ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-18/2016 от 14.10.2016 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Дело № 3а-18/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

в составе:

председательствующего - судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н.,

при секретаре судебного заседания: Гельман И.В.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Магаданской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Розенберг Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 октября 2016 года в гор. Магадане в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному иску заместителя прокурора Магаданской области к Собранию представителей муниципального образования «Среднеканский городской округ» о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Собрания представителей муниципального образования «Среднеканский городской округ» от 31 марта 2016 года № 12 «Об утверждении Положения об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Среднеканский городской округ», суд

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора Магаданской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Среднеканский городской округ», обратился в Магаданский областной суд с административным иском к Собранию представителей муниципального образования «Среднеканский городской округ» (далее Собрание представителей) о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Собрания представителей от 31 марта 2016 года № 12 «Об утверждении Положения об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Среднеканский городской округ».

В обоснование своих требований административный истец указал, что решением Собрания представителей от 31 марта 2016 года № 12 утверждено Положение об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Среднеканский городской округ» (далее - Положение).

Данное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в районной газете «Новая Колыма. Вести» 8 апреля 2016 года № 14.

Ссылаясь на положения пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также подпункт 13 пункта 2 статьи 53 Устава муниципального образования «Среднеканский городской округ», полагал, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят Собранием представителей за рамками компетенции данного представительного органа местного самоуправления.

Указал, что определение органа местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление муниципального жилищного контроля и перечня должностных лиц, наделенных полномочиями на осуществление муниципального жилищного контроля, в силу части 1 статьи 3 закона Магаданской области от 11 ноября 2013 года № 1661-ОЗ «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Магаданской области» (в редакции от 01 апреля 2015 года, действовавшей на момент принятия оспоренного муниципального правового акта), осуществляется в соответствии с Уставом городского округа и иным муниципальным правовым актом.

Подпунктом 13 пункта 2 статьи 53 Устава муниципального образования «Среднеканский городской округ» осуществление муниципального контроля, а также определение перечня должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и их полномочий отнесено к компетенции администрации муниципального образования «Среднеканский городской округ».

Помимо этого, ссылался на противоречие отдельных пунктов оспариваемого Положения действующему законодательству.

Так, подпункт 1 пункта 3.4 Положения в качестве основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок предусматривает истечение одного года со дня начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в соответствии с представленным в орган муниципального контроля (Управление ЖКХ и градостроительства администрации муниципального образования «Среднеканский городской округ») уведомлением о начале такой деятельности.

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уведомлению органов, уполномоченных в соответствующей сфере деятельности на осуществление государственного контроля (надзора), о начале осуществления отдельных видов деятельности.

Таким образом, предусмотренная Положением обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению в орган муниципального жилищного контроля уведомления о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества таких домов, по мнению прокурора, противоречит Федеральному закону и принята с превышением компетенции, установленной для Собрания представителей.

Пунктом 3.6 Положения предусмотрено проведение внеплановых проверок без согласования с органами прокуратуры и уведомления проверяемой организации без каких-либо исключений.

Однако, такой порядок возможен лишь в отношении внеплановых проверок, проводимых по основаниям, предусмотренным частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

В то время как внеплановые проверки, проводимые в соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», требуют согласования с органами прокуратуры.

Подпунктом 4 пункта 4.1 и подпунктом 3 пункта 4.2 Положения муниципальные жилищные инспектора наделяются правом не только на составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, но и на рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях.

Между тем, в силу статьи 23.55 КоАП РФ полномочиями на рассмотрение дел об административных правонарушениях, по которым муниципальные жилищные инспектора наделены правом составления протоколов, обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный жилищный надзор.

Раздел 5 Положения, регламентирующий порядок взаимодействия органа муниципального жилищного контроля с органами государственного жилищного контроля, противоречит положениям части 2.2 статьи 20 ЖК РФ и пункту 6 части 1 статьи 6 Закона Магаданской области «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Магаданской области», поскольку орган местного самоуправления не наделен полномочиями определять обязанности органа государственного жилищного контроля в рамках такого взаимодействия.

Полагал, что нарушения норм федерального и областного законодательства, выражающиеся в принятии нормативного правового акта некомпетентным органом, а также несоответствии данного акта нормам федерального и областного законодательства, могут служить основанием для признания незаконными действий органа местного самоуправления и его должностных лиц при реализации данного акта и, как следствие, реализация положений оспоренного нормативного акта органа местного самоуправления может повлечь нарушение прав граждан и юридических лиц при проведении проверок в сфере муниципального жилищного контроля.

В своих возражениях на административный иск прокурора Собрание представителей указывало, что ни федеральное, ни региональное законодательство не содержит положений, предусматривающих запрет на принятие представительным органом местного самоуправления муниципального правового акта, регулирующего вопросы осуществления муниципального жилищного контроля.

Считало, что к компетенции Собрания представителей уставом муниципального образования «Среднеканский городской округ» отнесено, в том числе и осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению данного органа местного самоуправления.

Оспариваемое прокурором Положение носит организационный характер, направлено на упорядочение деятельности органов местного самоуправления путем регламентации их прав и не свидетельствует об участии представительного органа в качестве самостоятельного субъекта проверочных мероприятий в сфере муниципального жилищного контроля.

По изложенным причинам Собрание представителей не считало, что оспариваемое Положение принято им с превышением установленной компетенции.

В части оспоренных прокурором отдельных норм Положения, указывало на возможность устранения нарушений путем принятия отдельного муниципального правового акта без признания Положения утратившим силу в целом.

Считало, что раздел 5 Положения, воспроизводящий в полном объеме статью 6 Закона Магаданской области от 11 ноября 2013 года № 1661-ОЗ, не устанавливает никаких дополнительных прав и обязанностей, в связи с чем не может быть признан противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Просило отказать в удовлетворении административного иска прокурора.

В судебном заседании представитель административного истца настаивал на своих требованиях.

Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд в пределах своей компетенции может обратиться прокурор, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

Как установлено в судебном заседании, решением Собрания представителей муниципального образования «Среднеканский городской округ» от <дата>№... утверждено «Положение об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Среднеканский городской округ».

Муниципальный правовой акт регулирует вопросы организации и проведения муниципального жилищного контроля, в том числе определяет перечень должностных лиц, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, а также их полномочия.

Указанное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в районной газете «Новая Колыма. Вести» 8 апреля 2016 года № 14.

В силу положений частей 1.1, 2.1 статьи 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесена организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.

Порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Магаданской области, в соответствии с частью 2.1 статьи 20 ЖК РФ, определен Законом Магаданской области от 11 ноября 2013 года № 1661-ОЗ «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Магаданской области» (в редакции от 01 апреля 2015 года).

Частью 1 статьи 3 указанного областного закона установлено, что орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, а также перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, определяются в соответствии с уставом городского округа и иным муниципальным правовым актом.

Подпунктом 13 пункта 2 статьи 53 Устава муниципального образования «Среднеканский городской округ» осуществление муниципального контроля, а также определение перечня должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, и их полномочий отнесено к компетенции администрации муниципального образования «Среднеканский городской округ».

Абзацем 2 части 1 статьи 3 Закона Магаданской области от 11 ноября 2013 года № 1661-ОЗ предусмотрено, что разработка и принятие административных регламентов в сфере осуществления муниципального жилищного контроля отнесено к полномочиям органа муниципального жилищного контроля, которым в силу Устава муниципального образования «Среднеканский городской округ» является администрация данного муниципального образования (подпункт 13 пункта 2 статьи 53 Устава).

Порядок разработки и утверждения административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 3 Закона Магаданской области от 11 ноября 2013 года № 1661-ОЗ установлен постановлением администрации Магаданской области от 07 марта 2013 года № 176-па (в редакции постановления Правительства Магаданской области от 18 февраля 2016 года № 95-пп, далее Порядок № 176-па).

Пункт 1.1 Порядка № 176-па предусматривает, что разработка и утверждение регламентов осуществления муниципального контроля, к которым относится и муниципальный жилищный контроль, находится в компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований непосредственно осуществляющих муниципальный контроль.

В силу пункта 1.3 Порядка № 176-па административным регламентом является муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органа местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями органа местного самоуправления, его должностными лицами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и иными органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при осуществлении муниципального контроля.

Административный регламент фактически является муниципальным нормативным актом, устанавливающим порядок осуществления муниципального контроля в соответствующем муниципальном образовании.

Поскольку Уставом муниципального образования «Среднеканский городской округ» в соответствии с приведенными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и Закона Магаданской области от 11 ноября 2013 года № 1661-ОЗ осуществление муниципального жилищного контроля, а также определение перечня должностных лиц, уполномоченных на его осуществление, и их полномочий отнесено к компетенции администрации муниципального образования «Среднеканский городской округ», а не представительного органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый прокурором муниципальный правовой акт принят Собранием представителей с превышением предоставленных полномочий, т.е. за пределами установленной компетенции.

Ссылка Собрания представителей на подпункт 12 пункта 2 статьи 31 Устава муниципального образования «Среднеканский городской округ», наделяющий представительный орган местного самоуправления правом на осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению Собрания представителей федеральным и областным законодательством, Уставом муниципального образования, не может быть принята во внимание, так как принятым на основании федеральных законов (ЖК РФ, ФЗ № 294-ФЗ) Законом Магаданской области (№ 1661-ОЗ), регулирующим порядок осуществления муниципального жилищного контроля и порядок взаимодействия при его осуществлении, а также Уставом муниципального образования «Среднеканский городской округ» Собрание представителей не наделялось полномочиями на осуществление муниципального жилищного контроля, включая нормативно-правовое регулирование данной деятельности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что решение об утверждении Положения об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Среднеканский городской округ» принято Собранием представителей муниципального образования «Среднеканский городской округ» с превышением предоставленных полномочий, т.е. за пределами установленной компетенции, в связи с чем заявление заместителя прокурора Магаданской области подлежит удовлетворению, а оспоренный муниципальный правовой акт в полном объеме признанию недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах необходимость проверки отдельных норм Положения, на которые имеется ссылка в административном иске, на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствует.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован опубликован оспоренный муниципальный правовой акт газете Среднеканского района «Новая Колыма.Вести».

Поскольку Собрание представителей в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании государственной пошлины, от уплаты которой при обращении в суд по правилам подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ прокурор был освобожден, судом не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административный иск заместителя прокурора Магаданской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания представителей муниципального образования «Среднеканский городской округ» от 31 марта 2016 года № 12 «Об утверждении Положения об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Среднеканский городской округ».

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный муниципальный правовой акт, - газете Среднеканского района «Новая Колыма.Вести».

Лицами, участвующими в деле, на решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в административном деле, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, исчисляя данный срок с 17 октября 2016 года.

Председательствующий С.Н. Лобыкин