ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-18/20 от 17.01.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-18/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 17 января 2020 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Ропотовой В.С.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барановой Ольги Сергеевны о признании недействующими в части решение совета депутатов муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области от 17 сентября 2019 года № 6 «О внесении изменений и дополнений в решение совета депутатов муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области» и Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области», в редакции решения совета депутатов муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области от 17 сентября 2019 года № 6,

установил:

26.09.2014 советом депутатов муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области (далее – Совет депутатов) принято решение № 6 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области».

17.09.2019 Советом депутатов принято решение № 6 «О внесении изменений и дополнений в решение совета депутатов муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области» (далее – Решение №6, Положение о порядке проведения конкурса).

В разделе 4 Положения о порядке проведения конкурса изложены условия конкурса.

В п.4.1 Положения о порядке проведения конкурса приведены требования, которым должен отвечать претендент на дату проведения конкурса.

В пп.11 п.4.1 Положения о порядке проведения конкурса указано следующее требование: «обладать удовлетворительными знаниями Конституции Российской Федерации; Устава Ленинградской области; Устава муниципального образования «Сясьстройское городское поселение»; федеральных и областных законов, регулирующих общии принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, организации местного самоуправления, муниципальной службы; методов оценки эффективности деятельности организации и методов управления персоналом; организации документооборота; правил внутреннего трудового распорядка, а также делового этикета».

В пп.12 п.4.1 Положения о порядке проведения конкурса указано следующее требование: «иметь навыки: руководящей работы; оперативного принятия и реализации управленческих решений, прогнозирования их последствий; управления персоналом; ведения деловых переговоров; публичного выступления».

Согласно п.4.7 Положения о порядке проведения конкурса конкурс признается несостоявшимся в случае:

отсутствия заявлений претендентов на участие в конкурсе;

подачи в адрес конкурсной комиссии всеми претендентами заявлений о снятии своих кандидатур;

неявки претендентов на конкурс.

В разделе 5 Положения о порядке проведения конкурса изложен порядок проведения конкурса.

Согласно п.5.8 Положения о порядке проведения конкурса по итогам конкурса конкурсная комиссия принимает решение о признании одного претендента выигравшим конкурс и получившим статус кандидата на замещение должности Главы администрации.

Решение Совета депутатов от 17.09.2019 № 6 опубликовано в газете «Волховские огни», № 38 от 27.09.2019 без приложения. В газете указано, что с приложением к решению можно ознакомиться на сайте www.администрация-сясьстрой.рф.

Баранова О.С. обратилась в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения № 6 полностью и пп.11,12 п.4.1, п.4.7 и п.5.8 Положения о порядке проведения конкурса.

В обоснование заявленных требований указала, что Решение № 6 опубликовано в газете без приложения. Однако, в соответствии с Уставом муниципального образование, приложение к Решению № 6 подлежало опубликованию в печатном издании. Из положений ч.6 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что на рассмотрение представительного органа местного самоуправления должно быть представлено два и более кандидата. Однако, пунктом 5.8 Положения о порядке проведения конкурса предусмотрено предоставление одного кандидата. Кроме того, в п.4.7 Положения о порядке проведения конкурса не предусмотрено признание конкурса несостоявшимся в случае отсутствия альтернативы. Требования к муниципальному служащему установлены Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Дополнительные требования могут быть установлены только Уставом муниципального образования. Вместе с тем в пп.11 и 12 п.4.1 Положения о порядке проведения конкурса содержатся дополнительные требования к претендентам, сведения о которых отсутствуют в Уставе муниципального образования.

В письменных возражениях административным ответчиком указано, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению. Решение № 6 было опубликовано в газете и на сайте администрации. У административного истца была реальная возможность ознакомиться с содержанием документов по порядку проведения конкурса на замещение должности главы администрации. Ни Федеральные законы, ни законы субъектов РФ, ни Устав муниципального образования не предусматривают обязательное минимальное количество претендентов на замещение должности главы администрации. Квалификационные требования к знаниям и умениям устанавливаются должностной инструкцией. Требования, содержащиеся в пп.11 и 12 п.4.1 Положения о порядке проведения конкурса, соответствуют должностной инструкции.

Присутствующие в судебном заседании административный истец Баранова О.С, ее представитель Матвеева А.Н. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Хованская Е.В. и заинтересованное лицо Белицкий А.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления и поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях административного ответчика.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Махмудова Э.Т., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Судом установлено, что 24.09.2019 решением Совета депутатов № 8 объявлен конкурс на замещение должности главы администрации МО «Сясьстройское городское поселение».

25.10.2019 Баранова О.С., как участник конкурса на замещение должности главы администрации, уведомлена о дате конкурса.

Следовательно, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права, свободы и законные интересы.

Согласно ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Аналогичные положения приведены в ст.17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Статьей 34 Устава МО «Сясьстройское городское поселение», утвержденного решением Совета депутатов от 22.11.2005 № 16, предусмотрено, что Совет депутатов состоит из 15 депутатов.

Согласно ст.36 Устава МО «Сясьстройское городское поселение» заседание Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Решение Совета депутатов принимается большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов поселения, если иное не установлено настоящим Уставом.

