УИД 24OS0000-01-2021-000126-02
3а-18/2022
011а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 г. г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.,
при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Искра-Энергосети» к Министерству тарифной политики Красноярского края о признании не действующим приказов министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 64-э, от 29.12.2020 №66-э в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Искра-Энергосети» (далее - ООО «Искра-Энергосети») обратилось в суд с административным иском к Министерству тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство), в котором с учетом последующих уточнений просило признать недействующими с момента принятия:
- приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 64-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» в редакции приказов Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 №1-э и от 11.02.2021 №9-э;
- приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в части пункта 1 приложения к приказу в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 №4-э.
Возложить на Министерство тарифной политики Красноярского края обязанность принять в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решения об установлении (пересмотре) оспариваемых цен (тарифов) и необходимой валовой выручки, заменяющие решения, признанные недействующими.
Взыскать с Министерства тарифной политики Красноярского края судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Заявленные требования мотивированы тем, что, в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на новый долгосрочный период регулирования «2021 -2025 годы» ООО «Искра-Энергосети» письмом от 30.04.2020 № 157 в Министерство направлены предложения, в которых расчетная необходимая валовая выручка на 2021 год составила 56270,64 тыс. руб. Уточненное письмом № 392 от 19.11.2020 предложение со всеми необходимыми обоснованиями по размеру необходимой валовой выручки на 2021 год составило 91705, 50 тыс. руб.
Ранее регулирование деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии ООО «Искра-Энергосети» осуществлялось Министерством с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования «2016 -2020 годы».
Пунктом 12 Приложения № 4 к Приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2011 № 565-п «Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края» в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 26.12.2019 № 572-п (далее - Приказ № 565-п) необходимая валовая выручка ООО «Искра-Энергосети» на 2016 год установлена в размере 5695, 22 тыс. руб., на 2017 год - 12789, 40 тыс. руб., на 2018 год - 47398, 85 тыс. руб., на 2019 год - 61122, 10 тыс. руб., на 2020 год - 59661,3 тыс. руб.
Однако, на 2021 год необходимая валовая выручка ООО «Искра- Энергосети» утверждена существенно ниже предложенной величины и ниже утвержденной на предшествующие три года в размере 21076, 64 тыс. руб., о чем ООО «Искра-Энергосети» стало известно на заседании правления Министерства 29.12.2020.
Решение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Искра-Энергосети» его необходимой валовой выручке на 2021 год принято 29.12.2020, однако в нарушение пункта 30 Правил до настоящего времени указанное решение, а также протокол не доведены до ООО «Искра-Энергосети».
Административный истец полагает, что необходимая валовая выручка для ООО «Искра-Энергосети» на долгосрочный период регулирования «2021 -2025 годы», рассчитана органом регулирования с нарушением требований тарифного законодательства, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки ООО «Искра-Энергосети» на долгосрочный период регулирования «2021-2025 годы» были нарушены требования части 1, абзацев 1-3 части 2 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ, пунктов 19, 22, 25, 26, 30 Правил, пунктов 16-30, 38 Основ, а также пунктов 11, 12 Методических указаний № 98-э в части формирования (отклонения) видов расходов, составляющих необходимую валовую выручку на долгосрочный период регулирования «2021 -2025 годы», пунктов 49,52 Методических указаний № 20-э/2.
Утвержденная необходимая валовая выручка органом регулирования существенно занижена, то есть в нарушение пункта 2 Основ представляет собой недостаточный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В результате этого нарушаются права ООО «Искра-Энергосети» как территориальной сетевой организации на получение в течение расчетного периода регулирования экономически обоснованного объема финансовых средств для осуществления регулируемой деятельности по оказанию услуг о передаче электрической энергии его потребителям с соблюдением показателей надежности качества оказываемых услуг, являющихся долгосрочными параметрами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ.
Таким образом, тарифы на услуги по передачи электрической энергии и необходимая валовая выручка для ООО «Искра-Энергосети» на долгосрочный период регулирования «2021 -2025 годы» рассчитаны органом регулирования с нарушением требований тарифного законодательства.
Поскольку необходимая валовая выручка ООО «Искра-Энергосети» на 2021-2025 годы рассчитана с нарушением установленных требований, то размер единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Искра-Энергосети» и иными сетевыми организациями на 2021-2025 годы также определен неправильно.
Заслушав в судебном заседании объяснения представителя ООО «Искра-Энергосети» ФИО1, поддержавшего заявленные требования, представителя Министерства тарифной политики Красноярского края ФИО2 возражавшую против административного иска, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Дмитриева И.Г., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закона об электроэнергетике).
