Дело № 3а-18/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2020 года город Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Запятовой Н.А.
при секретаре Солдатенковой И.Ю.
с участием прокурора Родионовой О.В.,
а также представителей административного истца ФИО1 и ФИО2, административного ответчика ФИО3 и ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства городского округа Кохма «Кохмабытсервис» о признании недействующим постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 августа 2019 г. № 32-к/1 «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 г. № 239-к/16»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – орган регулирования, Департамент) от 20 декабря 2018 г. № 239-к/16 «Об установлении и корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кохма» установлены одноставочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кохма, в том числе МУПП «Кохмабытсервис» (далее – ОВКХ, предприятие), на период с 2019 по 2023 годы с календарной разбивкой по полугодиям согласно приложению 1 к постановлению и долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода индексации установленных тарифов для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кохма, в том числе МУПП «Кохмабытсервис», согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
В пункте 1.2 приложения 1 к указанному постановлению для бюджетных и прочих потребителей МУПП «Кохмабытсервис» установлены тарифы на водоотведение (руб./1 куб.м) без учета НДС в следующих размерах:
1 полугодие 2019 г. – 39,28; 2 полугодие 2019 г. – 39,28,
1 полугодие 2020 г. – 31,96; 2 полугодие 2020 – 31,96,
1 полугодие 2021 г. – 31,96; 2 полугодие 2021 г. – 35,30,
1 полугодие 2022 г. – 35,30; 2 полугодие 2022 г. – 35,62,
1 полугодие 2023 г. – 35,62; 2 полугодие 2023 г. – 39,21.
Базовый уровень операционных расходов на 2019 г. установлен в п. 2 таблицы приложения 2 в размере 10972,656 тыс. руб.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 августа 2019 г. № 32-к/1 «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 г. № 239-к/16» (далее – Постановление № 32-к/1) пункт 1.2 таблицы приложения 1, устанавливающий тарифы на водоотведение для бюджетных и прочих потребителей в отношении МУПП «Кохмабытсервис», а также пункт 2 таблицы приложения 2, предусматривающий долгосрочные параметры регулирования при формировании тарифов в сфере водоотведения в отношении МУПП «Кохмабытсервис», изложены в новой редакции.
С учетом внесенных изменений тарифы на водоотведение для бюджетных и прочих потребителей МУПП «Кохмабытсервис» на период 2019-2023 г.г. установлены в следующих размерах:
1 полугодие 2019 г. – 39,28; 2 полугодие 2019 г. – 39,28,
1 полугодие 2020 г. – 32,45; 2 полугодие 2020 – 32,45,
1 полугодие 2021 г. – 32,45; 2 полугодие 2021 г. – 37,35,
1 полугодие 2022 г. – 36,69; 2 полугодие 2022 г. – 36,69,
1 полугодие 2023 г. – 36,69; 2 полугодие 2023 г. – 40,56.
Базовый уровень операционных расходов на 2019 г. в новой редакции пункта 2 таблицы приложения 2 установлен в размере 11995,817 тыс. руб.
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании «Ивановская газета» № 71(6276) от 6 сентября 2019 г.
МУПП «Кохмабытсервис» обратилось в Ивановский областной суд с административным иском, в котором просит признать Постановление № 32-к/1 недействующим, мотивируя необоснованным снижением регулирующим органом заявленных расходов по оплате труда, включенных в необходимую валовую выручку предприятия в составе базового уровня операционных расходов, с учетом некорректного определения нормативной численности основного производственного персонала в сфере водоотведения в количестве 19,4 шт. ед. В рамках исполнения решения ФАС России от 31 июля 2019 г. МУПП «Кохмабытсервис» письмом от ДД.ММ.ГГГГ представило в Департамент дополнительные материалы, содержащие обоснование привлечения дополнительных единиц в штат, а также откорректированный расчет нормативной численности персонала в количестве 39,6 ед., что больше фактической численности работников, составляющей 25 чел., исходя из которой в рамках тарифной заявки был сформирован фонд оплаты труда и соответствующие затраты предприятия. Административный истец полагает, что формирование данной статьи затрат с учетом нормативной численности персонала в количестве 19,4 ед. не соответствует Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, не обеспечивает нормальное функционирование предприятия и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
В судебном заседании представители административного истца ФИО2 и ФИО1 поддержали административный иск, указав, что при определении нормативной численности персонала Департаментом неверно применен метод интерполяции, в связи с выходом за установленные Приказом Госстроя от 22 марта 1999 г. № 66 предельные значения диапазона нормативной численности конкретных групп работников.
