Дело № 3а-18/2021 (№ 3а-431/2020)
42OS0000-01-2020-000424-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Копыловой Е.В.,
при секретаре Сафоновой А.П.,
с участием прокурора Большаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«15» января 2021 года
административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СибЭнергоТранс-42» о признании недействующими в части постановлений региональной энергической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год», от 30 сентября 2020 года № 247 «О внесении изменений в постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», от 31 декабря 2019 года № 896 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год»,
УСТАНОВИЛ:
31 декабря 2019 года региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление № 896 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год» (далее также – Постановление № 896), которым установлены с 1 января по 31 декабря 2020 года:
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям на 2020 год, согласно приложению № 1 к данному постановлению;
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2020 год, согласно приложению № 2 к данному постановлению;
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области на 2020 год, согласно приложению № 3 к данному постановлению.
Постановлением № 896 (пункт 16 таблицы 2 приложения № 1) установлена также необходимая валовая выручка ООО «СибЭнергоТранс-42» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области на 2020 год в размере 32 831,76 тыс. руб.
Постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30 сентября 2020 года № 247 в постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», от 31 декабря 2019 года № 896 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год» внесены изменения.
ООО «СибЭнергоТранс-42» (далее также – ООО «СЭТ-42», Общество), являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с момента принятия Постановления № 896 в части пункта 16 таблицы 2 приложения № 1 «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области на 2020 год»; Постановления № 247 в части пункта 15 приложения № 1 «НВВ территориальных сетевых организаций Кемеровской области на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь); пункта 16 таблицы 2 приложения № 2 «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области на 2020 год»; пункта 3 (3.1, 3.2) примечания к приложению № 3 к постановлению региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2019 № 896 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области на 2020 год».
В обоснование уточненных требований (т.14, л.д. 7-19) ссылается на необоснованное занижение органом регулирования базового уровня подконтрольных расходов Общества на 2020 год ввиду исключения части затрат по статье «ремонтное обслуживание», «оперативно-техническое и оперативно-диспетчерское управление», что привело к занижению НВВ как на 2020 год – первый год долгосрочного периода регулирования, так и на 2021-2024 годы этого периода регулирования.
Кроме того, административный истец полагает, что органом регулирования в нарушение требований действующего законодательства, без учета ранее заключенных Обществом договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, изменен порядок расчетов между смежными сетевыми организациями ПАО «Россети Сибирь» и ООО «СибЭнергоТранс-42».
Считая нормативные правовые акты в указанной части не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушающими права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
В судебном заседании представитель ООО «СибЭнергоТранс-42» ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного истца не признала, представила письменные возражения (т.2, л.д. 102-104, т.3, л.д. 140-149).
Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь» ФИО3, действующая на основании доверенности, в удовлетворении требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т.14, л.д. 89-92).
Заинтересованные лица АО «Сибирская промышленная сетевая компания», ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергосбережению – СП Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД»), ООО ХК «СДС-Энерго», ООО «ОЭСК», ООО «Кузбасская энергосетевая компания» в судебное заседание представителей не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 во исполнение данного закона Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).
На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Согласно пунктам 1.2, 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 года № 371 (действовало до 18 марта 2020 года), Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области-Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на территории Кемеровской области и устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Оспариваемые постановления от 31 декабря 2019 года № 896, от 30 сентября 2020 года № 247 приняты Региональной энергетической комиссией Кузбасса (ранее Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области) в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме на заседании Правления (пункты 5.2-5.5 Положения о региональной энергетической комиссии), размещены 31 декабря 2019 года и 2 октября 2020 года, соответственно, в «Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кемеровской области» (www.recko.ru), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, согласно свидетельству Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 21 ноября 2014 года № Эл ФС77-59906 (т.3, л.д. 120, 121).
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспариваются.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в том числе на основании такого долгосрочного параметра регулирования, как базовый уровень подконтрольных расходов.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа.
Пунктом 38 Основ ценообразования, пунктом 6 Методических указаний к долгосрочным параметрам регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, отнесен базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.
Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций методом экономически обоснованных расходов.
При расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: 1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования; 2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 25 Основ ценообразования; 3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования; 4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются 1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"; 2) цены, указанные в пункте 29 Основ.
На момент принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов указанные нормативы уполномоченным органом не утверждены.
Как следует из материалов дела, ООО «СибЭнергоТранс-42» является территориальной сетевой организацией, владеющей на законном основании электросетевыми объектами, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей, непосредственно или опосредованно присоединенных к данным электросетевым объектам.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, долгосрочный период составляет 5 лет – с 2020 по 2024 годы (предыдущий период регулирования – 2017-2019 годы).
Постановлением РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год» установлены с 1 января по 31 декабря 2020 года:
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям на 2020 год (приложение № 1);
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2020 год (приложение № 2);
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области на 2020 год (приложение № 3).
Постановлением № 896 (пункт 16 таблицы 2 приложения № 1) установлена также необходимая валовая выручка ООО «СибЭнергоТранс-42» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области на 2020 год в размере 32 831,76 тыс. руб.
Как видно из экспертного заключения РЭК Кемеровской области по материалам, представленным ООО «СЭТ-42» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2020 год, в состав тарифной заявки на 2020 год ООО «СЭТ-42» была представлена программа ремонтного обслуживания, расходы на выполнение которой составили, по предложению Общества, 39 246,40 тыс.руб.
В результате анализа представленных Обществом обосновывающих документов экспертами органа регулирования затраты на ремонт приняты в размере 4 182,15 тыс.руб. Корректировка предложения предприятия в сторону снижения по объему ремонтного фонда на 2020 год обусловлена, в том числе исключением стоимости не полностью документально обоснованных мероприятий, исключением затрат на техническое обслуживание (т.2, л.д. 238-250, т.3, л.д. 1-6).
Согласно пунктам 22, 23, 28 Правил государственного регулирования цен (тарифов) регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Таким образом, орган регулирования вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Из экспертного заключения РЭК Кемеровской области, подготовленного по материалам, представленным ООО «СЭТ-42» для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на электрическую энергию на 2020 год, следует, что указанные требования законодательства органом регулирования не были соблюдены.
Так, исключая затраты на ремонт и техническое обслуживание объектов: 1) АО «Кузбасская птицефабрика» (ТП 10/0,4 кВ № 1 ТМ, ТП 10/0,4 кВ № 2 ТМ, ТП 10/0,4 кВ № 6 ТМ); 2) ООО «Птицефабрика Инская» (2 КТПН1-П-КК 630/6-0,4 кВ УХЛ1 (трансформатор ТМГ 63/6-0,4 2 шт., выключатель нагрузки ВНАП-10/630 2 шт., вакуумный выключатель ВБСК-10-20/630 1 шт.), 2 КТПН2-П-КК 630/6-0,4 кВ УХЛ1 (трансформатор ТМГ 630/6-0,4 2 шт., выключатель нагрузки ВНАП-10/630 2 шт., вакуумный выключатель ВБСК-10-20/630 1 шт.); 3) ТП 6-10 кВ (собственный объект); 4) ТП 6(10)/0,4 кВ Муниципальное образование – Прокопьевский муниципальный район (КРП № 011-250 кВА с. Терентьевское 1 шт., ВЛ 0,4 кВ 2943 м. п.Новосафоновский (ТП-400 кВА.Ф 10-14-С); 5) ВЛ-0,4 кВ Краснобродский городской округ п. Артышта; 6) ПС 35/6 «Вентиляторная» ООО «Шахта Грамотеинская»; 7) ФКУ «Исправительная колония № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области»; 8) ФКУ «Исправительная колония № 1 ГУФСИН России по Кемеровской области», эксперты указали, что в обоснование планируемых затрат на ремонт предприятие представило программу ремонтного обслуживания на 2020 год, перспективный график проведения ремонтных работ на 2020-2024 г.г., дефектные ведомости, локальные сметные расчеты. При этом Общество не представило акты осмотров, акты обследований, протоколы испытаний, предусмотренные п. 17 приказа Минэнерго от 25.10.2017 № 1013.
