УИД 65OS0000-01-2022-000015-05
Дело №3а-18/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2022 года город Южно-Сахалинск
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Менц О.П.,
с участием старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Сахалинской области Кучиной А.С.,
при помощнике судьи – Веретельниковой С.Н.,
с участием: представителя административного истца акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» – ФИО1, действующей на основании доверенности от 1 марта 2022 года и имеющей высшее юридическое образование,
представителей административного ответчика – региональной энергетической комиссии Сахалинской области ФИО2, действующей на основании доверенности от 17 января 2022 года №3.25-70/22 и имеющей высшее юридическое образование, председателя региональной энергетической комиссии Сахалинской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» о признании приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 26 февраля 2021 года №6 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые акционерным обществом «Корсаковский морской торговый порт» недействующим в части,
установил:
3 марта 2022 года акционерное общество «Корсаковский морской торговый порт» (далее – АО «КМТП», Общество) обратилось в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением к региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее – РЭК Сахалинской области) о признании подпункта 1.2 пункта 1.1 приказа РЭК Сахалинской области от 3 декабря 2021 года №46 «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 26 февраля 2021 года №6 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые акционерным обществом «Корсаковский морской торговый порт» и пункта 3 приказа РЭК Сахалинской области от 19 января 2022 года №7 «О внесении изменений в некоторые приказы региональной энергетической комиссии Сахалинской области», несоответствующими имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту.
В обоснование заявленного требования указано, что приказом РЭК Сахалинской области от 26 февраля 2021 года №6 установлены предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО «КМТП», при этом сроки действия тарифов и самого приказа не устанавливались. Приказами РЭК Сахалинской области от 3 декабря 2021 года №46 и от 19 января 2022 года №7 в приказ РЭК Сахалинской области от 26 февраля 2021 года № 6 внесены изменения, согласно которым определено, что тарифы действуют по 31 декабря 2022 года.
С учетом заявления об изменении предмета иска, административный истец на день рассмотрения дела просит суд признать недействующими пункт 1 (2) приказа РЭК от 26 февраля 2021 года №6 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые акционерным обществом «Корсаковский морской торговый порт» в редакции приказа РЭК Сахалинской области от 19 января 2022 года №7 и пункт 1.2 Правил применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО «Корсаковский морской торговый порт», являющихся приложением 2 к приказу РЭК от 26 февраля 2021 года №6, в редакции приказа РЭК от 3 декабря 2021 года №46, как противоречащие приказу Федеральной службы по тарифам России от 24 июня 2009 года №135-т/1 «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения)» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (том 2 л.д. 33-34).
Председателем РЭК Сахалинской области ФИО3 на административное исковое заявление представлены возражения и дополнения к ним, в которых выражено несогласие с заявленным исковым требованием по тем основаниям, что в отношении государственного регулирования тарифов по перевалке грузов в морском порту порядок расчета тарифов и методические указания (методика) не приняты на федеральном уровне. Ссылаясь на разъяснения, содержащиеся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» и пункт 6 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года №293, считает, что РЭК Сахалинской области в отношении административного истца осуществила государственное регулирование, установив при этом Правила применения тарифов, а именно определила срок действия тарифов. Указывает, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую силу. Считает, что установление срока действия тарифов не может нарушать права и законные интересы административного истца, поскольку не препятствует изменить их либо оставить их на прежнем уровне. Кроме этого, отмечает, что сумма выпадающих доходов была сформирована РЭК Сахалинской области экономически ровно на период действия тарифов до 31 декабря 2022 года и не может быть в составе необходимой валовой выручки с 1 января 2023 года (том 1 л.д. 114-123); государственное регулирование тарифов, за исключением регулирования деятельности в аэропортах, осуществляется только методом экономически обоснованных затрат, в ходе которого определяется размер необходимой валовой выручки, следовательно, установление срока действия тарифов имеет под собой экономическую основу. Вопрос же об ограничении срока действия либо об установлении бессрочных тарифов разрешается регулятором (том 1 л.д. 249-250); тот факт, что не установлены порядок расчета тарифа и не утверждены методические рекомендации, предусмотренные пунктами 8 и 15 Положения №293, не препятствует осуществлению регуляторных полномочий, в том числе и возможности ограничить срок действия тарифов. Полагает, что установление срока действия тарифов не нарушает заявительного характера их установления (изменения) при наличии мотивированного обоснования. Препятствий для обращения к регулятору об установлении (изменении) тарифов лицам, перечисленным в пункте 28 Порядка №135-т/1, не имеется. Тарифное регулирование осуществляется вне зависимости от того, установлен срок действия тарифов или нет (том 2 л.д. 52-55); полагает, что установлением срока действия тарифа на административного истца не возложены какие-либо дополнительные обязанности, поскольку в случае, если от АО «КМТП» не поступит предложения о пересмотре тарифа, то процедура пересмотра тарифов будет начата по инициативе регулятора. Письмо от 14 апреля 2022 года №3.25-711/22 направлено в адрес АО «КМТП» с целью заблаговременной подготовки документов для пересмотра тарифов (том 2 л.д. 69-72).