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
На основании пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (абзацы 1 - 3 пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Согласно подпункта 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 г. № 380-п, Министерство тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов). К компетенции Министерства в силу пункта 3.6 указанного Положения относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05.06.2008 г. N 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 27 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18.12.2008 г. N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края" официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" или "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" или размещение его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее - Приказ № 66-э) в пунктах 1 и 8 приложения к приказу на 2021 год установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии между ООО «Искра-Энергосети» и иными территориальными сетевыми организациями.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 64-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» (далее - Приказ № 64-э).
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых Приказами № 64-э и № 66-э.
Приказы № 64-э и № 66-э опубликованы 30.12.2020 на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» (www.zakon.krskstate.ru).
Решения об установлении оспариваемых тарифов вынесены с соблюдением требований пунктов 25, 26 Правил посредством открытого голосования коллегиальным органом - правлением Министерства и оформлено Приказами от 29.12.2020 № 64-э, от 29.12.2020 № 66-э. Полномочия правления Министерства подтверждаются Положением, приказами Министерства от 03.08.2018 № 10-о, от 05.02.2019 № 17-о, от 12.02.2020 № 21-о, от 13.03.2020 № 32-о.
О проведении заседаний правления Министерства по указанным вопросам административный истец был заблаговременно извещен, представитель административного истца присутствовал лично на заседании правления по доверенности.
Таким образом, оспариваемые приказы приняты в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, введения в действие. Нарушений в этой части судом не установлено.
В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.
Частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетикеустановлены общие положения к регулированию цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно предусмотрено следующее:
государственное регулирование цен (тарифов)в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организацийна срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2012 осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетикегосударственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразованияв области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В рамках предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации утверждены Основы и Правила.
В соответствии с пунктом 12 Основ при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
Судом установлено, что приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 64-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей», а также установлен размер необходимой валовой выручки для ООО «Искра-Энергосети» в размере 21076,64 тыс. руб.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 № 4-э «Об исправлении технических ошибок в приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее - Приказ Министерства от 28.01.2021 № 4-э) в Приказ Министерства от 29.12.2020 № 66-э внесены изменения, касающиеся величин индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 № 1-э «Об исправлении технических ошибок в приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 64-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» (далее Приказ Министерства от 28.01.2021 № 1-э) в Приказ Министерства от 29.12.2020 № 64-э внесены изменения, касающиеся сроков действия и величин единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей», размер которых данным приказом отменен ввиду отсутствия тарифного приложения.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.02.2021 № 9-э «Об исправлении технических ошибок в приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 64-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» (далее - Приказ Министерства от 11.02.2021 № 9-э) в Приказ Министерства от 29.12.2020 № 64-э внесены изменения, касающиеся величин единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» и иных учтенных показателей.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее - Приказ № 66-э) в пунктах 1 и 8 приложения к приказу на 2021 год установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии между ООО «Искра-Энергосети» и иными территориальными сетевыми организациями.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 № 4-э в Приказ № 66-э внесены изменения, в соответствии с которыми принята новая редакция пункта 1 Приказа № 66-э, согласно которой:
- изменен пункт 1 Приказа № 445-п: слова «согласно приложению с № 1 по № 7» заменены словами «согласно приложению с № 1 - 8»,
- Приложение № 7 к Приказу № 445-п изменено, в результате чего указанные в нем индивидуальные тарифы ограничены сроком действия с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года;
- Приказ № 445-п дополнен Приложением № 8 согласно приложению к Приказу № 66-э. Приложение к Приказу № 66-э изложено в новой редакции согласно приложению к Приказу № 4-э.
Как следует из представленных суду документов, в отношении регулирования деятельности ООО «Искра-Энергосети» применяются положения Основ и Методических указаний № 98-э, определяющие порядок регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в том числе положения:
абзаца 16 пункта 38 Основ, согласно которому при регулировании с применением метода индексации необходимой валовой выручки на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования;
пункта 8 Методических указаний № 98-э, согласно которому на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
При этом Основами и Методическими указаниями № 98-э в отношении регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки предусмотрена следующая обязательная процедура:
абзацем 17 пункта 38 Основ предусмотрено, что при регулировании с применением метода индексации необходимой валовой выручки в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа;
пунктом 9 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования.
Основанием для издания оспариваемого Приказа №64-э помимо требований тарифного законодательства, послужило предложение ООО «Искра-Энергосети» от 30.04.2020 № 157 об установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на новый долгосрочный период регулирования «2021 -2025 годы», в которых расчетная необходимая валовая выручка на 2021 год составила 56270,64 тыс. руб. Уточненное письмом № 392 от 19.11.2020 предложение со всеми необходимыми обоснованиями по размеру необходимой валовой выручки на 2021 год составило 91705, 50 тыс. руб.
