Дело № 3а-18/2022 (3а-385/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 февраля 2022 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Лаворко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Березка» к Главному управлению лесами Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Березка» (далее по тексту ООО «Березка», Общество) обратилось в Челябинский областной суд с административным иском к Главному управлению лесами Челябинской области (далее также – Управление), в котором с учетом уточнения заявленных требований просило принать недействующим с момента принятия лесохозяйственного регламента <адрес>, утвержденного приказом Главного управления лесами Челябинской области от 30 декабря 2016 года № 644 в части включения данных по лесному участку площадью 7474 га в <адрес>, кварталы №№ 51, 65-94, 97, а именно: таблицу 2.1.3 в части включения в нее данных по расчетной лесосеке: по площади и рубке спелых и перестойных лесных насаждений ежегодный объем 94 га/17,8 тыс.м.куб.; по площади и рубке лесных насаждений при уходе за лесами ежегодный объем 91,6 га/2.1 м.куб, таблицу 2.17.3.5 в части включения в нее данных по искусственному лесовосстановлению в количестве 1015,8 га, ежегодный объем 101,1 га.
В обоснование заявленных требований указали, что приказом Главного управления лесами Челябинской области от 30 декабря 2016 года № 644 утвержден лесохозяйственный регламент <адрес>. Частью указанного регламента являются таксационные данные в отношении лесного участка площадью 7474 га в <адрес>, кварталы № 51, 65-94, 97. ООО «Березка» являлось арендатором данного лесного участка согласно договору аренды от 28 октября 2008 года № 295. В 2015-2016 году на арендованном лесном участке были проведены таксационные работы специалистами ФГБУ «Рослесинфорг». Вопреки письменным возражениям общества, результаты таксационных работ, оплаченные ООО «Березка», были включены в лесохозяйственный регламент <адрес>. Управление незаконно включило таксационные данные лесного участка площадью - 7474 га в <адрес> в лесохозяйственный регламент <адрес>, поскольку самостоятельно Управление таксацию лесных насаждений на указанном лесном участке не проводило. Требование об отказе использования данных таксации на указанном лесном участке при осуществлении лесохозяйственной деятельности и исключении из лесохозяйственного регламента <адрес> Главным управлением лесами Челябинской области проигнорировано.
Протокольным определением Челябинского областного суда от 21 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Представители административного истца ООО «Березка» ФИО1, действующий на основании Устава и ФИО2 действующий на основании доверенности от 28 сентября 2021 года (том 1, л.д. 15), в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель административного ответчика Главного управления лесами Челябинской области ФИО3, действующая на основании доверенности от 10 января 2022 года (том 2 л.д. 122), в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
В письменном отзыве и возражениях указала на законность включения данных лесоустройства в лесохозяйственный регламент <адрес> (том 1 л.д. 107-108, том 2, л.д. 134-138).
Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Рослесинфорг» в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Поволжский леспроект, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о дате и времени судебного разбирательства.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 ЛК РФ (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.
Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 22 декабря 2006 года № 385 (далее – Положение о Главном управлении лесами) Главное управление лесами Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области.
Подпунктом 13 пункта 7 Положение о Главном управлении лесами к полномочиям Управления отнесена разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов в пределах установленных полномочий.
Состав лесохозяйственных регламентов и порядок их разработки на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта регламентировался приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 04 апреля 2012 года № 126 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (далее - Приказ от 04 апреля 2012 года № 126).
Пунктом 10 Приказа от 04 апреля 2012 года № 126 установлено, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса (часть 1).
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя таксацию лесов.
Таксация лесов проводится в границах лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, о количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности (часть 1 статьи 69.1 ЛК РФ).
Согласно части 3 статьи 69.2 ЛК РФ требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов устанавливаются лесоустроительной инструкцией, указанной в части 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.
Согласно статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 28 приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Пунктом 31 Приказа Рослесхоза № 69 определено, что при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Как следует из материалов дела, 28 октября 2008 года между Управлением (арендодатель) и ООО «Березка» (арендатор) заключен договор аренды № 295, на основании которого арендодатель передал арендатору во временное пользование для осуществления заготовки древесины участок на площади 7 474 га расположенный по адресу: Челябинская область, ОГУ «Нязепетровское лесничество», Иткульское участковое лесничество, Уфалейский городской округ, кварталы № 51, 65-94, 97. Договор заключен сроком до 03 октября 2016 года (том 1 л.д. 238-247).
Права арендатора регламентированы разделом 3.3. договора, в числе которых закреплено право арендатора пользоваться другими правами (не указанными в договоре), если их реализация не противоречит требованиям Лесного законодательства и условиям настоящего Договора.
04 марта 2015 года между ООО «Березка» и ФГУП «Рослесинфорг» (правопредшественник ФГБУ «Рослесинфорг») заключен договор № 09/2-5-22д от 16 февраля 2015 года на проведение таксационных работ на лесном участке, арендуемом с целью заготовки древесины ООО «Березка» в Уфалейском лесничестве Челябинской области (том 2 л.д. 77-79).
Согласно пункту 1.1 заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнять таксационные работы в Уфалейском лесничестве Челябинской области на основании технического задания, являющегося неотъемлемой частью договора (приложение № 1). Объемы, виды и сроки выполнения работ определены календарным планом работ (приложение № 3).
