от 28.11.2016 «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год» и в части подп. 276 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 утвержденного распоряжения Департамента управления государственной собственностью Томской области № 85-о от 29.11.2017 «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», которым включено в Перечень здание с кадастровым номером 70:21:0200037:308, расположенное по адресу: <...>.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что включение здания в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 4-1 Закона Томской области № 148-ОЗ от 27 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций», Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденного постановлением Администрации Томской области № 454а от 03.12.2014, нарушает права Общества в сфере экономической деятельности, незаконно обязывает уплачивать налог, на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания, значительно увеличивая налоговую базу по налогу.

Административный истец ссылается на то, что здание не является ни торговым объектом, ни административно-деловым центром, объектом общественного питания или объектом бутового обслуживания, поскольку не отвечает признакам, установленным подп. 3, 4, 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Фактически спорное здание сдается в аренду ООО «Парк-Отель Энергетик» и используются как гостиничный комплекс. Столовая которая находится в здании имеет площадь 264, 3 кв.м, что менее 20% от общей площади здания составляющей 3421, 5 кв.м.

Исходя из имеющейся документации на спорное здание, фактического использования спорного здания как гостиничного комплекса, вида разрешенного использования земельного участка (для эксплуатации санатория-профилактория) истец полагает, что условия для включения строения в Перечень объектов для целей налогообложения на 2017 и 2018 году отсутствуют.

В ходе судебного заседания представители административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала, в своих объяснениях суду подтвердила, что Обществу на праве собственности принадлежит здание бывшего санатория-профилактория «Энергетик», на первом этаже которого находится столовая, остальные этажи используются как гостиничный комплекс.

Представитель административного ответчика Департамента по управления государственной собственностью Томской области ФИО2 в ходе судебного заседания возражала против заявленных административных исковых требований, полагала, что процедура определения вида фактического использования, а также включения в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. Актом обследования уполномоченной организации установлено, что в помещениях первого этажа здания по адресу: <...>, находятся офисы и объект общественного питания, площадь которых превышает 20% от площади всего здания.

На 2018 здание было включено в перечень без проведения фактического обследования в связи с тем что оно было включено в перечень на основании фактического обследования от 28.07.2016 на 2017 год.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, проанализировав оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия нормативных правовых актов, а также заслушав заключение прокурора Емельяновой С.А., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт регулирует отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Частью второй ст. 4-1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» предусмотрено до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Томской области осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Администрации Томской области.

Постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (вместе с «Положением о Комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения») утвержден указанный порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений).

Согласно п.16 постановления администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (далее - Порядок) в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.

Из положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области № 68 от 11.06.2013 следует, что Департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения налогом на имущество организаций, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подп.8.1 п.10 положения).

При таких обстоятельствах суд полагает, что Департамент по управлению государственной собственностью Томской области наделен достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемых административным истцом в части нормативных правовых актов.

Пунктом 3 Порядка определено, что обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения проводится (далее - Мероприятие) Уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.

Согласно пункту 6 Порядка перед осуществлением Мероприятия Уполномоченная организация информирует собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества о предстоящем Мероприятии любыми доступными способами (устно, письменно, в том числе с использованием средств факсимильной и электронной связи).

В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам проведенного Мероприятия представителями Уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения.

Уполномоченной организацией на территории Томской области является ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», целями деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения является определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказом директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 324 от 22 июня 2016 года утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 3 квартал 2016 года.

В соответствии с пунктом 6 приложения к приказу ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» от 22.06.2016 № 324 здание по адресу: <...> было включено в План проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области на 3 квартал 2016 года (л.д.144 т.1).

Приказом директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 437 от 27.07.2016 создана комиссия для проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области (л.д.140 т.1).

Пунктом 2 указанного приказа комиссии предписано провести 28.07.2016 мероприятия указанные в приложении № 1. Из приложения № 1 следует, что запланировано обследование с целью определения вида фактического использования здания, расположенного по адресу <...>.