Суд не может согласиться с такой позицией регулятора в связи со следующим.
Приказом Минэнерго России от 25.10.2017 № 1013 утверждены требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в виде Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, где пунктом 7 предусмотрено, что техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики состоит в выполнении комплекса технологических операций и организационных действий по поддержанию их работоспособности или исправности при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Организация технического обслуживания оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики должна осуществляться в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, о безопасности зданий и сооружений и в соответствии с ремонтной документацией, указанной в пункте 17 настоящих Правил (далее - Правила ТоИР).
Типовой перечень и объем ремонтных работ по конкретным типам (видам) оборудования объекта электроэнергетики должны утверждаться субъектом электроэнергетики самостоятельно и формироваться с учетом требований изготовителей оборудования, ремонтной документации, указанной в пункте 17 Правил ТоИР, а также результатов анализа предыдущего ремонта и эксплуатации (пункт 10 Правил ТоИР).
Допрошенный судом в качестве свидетеля технический директор ООО «СЭТ-42» ФИО4, пояснил, что протоколы испытаний составляются в случае, когда имеется необходимость в проведении каких-либо измерений, если же обнаружен дефект, не требующий измерения, то протокол не составляется. Информация, содержащаяся в актах осмотров, актах обследований, являющихся вспомогательными документами, полностью дублируется в дефектной ведомости, при составлении которой фиксируются все обнаруженные неисправности и дефекты, в том числе те, которые могут быть устранены в рамках технического обслуживания. В связи с этим работы по техническому обслуживанию указываются, как правило, в начале дефектной ведомости, далее указываются более существенные дефекты, требующие ремонтных работ. Во всех представленных в РЭК дефектных ведомостях было указано на необходимость производства ремонтов, однако эксперты необоснованно отклонили представленные документы. При этом каких-либо дополнительных обосновывающих необходимость проведения ремонта документов эксперты органа регулирования не запрашивали, кроме того, в предыдущие периоды регулирования организации не вменялось в обязанность представление актов осмотров, обследований, протоколов испытаний.
Свидетель со стороны административного ответчика ФИО5, принимавший участие в составлении экспертного заключения, подтвердил, что какие-либо дополнительные документы, обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ, у организации не истребовались.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 1178 в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
Суд полагает, что исключение регулятором при определении величины необходимой валовой выручки расходов по указанной статье затрат, обусловленное непредставлением сетевой организацией указанных экспертами документов, произведено с нарушением требований действующего законодательства, поскольку общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (статья 6 Закона об электроэнергетике).
По общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Вместе с тем, РЭК в случае недостаточности обосновывающих документов должна была предложить Обществу представить дополнительные обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ материалы.
Поскольку ООО «СЭТ-42» были представлены графики ремонта в целях проведения ремонтных работ электросетевого оборудования, дефектные ведомости, локальные сметные расчеты, то полное исключение заявленных расходов по указанным объектам нельзя признать обоснованным, орган тарифного регулирования имел возможность запросить дополнительные документы и включить в НВВ обоснованный объем затрат по данной статье.
Более того, в случае непредставления дополнительных обосновывающих документов, РЭК имела возможность определить плановые расходы исходя из фактических расходов по данным организации за предыдущий период регулирования с применением индекса потребительских цен в соответствии с Прогнозом.
Дополнительно суд считает необходимым отметить, что передача (транспортировка) электроэнергии представляет собой непрерывный технологический процесс, объекты электросетевого хозяйства работают (эксплуатируются) круглосуточно (непрерывно).
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, требуют содержания электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок (п.1.2.2 Правил).
Разделом 2 Правил установлены сроки технического обслуживания электроустановок, относящихся к различным группам. Так, осмотр трансформаторов (реакторов) без их отключения должен производиться в следующие сроки: главных понижающих трансформаторов подстанций с постоянным дежурством персонала - 1 раз в сутки; остальных трансформаторов электроустановок с постоянным и без постоянного дежурства персонала - 1 раз в месяц; на трансформаторных пунктах - не реже 1 раза в месяц. Внеочередные осмотры трансформаторов (реакторов) производятся: после неблагоприятных погодных воздействий (гроза, резкое изменение температуры, сильный ветер и др.); при работе газовой защиты на сигнал, а также при отключении трансформатора (реактора) газовой или (и) дифференциальной защитой (п. 2.1.34 Правил).