В судебном заседании представители Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения административного иска, пояснив, что во исполнение решения ФАС России в целях определения расходов по оплате труда был проведен анализ дополнительно представленных ОВКХ документов, на основании которых в соответствии с приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 66 произведен расчет нормативной численности персонала в сфере водоотведения в количестве 19,4 ед., с учетом которой определен фонд оплаты труда основного производственного персонала. При расчете нормативной численности использован метод интерполяции, применение которого обусловлено значительным отличием числовых значений факторов от установленных предельных интервалов. Экономического обоснования заявленной ОВКХ к включению в тарифы штатной численности в количестве 25 шт.ед. дополнительно представленные предприятием материалы не содержали, в связи с чем при формировании данной статьи затрат принята нормативная численность основного персонала в сфере водоотведения в количестве 19,4 ед.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту – Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту – Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее по тексту – Методические указания).
В соответствии со статьей 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе холодное водоснабжение (установление цен (тарифов) на питьевую воду) и водоотведение.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.4.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года № 577-п, является названный Департамент.
В соответствии с пунктом 1.4 указанного Положения текст оспариваемого Постановления № 32-к/1 опубликован в официальном печатном издании – «Ивановская газета» № 71(6276) от 6 сентября 2019 г., что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. №27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации».
Правомочность органа, принявшего оспариваемое Постановление, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
На основании пунктов 4, 5, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов указанных организаций, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Долгосрочные тарифы с использованием метода индексации рассчитываются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым относятся, в том числе базовый уровень операционных расходов, нормативный уровень прибыли и показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии) (пункты 75, 79 Основ ценообразования).
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).
Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 настоящего документа и включает в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива (пункта 76 Основ ценообразования).
Согласно пунктам 2, 61 Основ ценообразования уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, является базовым, и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования и пунктами 17 - 26 Методических указаний № 1746-э.
В соответствии с пунктом 45 Методических указаний № 1746-э операционные расходы на первый год досрочного периода регулирования рассчитывается с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 названных Методических указаний.
В силу пунктов 12-14, 16-17, 25-28 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов).
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
В силу пункта 30 Правил орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Из материалов дела следует, что МУПП «Кохмабытсервис» оказывает услуги водоотведения потребителям и в соответствии с нормами Закона о водоснабжении и водоотведении является организацией, деятельность которой подлежит государственному регулированию. Постановлением администрации городского округа Кохма Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № № МУПП «Кохмабытсервис» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Кохма.
ДД.ММ.ГГГГ МУПП «Кохмабытсервис» обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с предложением рассмотреть предоставленные материалы и установить долгосрочные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода индексации тарифов на период 2019 – 2023 годы.
В соответствии с пунктами 12, 13, 25 Правил регулирования тарифов регулирующим органом открыто тарифное дело по формированию регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения методом индексации установленных тарифов, проведена экспертиза экономической обоснованности формирования тарифов на питьевую воду и водоотведение на основании представленных расчетных и обосновывающих материалов.
Результаты проведенной экспертизы отражены в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.177-194), согласно которому плановые затраты предприятия на оплату труда были определены в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования с учетом планового и (или) фактического уровней фонда оплаты труда, сложившихся за последний расчетный период регулирования (2017 г.), и учтены в тарифах в размере 5637,673 тыс. руб. против заявленных 8437,129 тыс. руб. (л.д. 166-169).
В соответствии с пунктами 39, 41, 61 Основ ценообразования расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного и административно-управленческого персонала отнесены к базовому уровню операционных расходов.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний № 1746-э предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.
