Дело № 3а-18 /2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Холчевой О.П.,
при секретаре Шаталове Е.А.,
с участием прокурора Куприяновой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету Приволжского муниципального района Ивановской области о признании недействующим в части решения Приволжского районного Совета Ивановской области от 6 сентября 2006 года № 58 «Об утверждении проекта «Город Плес Приволжского района Ивановской области. Генеральный план»,
установил:
Решением Приволжского районного Совета Ивановской области от 6 сентября 2006 года № 58 утвержден проект «Город Плес Приволжского района Ивановской области. «Генеральный план» в части «Генеральный план». Согласно Генеральному плану г.Плес Приволжского района Ивановской области земельный участок с кадастровым номером 37:13:000000:242, площадью 997 кв.м., расположенный по адресу: <...>, расположен в функциональной зоне Р2 – лесопарк.
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Совету Приволжского муниципального района Ивановской области о признании недействующим решения Приволжского районного Совета Ивановской области от 6 сентября 2006 года № 58 «Об утверждении проекта «Город Плес Приволжского района Ивановской области. Генеральный план» в части отнесения территории земельного участка с кадастровым номером 37:13:000000:242, площадью 997 кв.м., расположенного по адресу: <...>, к функциональной рекреационной зоне Р2 – лесопарки, и в части установления правового режима данного земельного участка.
Административные исковые требования мотивированны следующим. Земельный участок с кадастровым номером 37:13:000000:242, площадью 997 кв.м., расположенный по адресу: <...>, поставлен на кадастровый учет в 2010 году с видом разрешенного использования – для строительства мини-гостиницы, и был предоставлен ФИО1 в аренду сроком на 49 лет постановлением Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области от 12 августа 2010 года № 554. На основании данного постановления между ФИО1 и Администрацией Приволжского муниципального района Ивановской области заключен договор аренды указанного земельного участка. Однако решением Приволжского районного суда Ивановской области от 25 января 2017 года постановления Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области о предварительном согласовании места размещения мини-гостиницы, об образовании земельного участка и предоставлении его ФИО1 в аренду признаны недействительными, а договор аренды земельного участка, заключенный между Администрацией Приволжского муниципального района Ивановской области и ФИО1, признан ничтожной сделкой, ФИО1 обязана возвратить данный земельный участок. При разрешении гражданского спора суд руководствовался положениями оспариваемого нормативного правового акта - Генеральным планом г.Плес, согласно которого земельный участок, предоставленный ФИО1, находится в границах функциональной рекреационной зоны Р2 – лесопарк, где строительство мини-гостиницы не допускается. Соответственно, нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права и интересы ФИО1 на использование арендуемого земельного участка. В установленном порядке Генеральный план г.Плес не был официально опубликован, его размещение на официальном сайте органа местного самоуправления такую публикацию не заменяет. Нормативный правовой акт в оспариваемой части, а именно в части Карты (схемы) «г.Плес Ивановской области. Генеральный план города, совмещенный с проектом планировки. Регламентное зонирование территории города», согласно которой земельный участок, предоставленный ФИО1, находится в функциональной рекреационной зоне Р2 – лесопарк, не соответствует требованиям п.1 ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не учитывает фактического использования земельного участка: предоставленный ФИО1 земельный участок ранее был частью территории домовладения (<...>), являлся огородом с хозяйственными постройками и к рекреационной зоне никогда не относился.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о слушании дела была извещена, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, направила в суд своего представителя ФИО2
При таких обстоятельствах, учитывая положения ч.1 ст.56 и ч.9 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО1
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, административный иск поддержал, дополнительно указал, что административным ответчиком не представлены доказательства официального опубликования проекта оспариваемого нормативного правового акта - Генерального плана г.Плес, извещения о проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана г.Плес, а также заключения по результатам публичных слушаний Генерального плана г.Плес. Требования об оспаривании нормативного правового акта в части установления правового режима предоставленного ФИО1 земельного участка являются производными от требований об оспаривании нормативного правового акта в части отнесения территории указанного земельного участка к функциональной рекреационной зоне Р2 – лесопарк.
