ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-18/2021 от 10.03.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-18/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 10 марта 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Железняковой С.А.

при секретаре Чимит Е.Ш., с участием административного истца Оюн В.А., представителя административного ответчика - Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оюн В.А. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации, Мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Оюн В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации, Мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 июля 2018 года на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить ей жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва. Административным истцом получен исполнительный документ и передан на исполнение, по делу возбуждено исполнительное производство № 18715/18/17002-ИП от 25 сентября 2018 года. До настоящего времени решение суда не исполнено. До настоящего времени решение суда не исполнено. Срок исполнения судебного решения является неразумным, не отвечающим основам Конституции Российской Федерации. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 600 000 рублей, взыскать уплаченную ею государственную пошлину в размере 300 рублей.

Определением судьи от 19 февраля 2021 года в качестве административного соответчика привлечено Министерство финансов Республики Тыва, в качестве заинтересованного лица по делу – Федеральная служба судебных приставов.

В судебном заседании административный истец Оюн В.А. поддержала административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представители административных ответчиков - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства финансов Российской Федерации, Мэрии города Кызыла, представители заинтересованных лиц – ФССП и УФССП по РТ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела № 2-3436/2018 следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 июля 2018 года, вступившим в законную силу 1 сентября 2018 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить Оюн В.А. на условиях договора найма специализированное жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС № 018125736.

25 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство № 18715/18/17002-ИП в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва.

22 ноября 2019 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва произведена замена должника – Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на его правопреемника Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения Оюн В.А. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный федеральным законом или исполнительным документом.

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 июля 2018 года вступило в законную силу 1 сентября 2018 года, исполнительное производство возбуждено 25 сентября 2018 года, следовательно, оно должно было быть исполнено до 25 ноября 2018 года.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (17 сентября 2018 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (19 февраля 2021 года), составила 2 года 5 месяцев 3 дня.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Поскольку обязанность исполнить требования неимущественного характера была возложена на государственный орган Республики Тыва – Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, правопреемником которого является Министерств труда и социальной политики Республики Тыва, то, следовательно. Мэрия г. Кызыла и Министерство финансов Российской Федерации являются ненадлежащим ответчиками по административному делу, в связи с этим исковые требования Оюн В.А. к ним не подлежат удовлетворению.

В Положении о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утверждённом Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 года № 229, указано, что Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Тыва, главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства (пункты 1 и 6.38 Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60).

Соответственно, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее - должник) и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как установлено судом, исполнительное производство № 18715/18/17002-ИП возбуждено 25 сентября 2018 года.

18 октября 2018 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва в ответ на письмо службы судебных приставов направило письмо о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде для детей-сирот с просьбой о приостановлении исполнительного производства.

26 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также о назначении нового срока исполнения до 8 ноября 2018 года.

26 октября 2018 года руководитель должника предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.

1 февраля 2019 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного документа до 13 февраля 2019 года.

22 ноября 2019 года определением Кызылского городского суд Республики Тыва по заявлению судебного пристава-исполнителя произведена замена должника.

12 декабря 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства её правопреемником. 13 июля 2020 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного документа до 20 июля 2020 года.

13 июля 2020 года руководитель должника предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.

31 июля 2020 года и.о. министра труда и социальной политики Республики Тыва в ответ на письмо службы судебных приставов направлено письмо о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде для детей-сирот с просьбой о приостановлении исполнительного производства.

3 декабря 2020 года и.о. министра труда и социальной политики Республики Тыва в ответ на письмо службы судебных приставов направлено письмо о планировании строительства до конца 2020 года 152 жилых помещений. На 01.12.2020 Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва на праве оперативного управления передано 7 жилых помещений, 5 из которых согласно списку, 2 – по судебному решению. Судебные решения о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот будут исполняться по мере формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

9 декабря 2020 года руководитель должника предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.

18 января 2021 года министром труда и социальной политики Республики Тыва в ответ на письмо службы судебных приставов направлено письмо о продолжении строительства многоквартирных домов по программе обеспечения жильем детей-сирот, всего лиц 269, предположительный список за 2020-2021 год невозможно составить, так как список получателей утверждается по мере передачи готовых домов.

29 января 2021 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного документа до 10 февраля 2021 года.

1 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 10 февраля 2021 года и предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.

9 февраля 2021 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва в ответ на письмо службы судебных приставов о предоставлении информации о наличии в г. Кызыле построенных, строящихся и планируемых застройках направлено письмо о планировании за 2020 год строительства и приобретения 614 помещений, завершены работы по 207 помещениям, на стадии строительства 293 помещения, 207 помещений передают в государственную собственность, 156 помещений переданы в государственную собственность. Из республиканского средства выделены 64 793,686 тыс. руб.

15 февраля 2021 года заместителем министра труда и социальной политики Республики Тыва в ответ на письмо службы судебных приставов направлено письмо о планировании завершения до конца 2021 года 112 жилых помещений и 122 жилых помещений по объектам прошлых лет по ул. Иркутская г. Кызыла.

16 февраля 2021 года Министерством труда и социальной политики Республики Тыва в ответ на требование службы судебных приставов о предоставлении жилого помещения Оюн В.А. направлено письмо о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде для детей-сирот с просьбой о приостановлении исполнительного производства.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства,

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение суда до сих пор не исполнено, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Оюн В.А. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва подлежащим удовлетворению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 600 000 рублей.

Исходя из требований Оюн В.А., принимая во внимание личность административного истца, длительность принудительного исполнения судебного акта – 2 года 5 месяцев 3 дня, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Оюн В.А. является сиротой, включена в список лиц из числа детей-сирот на получение жилья на территории г. Кызыла Республики Тыва, состоит в очереди с 4 июня 2014 года, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 рублей.

Доводы возражения представителя административного ответчика об отсутствии противоправных действий со стороны административных ответчиков и о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных и договорных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета Оюн В.А. подлежат возмещению её расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 5 февраля 2021 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Оюн В.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Административный иск Оюн В.А. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить Оюн В.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Оюн В.А.**, открытый в Кызылском ОСБ № 8591 ПАО «Сбербанк» г. Кызыл, ИНН 7707083893, БИК 040407627, кор./счёт 30101810800000000627, код подразделения банка 44859105.

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 10 марта 2021 года.

Председательствующий С.А. Железнякова