ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-18/2018 от 25.04.2018 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-18/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2018 года город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Дубровой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю о приостановлении деятельности Севастопольского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт»,

установил:

Севастопольское региональное отделение политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» (далее – Региональное отделение Партии) создано на проходившем 21 ноября 2015 года общем собрании.

Решение о государственной регистрации Регионального отделения Партии принято Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю 15 марта 2016 года, учетный .

Сведения о Региональном отделении Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 21 марта 2016 года за основным государственным регистрационным номером 1169204052930.

Региональное отделение является структурным подразделением политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» и действует на основании ее Устава (далее - Устав), принятого 20 апреля 2012 года Учредительным съездом Партии (с изменениями от 27 октября 2012 года).

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Главное управление) обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности Регионального отделения Партии на срок три месяца на основании пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон «О политических партиях»), ссылаясь на то, что при осуществлении контроля соблюдения Региональным отделением Партии действующего законодательства были выявлены нарушения. Несмотря на предупреждение, вынесенное в адрес административного ответчика 22 ноября 2017 года со сроком исполнения до 22 января 2018 года, до настоящего времени им не устранены допущенные нарушения.

Определением Севастопольского городского суда от 30.03.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечен В.В.

В судебном заседании представитель административного истца А.А. доводы иска поддержала по изложенным в нем основаниям.

В.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, так как не согласен с включением его в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, поскольку соответствующего приговора, вступившего в законную силу, не имеется.

Региональное отделение Партии, извещенное о времени и месте судебного разбирательства по юридическому адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, письменные возражения по существу административного искового заявления не представило.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, а также опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля заместителя секретаря Комитета Регионального отделения Партии В.Н., возражавшего против приостановления и выразившего намерение продолжить деятельность отделения, полагаю, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях».

В ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю в деятельности Севастопольского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» выявлены следующие нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 0708.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Понятие политической партии дано в статье 3 Федерального закона «О политических партиях» - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Под региональным отделением политической партии в Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях»).

Положения ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» распространяются как на политические партии, так и на их структурные подразделения, к числу которых отнесены региональные отделения политических партий. Закон не содержит каких- либо исключений для структурных подразделений партии относительно их учредителей, членов, участников, являющихся лицами, включенными в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 0708.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Следовательно, данные требования закона распространяются на региональное отделение политической партии.

Согласно п. 1, п. 2 Устава политическая партия «Российский Объединенный Трудовой Фронт» является общественным объединением, имеет свои структурные подразделения – региональные отделения, которые обладают правами и обязанностями и действуют в соответствии с законом и Уставом партии.

В соответствии с пунктами 30, 31 Устава руководящими органами регионального отделения партии являются секретарь регионального отделения, избираемый на заседании Комитета сроком на 2 года, Комитет регионального отделения, избираемый на общем собрании или конференции регионального отделения сроком на 4 года.

Согласно протоколу № 1 общего собрания Регионального отделения Партии от 21.11.2015г., выписке из данного протокола от 21.11.2015г., а также актуальным сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, одним из учредителей Севастопольского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» является В.В., ДД.ММ.ГГГГ., уроженец <адрес>, имеющий право действовать без доверенности от имени регионального отделения. Также он избран членом постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (Комитета) Регионального отделения Партии и постоянно действующим единоличным органом (Секретарем).

Вместе с тем, в соответствии с информацией о физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, размещенной на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (<данные изъяты>), В.В., ДД.ММ.ГГГГ. уроженец <адрес> ССР, причастен к экстремисткой деятельности.

При этом, согласно информации, поступившей в адрес суда из МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю, В.В. включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, с 26.10.2017г. в соответствии с положениями абзаца второго п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, поскольку привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу по ч. 1 ст. 282 УК РФ.

Соответствующая информация поступила 20.11.2017г. в адрес Главного управления из Минюста России (исх. от 17.11.2017г.).

Указанные выше обстоятельства в соответствии со ст. ст. 38, 39 Федерального закона «О политических партиях» явились основанием для вынесения Главным управлением 22.11.2017г. в адрес Регионального отделения Партии письменного предупреждения об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в срок не позднее 22.01.2018г., однако почтовое отправление 28.12.2017г. вернулось с отметкой «истек срок хранения».

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Исходя из требований приведенного законоположения, предупреждение Главного управления от 22.11.2017г., направленное Региональному отделению Партии по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц и указанному в Уставе, считается доставленным адресату.

Предупреждение Региональным отделением Партии в установленном законом порядке в суд не обжаловано и содержащееся в нем требование не исполнено.

Исходя из положений п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган.

В соответствии с требованиями п. 5 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях», ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» региональное отделение политической партии обязано информировать федеральный уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии.

Однако, сведения о предоставлении Региональным отделением партии в регистрирующий орган информации относительно изменения состава членов, учредителей, руководителя (Секретаря) регионального отделения, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, в материалах деле отсутствуют и ответчиком в ходе разбирательства не представлены.

Таким образом, до настоящего времени выявленные в деятельности Регионального отделения Партии нарушения действующего законодательства не устранены.

Доводы В.В. о том, что без наличия вступившего в законную силу приговора его нельзя было включать в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, подлежат отклонению, поскольку они не основаны на положениях Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, которым в качестве оснований для включения физического лица в перечень, предусмотрены и иные процессуальные решения, принимаемые на стадии предварительного расследования при совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации (п.п. 4,5 п. 2.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ).

При этом, решение Федеральной службы по финансовому мониторингу, являющейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, о включении сведений в отношении В.В. в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в установленном законом порядке не оспорено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «О политических партиях» в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

Таким образом, не устранение Региональным отделением Партии нарушений законодательства Российской Федерации в срок, установленный Главным управлением, является основанием для приостановления его деятельности на срок три месяца, который суд находит разумным с учетом характера данных нарушений, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю удовлетворить.

Приостановить деятельность Севастопольского регионального отделения политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт» (основной государственный регистрационный ) сроком на три месяца.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Севастопольский городской суд.

Судья Т.А. Артамонова

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2018г.