Письмом от 27.06.2016 № 631 ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» уведомило ООО «Санаторий» в лице директора ФИО3 о проведении обследования нежилого здания в 3 квартале 2016г. (л.д.143-142т.1)

По результатам обследования нежилого здания комиссией был составлен акт № 01-28/2016-259/01 от 28.07.2017 о фактическом использовании здания для целей налогообложения, согласно которому площадь помещений торгового и офисного назначения, расположенных на первом этаже нежилого здания по адресу <...>, составляет 732,2 кв.м (21,39% от общей площади нежилого здания) (л.д.138-139 т.1).

Исходя из положений раздела 4 Порядка комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (далее - Комиссия) рассматривает поступившие от Уполномоченной организации перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых проведено соответствующее обследование, утверждает сводный перечень объектов недвижимого имущества, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, который носит рекомендательный характер, и направляет его в Департамент. В свою очередь, Департамент на основании полученных сведений определяет перечень объектов для целей налогообложения на соответствующий налоговый период.

Согласно пункту 15 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а (далее - Положение), решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.

При этом в силу п. 11 Положения заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины от общего числа членов Комиссии.

Протоколом Комиссии № 4 от 23.11.2016 был утвержден сводный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 3 квартале 2016г. было проведено обследование фактического использования для включения объектов в перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в состав которого вошло нежилое здание по адресу <...> (л.д. 170-173 т.1)

Согласно протоколу № 4 от 23 ноября 2016 в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов.

Распоряжением от 28.11.2016 № 96-о Департамент определил перечень объектов для целей налогообложения на 2017 год, включив в его состав, в том числе нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, после чего направил указанный перечень объектов в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества и опубликовал его на официальном сайте Департамента.

Протоколом Комиссии № 6 от 15.11.2017 (п.5) в перечень на 2018 год были включены объекты недвижимости, ранее включенные в перечень на 2017 согласно приложению № 5 к настоящему протоколу и был утвержден сводный перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год (л.д. 174-180 т.1)

Согласно протоколу № 6 от 15.11.2017 в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов.

Распоряжением от 29.11.2016 № 85-о Департамент определил перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, включив в его состав, в том числе нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, после чего направил указанный перечень объектов в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества и опубликовал его на официальном сайте Департамента.

Таким образом, установленная процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта была соблюдена.

В соответствии со статьёй 80 Устава (Основного Закона) Томской области установлено, что правовыми актами Губернатора Томской области, Администрации Томской области являются постановления и распоряжения (пункты 1, 2), правовыми актами исполнительных органов государственной власти области, не входящих в состав Администрации Томской области, являются приказы и распоряжения (пункт 3). При этом нормативные правовые акты принимаются в форме постановлений и приказов (пункт 4). Данные положения содержатся также в пунктах 1, 2 статьи 8 Закона Томской области от 07.03.2002 № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области».

Оспариваемые нормативные правовые акты были официально опубликован в соответствии со статьей 30 Закона Томской области № 9-ОЗ от 07.03.2002 «О нормативных правовых актах Томской области», статьей 6 Закона Томской области № 19-ОЗ от 12.05.2000 «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» на официальном интернет-портале «Электронная Администрация Томской области» https://tomsk.gov.ru, а значит, согласно статье 5 Закона Томской области № 19-ОЗ от 12.05.2000 вступил в законную силу с указанной даты.

Таким образом, требования к форме нормативного акта и порядку его вступления в силу, опубликования соблюдены.

Проверив распоряжения № 96-о от 28 ноября 2016 и № 85 от 29 ноября 2017 в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).

Законом Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ на территории Томской области введен налог на имущество организаций, а статьей 4.1 закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьей 4.1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года N 148-ОЗ налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении в том числе: нежилых помещений общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200037:19, по адресу: <...>, общей площадью 19944,9 кв. м, принадлежащем, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений санатория-профилактория.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания и административно-делового центра.

Согласно п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу п.5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из буквального толкования указанных положений следует, что для правильного их применения необходимо определить, что является «торговым объектом и объектом общественного питания».