Таким образом, техническое обслуживание оборудования и ремонт является одним из необходимых условий для сохранения нормального и бесперебойного функционирования объектов электросетевого хозяйства и обеспечения безопасности как сотрудников предприятия, так и иных граждан и исключение в полном объеме из необходимой валовой выручки данных расходов не будет способствовать безопасному и бесперебойному функционированию объектов.
Кроме того, в отношении объектов: ВЛ 0,4 кВ 2943 м. п.Новосафоновский (ТП-400 кВА.Ф 10-14-С); ВЛ-0,4 кВ Краснобродский городской округ п. Артышта; ФКУ «Исправительная колония № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области»; ФКУ «Исправительная колония № 1 ГУФСИН России по Кемеровской области» орган регулирования, отказывая во включении затрат на их ремонт, указал, что заявленные работы не относятся к ремонтам, а являются капитальными вложениями, которые должны быть предусмотрены инвестиционной программой предприятия. При этом ни в экспертном заключении, ни в выписке из протокола заседания комиссии от 31 декабря 2019 года № 102 (т.2, л.д. 112-140) не содержится какой-либо анализ заявленных работ, отсутствует указание на количество подлежащих замене опор на участке ВЛ, протяженность данного участка, протяженность участка ВЛ, на котором планируется замена провода на большее сечение или большей механической прочности, т.е. отсутствуют те необходимые сведения, которые не позволили органу регулирования отнести заявленные работы к ремонтным.
Заявляя расходы на оперативно-техническое обслуживание и оперативно-диспетчерское управление на 2020 год в сумме 62 623,46 тыс.руб., Обществом в РЭК Кемеровской области был представлен договор на оперативно-диспетчерское управление и оперативно-техническое обслуживание энергообъектов от 09 января 2019 года № 150.19-42, по условиям которого ООО «Компания СибЭнергоРесурс» (исполнитель) приняло на себя обязательства по осуществлению круглосуточного оперативно-диспетчерского управления и оперативного обслуживания электроустановок местным оперативным персоналом и технического обслуживания передаваемого оборудования, устройств РЗА, силовых и контрольных кабелей, ЛЭП и т.д. своими силами и средствами (п. 2.1.1 договора). Приложением № 1 к указанному договору является Техническое задание на оперативно-диспетчерское управление и оперативно-техническое обслуживание энергообъектов ООО «СЭТ-42», которым определены задачи и функции оперативно-диспетчерского управления, обязанности исполнителя, требования к объему и составу работ. Перечень основных работ по техническому обслуживанию, сроки проведения работ определены в приложении № 3 к Техническому заданию. Порядок взаимоотношений сторон по договору, сроки и объемы передаваемой оперативной и другой информации, необходимой сторонам для выполнения договорных условий и соблюдения законодательства РФ, определены в Регламенте оперативно-технического взаимодействия (приложение № 6 к Техническому заданию) (т.5, л.д. 20-25, 26-36, 64-67, 70-78). В подтверждение расходов по указанному договору регулируемой организацией представлены локально-сметные расчеты.
В необходимую валовую выручку предприятия на 2020 год экспертами по данной статье расходов включены затраты в размере 10 485,06 тыс.руб.
Вместе с тем, в экспертном заключении какой-либо анализ заявленных регулируемой организацией расходов, а также представленных обосновывающих документов не содержится, из чего складывается принятая к зачету экспертами сумма и по каким объектам Общества из экспертного заключения установить не представляется возможным (т.3, л.д 7-8). Данные недостатки заключения путем допроса свидетеля ФИО6, принимавшей участие в его составлении, также не устранены.
