ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-18/19 от 06.05.2019 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело № 3а-18/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 мая 2019 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.

с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Дабл-ю Кей Восток Энерго» к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» на 2016 – 2026 годы» в редакциях приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 20 декабря 2017 года № 51/9 «О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» на 2018-2026 годы и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» на 2016 – 2026 годы» и приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2018 года № 50/3 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения, поставляемую котельными ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» в с. Майма, на 2019 год и внесении изменений в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15» в части установления для потребителей ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» значения компонента на тепловую энергию при утверждении тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» на 2016 – 2026 годы» (далее приказ № 44/15) утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения на 2016 – 2026 годы и установлены тарифы на горячую воду, поставляемую ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» потребителям на 2016 – 2026 годы с календарной разбивкой согласно приложения № 2 к указанному приказу.

Данный приказ зарегистрирован в Управлении Минюста РА 17 ноября 2016 года, опубликован 15 ноября 2016 года на официальном Интернет портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru и в газете «Звезда Алтая», № 239-240 (21059-21060), 18 ноября 2016 года, является действующим нормативным правовым актом.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 20 декабря 2017 года № 51/9 «О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» на 2018 - 2026 годы и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» на 2016 - 2026 годы» осуществлена корректировка долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» и внесены изменения в приказ № 44/15. В приложении № 2 в таблице «Тарифы на горячую воду в системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителям».

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2018 года № 50/3 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения, поставляемую котельными ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» в с. Майма, на 2019 год и внесении изменений в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15» в приложение 2 к приказу № 44/15 внесены изменения. Указанным приказом установлен тариф на горячую воду для потребителей в системе горячего водоснабжения ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» на период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, компонент на тепловую энергию – 2424,46 (руб./Гкал), компонент на холодную воду – 38,21 (руб./м.куб.), для населения (с учетом НДС) компонент на тепловую энергию – 2909,36 (руб./Гкал), компонент на холодную воду – 38,21 (руб/м.куб.) на период с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, компонент на тепловую энергию – 2516,20 (руб./Гкал), компонент на холодную воду – 40,36 (руб./м.куб.), для населения (с учетом НДС) компонент на тепловую энергию – 3019,44 (руб./Гкал), компонент на холодную воду – 40,36 (руб/м.куб.).

ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» обратилось в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» на 2016 – 2026 годы» (в редакциях приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 20 декабря 2017 года № 51/9, приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2018 года № 50/3), недействующим со дня принятия в части установления стоимости 1 Гкал компонента на тепловую энергию в составе двухкомпонентного тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения, как не соответствующего федеральному законодательству.

В обоснование требований административным истцом указано на то, что ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» (далее – Общество) является организацией, осуществляющей виды регулируемой деятельности – передачу тепловой энергии, а также горячее водоснабжение предприятий и населения Майминского района Республики Алтай.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 31 октября 2016 года № 42/1 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» на 2016 - 2026 годы» (в редакции Приказов Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.12.2016 № 55/21, от 20.12.2017 № 51/8, от 23.05.2018 № 13/4, от 19.12.2018 № 50/1) утверждены тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества на соответствующие периоды регулирования. Согласно Приложения № 2 указанного постановления тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом на период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 3742,47 (руб./Гкал), для населения (с учетом НДС) – 4490,97 (руб./Гкал), на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 3935,78 (руб./Гкал), для населения (с учетом НДС) – 4722,44 (руб./Гкал).

Административный истец не согласен с размером компонента на тепловую составляющую тарифа на горячую воду, установленного приказом Комитета по тарифам Республики Алтай № 44/15, так как при установлении тарифа на горячую воду стоимость тепловой составляющей в компоненте на тепловую энергию была определена в размере ниже, чем тариф на тепловую энергию, установленный для Общества, необоснованное занижение компонента на тепловую энергию по сравнению с тарифом на тепловую энергию ведет к убыткам истца.

Общество, ссылаясь на Федеральный закон от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановление Правительства РФ от 13.05.2013 года № 406, Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Приказом ФСТ России от 27.12.2013 года № 1746-э, просило (с учетом уточнений исковых требований от 08.04.2019 года, от 11.04.2019 года, от 24.04.2019 года) признать приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» (в редакциях приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 20 декабря 2017 года № 51/9, приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2018 года № 50/3), недействующим со дня принятия в части установления стоимости 1 Гкал компонента на тепловую энергию в составе двухкомпонентного тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения как несоответствующий действующим нормативным актам.