При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Представленный в материалы тарифного дела расчет фонда оплаты труда в сфере водоотведения и соответствующих расходов произведен регулируемой организацией на основании штатной численности в размере 25 шт. ед. согласно штатному расписанию, с учетом того, что нормативная численность персонала по расчету ОВКХ составила 33 ед. (л.д.166-176).
Вместе с тем заявленная МУПП «Кохмабытсервис» к учету в тарифах численность персонала в сфере водоотведения не была учтена органом регулирования ввиду отсутствия экономического обоснования увеличения штата.
Представленный регулируемой организацией в подтверждение экономически обоснованного уровня указанных затрат расчет нормативной численности в количестве 33 ед. (л.д.169-175) не был принят при формировании тарифов ввиду его выполнения с нарушением действующего законодательства, в отсутствие сведений о производительности оборудования, протяженности сетей, объектах обслуживания, количестве сооружений и других данных в отношении имущества предприятия и без применения метода корреляции. По причине отсутствия вышеперечисленных сведений Департамент не имел возможности выполнить самостоятельный корректный расчет нормативной численности регулируемой организации, в связи с чем численность основного производственного персонала была принята органом регулирования на уровне фактического показателя за 2017 г. и составила в сфере водоотведения 16 чел. При этом в расчете фонда оплаты труда Департаментом были задействованы показатели МУПП «Кохмабытсервис», а именно, тарифная ставка рабочего 1 разряда, которая принята в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по организациям жилищно-коммунального хозяйства, текущий процент премирования, средний тарифный коэффициент и другие.
Не согласившись с утвержденными тарифами для бюджетных и прочих потребителей в сфере водоотведения, МУПП «Кохмабытсервис» обратилось в ФАС России в рамках процедуры досудебного разрешения споров.
Решением ФАС РФ от 31 июля 2019 г. № № (л.д.150-161) в части формировании статьи расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды органу регулирования было предписано провести анализ дополнительных материалов, представленных МУПП «Кохмабытсервис», в части производительности оборудования, протяженности сетей, виде учета расхода воды, объектах обслуживания, количестве сооружений, количестве работающих станций, количестве одновременно работающих насосов и других данных в отношении имущества МУПП «Кохмабытсервис», а также обоснование необходимости в привлечении дополнительных штатных единиц, по результатам которого учесть численность основного производственного персонала на экономически обоснованном уровне.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение указанного решения Федеральной антимонопольной службы ОВКХ представило в орган регулирования дополнительные материалы (приложение к делу), содержащие сведения о производительности оборудования, протяженности сетей, виде учета расхода воды и др., копии статистической формы № П-4 за декабрь 2017 г. и декабрь 2018 г., а также новый расчет нормативной численности в составе 39,6 ед. и предложило учесть в тарифах расходы на оплату труда в сфере водоотведения в размере 7717,832 тыс. руб. исходя из среднесписочной численности персонала в количестве 25 ед. (л.д.24-33).
В рамках экспертизы дополнительно представленных документов орган регулирования критически оценил новый расчет нормативной численности регулируемой организации, поскольку в нем были заявлены дополнительные группы должностей (организация реализации и учета водоотведения, организация ремонта и технического обслуживания автомобильного транспорта, специальных дорожных и строительных машин и механизмов, диспетчерское обслуживание), ранее отсутствующие в материалах тарифного дела 2019-2023 г.г. и не являвшиеся предметом рассмотрения ФАС России, а также с учетом того, что расчет произведен без применения механизма интерполяции, необходимость применения которого обусловлена значительным отличием числовых значений факторов от установленных предельных интервалов.
В свою очередь с учетом представленных дополнительных материалов и в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 г. № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства» (далее – Приказ № 66) Департаментом самостоятельно выполнен расчет нормативной численности основного производственного персонала в сфере водоотведения с применением механизма корреляции (интерполяции).
По итогам корректировки нормативная численность персонала МУПП «Кохмабытсервис», учтенная в тарифах, определена органом регулирования в количестве 19,4 шт.ед.