Судом установлено, что 17.09.2019 состоялось заседание Совета депутатов. В повестку дня заседания включен вопрос об утверждении Положения о порядке проведения конкурса. На заседание Совета депутатов присутствовало 15 депутатов. За принятие Положения о порядке проведения конкурса проголосовало 15 депутатов.

Согласно ч.10 ст.54 Устава МО «Сясьстройское городское поселение» официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодических печатных изданиях: «Сясьский рабочий» и «Волховские огни». Муниципальные правовые акты публикуются на официальном сайте администрации муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» - www.администрация-сясьстрой.рф. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном здании могут не приводиться.

Решение № 6 без приложений опубликовано 27.09.2019 в газете «Волховские огни», выпуск № 40.

Решение № 6 с приложениями опубликовано 26.09.2019 в газете «Сясьский рабочий».

Также, Решение № 6 с приложениями опубликовано на официальном сайте администрации.

Поскольку опубликование оспариваемого нормативного правового акта осуществлено в порядке, установленном Уставом МО «Сясьстройское городское поселение», то суд полагает необоснованными доводы административного истца о нарушении порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.

Проверяя оспариваемые нормы Положения на соответствие нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу, суд учитывает, что общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Согласно ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 областного закона Ленинградской области от 11.02.2015 № 1-оз «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области» предусмотрено, что по результатам проведенного конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования конкурсная комиссия представляет совету депутатов муниципального образования кандидатов на указанную должность, количество которых определяется муниципальным правовым актом.

Исходя из положений ст.49 Устава МО «Сясьстройское городское поселение» порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается Советом депутатов. Лицо назначается на должность главы местной администрации Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Следовательно, действующим законодательством не установлено конкретное число кандидатов, подлежащих представлению по результатам конкурса.

Использование в ч.6 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ слова «кандидатов» не свидетельствует о необходимости представления на рассмотрение представительного органа муниципального образования двух и более кандидатов.

При этом, суд учитывает положения ч.2.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в которой прямо указано на необходимость предоставления не менее двух кандидатов.

Следовательно, законодатель, имея намерение закрепить в ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ требование о предоставлении более одного кандидата, использовал бы формулировку аналогичную ч.2.1 ст.36 названного Федерального закона.

Вопреки доводам административного истца, предоставление на рассмотрение Совета депутатов только одного кандидата на должность главы администрации, не свидетельствует об ограничении полномочий Совета депутатов, поскольку он вправе как утвердить представленную кандидатуру, так и отказать в ее утверждении, повторно назначив проведение конкурса.

С учетом указанных выводов суд не усматривает правовой неопределенности в положениях п.4.7 Положения о порядке проведения конкурса, поскольку в случае подачи заявления только одним претендентом, конкурсная комиссия может принять решение о соответствии указанного претендента требованиям, предъявляемым к главе администрации.

Также, суд полагает ошибочными доводы административного истца об отсутствии альтернативности кандидатур при замещении должности главы администрации, поскольку целью конкурсной процедуры является отбор из неограниченного числа лиц желающих занять должность главы администрации, кандидата, наиболее отвечающих требованиям, предъявляемым к главе администрации, и представления указанной кандидатуры на рассмотрение Совета депутата.

Данный вывод подтверждается положениями ст.17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ где указано, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Согласно ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» указано, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Согласно ст.5 областного закона Ленинградской области от 11.03.2008 № 14-оз «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области» квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией.

Как указано в п.5.1 Положения о порядке проведения конкурса конкурс проводится в форме конкурса-испытания в два этапа: предварительная квалификация и индивидуальное собеседование.

Целью предварительной квалификации является выявление соответствия или несоответствия претендента требованиям раздела 4 Положения, кроме пп.11 и 12 п.4.Положения (п.5.2 Положения).

Исходя из п.5.3 Положения выявление соответствия или несоответствия претендента требованиям пп.11 и 12 п.4.1 Положения является целью индивидуального собеседования.

Принимая во внимание, что пп.11 и 12 п.4.1 Положения не создают препятствий для лиц, желающих принять участие в конкурсе, и фактически являются подлежащими отражению в должностной инструкции квалификационными требованиями к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей главы администрации, суд приходит к выводу о том, что данные требования не являются теми дополнительными требованиями, которые, в силу ч.4 ст.37 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, необходимо указывать в уставе муниципального образования.

Доводы административного истца о том, что указанные в пп.11 и 12 п.4.1 Положения требования к претендентам допускают высокую степень усмотрения членов конкурсной комиссии, судом оценивается критически, поскольку в п.5.7 Положения указано, что при оценке качеств претендентов конкурсная комиссия исходит из квалификационных требований, предъявляемых по должности главе администрации, требований условий контракта для главы администрации.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что положения п.3.4, пп.11 и 12 п.4.1 Положения соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административному истцу в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Барановой Ольги Сергеевны о признании недействующими решение совета депутатов муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 17 сентября 2019 года № 6 «О внесение изменений и дополнений в решение совета депутатов муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» и пункты 4.7, 5.8, подпункты 11, 12 пункта 4.1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 17 сентября 2019 года № 6, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 31 января 2020 года.