По результатам анализа объема и содержания представленных материалов органом тарифного регулирования признаны экономически необоснованными отдельные предложенные ООО «Искра-Энергосети» показатели, в результате чего были откорректированы и отклонены расходы по соответствующим статьям затрат при определении необходимой валовой выручки, с чем истец не согласен.
Согласно материалам тарифного дела по статье 2.7.2.2 «Другие прочие неподконтрольные расходы» ООО «Искра-Энергосети» предлагалось включить расходы на обеспечение коммерческого учёта электрической энергии (мощности) и развитие интеллектуальных систем: обслуживание автоматизированных систем коммерческого учёта электроэнергии и мощности (далее - АСКУЭ) - 21 885 тыс. руб.; замену систем учёта потребителей - 277 тыс. руб.
Экспертом органа тарифного регулирования указанные расходы не приняты, не включены в НВВ в полном объёме в связи с отсутствием обоснования их отнесения на регулируемый вид деятельности.
Суд полагает, что позиция органа тарифного регулирования в указанной части является неправомерной по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике на сетевых организациях лежит обязанность по обеспечению коммерческого учёта электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению путём приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учёта электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для этого.
Положениями раздела 6.12 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229, регламентируется порядок обслуживания систем АСКУЭ, предписывается максимально использовать АСКУЭ в целях обеспечения эффективности оперативно-технологического и оперативно-коммерческого управления режимами работы энергосистем.
Поскольку обслуживание АСКУЭ является установленной законом обязанностью регулируемой организации, то указанные расходы явно относятся к регулируемой деятельности, соответственно, подлежат учёту в экономически обоснованном размере.
Взаимодействие уполномоченного органа и регулируемой организации в случае недостаточности сведений регламентировано п. 19 Правил регулирования тарифов, в соответствии с которым орган наделён правом запрашивать дополнительные материалы.
Имея обязанность по установлению экономически обоснованного тарифа и возможность к её исполнению, административный ответчик мер по уточнению представленных ООО «Искра-Энергосети» сведений не предпринял, нарушив право субъекта регулирования на компенсацию расходов на использование АСКУЭ в течение всего долгосрочного периода регулирования. Таким образом, полное исключение из НВВ расходов по статье 2.7.2.2 «Другие прочие неподконтрольные расходы» повлекло установление экономически необоснованного тарифа.
Также, из НВВ в полном объёме исключены расходы на приобретение инструментов и поверку средств измерений, заявленные по статье 1.4.1 «Работы и услуги производственного характера» в размере 27 тыс. руб.
Одним из принципов государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики является учёт соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учёта и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов (п. 2 ст. 23 Закона об электроэнергетике).
В силу положений п. 136 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», сетевые организации обязаны использовать приборы (системы) учёта электрической энергии.
В свою очередь, средства измерений в силу положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», п. 1.9.6, п. 1.9.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229, должны подвергаться периодической поверке (калибровке).
Таким образом, расходы на приобретение средств измерения и их поверку являются обязательными и необходимыми, в связи с чем подлежали включению в состав НВВ при установлении тарифов в экономически обоснованном размере, подтверждённом регулируемой организацией либо определённом тарифным органом самостоятельнона основании п.п. 29, 31 Основ ценообразования.
При этом все иные расходы организации, которые явно не относятся к расходам на осуществление регулируемой деятельности, должны быть документально подтверждены.
В ходе рассмотрения дела, по ходатайству административного истца, судом была назначена судебная бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза на предмет проверки обоснованности исключения (включения) расходов в отношении ООО «Искра-Энергосети».
Из заключения эксперта от 20.12.2021 следует, что расходы по статьям затрат «Ремонт основных фондов» и «Другие обоснованные внереализационные расходы» исключены обоснованно. По статьям затрат «Сырьё и материалы», «Расходы на оплату труда», «Работы и услуги производственного характера», «Другие подконтрольные расходы, в том числе на обслуживание заёмных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации» исключены необоснованно.
Также, по мнению эксперта, Министерством тарифной политики Красноярского края обоснованно исключены неподконтрольные расходы по следующим статьям затрат: «Оплата налогов на прибыль, имущество и иных налогов», «Налог на прибыль», «Амортизация основных средств», «Другие прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования», «Другие прочие неподконтрольные расходы».
Необоснованно не учтены предложения регулируемой организации по статьям расходов: «Прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования», «Отчисления на социальные нужды».
Так же, экспертом указано, что органом регулирования обоснованно снижены (определены в отрицательном значении) расходы организации по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»).
У суда нет оснований для сомнений в достоверности вышеприведенного экспертного заключения по следующим основаниям.
Компетенция эксперта у суда сомнений не вызывает, поскольку эксперт имеет соответствующее профильное образование, экспертные специальности по производству судебных бухгалтерской и финансово-экономической экспертиз, длительный стаж экспертной работы по специальности. Экспертное исследование проведено в соответствии с компетенцией эксперта, определяемой его образованием и стажем работы. Ответы на поставленные вопросы даны в пределах компетенции эксперта. Исходя из поставленных вопросов, привлечение экспертов других специальностей не требовалось. Какие-либо сведения о прямой или косвенной заинтересованности эксперта в исходе дела в пользу одной из сторон у суда отсутствуют. До начала экспертизы эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеется подпись эксперта. В экспертном заключении отсутствуют сведения об использовании при проведении экспертизы каких-либо дополнительных материалов (документов), помимо тех, которые были представлены им в установленном порядке.
Оценивая приставленные по делу доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что органом регулирования основные параметры, учитываемые при определении тарифа, определены неверно.
Приведённое несоответствие существенным образом влияет на тариф, ввиду установления уровня подконтрольных расходов в экономически необоснованном размере. Поскольку необходимая валовая выручка ООО «Искра-Энергосети» на 2021-2025 годы рассчитана с нарушением установленных требований, то размер единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Искра-Энергосети» и иными сетевыми организациями на 2021-2025 годы также определен неправильно.
Вместе с тем, доводы ООО «Искра-Энергосети» о том, что действие приказа Министерства от 28.01.2021 № 1-э составляет менее 12 месяцев, то есть менее одного периода регулирования, что создаёт правовую неопределённость, являются необоснованными ввиду того, что согласно п. 3 данного приказа его действие распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу приказа Министерства от 29.12.2020 № 64-э. Аналогичная оговорка содержится в п. 3 приказа Министерства от 11.02.2021 № 9-э.
Довод о несоответствии содержания выписки из протокола положениям п.п. 26-28 Правил регулирования тарифов суд полагает несостоятельным, поскольку выписка из протокола правления не является документом, тождественным по содержанию протоколу правления, сам протокол имеет в своём составе приложение - экспертное заключение, которое вышеприведённым требованиям соответствует.
Суд так же не находит оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о признании экспертного заключения №2 недопустимым доказательством, поскольку, как следует из объяснения представителя административного ответчика ФИО3 в судебном заседании от 29.07.2021, представление суду двух вариантов экспертного заключения, имело место, по причине распечатки по ошибке специалистом Министерства рабочего варианта экспертного заключения и передаче его юристу для представления в суд. Суммы в 1 (рабочем) и 2 аналогичны, во 2 варианте только более подробно расписана третья часть заключения о том, каким способом и какими формулами руководствовался специалист. Второй вариант был подготовлен к проведению заседания Правления и на заседании Правления рассматривался именно этот вариант, который и находится в материалах тарифного дела.
Достоверность сведений, содержащихся в пояснениях представителя административного ответчика сомнений у суда не вызывает, доказательств обратного, стороной административного истца не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты, в оспариваемой части, не соответствуют нормативным правовым актам большей юридической силы, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца ООО «Искра-Энергосети», в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, то оспариваемый нормативный правовой признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Из материалов дела следует, что оспариваемые приказы имеют ограниченный срок действия, признание их не действующими с момента принятия, как об этом просит административный истец, будет в полной мере способствовать восстановлению нарушенных прав административного истца, закреплённых в ст. 3 КАС РФ.
Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания не действующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих правоотношениях с участием регулируемой организации и неопределенного круга лиц возложить на Министерство обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом недействующие, установив срок для принятия таких актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд принимает во внимание, что платежным поручением № 885 от 07.09.2021 ООО «Искра-Энергосети» в счет оплаты судебной оценочной экспертизы перечислило на депозитный счет Красноярского краевого суда 85000 рублей. Указанные денежные средства перечислены судом экспертному учреждению ООО «ЭнергоАудит».
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с министерства тарифной политики Красноярского края в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд с настоящим административным иском в размере 4500 рублей и расходы на проведение судебной экспертизы в размере 85000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Искра-Энергосети» - удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 64-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» в редакции приказов Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 №1-э и от 11.02.2021 №9-э.
Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в части пункта 1 приложения к приказу в редакции приказов Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 №4-э.
Обязать Министерство тарифной политики Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом, не действующими нормативные правовые акты.
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru., в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с министерства тарифной политики Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Искра-Энергосети» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9000 рублей, расходы по оплате судебной экспертизы в размере 85000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий М.М. Славкин
Дата изготовления решения в окончательной форме: 24 марта 2022 г.