С учетом данной численности общие плановые затраты ОВКХ по статье «Заработная плата» определены органом регулирования в размере 6423,511 тыс. руб., что меньше заявленных на 1294,321 тыс. руб., и включают расходы на оплату труда основного производственного персонала в размере 4483,899 тыс. руб. и административно-управленческого персонала в доле водоотведения от общего ФОТ АУП (14,3%) в размере 1939,612 тыс. руб.
Административный истец, оспаривая произведенный органом регулирования расчет нормативной численности, но в целом соглашаясь с возможностью использования в расчетах метода интерполяции, указывает на необходимость его применения исключительно в рамках предусмотренных в Приказе № 66 диапазонов нормативной численности и на неправомерность действий органа регулирования, вышедшего за установленные пределы в сторону уменьшения.
Суд не может согласиться с таким подходом административного истца к определению нормативной численности работников.
Возможность применения метода интерполяции в случае, когда числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, предусмотрена п. 1.9 приказа Госстроя России от 12 октября 1999 г. № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» и п. 1.13 Приказа Госстроя России от 3 апреля 2000 г. № 68 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий».
С учетом изложенного, принимая во внимание, что одним из принципов формирования тарифов является экономическая обоснованность применяемых цен, ставок, объемных и количественных характеристик, суд полагает, что применение метода интерполяции при значительном отклонении числовых значений факторов конкретной регулируемой организации от предельных интервалов предусматривает формирование расчетов вне предлагаемых диапазонов (ниже предлагаемого диапазона нормативной численности). Предлагаемый организацией принцип применения метода интерполяции только в рамках предусмотренных диапазонов не учитывает саму сущность данного метода, используемого в случае значительных отклонений. В этой связи суд находит обоснованным подход Департамента к расчету нормативной численности с использованием метода интерполяции, при котором нижняя граница численности равна не значению предлагаемого диапазона, а равна нулю, а также без учета тех групп должностей, которые ранее в рамках тарифной заявки не заявлялись, не являлись предметом рассмотрения ФАС России и не подтверждены надлежащими документами (о создании диспетчерской службы и т.д.).
Подробный расчет нормативной численности основного производственного персонала ОВКХ в количестве 19,4 чел., выполненный органом регулирования, содержится в материалах дела (л.д.134-136,215-218). Методика расчета с применением механизма интерполяции подтверждена в судебном заседании пояснениями представителя Департамента ФИО4 Оснований не согласиться с верностью и обоснованностью расчета у суда не имеется.
В этой связи при формировании органом регулирования статьи расходов «Заработная плата» на 2019 г. обоснованно принята численность основного производственного персонала в сфере водоотведения в количестве 19,4 ед. В указанной части позиция органа регулирования подтверждена разъяснениями ФАС России, содержащимися в письме от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Мнение административного истца о необходимости учета в тарифах списочной численности предприятия в составе 25 шт. ед. не отвечает принципу экономической обоснованности. При этом достаточного обоснования привлечения дополнительных штатных единиц, о чем было указано в решении ФАС России, МУПП «Кохмабытсервис» в орган регулирования не направило, а представленные в указанной части материалы содержат несоответствия, не позволяющие оценить их как достоверно подтверждающие спорные обстоятельства.
Так, представители административного истца в судебном заседании поясняли, что указанные в первоначально представленном в рамках тарифной заявки расчете расходов МУПП «Кохмабытсервис» на оплату труда по водоотведению (приложении 2.2 к Методическим указаниям) сведения о фактической численности производственного персонала за 2017 г. в количестве 16 человек (л.д.167 оборот) являются ошибочными, поскольку она всегда составляла 25 человек согласно штатному расписанию (л.д.175-176).
В рамках исполнения решения ФАС России письмом от ДД.ММ.ГГГГ ОВКХ направило в Департамент в подтверждение численности персонала статистическую отчетность по форме П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (средняя численность больше 15 человек) за декабрь 2017 г. и декабрь 2018 г., согласно которой средняя численность работников списочного состава за отчетный месяц в сфере водоотведения составила 24,5 и 25 человек соответственно (приложение к делу).
Вместе с тем данная форма статистической отчетности в соответствии с указаниями Росстата предусматривает ежемесячное представление, сведения вносятся в форму за отчетный месяц, заполнение формы нарастающим итогом не предусмотрено.