03 ноября 2016 года Главным управлением лесами Челябинской области было проведено лесоустроительное совещание по итогам таксации лесов на лесных участках, представленных в аренду в Уфалейском лесничестве (том 2 л.д. 2-49).
По итогам совещания Главным управлением лесами Челябинской области издан приказ № 533 от 03 ноября 2016 года «Об утверждении материалов таксации», согласно которому на ЧОБУ «Уфалейское лесничество» возложена обязанность принять по акту приема-передачи материалы таксации лесных насаждений и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечить их учет и хранение, внести изменения в данные государственного лесного реестра на 01 января 2017 года (том 2 л.д. 1).
07 ноября 2016 года, в соответствии с требованиями пункта 12 Приказа от 04 апреля 2012 года № 126, на сайте Главного управления лесами размещен проект лесохозяйственного регламента <адрес> (том 2 л.д. 80).
30 декабря 2016 года Главным управлением лесами Челябинской области вынесен приказ № 644 «Об утверждении лесохозяйственного регламента <адрес>» (том 1 л.д. 109, 110-237).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика и в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований нормативных правовых актов к его форме, виду и порядку принятия.
Доводом административного истца в обоснование заявленного требования является, по его мнению, незаконная передача результатов таксации в Главное управление лесами со ссылкой на то, что заказчиком таксационных работ и лицом, понесшим расходы на проведение таксации, является ООО «Березка».
Довод административного истца не основан на законе.
Существовавшим нормативным правовым регулированием сложившихся между ООО «Березка» и Главным управлением лесами правоотношений установлено, что ООО «Березка», как арендатор лесного участка, обязан разработать проект освоения лесов, в ходе разработки которого допускается по инициативе и за счет средств арендатора, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Представитель административного истца ООО «Березка» в ходе производства по делу не отрицал, что договор на проведение таксационных работ заключен Обществом добровольно, для правильного определения количественного и качественного состава лесов в целях их освоения в соответствии с договором аренды.
Использование результатов таксации в каких-либо иных целях, не связанных с проведением лесоустройства, действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, суд отмечает, что в период действия договора аренды административный истец был обязан разработать проект освоения лесов, в котором результаты таксации возможно использовать только после их внесения в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества.
Таким образом таксационные работы оплачены Обществом в своих интересах, а Главное управление лесами правомерно их использовало при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
То обстоятельство, что договор аренды от 28 октября 2008 года не был продлен, на правоотношения, связанные с получением и использованием результатов таксации, не влияет.
Нарушений, связанных с рассмотрением возражений, поступивших после размещения проекта Лесохозяйственного регламента, суд также не усматривает.
Пунктом 12 Приказа от 04 апреля 2012 года № 126 установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на срок не менее 30 дней с момента разработки.
По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний заказчик в течение 30 дней организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.
Из материалов дела следует, что письмами от 16 сентября 2016 года, от 16 ноября 2016 года Общество обращалось в Главное управление лесами с просьбой приостановить принятие лесоустроительного регламента по ЧОБУ «Уфалейское лесничество» по причине не согласования ООО «Березка» объемов лесохозяйственных, лесовосстановительных и противопожарных работ, не подписания акта выполненных работ (том 2, л.д. 74-75).
Учитывая, что содержащаяся в письмах информация не является ни предложениями, ни замечаниями по составу лесохозяйственного регламента, оснований для организации доработки у административного ответчика не было.
Довод административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не был опубликован в соответствии с положением статьи 14 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» не может служить основанием для признания его недействующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» официальным опубликованием закона области и иного нормативного правового акта области считается первая публикация их полных текстов в официальном издании органов государственной власти Челябинской области или их первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Первое размещение (опубликование) закона области и иного нормативного правового акта области на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания.
Как установлено судом и не оспаривается административным ответчиком, Лесохозяйственный регламент на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) опубликован не был.
Вместе с тем, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» выражена правовая позиция о том, что учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Из материалов дела следует, что полный текст Лесохозяйственного регламента, официально размещен сайте Главного управления лесами Челябинской области (том 2 л.д. 81).
Учитывая, что возможность ознакомиться с содержанием Лесохозяйственного регламента населению и иным лицам, чьи права и свободы он затрагивает, обеспечена, то есть цель официального опубликования достигнута, оснований для вывода о нарушении порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта лишь по мотиву его неразмещения в местах официального опубликования, указанных в пункте 4 статьи 14 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области», у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Березка» к Главному управлению лесами Челябинской области о признании недействующим с момента принятия лесохозяйственного регламента <адрес>, утвержденного приказом Главного управления лесами Челябинской области от 30 декабря 2016 года № 644 в части включения данных по лесному участку площадью 7474 га в <адрес>, кварталы №№ 51, 65-94, 97, а именно: таблицу 2.1.3 в части включения в нее данных по расчетной лесосеке: по площади и рубке спелых и перестойных лесных насаждений ежегодный объем 94 га/17,8 тыс.м. куб.; по площади и рубке лесных насаждений при уходе за лесами ежегодный объем 91,6 га/2.1 м.куб, таблицу 2.17.3.5 в части включения в нее данных по искусственному лесовосстановлению в количестве 1015,8 га, ежегодный объем 101,1 га, отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2022 года