В письменных пояснениях генерального директора АО «КМТП» ФИО4 относительно возражений административного ответчика и в отзыве представителя АО «КМТП» ФИО1, действующей по доверенности, на возражения административного ответчика указано, что срок действия тарифов является правилом не применения тарифов, а их установления. Правила установления тарифов фактически представляют собой регламент работы между государственным регулятором и субъектом регулирования. Правила применения тарифов являют иное и содержат правила работы по установленным тарифам между субъектом регулирования и его клиентами. Установив срок действия тарифов, РЭК Сахалинской области возложил дополнительную обязанность на Общество, о чем свидетельствует направленное в его адрес письмо от 14 апреля 2022 года №3.25-711/22 (том 2 л.д. 28-32; л.д. 62-64).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковое требование, с учетом изменения предмета иска, поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и представленных письменных пояснениях. Дополнительно пояснила, что оспариваемый в части приказ РЭК нарушает заявительный характер процедуры установления (изменения) тарифов и налагает на административного истца дополнительные обязанности в виде обращения в РЭК с мотивированным предложением о пересмотре тарифов до установленного срока действия тарифов, то есть до 31 декабря 2022 года, и создает правовую неопределенность о положении административного истца после истечения этой даты.
В судебном заседании представители административного ответчика – РЭК Сахалинской области ФИО2, ФИО3 полагали заявленное требование не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним. Председатель РЭК Сахалинской области ФИО3 дополнительно пояснил, что ни в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года №293, ни в приказе Федеральной службы по тарифам России от 24 июня 2009 года №135-т/1 нет указания на то, как устанавливается тариф - на ограниченный срок либо бессрочно. Необходимость определения срока действия тарифов, установленных на услуги, оказываемые АО «КМТП» по перевалке грузов, было обусловлено тем, что в тарифы были включены выпадающие доходы в связи со снижением грузооборота и инвестиционные затраты по приобретению крана грузоподъемностью 60 тонн, за который оплата в полном размере не произведена и кран не введен в эксплуатацию. Эти составляющие тарифов подлежат проверке с целью выяснения, могут ли они сохраняться на следующий период регулирования. В случае если тарифы будут бессрочными, то в данном случае может создаться такая ситуация, когда никто не заявит о тарифном регулировании, а потребитель будет переплачивать в своих платежах за услуги по перевалке грузов.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Сахалинской области Кучиной А.С., полагавшей, что в удовлетворении административного иска следует отказать, суд приходит к следующему.
В силу статей 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права, свободы и законные интересы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить, нарушены ли права и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе порядок введения в действие и опубликования, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела, АО «КМТП» – действующее юридическое лицо, основным видом деятельности которого является транспортная обработка контейнеров, дополнительными, среди прочих, – хранение и складирование прочих грузов, транспортная обработка прочих грузов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (том 1 л.д. 15-37).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон №147-ФЗ) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 Федерального закона №147-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации поручено устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден, в том числе, перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, согласно которому в него входит перевалка грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации
В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 19 июня 2007 года №115-па (в редакции от 21 февраля 2020 года) «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов и надбавок и признании утратившими силу некоторых актов Губернатора Сахалинской области и администрации Сахалинской области» в Сахалинской области осуществляется государственное регулирование тарифов и надбавок на перевалку грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 1.5).