Представители Совета Приволжского муниципального района Ивановской области ФИО3, ФИО4 с административным иском не согласились, указывая, что публичные слушания по проекту Генерального плана г.Плес проводились, заключение по результатам публичных слушаний, а также оспариваемый нормативный правовой акт размещены на сайте Администрации Приволжского муниципального района. Кроме того, Генеральный план г.Плес в полном объеме опубликован в газете «Приволжская новь» 13 апреля 2017 года. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном порядке уполномоченным органом – Советом Приволжского муниципального района Ивановской области. Генеральный план г.Плес в оспариваемой части не нарушает прав административного истца. В соответствии с предыдущим Генеральным планом г.Плес 1984 года территория предоставленного ФИО1 земельного участка также относилась к функциональной рекреационной зоне, где строительство не допускается. Указанный земельный участок находится и в границах зоны охраняемого природного ландшафта ЗОЛ-2 памятника архитектуры «Воскресенская церковь, 1817 г.».
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив положения оспариваемого нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 постановлением Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области от 15 марта 2010 года № 175 предварительно согласовано место размещения мини-гостиницы на земельном участке по адресу: <...> (с учетом постановления главы администрации Плесского городского поселения от 12 июля 2010 года № 193 об изменении адресной части указанного земельного участка).
В июле 2010 года в результате межевания образован земельный участок с кадастровым номером 37:13:000000:242, площадью 997 кв.м., с видом разрешенного использования – для строительства мини-гостиницы, расположенный по адресу: <...>, поставленный на кадастровый учет 6 июля 2010 года (далее – Земельный участок), что подтверждается кадастровым паспортом и межевым планом Земельного участка.
Постановлением Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области от 12 августа 2010 года № 554 Земельный участок предоставлен ФИО1 в аренду на срок 49 лет для строительства мини-гостиницы.
Решением Приволжского районного суда Ивановской области от 25 января 2017 года удовлетворен иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Признаны недействительными указанные постановления Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области от 15 марта 2010 года № 175 (о согласовании ФИО1 места размещения мини-гостиницы) и от 12 августа 2010 года № 554 (о предоставлении ФИО1 Земельного участка в аренду), а также образование (результаты межевания) Земельного участка. Договор аренды Земельного участка признан недействительной (ничтожной) сделкой с применением последствий недействительности ничтожной сделки: ФИО1 обязана возвратить Земельный участок и демонтировать забор, установленный по периметру Земельного участка, с кадастрового учета сняты Земельный участок и объект незавершенного строительства, расположенный на Земельном участке, из ЕГРП исключена запись в отношении аренды Земельного участка.
Указанное решение в законную силу не вступило в связи с его обжалованием ФИО1 в апелляционном порядке.
С учетом изложенных обстоятельств, положений ч.1 ст.208 КАС РФ, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт регулирует общественные отношения в сфере градостроительной деятельности, суд считает, что ФИО1 вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Оспариваемым решением Приволжского районного Совета Ивановской области от 6 сентября 2006 года № 58 утвержден проект «Город Плес Приволжского района Ивановской области. Генеральный план» в части Генеральный план, в состав которого, в том числе входят Генеральный план города Плес, изложенный в текстовой форме, чертеж (схема) – Карта «г.Плес Ивановской области. Генеральный план города, совмещенный с проектом планировки. Регламентное зонирование территории города», Правила землепользования и застройки. Указанное решение Приволжского районного Совета Ивановской области подписано Главой Приволжского муниципального района.
В силу положений п.1 и п.4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.7 и п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана городского поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу положений ч.1 ст.24 ГрК РФ генеральный план городского поселения утверждается представительным органом местного самоуправления городского поселения.
Согласно п.8 ст.1 ГрК РФ Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Город Плес Приволжского района Ивановской области является административным центром муниципального образования Плесское городское поселение Приволжского муниципального района Ивановской области (сокращенное название Плесское городское поселение), территория которого входит в состав территории Приволжского муниципального района Ивановской области (ст.ст.3, 4 Устава Плесского городского поселения, принятого Советом Плесского городского поселения 25 ноября 2005 года, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта; ст.ст.1, 2 Устава Плесского городского поселения в действующей редакции).
Плесское городское поселение образовано законом Ивановской области «О городских и сельских поселениях в Приволжском муниципальном районе» от 25 февраля 2005 года № 48-ОЗ.
В силу требований ст.83 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12 октября 2005 года № 129-ФЗ) со дня официального опубликования Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2009 года устанавливается переходный период. В переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. Принятие указанных законов субъектов Российской Федерации осуществляется до 1 января 2006 года. В переходный период указанными законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
На основании указанных положений Федерального закона № 131-ФЗ принят Закон Ивановской области от 25 ноября 2005 года № 171-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения городских и сельских поселений в муниципальных районах Ивановской области» (далее – Закон субъекта № 171-ОЗ).
