ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-18/2015 от 21.01.2016 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-4/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 января 2016 года город Йошкар-Ола

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В.,

при секретаре Жуковой Г.В.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Терехович М.Е., представителя административного ответчика общественной организации инвалидов «Вирджиния» Республики Марий Эл – председателя общественной организации инвалидов «Вирджиния» Республики Марий Эл Ситникова К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл к общественной организации инвалидов «Вирджиния» Республики Марий Эл о ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

общественная организация инвалидов «Вирджиния» г. Йошкар-Олы зарегистрирована на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл 28 июня 2001 года № 144, учетный номер <...>, 14 октября 2002 года, сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН) <...>. 23 ноября 2002 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации, в том числе нового наименования - Общественная организация инвалидов «Вирджиния» Республики Марий Эл.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее Управление) обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к общественной организации инвалидов «Вирджиния» Республики Марий Эл (далее ООИ «Вирджиния») о ликвидации по основанию, предусмотренному абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ссылаясь на следующее.

В результате проведенной Управлением с 10 по 28 августа 2015 года проверки деятельности вышеуказанной организации за период с 1 августа 2012 года по 1 августа 2015 года было установлено, что ООИ «Вирджиния» деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет. Кроме того, установлены нарушения Федеральных законов от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), норм устава организации. Управлением 31 августа 2015 года в адрес Совета организации вынесено представление, обязывающее устранить допущенные нарушения в срок до 12 октября 2015 года. Однако в установленный срок нарушения ООИ «Вирджиния» не устранены. Неустранение нарушений послужило основанием для приостановления деятельности организации сроком до 20 ноября 2015 года распоряжением начальника Управления от 14 октября 2015 года № 351-Р. В связи с тем, что ООИ «Вирджиния» не устранила нарушения до настоящего времени, Управление просит удовлетворить заявленные требования.

В письменном отзыве заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл указало, что не возражает против удовлетворения административного искового заявления, поскольку со стороны ООИ «Вирджиния» имелись нарушения законодательства. Со дня постановки на налоговый учет ООИ «Вирджиния» представляет нулевую отчетность, задолженности по обязательным платежам в бюджет не имеет.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, подал ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В силу части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель Управления Терехович М.Е. административный иск поддержала по доводам заявления.

В судебном заседании представитель ООИ «Вирджиния» - председатель ООИ «Вирджиния» Ситников К.И. с иском согласился. Пояснил, что возражает против указания в качестве нарушения закона на не предоставление отчетов об использовании имущества за 2012 и 2013 годы, поскольку такие отчеты предоставлялись. Также указал, что ООИ «Вирджиния» прекратила коммерческую деятельность в 2010 году по требованию Управления, после чего были уволены все сотрудники, отчеты составлялись «нулевые». До 2010 года организация соответствовала требованиям закона.

Выслушав объяснения представителя Управления Терехович М.Е., представителя ООИ «Вирджиния» - председателя ООИ «Вирджиния» Ситникова К.И., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения.

Деятельность общественных объединений регламентируется ГК РФ, Федеральными законами от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Деятельность ООИ «Вирджиния» также регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку данная организация является общественной организацией инвалидов.

В период с 10 августа 2015 года по 28 августа 2015 года Управлением на основании распоряжения начальника Управления от 6 июля 2015 года № 231-Р была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности ООИ «Вирджиния», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами (уставным целям).

В результате проверки установлено, что ООИ «Вирджиния» деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет. Также со стороны ООИ «Вирджиния» установлены нарушения законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 28, части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности. Общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Как установлено в ходе проверки, в нарушение требований закона официальное название ООИ «Вирджиния» не содержит указания на территориальную сферу деятельности (региональная).

ООИ «Вирджиния» не представила документы за 2012, 2013, 2014 годы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними.

ООИ «Вирджиния» не соблюдает нормы, предусмотренные ее уставом, а именно: положение пункта 6.1 устава - общее собрание деятельности не осуществляет; положение пункта 6.8 устава - Совет организации деятельности не осуществляет; положение пункта 6.9 устава - председатель организации деятельности не осуществляет; положение пункта 6.10 устава - ревизор не осуществляет контрольные функции; положение пункта 3.5 устава - члены организации не выполняют обязанности по уплате членских взносов; положение пункта 2.2 устава - организация деятельности, предусмотренной учредительными документами, не осуществляет.

Проверкой установлено несоответствие отдельных положений устава ООИ «Вирджиния» требованиям законодательства Российской Федерации.