Таким образом, в отсутствие статистической отчетности МУПП «Кохмабытсервис» за весь отчетный период представленные административным истцом формы № П-4 за декабрь 2017 г. и декабрь 2018 г. не позволяли органу регулирования оценить годовые значения за соответствующие периоды. Кроме того, представленная отчетность не содержит отметок о ее направлении в адрес уполномоченного за сбор указанной отчетности орган в бумажном или электронном виде (отметка о получении или ЭЦП).
Необходимо отметить и то, что обе эти формы датированы одним числом ДД.ММ.ГГГГ, а приведенные в них числовые значения средней численности работников не включают в себя административно-управленческий персонал в количестве 48 ед., приведенный в представленном ОВКХ с тарифной заявкой расчете расходов на оплату труда в сфере водоотведения на 2019 г. (л.д.168).
Кроме того, согласно данному расчету численность производственного персонала, принятая к учету при формировании планируемого ФОТ на 2019 г., в сфере водоснабжения составляет 50 чел., в сфере водоотведения – 25 чел., то есть всего 75 чел., что противоречит приложенному к расчету штатному расписанию, согласно которому штатная численность персонала в сфере водоканализации составляет 70 чел.
Изложенное свидетельствует о недостоверности представленных регулируемой организацией статистических и бухгалтерских сведений и некорректности произведенных расчетов.
Доводы административного истца о неизменности численности производственного персонала в сфере водоотведения в количестве 25 чел. на протяжении длительного периода регулирования опровергаются анализом материалов дела.
Из содержания экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ по материалам дела об установлении долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 г.г. для МУПП «Кохмабытсервис» наглядно видно, что фонд оплаты труда по факту 2016 г. составил 2909,79 тыс. руб. (л.д.179), что соответствует принятой Департаментом при установлении тарифов на 2016 г. численности персонала по водоотведению в количестве 13 чел. (экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ л.д.212-214). По факту 2017 г. фонд оплаты труда составил 4858,002 тыс. руб., что также соответствует заявленной ОВКХ численности персонала по водоотведению в количестве 16 чел. (с учетом АУП).
Анализ представленного организацией расчета расходов на оплату труда в сфере водоотведения по форме приложения 2.2 к Методическим рекомендациям показывает, что рост среднемесячной оплаты труда на 1 работника составил 29,4%, тогда как рост фонда оплаты труда на весь персонал в указанной сфере составляет 73,67%. Следовательно, рост фонда оплаты труда вызван не только ростом среднемесячной заработной платы, но и заявленным увеличением численности персонала, экономического обоснования которого регулируемой организацией не представлено.
В свете изложенного суд находит действия Департамента по определению указанной статьи затрат обоснованными, не противоречащими Основам ценообразования и не нарушающими права и экономические интересы заявителя.
В этой связи определение органом регулирования оспариваемым постановлением базового уровня операционных расходов в размере 11995,817 тыс. руб., который оспаривается административным истцом только по мотивам несогласия с корректировкой расходов на оплату труда, является обоснованным.
Таким образом, установленное оспариваемым постановлением Департамента нормативное регулирование соответствует требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, тарифы установлены с учетом принципа экономической обоснованности, экономические интересы административного истца не нарушены, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Доводы административного истца о том, что тарифы, установленные обжалуемым постановлением, не позволяют обеспечить финансовые потребности предприятия, не подтверждаются соответствующими расчетами.
Вместе с тем исключение экономически необоснованных расходов при осуществлении тарифного регулирования не противоречит действующему законодательству и является фактором сдерживания необоснованного роста тарифов. На потребителей услуг не могут быть возложены завышенные тарифы с целью компенсации всех затрат регулируемой организации, иное противоречило бы основному принципу государственного регулирования тарифов, определяющему обязательность достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг и интересов регулируемых организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Муниципального унитарного производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства городского округа Кохма «Кохмабытсервис» о признании недействующим постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 августа 2019 г. № 32-к/1 «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 г. № 239-к/16» отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Запятова Н.А.