Представитель Комитета по тарифам Республики Алтай в письменных возражениях просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что положения пункта 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и пункт 114 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 17467-э предполагают возможность установления компонента на тепловую энергию отличного от тарифа на тепловую энергию, в том числе и ниже указанного тарифа. При расчете компонента на тепловую энергию для горячего водоснабжения не учитывались затраты на капитальные вложения, утвержденные инвестиционной программой в сфере теплоснабжения. Выравнивание тарифа на тепловую энергию в системе отопления и в системе горячего водоснабжения приведет к превышению индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, а также к повторному учету одних и тех же расходов. Результаты финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о безубыточной деятельности Общества по регулируемым сферам деятельности.

Определением от 06.05.2019 года производство по делу в части требования о признании недействующим приказа № 44/15 в части установления для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Дабл-ю Кей Восток Энерго» значения компонента на тепловую энергию при утверждении тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения, приведенного в приложении № 2, на период с 01.07.2016 года по 31.12.2018 года прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Выслушав объяснения представителя административного истца Швецова Е.В., поддержавшего административное исковое заявление, представителя Комитета по тарифам Республики Алтай Юркину Н.Ю. возражавшую против удовлетворения требований, специалистов Селищеву Н.А. и Немочкину М.А., обсудив доводы административного искового заявления, заслушав заключение прокурора, полагающего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, Верховный Суд Республики Алтай приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.

Проанализировав оспариваемый приказ в порядке статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сопоставив его с нормами действующего законодательства, суд считает, что приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» (в редакциях приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 20 декабря 2017 года № 51/9, приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2018 года № 50/3) принят Комитетом по тарифам Республики Алтай в рамках полномочий, предоставленных Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай (утверждено постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 года №57 «Об утверждении Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай»), с соблюдением процедуры принятия решения и его формы в соответствии с пунктом 14 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай.

Данное обстоятельство установлено судом на основании протоколов заседания Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года №44, от 20 декабря 2017 года № 51, 19 декабря 2018 года № 50, регламент работы, утвержденного приказом от 29 августа 2013 года №119/3-ОД, после признания которого утратившим силу, приказом от 21 марта 2017 года №8-ВД утвержден действующий в настоящее время регламент. Приказом Председателя Комитета по тарифам Республики Алтай от 21 мая 2012 года № 35-ОД утвержден состав Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай в состав которого вносились изменения соответствующими приказами уполномоченного лица от 04 апреля 2013 года № 20-ОД, от 15 августа 2014 года № 130/2-ОД, от 30 января 2015 года № 13-ОД, от 25 ноября 2015 года №187-ОД, от 28 марта 2018 года № 15-ОД, от 13 апреля 2018 года №21/1-ОД, от 15 мая 2018 года № 58-ОД, от 31 августа 2018 года № 112-ОД, от 03 октября 2018 года №128-ОД, 27 ноября 2018 года № 159-ОД.

Приказы №44/15 от 10 ноября 2016 года, №51/9 от 20 декабря 2017 года и № 50/3 от 19 декабря 2018 года зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Алтай, размещены на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.altai-republic.ru) и официально опубликованы в газете «Звезда Алтая» №239-240 за 18 ноября 2016 года, №76 за 27 декабря 2017 года, №51 за 26 декабря 2018 года в соответствии с требованиями пункта 9 Правил подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, утвержденных Постановлением Правительством Республики Алтай от 19 мая 2011 года №101, ст. 35 Закона Республики Алтай от 05 марта 2008 года № 18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом регулирования в рамках предоставленных полномочий с соблюдением установленного законом порядка и процедуры.

Оценивая соответствие оспариваемого приказа № 44/15 (в редакции приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 20 декабря 2017 года № 51/9, приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2018 года № 50/3) в части установления для потребителей ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» значения компонента на тепловую энергию при утверждении тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения в период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, – 2424,46 (руб./Гкал), для населения (с учетом НДС) – 2909,36 (руб./Гкал), на период с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 2516,20 (руб./Гкал), для населения (с учетом НДС) – 3019,44 (руб./Гкал), суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» осуществляет на территории с. Майма Майминского района Республики Алтай регулируемую деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) на основании концессионного соглашения № 1 от 12.08.2016 года в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования «Майминский район» (газовые котельные № 2, № 3, № 5, № 7, № 8, № 10, № 11, № 12, № 16, № 20, № 22, № 23, № 28). Горячее водоснабжение осуществляется Обществом от газовых котельных № 3 (с. Майма, ул. Гидростроителей, 44А) и № 11 (с. Майма, ул. Ленина, 62Б).

Также в период с 2016 по 2018 год Обществом на основании договоров аренды эксплуатировались котельная № 13 и котельная № 1, которые в конце 2018 года были переданы в эксплуатацию иной организации – ООО «Энерго Алтай». Сети от котельной № 1 и от котельной № 13 остались в эксплуатации ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго». Горячее водоснабжение осуществляется Обществом посредством сетей горячего водоснабжения от газовой котельной № 13 (с. Майма, ул. Березовая Роща 1Ж).

Таким образом, ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» осуществляет несколько видов регулируемой деятельности: реализация тепловой энергии (мощности), оказание услуг по передаче тепловой энергии, а также горячее водоснабжение (в том числе: приготовление воды на нужды горячего водоснабжения, транспортировка горячей воды).

Как следует из материалов дела 24 апреля 2018 года ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» обратилось в Комитет по тарифам Республики Алтай с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию и тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения. Тарифное дело сформировано заявителем комплектом материалов в одном экземпляре.

Приказом Комитета по тарифам от 11 мая 2018 года открыто дело по корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию и горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения с применением метода индексации.

Органом регулирования в установленном порядке проведена экспертиза поступившего от Общества предложения о корректировке долгосрочных тарифов на 2019 год на тепловую энергию и горячую воду на предмет определения экономической обоснованности, по результатам которой, согласно протоколу заседания коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2018 года № 50, принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» в с. Майма Майминского района на 1 полугодие 2019 года в размере 3742,47 руб./Гкал без НДС и 4490,97 руб./Гкал с НДС, на 2 полугодие 2019 года – 3935,78 руб./Гкал без НДС и 4722,94 руб./Гкал с НДС, на горячую воду, поставляемую ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» в с. Майма Майминского района в части компонента на тепловую энергию на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 2424,46 руб./Гкал без НДС и 2909,36 руб./Гкал с НДС, период с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 2516 руб./Гкал без НДС и 3019,44 руб./Гкал с НДС.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ в сфере горячего водоснабжения регулированию подлежат: тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), тариф на транспортировку горячей воды.

В силу части 1 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки. Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).

Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования в сфере водоснабжения), утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406, «Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).

На основании ч. 9 ст. 32 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года в соответствии с пунктами 88, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, одним из составляющих которого является тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Таким образом, «компонент на тепловую энергию» является составной частью тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию, установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В силу пункта 113 Методических указаний № 1746-э значение компонента на тепловую энергию при использовании одноставочного тарифа на тепловую энергию определяется по формулам:

, (48)

где: - компонент на тепловую энергию, руб./Гкал; - тариф на тепловую энергию, руб./Гкал.

Из указанных норм следует, что компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение не может быть меньше установленного тарифа на тепловую энергию.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания № 760-э), в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения органа регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую выручку на каждый i-год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.

В рамках данного тарифного дела подготовлено экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение Общества на территории МО «Майминский район» на 2019 год методом индексации.

Из указанного экспертного заключения усматривается, что в отношении Общества уполномоченным органом рассчитана плановая необходимая валовая выручка для установления тарифа на тепловую энергию и компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду. При этом при расчете компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение плановая необходимая валовая выручка скорректирована пропорционально доли полезного отпуска Гкал. на горячее водоснабжение (с установлением пропорции 4.49%), а также путем установления равным 0 размера операционных расходов.

Между тем такая корректировка компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения не соответствует требованиям действующего законодательства.

Пункты 71, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусматривают, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).

Перечень расходов, относимых к операционным определен в пункте 58 Основ ценообразования. Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.

В силу положений пункта 49 Методические указания № 760-э скорректированная плановая необходимая валовая выручка определяется по формуле, как сумма соответствующих показателей, в том числе скорректированных операционных (подконтрольных) расходов в i-м году, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов.

Как следует протокола заседания коллегиального органа Комитета по тарифам № 44 от 10 ноября 2016 года при утверждении долгосрочных тарифов на горячую воду в сфере горячего водоснабжения были утверждены долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень операционных расходов в размере 2813,381 тыс. руб., рассчитанный на основании экспертного заключения. При расчете компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение на 2018 год операционные расходы были определены в размете 3482,9 тыс. руб.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» - «г» данного пункта.