Так, положения пункта 1.3 устава в части отнесения к символике организации вымпела и в части «подлежат регистрации в законном порядке» противоречат и не соответствуют требованиям статьи 24 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Названными нормами требование к регистрации символики не установлено.

Положения пунктов 3.4, 3.5 устава не отвечают требованиям, установленным пунктом 1 статьи 123.6, пунктом 1 статьи 65.2, пунктом 2 статьи 123.6, пунктом 4 статьи 65.2 ГК РФ.

Положение пункта 4.2 устава не соответствует требованиям пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Положение пункта 6.3 устава в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов организации, не соответствует требованиям пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ.

Положения пунктов 6.6, 6.8 устава в части отнесения Совета к руководящим органам, определения правомочности заседаний Совета и порядка принятия им решений не соответствуют положениям пункта 2 статьи 123.7, пункта 1 статьи 181.2 ГК РФ.

В нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», предусматривающих, что некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету, в ООИ «Вирджиния» отсутствует смета доходов и расходов (финансовый план) на проведение целевых мероприятий.

В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 50 ГК РФ с 1 января 2015 года некоммерческие организации, созданные до 5 мая 2014 года, уставом которых предусмотрено ведение приносящей доход деятельности, должны иметь достаточное для её осуществления имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью (10 тыс. рублей).

Пунктом 4.1 устава ООИ «Вирджиния» предусмотрено, что организация осуществляет коммерческую деятельность.

В нарушение требования закона, сведений о наличии необходимого для осуществления коммерческой деятельности имущества ООИ «Вирджиния» к проверке не представлено.

Выявленные нарушения закона отражены в акте проверки от 28 августа 2015 года и вынесенном Управлением в отношении Совета ООИ «Вирджиния» представлении от 31 августа 2015 года исх. № 12/03-2672, копия которого была получена организацией 4 сентября 2015 года. Акт проверки и представление не оспорены, в том числе и в судебном порядке.

Суд, исследовав представленные доказательства, находит, что все выводы о допущенных нарушениях законодательства, указанные в акте проверки и представлении, являются обоснованными, вытекающими из материалов проверки.

Заявленные в судебном заседании председателем ООИ «Вирджиния» Ситниковым К.И. доводы о несогласии с отдельными нарушениями, указанными в акте проверки от 28 августа 2015 года, подлежат отклонению, поскольку каких-либо доказательств в подтверждение указанных доводов Ситниковым К.И. суду не представлено.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

Названным выше представлением Совету ООИ «Вирджиния» установлен срок устранения нарушений до 12 октября 2015 года, а также указано, что в случае не устранения нарушений в установленный срок, в соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управление своим решением вправе приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

В связи с тем, что ООИ «Вирджиния» в срок до 12 октября 2015 года нарушения не устранены, Управлением принято решение о приостановлении деятельности организации до 20 ноября 2015 года, оформленное в виде распоряжения № 351-Р от 14 октября 2015 года.

Копия данного распоряжения направлена Управлением по адресу места нахождения организации 15 октября 2015 года.

Как следует из материалов дела, решение о приостановлении деятельности ООИ «Вирджиния» не оспорено, до настоящего времени нарушения организацией не устранены, ООИ «Вирджиния» за помощью в Управление не обращалась.

Факт получения ООИ «Вирджиния» указанных выше акта проверки, представления, решения о приостановлении деятельности председателем ООИ «Вирджиния» Ситниковым К.И. в судебном заседании не оспаривался.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 61 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо ликвидируется по решению суда.

Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, согласно абзацу 4 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», является основанием для ликвидации общественной организации.

Поскольку в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение факты нарушения действующего законодательства ООИ «Вирджиния» и неустранения общественной организацией этих нарушений, послуживших основанием для приостановления ее деятельности, учитывая длительное неустранение организацией допущенных нарушений и непринятие каких-либо действий к их устранению, несмотря на принятие мер ответственности в виде приостановления деятельности, суд приходит к выводу, что ликвидация ООИ «Вирджиния» на основании абзаца 4 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» в данном случае является обоснованной и соразмерной мерой ее ответственности, поскольку иные меры не привели к выполнению данной организацией требований законодательства.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.

Ликвидировать общественную организацию инвалидов «Вирджиния» Республики Марий Эл, учетный номер <...>, ОГРН <...>, с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Марий Эл Братухин В.В.

Мотивированное решение составлено 22 января 2016 года