Суд не может согласиться с таким подходом тарифного органа и считает его противоречащим установленному порядку определения экономически обоснованного уровня заявленных расходов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что необходимая валовая выручка ООО «СЭТ-42» на 2020 год, определенная пунктом 16 таблицы 2 приложения № 1 к постановлению РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896, в размере 32 831,76 тыс.руб., определена с нарушением действующего законодательства, что нарушает права административного истца в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию не действующим.
Постановлением региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 сентября 2020 года № 247 в постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», от 31 декабря 2019 года № 896 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год» внесены изменения.
Пунктом 15 приложения 1 к постановлению № 247 установлена необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Кемеровской области на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), в том числе ООО «СибЭнергоТранс-42» на 2020 г. в размере 34 627,49 тыс.руб., на 2021 г. – 32 831,76 руб., на 2022 г. – 32 831,76 тыс.руб., на 2023 г. – 32 831,76 тыс.руб., на 2024 г. – 32 831,76 тыс.руб.
Приложением № 2 (таблица 2, строка 16) к указанному постановлению № 247 также установлена НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области на 2020 год, в том числе ООО «СибЭнергоТранс-42» в размере 34 627,49 тыс.руб.
Кроме того, постановление № 247 содержит примечание, в соответствии с п. 3.1 которого в отношении ПАО «Россети Сибирь» и ООО «СибЭнергоТранс-42» на 2020 год наполнение НВВ и оплата по котловым тарифам отрегулированы с учетом следующих особенностей: в качестве получателя платежа за услуги по передаче электрической энергии по котловым тарифам за потребителей, объекты которых имеют технологическое присоединение к сетям ООО «СибЭнергоТранс-42», запитанным в свою очередь от сетей ПАО «Россети Сибирь», в том числе опосредованно через сети объектов генерации (Кемеровская ГРЭС) учтено ПАО «Россети Сибирь» (за исключением объектов по ООО «Шахта Грамотеинская» ПС 35 кВ «Вентиляторная») (69 680,975 тыс. кВтч).
В силу п. 3.2 примечания в качестве получателя платежа за услуги по передаче электрической энергии по котловым тарифам за потребителей, объекты которых имеют технологическое присоединение к сетям ООО «СибЭнергоТранс-42», запитанным в свою очередь от сетей АО «СибПСК», ПАО «ФСК ЮС» (опосредованно через объекты АО «КФ» ПС Абразивная), ООО «ОЭСК», ООО «СДС-Энерго», ОАО «РЖД» Филиал Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго, ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго - РЭС») (в части объемов ООО «Шахта Грамотеинская» ПС 35 кВ «Вентиляторная») учтено ООО «СибЭнергоТранс-42» (31 717,24 тыс. кВтч, в том числе по потребителю ООО «Шахта Грамотеинская» ПС 35 кВ «Вентиляторная» 23 708,822 тыс. кВтч).
Пунктом 16 таблицы 2 приложения № 2 к постановлению РЭК Кузбасса от 30 сентября 2020 года № 247 необходимая валовая выручка ООО «СЭТ-42» на 2020 год установлена в размере 34 627,49 тыс.руб.
Как видно из экспертного заключения, выписки из протокола заседания правления РЭК Кузбасса от 30 сентября 2020 года № 60, пояснительной записки к заседанию правления, указанный размер НВВ установлен в результате корректировки с учетом предписания ФАС России от 14 августа 2020 года № АД/69801/20, которая составила 1 795,73 тыс.руб. Указанная корректировка связана исключительно с зачетом выпадающих доходов (экономия средств) Общества за 2017-2019 г.г., при этом уровень подконтрольных расходов остался неизменным, т.е. затраты на ремонтный фонд и оперативно-диспетчерское управление не являлись предметом дополнительного анализа регулятором (т.14, л.д. 20-88, т.2, л.д. 109, т.3, л.д. 150-152).
В связи с указанным размер НВВ ООО «СЭТ-42» на 2020 год, установленный постановлением № 247, также не может быть признан экономически обоснованным, как и размеры НВВ на последующие годы долгосрочного периода регулирования 2021-2024 г.г.
Проверяя постановление № 247 в части пункта 3 примечания к приложению № 3 постановления РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896, установившего схему взаиморасчетов за услуги по передаче электрической энергии, на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 8 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с разделом 3 Правил (далее – ПНД).
Согласно пункту 34 ПНД по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, перечень которых определяется в договоре об оказании услуг по передаче электрической энергии. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 Правил.
В силу подп. «г» п. 41 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
На основании пункта 63 Основ ценообразования и пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно пункту 52 Методических указаний № 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Этим же пунктом Методических указаний № 20-э/2 предусмотрено, что необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Пунктами 2 и 3 примечания приложения № 7 к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службой России от 19 июня 2018 года № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», определено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам; первой указывается территориальная сетевая организация, оплачивающая услуги по передаче электрической энергии по сетям указываемой второй территориальной сетевой организации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается стороной административного ответчика, в состав тарифной заявки Обществом были представлены заключенные договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии с ЗАО «Разрез Октябринский» от 03.09.2015, ООО «ЭнергоРесурс» от 01.01.2016, ООО «МСК Энерго» от 01.01.2016, ОАО «Кузбассэнергосбыт» от 01.01.2016, ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС» от 01.01.2017, ОАО «РЖД» от 27.11.2017, ПАО «ФСК Единой энергетической системы» от 11.12.2017, ООО ХК «СДС-Энерго» от 01.01.2018, ООО «ОЭСК» от 01.01.2018, ООО «Шахта Грамотеинская» от 24.12.2019.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 регулятор установил в отношении ООО «СЭТ-42» тарифы, свидетельствующие о схеме взаиморасчетов «котел снизу», однако в примечании к постановлению от 30 сентября 2020 года № 247 орган регулирования изменил схему взаиморасчетов на «котел сверху», без учета заключенных Обществом договоров и фактически сложившихся правоотношений сторон, что свидетельствует о нарушении принципов государственного регулирования цен (тарифов), прав и законных интересов административного истца.
Указанное нашло отражение в приказе ФАС России № 1177/20 от 1 декабря 2020 года, которым пункт 3 примечания к приложению № 3 постановления РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 (в редакции постановления РЭК Кузбасса от 30 сентября 2020 года № 247) отменен (т.3, л.д. 200-205).
Суд полагает несостоятельным довод административного ответчика о необходимости изменения схемы взаиморасчетов между ПАО «Россети Сибирь» и ООО «СЭТ-42» ввиду необоснованного аккумулирования последним денежных средств, поскольку защита прав ТСО, не получивших платы от потребителей, возможна мерами гражданско-правового характера.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части со дня их принятия, что соответствует положениям статьи 215 КАС РФ, с возложением на тарифный орган обязанности принять новые нормативные правовые акты, заменяющие нормативные правовые акты, признанные не действующими в части, в соответствии с положениями статьи 216 КАС РФ.
По правилам ст. 111 КАС РФ с РЭК Кузбасса в пользу административного истца подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в размере 9 000 руб., произведенные на основании платежных поручений №№ 125, 609 от 20.10.2020 года (т.1, л.д. 5, 24).
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать не действующими со дня принятия:
постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год» в части установления пунктом 16 таблицы 2 приложения № 1 «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области на 2020 год» необходимой валовой выручки ООО «СЭТ-42» на 2020 год в размере 32 831,76 тыс.руб.;
постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30 сентября 2020 года № 247 «О внесении изменений в постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», от 31 декабря 2019 года № 896 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год» в части:
- установления пунктом 15 приложения № 1 «НВВ территориальных сетевых организаций Кемеровской области на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) необходимой валовой выручки ООО «СЭТ-42» на 2020-2024 годы;
- установления пунктом 16 таблицы 2 приложения № 2 «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области на 2020 год» необходимой валовой выручки ООО «СЭТ-42» на 2020 год в размере 34 627,49 тыс.руб.;
- пункта 3 (подпункты 3.1, 3.2) примечания к приложению № 3 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года № 896 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области на 2020 год».
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части названные выше постановления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Кузбасса в пользу ООО «СибЭнергоТранс-42» государственную пошлину в размере 9 000 (девять тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий Е.В. Копылова
В окончательной форме решение принято 25 января 2021 года.