Данное понятие раскрыто в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

В соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Из данного понятия следует вывод, что не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть признаны предназначенными или используемыми для размещения торговых объектов. И для того чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна согласно статье 2 Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» включать в себя помещение или оборудование, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Если склад не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан торговым объектом в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного заседания административным ответчиком не представлено доказательств того, что спорное здание, используемое для размещения гостиничного комплекса, имеет помещение, или оборудование, необходимое для признания его признания торговым объектом, либо административно-деловым центром.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 27.12.2012 70 АВ 369498 и техническим паспортом здания ООО «Санаторий» является собственником нежилого четырех этажного (подземный этаж-1) здания общей площадью 34211,5 кв.м, расположенного по адресу: <...> (л.д. 13-23 т.1).

Спорное нежилое здание с кадастровым номером 70:21:0200037:308 согласно техническому паспорту имеет назначение - «нежилое здание», площадь помещений первого этажа (являвшегося предметом обследования) 1258, 9 кв.м из них основной - 795 кв.м и вспомогательной - 463, 9 кв.м. Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200037:19 с разрешенным видом использования – для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений санатория-профилактория.

Из технического паспорта нежилого здания как представленного стороной административного истца и отражающего существующую на момент обследования 28.07.2016 планировку, площадь расположение и назначение помещений, так и использованного ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» при проведении обследования 28.07.2016 также не следует, что помещения в указанном здании предназначены для размещения офисов или торговых объектов.

Таким образом ни вид разрешённого использования земельного участка, ни назначение помещений отражённое в документах технического учета не давали оснований для отнесения здания к торговому объекту или административно-деловому центру.

Доказательств обратного суду ответчиком не представлено.

Анализируя доказательства представленные ответчиком и доводы представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.

По результатам обследования имущества административного истца ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» составлен акт о фактическом использовании зданий для целей налогообложения от 28.07.2016 № 01-28/2016-259/01.

Из содержания акта следует, что по результатам обследования здания по ул. Басандайской, 63, установлено, что торговая или офисная площадь в здании составляет 732,2 кв.м., а именно помещения первого этажа используются для размещения офисных помещений и помещений кафе и банкетного зала (объекта общественного питания) Процентное соотношение торговой или офисной площади к общей площади объекта (3421,5 кв.м.) составляет 21,39 %. Помещения 2, 3,4 этажей используются для размещения гостиничного комплекса.

Какого-либо текстового описания результатов осмотра нежилых помещений акт не содержит, равно как и указания на критерии, на основании которых те либо иные помещения отнесены к офисным или торговым, помещениям объекта общественного питания.

В связи с отсутствием указания на конкретные помещения, которые были признаны торговыми и офисными, из акта невозможно установить какие из помещений, отраженных в техническом паспорте здания, признаны таковыми, а какие нет.

Более того акт содержит отметку о том, что арендатор объекта недвижимости отказал в доступе на объект, что само по себе исключало возможность его осмотра (л.д. 138 т.1).

В силу п. 9 Положения (в редакции, действовавшей на момент проведения обследования) в случае если доступ на объект недвижимого имущества не был осуществлен по причинам, не зависящим от Уполномоченной организации (объект закрыт и отсутствует персонал, режимный объект, иные причины), а также в случае отказа (противодействия) собственника (владельца) объекта недвижимого имущества в доступе непосредственно на объект, но при этом имеется информация, что на указанном объекте размещены офисы и (или) торговые объекты, Мероприятие осуществляется без доступа на объект недвижимого имущества путем визуального осмотра и фиксации внешних признаков размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.

В тоже время в нарушение указанных положений акт не содержит какого-либо текстового описания результатов осмотра здания, равно как и указания на выявленные внешние признаки, на основании которых помещения, расположенные на первом этаже объекта, отнесены к офисным. Приложенный фотоматериал состоит из изображений общего вида здания (шесть фотоснимков), из которых невозможно сделать вывод о фактическом использовании обследованного объекта.