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 13 июля 2020 года №643/20, вступившим в действие 18 сентября 2020 года, утвержден перечень морских портов, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в который включен порт ФИО5.
Таким образом, с 18 сентября 2020 года РЭК Сахалинской области наделена полномочием по установлению тарифов на услуги по перевалке грузов.
Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения) утвержден приказом Федеральной службы по тарифам России от 24 июня 2009 №135-т/1 (далее – Порядок №135-т/1).
Раздел 3 Порядка №135-т/1 определяет процедуру и сроки рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 28 Порядка №135-т/1 рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов осуществляется органами регулирования на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России.
По результатам рассмотрения предложения и документов орган регулирования принимает решение об установлении (изменении) тарифов, оформляемое в порядке, установленном для соответствующего органа регулирования (пункт 36 Порядка №135-т/1).
Согласно Положению о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденному постановлением Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 года №244, региональная энергетическая комиссия Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (пункт 1.1); среди прочего устанавливает тарифы на перевалку грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации (подпункт 3.6.10); в области регулирования деятельности естественных монополий осуществляет государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт 3.7.1).
В соответствии с указанным Положением, в состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек (пункт 5.5); заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы (пункт 5.8); решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим (пункт 5.9).
Как следует из тарифного дела и иных материалов, поводом для рассмотрения РЭК Сахалинской области вопроса об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО «КМТП», послужило обращение последнего (том 2 л.д. 15-17).
Согласно протоколу заседания правления РЭК Сахалинской области от 25-26 февраля 2021 года №1 (том 2 л.д. 3-7), правлением в составе четырех из семи членов правления, установлены предельные максимальные тарифы на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО «КМТП» (Приложение 1) и Правила применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО «КМТП» (Приложение 2), издан приказ от 26 февраля 2021 года №6 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО «Корсаковский морской торговый порт» с приложениями №№1, 2 (далее – приказ РЭК Сахалинской области от 26 февраля 2021 года №6) (том 1 л.д. 251-256).
Указанный приказ размещен на официальном сайте РЭК Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://rec.admsakhalin.ru) – http://rec.admsakhalin.ru, 26 февраля 2021 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, 3 марта 2021 года (том 2 л.д. 19-20).
3 декабря 2021 года РЭК Сахалинской области вынесен приказ №46 «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 26 февраля 2021 года №6 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО «Корсаковский морской торговый порт» (далее – приказ РЭК Сахалинской области от 3 декабря 2021 года №46) (том 1 л.д. 177-180), размещенный на официальном сайте РЭК Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://rec.admsakhalin.ru) – http://rec.admsakhalin.ru, 6 декабря 2021 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, 7 декабря 2021 года.
19 января 2022 года РЭК Сахалинской области вынесен приказ №7 «О внесении изменений в некоторые приказы региональной энергетической комиссии Сахалинской области» (далее – приказ РЭК Сахалинской области от 19 января 2022 года №7) (том 1 л.д. 54-55), размещенный на официальном сайте Региональной энергетической комиссии Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://rec.admsakhalin.ru, 21 января 2022 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, 24 января 2022 года.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт (с последующими изменениями) принят РЭК Сахалинской области в пределах предоставленных законом полномочий, в установленной форме, с соблюдением процедуры его принятия.
По указанным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
При рассмотрении вопроса о соответствии оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО «Корсаковский морской торговый порт», являющихся приложением 2 к приказу РЭК от 26 февраля 2021 года №6 (в редакции от 26 февраля 2021 года), применение тарифов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2. приказа РЭК Сахалинской области от 3 декабря 2021 года №46 пункт 1.2 в приложении 2 к приказу РЭК от 26 февраля 2021 года №6 изложен в следующей редакции: «1.2. Тарифы действуют по 31 декабря 2022 года.»; пунктом 2 приказа РЭК Сахалинской области от 3 декабря 2021 года №46 установлено, что настоящий приказ вступает в силу со дня опубликования и действует по 31 декабря 2022 года.
Пунктом 2 приказа РЭК Сахалинской области от 19 января 2022 года №7 внесено изменение в приказ РЭК Сахалинской области от 3 декабря 2021 года № 46, из него исключен пункт 2. Кроме этого, пунктом 3 приказа РЭК Сахалинской области от 19 января 2022 года №7 внесено изменение в приказ РЭК Сахалинской области от 26 февраля 2021 года № 6 – после пункта 1 он дополнен пунктом 1(2) следующего содержания: «1(2). Тарифы, установленные подпунктом 1.1, действуют по 31 декабря 2022 года.».
Таким образом, пункт 1 (2) приказа РЭК Сахалинской области от 26 февраля 2021 года №6 в редакции приказа РЭК Сахалинской области от 19 января 2022 года №7 и пункт 1.2 Правил применения предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые АО «Корсаковский морской торговый порт», являющихся приложением 2 к приказу РЭК Сахалинской области от 26 февраля 2021 года № 6, в редакции приказа РЭК Сахалинской области от 3 декабря 2021 года №46, устанавливают срок действия тарифов по 31 декабря 2022 года (том 1 л.д. 144-149).
Административный истец полагает, что оспариваемый приказ РЭК Сахалинской области от 26 февраля 2021 года №6 в части установления срока действия тарифов по 31 декабря 2022 года не соответствует имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, а именно, приказу Федеральной службы по тарифам России от 24 июня 2009 года №135-т/1 «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения)» (далее – приказ ФСТ России от 24 июня 2009 года №135-т/1) (том 1 л.д. 139-143) и Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 293) (том 1 л.д. 132-138).
Однако в данных нормативных правовых актах не регламентировано, каким образом устанавливается тариф на услуги по перевалке грузов в морских портах – на ограниченный срок либо бессрочно.
Оснований полагать, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт противоречит приказу ФСТ России от 24 июня 2009 года №135-т/1, не имеется, поскольку данным приказом утвержден соответствующий Порядок, который определяет процедуру и сроки рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе, органами регулирования субъектов Российской Федерации (раздел III).
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 293 органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов и правил их применения, а также утверждают изменения, вносимые в них, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
При этом, предусмотренные пунктами 8 и 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года №293 нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и методику установления тарифов на перевалку грузов, не приняты.
Однако данное обстоятельство не препятствует осуществлению РЭК Сахалинской области регуляторных полномочий и не исключает возможности определения ею срока действия установленных тарифов, поскольку не содержит такого запрета.
Таким образом, нормативный правовой акт в оспариваемой административным истцом части не вступает в противоречие с иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о нарушении оспариваемым в части нормативным правовым актом прав и законных интересов административного истца, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 Положения №293 тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
В связи с этим, довод административного истца о том, что в отношении других субъектов, осуществляющих деятельность в морских портах по перевалке грузов, не установлен срок действия тарифов, правового значения для рассматриваемого дела не имеет.
Государственное регулирование тарифов осуществляется, в том числе, в целях создания условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек (подпункт «а» пункта 3 Положения №293).
Пунктом 11 Положения №293 предусмотрено, что государственное регулирование тарифов осуществляется с применением метода экономически обоснованных затрат (за исключением деятельности, осуществляемой в аэропортах).
Для расчета тарифов методом экономически обоснованных затрат определяется размер необходимой валовой выручки (пункт 12 Положения №293).
Как следует из материалов дела, установление срока действия тарифов по 31 декабря 2022 года в отношении АО «КМТП» обусловлено включением в тарифы выпадающих доходов и инвестиционных затрат, что подтверждается заключением эксперта (том 2 л.д. 8-11).
При этом, сумма выпадающих доходов была сформирована РЭК Сахалинской области на период действия тарифов по 31 декабря 2022 года и, соответственно, не может быть в составе необходимой валовой выручки с 1 января 2023 года, что, в свою очередь, безусловно потребует рассмотрения вопроса о пересмотре установленных тарифов.
Вопреки доводу административного истца, само по себе установление срока действия тарифов не отменяет заявительного характера процедуры тарифного регулирования.
Независимо от того установлен срок действия тарифов или нет, лица, указанные в пункте 28 Порядка №135-т/1, вправе инициировать рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов.
Исходя из содержания пункта 1.2. Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 года №244, в случае, если ни АО «КМТП», ни любое иное лицо, из указанных в пункте 28 Порядка №135-т/1, не инициируют рассмотрение вопроса о пересмотре установленных приказом РЭК от 26 февраля 2021 года №6 тарифов, процедура регулирования тарифов будет начата по инициативе РЭК Сахалинской области в силу правового положения тарифного регулятора.
При этом, довод административного истца о том, что оспариваемый приказ РЭК от 26 февраля 2021 года №6 в части установления срока действия тарифов налагает на АО «КМТП» дополнительные обязанности в виде обращения в РЭК с мотивированным предложением о пересмотре тарифов до установленного срока действия тарифов, то есть до 31 декабря 2022 года, и создает правовую неопределенность о положении административного истца после истечения этой даты, является несостоятельным в силу следующего.
Положение пункта 34 Порядка, утвержденного приказом ФСТ Росси №135-т/1 о том, что срок рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов не должен превышать шести месяцев со дня поступления предложения, представляет собой предельный срок рассмотрения предложения и не свидетельствует о том, что в любом случае обращение АО «КМТП» о пересмотре тарифов должно иметь место не позднее шести месяцев до истечения установленного срока действия тарифов.
Таким образом, АО «КМТП» свободно в усмотрении по времени подачи документов с целью пересмотра установленных тарифов. При этом, следует отметить, что установление срока действия тарифов не возлагает на административного истца дополнительной обязанности, поскольку инициировать тарифное регулирование – это право АО «КМТП», а не обязанность.
Обязанность же предоставления мотивированного предложения и определенного пакета документов для рассмотрения вопроса о пересмотре тарифов имеется у АО «КМТП» независимо от того, установлен срок действия тарифов или нет. Также обязанность по предоставлению необходимых документов сохраняется у АО «КМТП» и в случае, если инициатором пересмотра установленных тарифов будет РЭК Сахалинской области.
Ссылка административного истца на письмо РЭК Сахалинской области от 14 апреля 2022 года №3.25-711/222, адресованное АО «КМТП», с предложением организовать работу по подготовке предложений об изменении тарифов на перевалку грузов, не свидетельствует о возникновении у АО «КМТП» дополнительной обязанности и не обязывает АО «КМТП» безусловно обращаться в таким предложением в случае, если Общество не посчитает это необходимым.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, оспариваемый в части нормативный правовой акт тарифного органа принят с соблюдением процедуры и полномочий принявшего его органа, а также требований к форме, содержанию и официальному опубликованию, несоответствия его оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, нормативный правовой акт тарифного органа в оспариваемой части не нарушает и не ограничивает прав административного истца в указанных им аспектах, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о видах правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти Сахалинской области и их руководителями, а также порядке их принятия (издания) и опубликования, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 26 января 2010 года №12, нормативные правовые акты, за исключением локальных нормативных правовых актов, подлежат обязательному опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и размещению на официальном сайте органа исполнительной власти Сахалинской области. Нормативные правовые акты могут быть опубликованы в газете «Губернские ведомости».
Пунктом 3.10.1 Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 года №244, определено, что Комиссия публикует в установленном порядке принятые решения на официальном сайте комиссии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://rec.admsakhalin.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте РЭК Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://rec.admsakhalin.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов РЭК Сахалинской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» о признании приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 26 февраля 2021 года № 6 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемые акционерным обществом «Корсаковский морской торговый порт» недействующим в части – отказать.
Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию на официальном сайте региональной энергетической комиссии Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://rec.admsakhalin.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Сахалинского областного суда О.П. Менц
Мотивированное решение по делу составлено 27 апреля 2022 года.
Судья Сахалинского областного суда О.П. Менц