Таким образом, размер операционных расходов для расчета необходимой валовой выручки не мог быть принят равным 0.

Кроме того по смыслу положений пункта 92 основ ценообразования в сфере водоснабжения и пункта 114 Методических указаний № 1746-э расходы регулируемой организации, предусмотренные пунктами «б», «в», «г» пункта 92 Основ ценообразования, могут быть учтены в тарифе на тепловую энергию, либо подлежат учету отдельно при расчете компонента на тепловую энергию.

Доказательств отдельного учета таких расходов при расчете компонента на тепловую энергию экспертное заключение не содержит, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности установления равным 0 размера операционных расходов.

Доводы регулирующего органа об учете операционных расходов полностью в составе тарифа на тепловую энергию не могут быть приняты во внимание, поскольку перераспределение расходов из одного тарифа в другой действующим законодательством не предусмотрено.

Суд также находит необоснованным применение корректировки плановой необходимой валовой выручки для расчета компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду пропорционально доли полезного отпуска Гкал. на горячее водоснабжение.

Как установлено судом ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» осуществляет несколько видов регулируемой деятельности: реализация тепловой энергии (мощности), оказание услуг по передаче тепловой энергии, а также горячее водоснабжение (в том числе: приготовление воды на нужды горячего водоснабжения, транспортировка горячей воды).

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 указанного Федерального закона.

В силу статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Из указанного следует, что соответствующей составляющей компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячее водоснабжение в закрытой системе горячего водоснабжения (пп. «а» п. 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения) является именно установленный, то есть принятый в установленном законом порядке органом тарифного регулирования тариф на тепловую энергию.

Возможность отдельного расчета тарифа на тепловую энергию как составляющей компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения действующее законодательство Российской Федерации о водоснабжении и о теплоснабжении не предусматривает.

Именно поэтому пунктами 113, 114 Методических указаний № 1746-э значение компонента на тепловую энергию при использовании одноставочного тарифа на тепловую энергию определяется равным тарифу на тепловую энергию.

В силу пункта 93 Основ ценообразования в сфере водоснабжения расчетным путем могут быть определены только финансовые потребности, регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения (подпункт «б» пункта 92), в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность).

Ввиду изложенного доводы административного ответчика о повторном учете одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности, не может быть принят во внимание.

Органом тарифного регулирования установлено, что Обществом осуществляется раздельный учет в разрезе источников теплоснабжения по видам деятельности отопление и горячее водоснабжение, что соответствует пункту 3 приложения 1 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 года № 91.

В силу части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.

Между тем, указанная норма не исключает обязанность органа тарифного регулирования при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации руководствоваться пунктом 12 Основ ценообразования и рассчитывать ее раздельно по видам деятельности, предусмотренным пунктом 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

Кроме того, пунктом 86 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения определено, что в отношении регулируемой организации, владеющей на праве собственности или на ином законном основании более чем одним источником тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию без учета стоимости передачи тепловой энергии должны устанавливаться по каждому такому источнику отдельно.

Доводы органа тарифного регулирования о дифференциации тарифа на тепловую энергию в соответствии с подпунктом «в» пункта 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения – по системам теплоснабжения, суд находит несостоятельными.

Как следует из материалов дела, при установлении тарифов органом тарифного регулирования произведена дифференциация тарифов в соответствии с подпунктом «з» пункта 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

Из материалов дела усматривается, что Обществом эксплуатируется 13 систем теплоснабжения в с. Майма, а также тепловые сети от котельных № 1 и № 13 в с. Майма.

Также Обществом эксплуатируются централизованные системы горячего водоснабжения от газовых котельных № 3 (с. Майма, ул. Гидростроителей, 44А) и № 11 (с. Майма, ул. Ленина, 62Б) и № 13 (с. Майма, ул. Березовая Роща 1Ж).

Пунктом 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрена дифференциация тарифов по системам теплоснабжения при установлении органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Действующим законодательством в сфере водоснабжения также предусмотрена дифференциация тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения при наличии нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения в соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования в сфере водоснабжения.

Между тем в соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона о теплоснабжении источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения). Из указанного понятия следует, что источник тепловой энергии не является не относится к централизованной системы горячего водоснабжения и не является ее составной частью.

Таким образом, понятия система теплоснабжения и централизованная система горячего водоснабжения в действующем законодательстве не идентичны, и дифференциация тарифа на тепловую энергию и тарифа на тепловую энергию как составляющей компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, в зависимости от системы снабжения коммунальным ресурсом пунктом 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения не предусмотрена.

Оценивая возражения органа тарифного регулирования о необходимости исключения из необходимой валовой выручки при расчете компонента на тепловую энергию для горячего водоснабжения затрат на капитальные вложения, утвержденные инвестиционной программой в сфере теплоснабжения, суд находит их необоснованными.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» разработана в установленном порядке инвестиционная программа по строительству и модернизации газовых котельных на территории Муниципального образования «Майминский район» на 2016 – 2026 годы. Указанная инвестиционная программа утверждена приказом Комитета по тарифам от 28 октября 2016 года № 22-ВД. Расходы на реализацию указанной инвестиционной программы учтены в необходимой валовой выручке Общества при установлении тарифов на тепловую энергию, что подтверждается экспертными заключениями 2016, 2017 и 2018 года. При установлении (корректировке) компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду расходы на реализацию указанной инвестиционной программы в состав необходимой валовой выручки не включались.

Как следует из материалов дела, горячее водоснабжение осуществляется Обществом в том числе от газовых котельных № 3 (с. Майма, ул. Гидростроителей, 44А) и № 11 (с. Майма, ул. Ленина, 62Б). Указанные котельные вошли в перечень основных мероприятий инвестиционной программы. Инвестиционные мероприятия по указанным котельным Обществом выполнены.

Исходя из установленного пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ понятия «закрытая система горячего водоснабжения» и способов горячего водоснабжения в такой системе в соответствии с требованиями пункта 92 Основ ценообразования тариф на тепловую энергию в составе компонента на горячую воду определяется как тариф, установленный для организации – производителя тепловой энергии.

Рассчитывая в составе необходимой валовой выручки стоимость расходов на холодную воду органом тарифного регулирования применено пропорциональное разделение указанных расходов пропорционально доли полезного отпуска (4,49%).

Между тем такое распределение расходов действующим законодательством не предусмотрено. В частности, органом тарифного регулирования не учтены физический объем тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения (протяженность и диаметр соответствующих сетей), принципы функционирования системы теплоснабжения как основанной на возврате теплоносителя на источник тепловой энергии, в отличие от закрытой системы горячего водоснабжения.

Комитет по тарифам Республики Алтай утвердил компонент на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» не в соответствии с приказом от 31 октября 2016 года № 42/1 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» на 2016 - 2026 годы» (в редакции Приказов Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.12.2016 № 55/21, от 20.12.2017 № 51/8, от 23.05.2018 № 13/4, от 19.12.2018 № 50/1).

Таким образом, оспариваемые тарифы рассчитаны регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства.

Как следует из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Устанавливая дату, с которой Приказ № 44/15 в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд полагает, что, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, оно подлежит признанию не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Дабл-ю Кей Восток Энерго» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго на 2016 – 2026 годы» (в редакциях приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 20 декабря 2017 года № 51/9 «О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» на 2018-2026 годы и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» на 2016 – 2026 годы» и приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2018 года № 50/3 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения, поставляемую котельными ООО «Дабл-ю Кей Восток Энерго» в с. Майма, на 2019 год и внесении изменений в приложение № 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 10 ноября 2016 года № 44/15») в той его части, которой установлено для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Дабл-ю Кей Восток Энерго», приведенное в приложении №2, значение компонента на тепловую энергию при утверждении тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения на период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года для категории (групп потребителей) «для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения» – 2424,46 (руб./Гкал), для категории (групп потребителей) «для населения (с учетом НДС)» – 2909,36 (руб./Гкал), на период с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года для категории (групп потребителей) «для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения» – 2516,20 (руб./Гкал), для категории (групп потребителей) «для населения (с учетом НДС)» – 3019,44 (руб./Гкал).

Обязать Комитет по тарифам Республики Алтай принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифа на горячую воду в системе горячего водоснабжения (в части компонента на тепловую энергию), для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Дабл-ю Кей Восток Энерго» с.Майма Майминского района Республики Алтай, на 2019 год для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, а также для населения на период регулирования с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном издании – газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Н. Чертков

Мотивированное решение составлено 13 мая 2019 года.