Адм.дело №3а-18/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2017 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В., при секретаре Ивановой М.И., с участием административного истца ФИО1, представителей административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики и заинтересованного лица Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО2, ФИО3, прокурора прокуратуры Чувашской Республики Бельцова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о частичном оспаривании пунктов 1.1, 2.1, 2.2 и примечания Регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 2017 года №51 «О регулируемых тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики»,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд о частичном оспаривании нормативного правового акта и с учетом уточнения в судебном заседании требований просил признать не действующими пункт 1.1 в части «2,09 рублей», абзац 2 пункта 2.1 в части «20,00 рублей», абзац 2 пункта 2.2 в части «24,00 рубля», пункт 3 примечания в части «16 рублей» Регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики (далее- Регулируемые тарифы), утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 2017 года №51 «О регулируемых тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики». В обоснование заявленных требований указал, что Регулируемые тарифы устанавливают различные размеры оплаты перевозок пассажиров и багажа в зависимости от формы оплаты – наличной либо безналичной. Оспариваемыми нормами отдается предпочтение и устанавливается преимущество потребителям пассажирских перевозок, намеренным оплачивать оказанные услуги в безналичном порядке, то есть преимущества установлены только в зависимости от формы оплаты оказываемых услуг и не связаны с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей. Также оспариваемые нормы не соответствуют пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации об условиях публичного договора и пункту 4 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» о запрете установления различных цен в зависимости от способа оплаты услуг. Принятый нормативный правовой акт нарушает права истца на оплату оказываемых услуг вне зависимости от формы оплаты по одинаковой стоимости с потребителями соответствующей категории.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал по изложенным основаниям.
Представители административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики и заинтересованного лица Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО2, ФИО3 в судебном заседании поддержали письменные возражения представляемых органов государственной власти, согласно которым оспариваемые нормы не регулируют гражданские правоотношения, приняты Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах предоставленных полномочий, не нарушают права административного истца.
Заслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора Бельцова А.Н., полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление от 16 февраля 2017 года №51 «О регулируемых тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики», которым утверждены Регулируемые тарифы. Данный нормативный правовой акт опубликован 16 февраля 2017 года на портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» http://www.cap.ru, в республиканской газете «Вести Чувашии» от 22 февраля 2017 года № 7, вступил в силу 1 марта 2017 года.
Согласно названным Регулируемым тарифам:
- на перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики в пригородном сообщении транспортными средствами категорий «М2», «М3» (категории установлены в соответствии с пунктом 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112) за единицу измерения «1 км» утверждены тарифы: при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда – 2,09 рублей (пункт 1.1), при оплате наличными денежными средствами – 2,62 рублей (пункт 1.2);
- на перевозки пассажиров и багажа на маршруте «Чебоксары-Новочебоксарск» («Новочебоксарск – Чебоксары») за единицы измерения «1 поездка», «1 место багажа» установлены тарифы: при перевозках транспортными средствами категории «М3» при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда – 20,00 рублей (абзац 2 пункта 2.1), при оплате наличными денежными средствами – 21,00 рублей (абзац 3 пункта 2.1); при перевозках транспортными средствами категории «М2» при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда – 24,00 рублей (абзац 2 пункта 2.2), при оплате наличными денежными средствами – 25,00 рублей (абзац 3 пункта 2.2),
В соответствии с пунктом 3 примечаний к Регулируемым тарифам минимальная стоимость проезда по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики в пригородном сообщении при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда составляет 16 рублей, при оплате наличными денежными средствами - 18 рублей.
Из приведенных положений Регулируемых тарифов действительно следует, что для пассажиров оплата проезда картами для безналичной оплаты проезда ввиду меньшего размера оплаты более выгодна, чем оплата наличными денежными средствами. Вместе с тем административным истцом не оспариваются размеры оплаты проезда наличными денежными средствами.
Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительство Российской Федерации определяет и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этот Перечень включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Из изложенного следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
В соответствии с частью 7 статьи 4, абзацем 4 статьи 6 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон ЧР № 48) регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Кабинет Министров Чувашской Республики, являющийся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики, постановлением от 29 июля 2004 года № 174 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвердил перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов, ставок), надбавок и наценок осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики (приложение № 1). В этот Перечень включены перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах Чувашской Республики, согласно пункту 3 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 года № 322.
Таким образом, Регулируемые тарифы приняты полномочным органом исполнительной власти Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2013 года № 566 (далее – Постановление № 566) утверждены Правила реализации и использования карт для безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики (далее – Правила).
Пунктом 17 статьи 4 Закона ЧР № 48 в редакции Закона Чувашской Республики от 24 июня 2016 года № 45, пунктом 1.1 Постановления № 566, введенным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 декабря 2016 года № 540 и вступившим в силу с 1 января 2017 года, установлено, что при осуществлении регулярных перевозок перевозчики обеспечивают реализацию прав пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты.
В силу пункта 1.1 названных Правил в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 декабря 2016 года № 540 карта для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования не является проездным документом и предназначена для безналичной оплаты проезда и автоматизированного учета факта проезда.
В соответствии с пунктом 5.3 Правил при отсутствии на картах денежных средств пользователи оплачивают проезд по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Приведенные положения Закона ЧР № 48, Постановления № 566 и Правил допускают возможность для пассажиров оплачивать проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики как с использованием карт для безналичной оплаты проезда, так и наличными денежными средствами.
При установлении тарифов на пассажирские перевозки в межмуниципальном сообщении на 2017 год Кабинет Министров Чувашской Республики принял во внимание письма Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 5 декабря 2016 года № 1591/1 и от 7 февраля 2017 года № 178, согласно которым предприятие просит установить на 2017 год тариф на перевозку пассажиров в межмуниципальном (пригородном) сообщении за наличную оплату 2,63 руб. за 1 км. проезда с сохранением тарифа за безналичную оплату на прежнем уровне 2,09 руб. за 1 км. проезда; на маршрутах «Чебоксары-Новочебоксарск» просит установить тариф с учетом индексов инфляции за 2016 и 2017 годы. Копии писем приобщены к делу и исследованы судом. Данные письма подтверждают обоснованность установления тарифов на перевозку пассажиров в межмуниципальном (пригородном) сообщении в меньшем размере при оплате с использованием карт для безналичной оплаты проезда.
Административный истец проживает на территории Чувашской Республики и является пользователем услуг по перевозке пассажиров по межмуниципальным маршрутам, просит признать недействующими нормы Регулируемых тарифов со ссылкой на пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. Также административный истец ссылается на пункт 4 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которому при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
В силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Оспариваемые административным истцом нормы устанавливают размеры оплаты по договору перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам на территории Чувашской Республики, которые являются регулируемыми и не устанавливается перевозчиками самостоятельно, следовательно, ссылка административного истца на нормы гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей является необоснованной.
Регламентом заседаний Кабинета Министров Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 97 «Об утверждении Регламента заседаний Кабинета Министров Чувашской Республики», допускается принятие постановлений в опросном порядке (пункты 25 -29 раздела V «Опросный порядок принятия постановлений Кабинета Министров»). Данный порядок соблюден при принятии постановления от 16 февраля 2017 года №51 «О регулируемых тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики», что подтверждается подписями членов Кабинета Министров Чувашской Республики на листе согласований (л.д. 49 об.).
Таким образом, оспариваемые нормы Регулируемых тарифов приняты полномочным органом государственной власти, в установленном порядке, не противоречит законодательству Российской Федерации и Чувашской Республики.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в республиканской газете «Вести Чувашии» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 177 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
ФИО1 отказать в удовлетворении административного иска о признании не действующими пункта 1.1 в части «2,09 рублей», абзаца 2 пункта 2.1 в части «20,00 рублей», абзаца 2 пункта 2.2 в части «24,00 рубля», пункта 3 примечания в части «16 рублей» Регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 2017 года №51 «О регулируемых тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики».
Сообщение о настоящем решении суда опубликовать в республиканской газете «Вести Чувашии» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено 2 мая 2017 года.
Председательствующий: судья О.В.Агеев