Статьями 1 и 2 Закона субъекта № 171-ОЗ определено, что в переходный период, установленный Федеральным законом № 131-ФЗ, органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов осуществляют решение вопросов местного значения поселений, входящих в состав данных муниципальных районов, за исключением вопросов местного значения поселения, определенных ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ и отнесенных настоящим Законом к компетенции органов местного самоуправления поселений. Органы местного самоуправления вновь образованных городских и сельских поселений муниципальных районов Ивановской области приступают к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения, а именно: утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство - с 1 января 2008 года.
Пунктом 8 ст.24 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотрено, что об утверждении генерального плана принимается решение представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.6, п.6 ст.23, ст.26 Устава Приволжского муниципального района в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, Приволжский районный Совет является представительным органом местного самоуправления Приволжского муниципального района и по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает правовые акты нормативного характера в форме решений; подписание и обнародование решений, принятых Приволжским районным Советом, отнесено к полномочиям Главы Приволжского муниципального района.
С учетом указанных обстоятельств и правовых норм суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, предоставленной ему законом, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта.
Частями 2 и 3 ст.47 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно ст.ст.9, 10 Устава Приволжского муниципального района в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотрено, что решения Приволжского районного Совета нормативного характера подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 5 дней со дня принятия; официальным опубликованием считается первая публикация правового акта в районной газете «Приволжская новь». Решения Приволжского муниципального района (нормативного характера) вступают в силу со дня официального опубликования (обнародования).
Статьями 8, 9 Устава Приволжского муниципального района в редакции, действующей с 2010 года, предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающиеся права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию в газете «Приволжская новь» или информационном бюллетене Приволжского муниципального района с последующим дополнительным размещением на сайте администрации Приволжского муниципального района в течение 14 дней со дня их принятия и вступают в силу после их официального опубликования; официальным опубликованием муниципальных правовых актов является газета «Приволжская новь» или информационный бюллетень Приволжского муниципального района.
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт, в том числе Карта «г.Плес Ивановской области. Генеральный план города, совмещенный с проектом планировки. Регламентное зонирование территории города» размещен на сайте администрации Приволжского муниципального района, существующего с 8 июня 2006 года, и на сайте Плесского городского поселения, а также опубликован в газете «Приволжская новь» 13 апреля 2017 года, что подтверждается данными указанных сайтов, имеющихся в свободном доступе, скриншотами сайта администрации Приволжского муниципального района Ивановской области, справкой МКУ «МФЦ. Управление делами» от 17 апреля 2017 года № 181, экземпляром общественной газеты Приволжского муниципального района «Приволжская новь» от 13 апреля 2017 года, объяснениями представителей сторон.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт обнародован и официально опубликован в средствах массовой информации.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения регламентирован ст.24 ГрК РФ. Указанная правовая норма в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусматривает публикацию проекта генерального плана в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, и размещение проекта генерального плана на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет»; обязательное рассмотренное проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст.28 ГрК РФ.
Порядок проведения публичных слушаний в Приволжском муниципальном районе Ивановской области регламентирован Положением о публичных слушаниях в Приволжском муниципальном районе Ивановской области, утвержденным решением Приволжского районного Совета Ивановской области от 21 февраля 2006 года № 26.
Судом установлено, что распоряжением Главы администрации Приволжского муниципального района от 12 мая 2006 года № 221-р назначено проведение публичных слушаний по проекту Генерального плана г.Плес на 10-00 часов 16 июня 2006 года в актовом зале Дома культуры г.Плес, при этом Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района поручено ознакомить с проектом Генерального плана г.Плес население г.Плес в соответствии с действующим законодательством.
Указанное распоряжение Главы администрации Приволжского муниципального района от 12 мая 2006 года № 221-р опубликовано в газете «Приволжская новь» 16 мая 2006 года.
16 июня 2006 года проведены публичные слушания, по результатам которых заключение не принято, что подтверждается содержанием протокола публичных слушаний по проекту «г.Плес Ивановской области. Генеральный план, совмещенный с проектом планировки» от 16 июня 2006 года.
Публичные слушания по проекту «г.Плес Ивановской области. Генеральный план, совмещенный с проектом планировки» состоялись 10 августа 2006 года; по результатам публичных слушаний принято решение о согласии с указанным проектом, что подтверждается протоколом публичных слушаний от 10 августа 2006 года и заключением о результатах публичных слушаний от 10 августа 2006 года.
Как следует из письма Администрации Приволжского муниципального района от 25 апреля 2017 года оповещение населения о публичных слушаниях по проекту Генерального плана г.Плес 10 августа 2006 года было осуществлено посредством размещения на информационном стенде соответствующей информации.
Установленный судом факт состоявшихся публичных слушаний 10 августа 2006 года свидетельствует об извещении о публичных слушаниях.
Протокол публичных слушаний от 10 августа 2006 года и заключение о результатах публичных слушаний от 10 августа 2006 года размещены на сайте Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области.
Доказательств публикации проекта оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не представлено.
Из материалов дела и пояснений представителя административного истца следует, что ФИО1 жителем Ивановской области, в том числе г.Плес Приволжского района Ивановской области не являлась и не является.
Проанализировав правовые нормы, регламентирующие порядок подготовки и утверждения генерального плана, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что указанный порядок в отношении оспариваемого нормативного правового акта в целом соблюден; отдельные недостатки в отношении публикации в средствах массовой информации: проекта Генерального плана г.Плес, извещения о проведении публичных слушаний 10 августа 2006 года, протокола публичных слушаний от 10 августа 2006 года и заключения о результатах публичных слушаний, не свидетельствуют при установленных обстоятельствах дела о существенных нарушениях процедуры принятия Генерального плана г.Плес и наличии правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим по мотиву нарушения порядка его принятия. Следует отметить, что указанные недостатки не повлияли на реализацию прав и интересов административного истца, связанных с оспариваемыми правоотношениями.
Проверяя содержание указанного нормативного правового акта в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В силу положений п.2 ч.1 ст.18 ГрК РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования.
Согласно п.2 ст.1 ГрК РФ территориальное планирование – это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон.
Как следует из положений п.5 ст.1 ГрК РФ, функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.9 ГрК РФ).
Содержание генеральных планов поселений регламентировано ст.23 ГрК РФ. Указанной правовой нормой в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотрено, что генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы); на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в том числе границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон; на картах (схемах) в составе материалов по обоснованию проектов генеральных планов отображаются, в том числе предложения по территориальному планированию, которые отображаются на картах (схемах), и включают в себя, в том числе карты (схемы) планируемых границ функциональных зон.
Статьей 23 ГрК РФ в действующей редакции также предусмотрено, что генеральный план поселения содержит, в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа; положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон; на картах, соответственно, отображаются границы и описание функциональных зон; к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Генеральным планом г.Плес, а именно – на Карте «г.Плес Ивановской области. Генеральный план города, совмещенный с проектом планировки. Регламентное зонирование территории города» определены, в том числе функциональные зоны и их границы.
Судом, бесспорно, установлено, что согласно указанной Карты Земельный участок расположен в функциональной рекреационной зоне Р2 – лесопарк.
Доводы представителя административного истца о том, что при определении границ функциональной рекреационной зоны Р2 не учтено фактическое использование Земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы не основаны на законе и не свидетельствуют о несоответствии нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе п.1 ч.2 ст.36 ГрК РФ, на положения которого ссылается административный истец (представитель административного истца).
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих определять функциональные зоны в генеральном плане поселения в соответствии с фактическим использованием территории (земельных участков). Определение в генеральном плане поселения функциональных зон является прогнозируемым развитием его территорий.
В соответствии п.1 ч.2 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Указанная правовая норма регулирует правоотношения, связанные с установлением градостроительных регламентов и не регламентирует установление функциональных зон. Из правового смысла положений п.1 ч.2 ст.36 ГрК РФ следует, что фактическое использование земельных участков учитывается при установлении градостроительных регламентов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установление Генеральным планом г.Плес, а именно Картой «г.Плес Ивановской области. Генеральный план города, совмещенный с проектом планировки. Регламентное зонирование территории города» в отношении Земельного участка функциональной зоны Р2 – лесопарк, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Как следует из материалов дела отнесение Земельного участка к функциональной рекреационной зоне Р2 не является произвольным.
Разделом 1.2 Генерального плана г.Плес, изложенного в текстовой форме (том IV Генерального плана) и регламентирующим функциональное зонирование территории города, предусмотрено, что разработка схемы функционального зонирования осуществляется с соблюдением следующих принципов: обеспечение преемственности и развитие ранее принятых предложений во вновь разрабатываемой документации по его зонированию; учет сложившейся застройки, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также основных элементов планировочной структуры в границах города, обеспечение их реконструкции и развития на основе рационального природопользования и ресурсосбережения; выявления зон с ограничениями градостроительной деятельности, установленными законодательством и специальными нормами и правилами в области безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охраны окружающей природной среды, охраны недр, экологической безопасности и санитарных правил, сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Рекреационные зоны предполагают наличие на городской территории парков, скверов, бульваров, садов, лесопарков, лесов, водоемов и пляжей. Сюда же могут относится охраняемые природные территории и объекты. Рекреационные зоны оказывают благоприятное санитарно-гигиеническое и оздоровительное воздействие на городскую среду.
Из содержания главы 12 Генерального плана г.Плес, изложенного в текстовой форме (том II Генерального плана), следует, что г.Плес имеет богатый природный ландшафт; система зеленых насаждений г.Плес формируется из ландшафтных комплексов и природных лесных массивов; непрерывный каркас зеленых насаждений в г.Плес объединяет в единое целое существующую и проектную застройку города.
Решением малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов от 11 июня 1993 № 138 "Об утверждении границ Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, заповедной территории, зоны охраняемого ландшафта и установлении режимов их охраны и содержания» на территории г.Плес Приволжского района Ивановской области утверждены границы территории указанного музея-заповедника, а также утвержден перечень памятников истории, культуры, архитектуры и природы, входящих в состав указанного музея-заповедника и состоящих на государственной охране. В данном перечне, в том числе указаны: лесопарк, церковь Воскресения, 1817г.
Земельный участок расположен на территории указанного музея-заповедника.
Согласно предыдущего генерального плана г.Плес (1984 год) территория Земельного участка также относилась к лесопарку.
Согласно п.6 и п.7 ст.1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий муниципальных образований.
Документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.8 ст.1 ГрК РФ).
Целевое назначение и составляющие Правил землепользования и застройки определены в ч.ч.1 и 2 ст.30 ГрК РФ.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.1 ст.30 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (ч.2 ст.30 ГрК РФ).
По данному административному делу Правила землепользования и застройки предметом оспаривания не являются.
Правилами землепользования и застройки предусмотрено, что к рекреационным зонам относятся зоны Р1 – особенный ландшафт, и Р2 – лесопарки (глава 3 Правил землепользования и застройки, том IV Генерального плана).
Правовой режим Земельного участка установлен, в том числе постановлением Правительства Ивановской области от 9 октября 2015 года № 466-п «Об утверждении границ зон охраны памятника архитектуры федерального значения «Воскресенская церковь, 1817г.», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данной зоны», которое было оспорено ФИО1 в судебном порядке.
Из содержания вступившего в законную силу решения Ивановского областного суда от 8 апреля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Ивановской области об оспаривании и признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Ивановской области от 9 октября 2015 года № 466-п «Об утверждении границ зон охраны памятника архитектуры федерального значения «Воскресенская церковь, 1817г.», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данной зоны» (в части включения Земельного участка в границы зоны охраняемого ландшафта ЗОЛ-2) следует, что по Земельному участку проходит граница зон охраны объекта культурного наследия «Воскресенская церковь, 1817г.», установленных Постановлением Правительства Ивановской области от 9 октября 2015 года № 466-п как зона охраняемого ландшафта ЗОЛ-2 и подзона ЗР-З(1) зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗР-3, при этом большая часть Земельного участка, образующего по форме неправильную трапецию площадью 997 кв.м., находится в зоне охраняемого ландшафта ЗОЛ-2 и лишь незначительная часть Земельного участка расположена в подзоне ЗР-З(1) зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗР-3; Земельный участок расположен на территории Плесского музея-заповедника; разрешение на строительство на Земельном участке ФИО1 не получено; в удовлетворении указанного административного искового заявления ФИО1 отказано.
Как следует из материалов дела, Земельный участок был образован только в 2010 году из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Доводы административного истца о том, что территория Земельного участка ранее (до образования Земельного участка) использовалась в качестве огорода, не имеют правового значения с учетом предмета оспаривания. Кроме того, данные доводы и материалы дела не свидетельствуют о том, что такое использование земли осуществлялось на законном основании.
С учетом указанных правовых норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В соответствии с положениями п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим решения Приволжского районного Совета Ивановской области от 6 сентября 2006 года № 58 «Об утверждении проекта «Город Плес Приволжского района Ивановской области. Генеральный план» в части отнесения территории земельного участка с кадастровым номером 37:13:000000:242, площадью 997 кв.м., расположенного по адресу: <...>, к функциональной рекреационной зоне Р2 – лесопарки, и в части установления правового режима данного земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: