Дело № 3а-18/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск-Камчатский 17 августа 2021 года
Камчатский краевой суд в составе:
судьи | Чаднова О.В., |
при секретаре | Ткаченко А.В., |
с участием административного истца Сырбу И.В.,
представителя административного ответчика окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 Манзату Н.В.,
прокурора Курбанова Ш.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сырбу И.В. об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 от 31 июля 2021 года № 10 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Сырбу И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Сырбу И.В. обратился в Камчатский краевой суд с административным иском об оспаривании постановления осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 от 31 июля 2021 года № 10 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Сырбу И.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 14, возложении обязанности зарегистрировать Сырбу И.В. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 в порядке самовыдвижения.
В обоснование иска административным истцом указано, что 16 июня 2021 года постановлением Законодательного Собрания Камчатского края № 1155 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на 19 сентября 2021 года. 23 июля 2021 года Сырбу И.В. в окружную избирательную комиссию избирательного округа № 14 (далее – Избирательная комиссия) поданы документы, необходимые для выдвижения своей кандидатуры в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края по одномандатному избирательному округу № 14 в порядке самовыдвижения. 31 июля 2021 года Избирательной комиссий издано оспариваемое постановление № 10, которым Сырбу И.В. отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края. Основанием для отказа в регистрации послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Согласно постановлению Избирательной комиссии Камчатского края № 135/802 от 17 июня 2021 года количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет 437, максимальное количество подписей 480. Указанные расчеты произведены Избирательной комиссией Камчатского края от количества избирателей (14576 человек) по состоянию на 1 июля 2015 года. Вместе с тем, в состав одномандатного избирательного округа № 14 входят Карагинский муниципальный район, Олюторский муниципальный район, Тигильский муниципальный район, пгт. Палана, Пенжинский муниципальный район. Согласно информации о численности избирателей, зарегистрированных на территории Камчатского края по состоянию на 1 июля 2021 года, количество избирателей на территории одномандатного избирательного округа составляет 12985 человек. Таким образом, в соответствии с положениями части 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, части 2 статьи 36 Закона Камчатского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты, составляет 390 подписей. Административным истцом набрано 394 действительных подписи, что достаточно для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 14.
Также административным истцом указано, что он не был уведомлен о проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, которая была проведена 29 июля 2021 года в 15 часов 30 минут, в связи с чем нельзя признать законным и обоснованным итоговый протокол проверки подписных листов от 29 июля 2021 года. Также, в нарушение положений статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Сырбу И.В. было отказано в предоставлении итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей, заверенных копий ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований признания подписей недостоверными или недействительными.
Административный истец Сырбу И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 Манзату Н.В. в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела и оригиналы подписных листов, заслушав заключение прокурора Курбанова Ш.М., полагавшего требования административного истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с положениями части 8 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.
Установленное законом субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может составлять менее 0,5 процента и более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 1.1. статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).
Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края № 991 от 25 мая 2011 года принят Закон Камчатского края № 656 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» (далее – Закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края»), который устанавливает порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, а также права и обязанности граждан, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, избирательных комиссий, права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных лиц и организаций - участников избирательного процесса.
В силу положений части 1 статьи 35 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» необходимым условием регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, краевого списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания является поддержка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей (часть 2 статьи 36 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края»).
Согласно постановлению Законодательного Собрания Камчатского края № 1304 от 19 апреля 2016 года «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» в избирательный округ № 14 входят Карагинский муниципальный район, Олюторский муниципальный район, Тигильский муниципальный район, Пенжинский муниципальный район, пгт. Палана. Число избирателей – 14576.
Постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края № 135/802 от 17 июня 2021 года установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 14, на основании подписей избирателей необходимо представить в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа не менее 437 и не более 480 подписей.
Постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края № 135/859 от 24 июня 2021 года установлено, что количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Закона Камчатского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа № 14 составляет 328 подписей.
Как следует из материалов дела, 15 июля 2021 года Сырбу И.В. в окружную избирательную комиссию избирательного округа № 14 подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 в порядке самовыдвижения
23 июля 2021 года Сырбу И.В. в Избирательную комиссию представлен пакет документов для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 100 листов, пронумерованных и сброшюрованных в 1 папку, содержащих 480 подписи избирателей.
В соответствии с ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей, итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 14 Сырбу И.В., количество представленных подписей – 480, количество проверенных подписей – 328, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными – 86 (26,21%), из которых 65 подписей признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности, 1 подпись – не указаны или указаны неполные паспортные данные избирателя, 15 подписей - не указан или неполный адрес места жительства избирателя, 5 подписей – повторяющаяся подпись одного и того же избирателя, количество достоверных подписей – 242.
Постановлением Избирательной комиссии № 10 от 1 августа 2021 года отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Сырбу И.В. на основании пункта 6(1) части 4 статьи 40 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края».
Согласно указанному постановлению кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, выдвинутым в порядке самовыдвижения Сырбу И.В. в полном объеме представлены все необходимые для регистрации документы, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва. При проведении случайной выборки подписей для проведения проверки подписей избирателей отобрано 328 подписей, размещенных на 69 листах из одной папки подписных листов, общим количеством 480 подписей. В результате проверки представленных документов, из 328 подписей избирателей, определенными в результате случайной выборки подписей избирателей, выявлено 86 недействительных подписей избирателей, что составляет 26,21 % от числа подписей, отобранных методом случайной выборки для проверки. В соответствии с пунктом 6.1 части 4 статьи 40 Закона Камчатского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки является основанием для отказа в регистрации кандидата. Таким образом, кандидат в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Сырбу И.В. набрал 394 действительных подписей избирателей, что является недостаточным для регистрации, так как для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 14 необходимо представить не менее 437 действительных подписей избирателей.
Судом в ходе рассмотрения дела проверены подписные листы, признанные недействительными, в результате чего установлено следующее:
- подписной лист № 1, строка 3, избиратель ФИО1 В.Н. – согласно сведениям Миграционного пункта отделения полиции № 16 МО МВД России «Корякский» (далее – МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский») человека с такой датой рождения не существует;
- подписной лист № 1, строка 4, избиратель ФИО2 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» человека с такими данными нет;
- подписной лист № 2, строка 1, избиратель ФИО3 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспортные данные не соответствуют;
- подписной лист № 2, строка 2, избиратель ФИО4 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» человека с такими данными нет;
- подписной лист № 4, строка 2, избиратель ФИО5 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспортные данные не соответствуют;
- подписной лист № 4, строка 3, избиратель ФИО6 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» человека с такими данными нет;
- подписной лист № 4, строка 4, избиратель ФИО5 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» адрес не соответствует;
- подписной лист № 6, строка 2, избиратель ФИО8 - не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 6, строка 3, избиратель ФИО9 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирован по иному адресу;
- подписной лист № 7, строка 4, избиратель ФИО10 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирован по иному адресу;
- подписной лист № 8, строка 1, избиратель ФИО11 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирован по иному адресу;
- подписной лист № 8, строка 2, избиратель ФИО12 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирован по иному адресу;
- подписной лист № 8, строка 3, избиратель ФИО13 - не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 8, строка 4, избиратель ФИО14 - не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 8, строка 5, избиратель ФИО15 - не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 9, строка 1, избиратель ФИО16 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» человека с такими данными нет;
- подписной лист № 9, строка 4, избиратель ФИО17 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» человека с такими данными нет;
- подписной лист № 10, строка 1, избиратель ФИО18 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу;
- подписной лист № 10, строка 4, избиратель ФИО19 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» человека с такими данными нет;
- подписной лист № 10, строка 5, избиратель ФИО19 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» человека с такой датой рождения нет;
- подписной лист № 13, строка 4, избиратель ФИО20 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» год рождения и адрес не совпадают;
- подписной лист № 13, строка 5, избиратель ФИО21 - не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 14, строка 1, избиратель ФИО22 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу;
- подписной лист № 15, строка 1, избиратель ФИО23 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирован по иному адресу;
- подписной лист № 15, строка 2, избиратель ФИО24 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспортные данные не совпадают;
- подписной лист № 16, строка 1, избиратель ФИО25 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» полная фамилия Тоик-Лехтынковав;
- подписной лист № 17, строка 1, избиратель ФИО26 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» иной номер паспорта;
- подписной лист № 18, строка 3, избиратель ФИО27 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспорт уничтожен;
- подписной лист № 20, строка 4, избиратель ФИО28 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспорт уничтожен;
- подписной лист № 21, строка 1, избиратель ФИО29 - не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 21, строка 2, избиратель ФИО30 - не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 21, строка 5, избиратель ФИО31 - не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 24, строка 1, избиратель ФИО32 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу;
- подписной лист № 24, строка 4, избиратель ФИО33 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» сменила фамилию, паспорт уничтожен;
- подписной лист № 25, строка 4, избиратель ФИО34 - не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 27, строка 5, избиратель ФИО35 - не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 28, строка 4, избиратель ФИО36 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» данные гражданина не совпадают;
- подписной лист № 29, строка 2, избиратель ФИО37 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» другой номер паспорта, зарегистрирована по иному адресу;
- подписной лист № 29, строка 4, избиратель ФИО38 - повторяющаяся подпись избирателя, подпись имеется в подписном листе № 27, строка 4;
- подписной лист № 30, строка 2, избиратель ФИО39 - не указан полный адрес места жительства избирателя, неверно указан номер квартиры;
- подписной лист № 31, строка 4, избиратель ФИО40 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу;
- подписной лист № 34 строка 1, избиратель ФИО41 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспорт уничтожен;
- подписной лист № 34, строка 5, избиратель ФИО42 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу;
- подписной лист № 35, строка 3, избиратель ФИО43 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспорт уничтожен;
- подписной лист № 37, строка 2, избиратель ФИО44 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу;
- подписной лист № 37, строка 4, избиратель ФИО42 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу, паспорт уничтожен;
- подписной лист № 38, строка 1, избиратель ФИО46 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспорт уничтожен;
- подписной лист № 38, строка 5, избиратель ФИО47 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирован по иному адресу;
- подписной лист № 45, строка 1, избиратель ФИО48 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» человека с такими данными нет;
- подписной лист № 45, строка 3, избиратель ФИО49 - повторяющаяся подпись избирателя, подпись имеется в подписном листе № 24, строка 5;
- подписной лист № 46, строка 4, избиратель ФИО50 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» человека с такими данными нет;
- подписной лист № 46, строка 5, избиратель ФИО51 - повторяющаяся подпись избирателя, подпись имеется в подписном листе № 28, строка 3;
- подписной лист № 49, строка 2, избиратель ФИО52 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» человека с такими данными нет;
- подписной лист № 49, строка 5, избиратель ФИО53 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу;
- подписной лист № 50, строка 1, избиратель ФИО54 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу;
- подписной лист № 50, строка 5, избиратель ФИО55 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирован по иному адресу;
- подписной лист № 51, строка 3, избиратель ФИО56 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу;
- подписной лист № 51, строка 5, избиратель ФИО57 - повторяющаяся подпись избирателя, подпись имеется в подписном листе № 34, строка 2;
- подписной лист № 61, строка 1, избиратель ФИО58 – не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 61, строка 2, избиратель ФИО59 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу с 18 декабря 2020 года;
- подписной лист № 61, строка 3, избиратель ФИО60 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирован по иному адресу с 18 декабря 2020 года;
- подписной лист № 62, строка 2, избиратель ФИО61 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспортные данные не совпадают;
- подписной лист № 63, строка 2, избиратель ФИО62 – не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 63, строка 5, избиратель ФИО63 – не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 64, строка 3, избиратель ФИО64 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» не совпадают фамилия и адрес;
- подписной лист № 66, строка 1, избиратель ФИО65 – не указан полный адрес места жительства избирателя;
- подписной лист № 67, строка 4, избиратель ФИО66 - повторяющаяся подпись избирателя, подпись имеется в подписном листе № 24, строка 3;
- подписной лист № 74, строка 3, избиратель ФИО67 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» не соответствует имя;
- подписной лист № 77, строка 2, избиратель ФИО68 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» не соответствует паспорт;
- подписной лист № 77, строка 4, избиратель ФИО69 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» не соответствует паспорт;
- подписной лист № 77, строка 5, избиратель ФИО64 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспорт уничтожен;
- подписной лист № 78, строка 5, избиратель ФИО71 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» не соответствует паспорт;
- подписной лист № 80, строка 1, избиратель ФИО72 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» не соответствуют фамилия, адрес и паспорт;
- подписной лист № 84, строка 5, избиратель ФИО73 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» не соответствует паспорт;
- подписной лист № 85, строка 1, избиратель ФИО74 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирован по иному адресу;
- подписной лист № 86, строка 1, избиратель ФИО75 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспорт уничтожен;
- подписной лист № 87, строка 2, избиратель ФИО76 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу;
- подписной лист № 88, строка 5, избиратель ФИО77 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» паспорт не соответствует;
- подписной лист № 91, строка 4, избиратель ФИО78 - согласно сведениям МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» зарегистрирована по иному адресу.
В ходе проверки подписных листов судом установлено, что недействительными признаны подписи избирателей ФИО79 (подписной лист № 97, строка 1), ФИО80 (подписной лист № 99, строка 5), ФИО81 (подписной лист № 100, строка 2) в связи с тем, что сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основании официальной справки органа регистрационного учета).
Вместе с тем, материалы дела не содержат официальной справки органа регистрационного учета, содержащей информацию о том, что сведения об указанных избирателях, проживающих на территории Тигильского района Камчатского края, являются недостоверными.
Также судом установлено, что недействительными признаны подписи избирателей ФИО82 (подписной лист № 11, строка 3), ФИО83 (подписной лист № 19, строка 3) в связи с тем, что сведения об избирателе не соответствуют действительности.
В подписных листах указанными избирателями указан адрес места жительства с указанием субъекта Российской Федерации, района, населенного пункта, улицы, дома и квартиры.
При этом в результатах проверки МП ОП № 16 МО МВД России «Корякский» указаны только субъект Российской Федерации, район и населенный пункт, которые совпадают с указанными избирателями сведениями.
При таких обстоятельствах суд полагает необоснованным вывод Избирательной комиссии о признании недействительными указанных подписей избирателей, в связи с чем они подлежат учету в качестве действительных.
Таким образом, в ходе проверки подписных листов судом установлено, что 60 подписей избирателей содержат сведения, не соответствующие действительности, в 1 - указаны неполные паспортные данные избирателя, в 15 - указан неполный адрес места жительства избирателя, 5 подписей избирателей являются повторяющимися.
В силу положения пункта 5 статьи 39 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Пунктом 8 статьи 39 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» установлены основания для признания подписей избирателей недействительными, в том числе, подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт 3); подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (подпункт 4).
В соответствии с пунктами 6(1), 7 части 4 статьи 40 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» основаниями отказа в регистрации кандидата являются выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Несмотря на то, что 5 подписей из числа проверенных судом подлежат учету в качестве действительных, суд принимает во внимание, что недействительными являются 81 подпись избирателей, что составляет 25% от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Рассматривая доводы административного истца о том, что по состоянию на 1 июля 2021 года количество избирателей на территории одномандатного избирательного округа составляет 12985 человек, в связи с чем количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты, составляет 390 подписей, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2 статьи 36 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе.
Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, установившая количество избирателей на территории избирательного округа № 14, утверждена на 10 лет постановлением Законодательного Собрания Камчатского края № 1304 от 19 апреля 2016 года, в связи с чем на дату издания постановления Избирательной Комиссии Камчатского края № 135/802 от 17 июня 2021 года о количестве подписей избирателей, представляемых кандидатом, выдвинутым по одномандатному избирательному округу, в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата, являлась действующей.
При таких обстоятельствах, утвержденное Избирательной комиссией минимальное количество подписей (437) для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 14, составляет 3 процента от числа избирателей, указанного в схеме одномандатных избирательных округов и не противоречит положениям Федерального закона № 67-ФЗ и Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края».
Доводы административного истца о допущенных Избирательной комиссией нарушениях при проведении проверки подписей избирателей, выразившемся в неизвещении Сырбу И.В. о проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, ненаправлении копии итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей, заверенных копий ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований признания подписей недостоверными или недействительными являются обоснованными и заслуживают внимания.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не влияет на правильность принятого Избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, поскольку судом при проведении в порядке пункта 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ проверки подписей избирателей, признанных недействительными, установлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, что является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд, являются необоснованными, поскольку в силу положений части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Поскольку Сырбу И.В. воспользовался правом предварительного обжалования решения окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 в Избирательную комиссию Камчатского края, жалоба была рассмотрена по существу 11 августа 2021 года с вынесением постановления № 154/978 об отказе в ее удовлетворении, то срок на подачу административного искового заявления административным истцом не пропущен.
В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования Сырбу И.В. к окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 об оспаривании решения № 10 от 31 июля 2021 года являются необоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Сырбу И.В. об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 от 31 июля 2021 года № 10 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Камчатского
краевого суда О.В. Чаднов