В фото таблице к акту и дополнительно представленном фотоматериале имеется лишь фото вывески расположенной с торца здания с наименованием «Кафе».

В тоже время административным истцом представлены доказательства, что здание используется для размещения гостиничного комплекса, а не для размещения офисов.

Так согласно договору аренды заключенному между ООО «Санаторий» и ООО «Парк-Отель Энергетик» здание передано в аренду ООО «Парк-Отель Энергетик» основным видом экономической деятельности которого является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (л.д. 88-91, 93 т.1).

В пункте 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 г. № 490, определено, что "гостиница" - это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.

На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП ОК-00493 (а также ОКВЭД ОК 029-2007) услуги гостиниц не отнесены к объектам, в отношении которых статьей 378.2 Кодекса установлены особенности исчисления налоговой базы.

Также представителем административного ответчика указано, что при проведении обследования были использованы сведения, отраженные в техническом паспорте здания по состоянию на 1.08.2001 и в выписке из ЕГРП от 20.06.2016, копии которых представлены в материалы дела.

В тоже время в ходе судебного заседания установлено, что указанный технический паспорт по состоянию на 1.08.2001 не содержал актуальной информации об обследуемом здании на момент проведения обследования, поскольку в него были внесены изменения по состоянию на 10.09.2012, в том числе в части площади всего здания и отдельных помещений в нем.

При этом вопреки доводам ответчика технический паспорт по состоянию на 10.09.2012 прошел регистрацию в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии о чем свидетельствует представленная ответчиком выписка из ЕГРП содержащая актуальную информацию о полплощади здания.

Из представленных в судебное заседание письменных пояснений директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» следует, что в число помещений объекта общественного питания на основании технического паспорта по состоянию на 1.08.2001 были отнесены в том числе помещение № 13 (склад), помещение № 11 (умывальник), №10 коридор, № 6-9 (подсобные помещения), № 4 (кухня), № 3 подсобное помещение, № 2 (мойка) и № 1 собственно помещение столовой.

К числу офисных были отнесены помещения № 51 (Фойе); № 52 и 53 (Кабинет); № 54 (коридор); №55 (фойе); № 61 (фойе); № 62 (тамбур); № 63 (танцзал); № 64 (кинозал); № 65 (подсобное помещение); № 66 (мастерская); №67 (коридор) и № 60 (библиотека).

Допрошенная в ходе судебного заседания свидетель Б. пояснила, что в ходе проверки фактического использования здания, расположенного по адресу <...> участия не принимала, что либо относительно критериев, по которым те или иные помещения были отнесены к объекту общественного питания или офисам она пояснить не может. Со слов сотрудников, проводивших обследование ей известно, что когда они зашли в здание появился представитель владельца здания и запретил им вести фотосъемку. В связи с этим ими была проведена фотосъемка внешнего вида здания и составлен акт на основании имевшегося в их распоряжении технического паспорта.

Оценивая позицию ответчика относительно отнесения помещений к числу офисных на основании данных технического паспорта от 01.08.2001 суд исходит из следующего.

Наличие в техническом паспорте наименования помещений как кабинет однозначно не свидетельствует об использовании его под офис и сопутствующую офисную инфраструктуру.

Более того включение в число офисных помещений фойе, танцзала, помещения библиотеки, кинозала, коридоров, подсобных помещений на законе не основано.

В силу статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Материалами дела подтверждено и не опровергается административным ответчиком, что коридоры здания как самостоятельные объекты технического учёта в нежилом здании не выделены, их следует рассматривать как вспомогательные помещения в целях эксплуатации основных помещений здания.

Выводы Уполномоченного органа о размере площади частей вспомогательных помещений - коридоров, фойе, подсобных помещений, фактически используемых арендатором ООО «Парк-Отель Энергетик» для размещения офисов, не основаны на исследованных доказательствах и каком-либо принятом в установленном порядке нормативном документе, закрепляющем методику расчёта площади, не объяснены стороной административного ответчика логически с точки зрения математического расчёта, а, значит, их следует признать нормативно необоснованными и предположительными.

Сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, в материалах административного дела не содержится.

Таким образом, вывод ответчика об использовании помещений расположенных в здании по адресу <...> для размещения офисов в ходе судебного заседания административным ответчиком не доказан.

Оценивая доводы о размещении объекта общественного питания суд исходит из следующего.

Согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.

В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

В соответствии с п. 3.3 указанного ГОСТ3.3. кафе: предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.

Административным истцом не отрицается что в здании расположены помещения используемые для размещения столовой. Из пояснений представителя административного истца следует, что площадь, используемая для размещения указанного объекта составляет 264, 3 кв.м.

Согласно данным технического паспорта на первом этаже здания имеется два помещения площадью 163 и 102 кв.м, которые согласно пояснениям представителя истца и используются для размещения столовой.

Согласно акту обследования на фасаде здания также зафиксированы признаки размещения объекта общественного питания в виде вывески «Кафе».

В тоже время площадь указанных помещений 265 кв.м используемые для размещения столовой составляет лишь 7,74% от общей площади здания, что исключало возможность включения здания в Перечень по указанному основанию (п.5 ст. 378.2Налогового кодекса Российской Федерации).

Проверив распоряжение № 85-о от 29 ноября 2017 года в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Как следует из пояснений представителя ответчика спорное здание было включено в перечень объектов для целей налогообложения на 2018 в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость включено в связи с тем, что ранее оно было внесено в указанный перечень на 2017 на основании акта определения вида фактического использования от 28.07.2016.

Указанные пояснения согласуются с протоколом Комиссии № 6 от 15.11.2017 согласно которому (п.5) в перечень на 2018 год были включены объекты недвижимости включенные в перечень на 2017 согласно приложению № 5 к настоящему протоколу и был утвержден сводный перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год (л.д. 174-180 т.1).

Из пояснений, как представителя административного ответчика, так и свидетеля Б. следует, что в 2017 обследование здания с целью определения вида его фактического использования не проводилось.

Нормативный акт о включении в перечень объектов для целей налогообложения как и материалы устанавливающие вид фактического использования объекта недвижимости носят срочный характер и подлежат применению в течение очередного налогового периода (налогового года).

Положения ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат такого основания включения в перечень как включение объекта недвижимости в указанный перечень в прошедшем налоговом периоде.

Более того из приведенного выше анализа положений налогового законодательства и материалов обосновывающих вид фактического использования объекта недвижимости следует, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для включения спорного здания в перечень как на 2017, так и на 2018 годы, в том числе с учетом акта определения вида фактического использования от 28.07.2016.

Оценив доводы административного истца и административного ответчика во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым номером 70:21:0200037:308, расположенный по адресу: <...> не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и, следовательно, не подлежал включению в Перечень объектов для целей налогообложения на 2017 и 2018 годы, утвержденные распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года и № 85-о от 29 ноября 2017.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень, административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 288 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-О от 28 ноября 2016 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год» и пункт 276 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-О от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статье 378.2 Налогового кодекса РФ, статье 4-1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой на его основании налог на имущество организаций подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером 70:21:0200037:308.

Учитывая изложенное, заявленные ООО «санаторий» требования подлежат удовлетворению, а пункт 276 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, и пункт 288 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год - признанию не действующим.

Исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций уплачивается по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае включение спорного здания в Перечень произведено в целях налогообложения на 2017 и 2018 год. На момент подачи заявления в суд и рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции налог административным истцом не уплачен.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2017 и 2018 год), признание недействующими отдельных их положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет - портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф) предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Санаторий» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 288 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-О от 28 ноября 2016 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год», в части включения в перечень здания с кадастровым номером 70:21:0200037:308, расположенного по адресу: <...>.

Признать не действующим со дня принятия пункт 276 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-О от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», в части включения в перечень здания с кадастровым номером 70:21:0200037:308, расположенного по адресу: <...>.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф).

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий