ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-18/2022 от 28.01.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-18/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2022 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Пержуковой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудрявцевой А.А., секретарем судебного заседания Лининой М.А.,

с участием административного истца Доботоловой Е.С., представителя административного ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области Солохиной Н.И., представителя административного ответчика Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А., представителей административного ответчика Администрации города Твери Малиновской А.В., Цымбал М.А., Вижулиной О.В., одновременно действующей в интересах административного ответчика департамента финансов администрации города Твери, представителя заинтересованного лица прокуратуры Тверской области Голодковой А.А., представителя заинтересованного лица Правительства Тверской области Травкиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Доботоловой Е.С. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения суда,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Доботолова Е.С. обратилась в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок Администрацией города Твери и Министерством социальной защиты населения Тверской области решения Центрального районного суда города Твери от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , определив компенсацию в размере 500000 руб. с учетом уточнения исковых требований с муниципального образования город Тверь и субъекта РФ – Тверской области по 250000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что названным выше судебным актом на Администрацию города Твери и Министерство социальной защиты населения Тверской области возложена обязанность по предоставлению Доботоловой Е.С. жилого помещения в связи с достижением 18 лет по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм, установленных законодательством, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Административные ответчики допустили нарушение срока исполнения решения суда на 8 месяцев без уважительных причин и не исполнили его до настоящего времени, в результате Доботоловой Е.С. причинены нравственные страдания, а также нарушено её право на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении настоящего административного дела интересы муниципального образования город Тверь представляют соответствующий финансовый орган – департамент финансов администрации города Твери, главный распорядитель средств местного бюджета - Администрация города Твери, а интересы субъекта РФ - Тверской области: соответствующий финансовый орган – Министерство финансов Тверской области и главный распорядитель средств областного бюджета Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Административный истец Доботолова Е.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что жильем она не обеспечена до настоящего времени, чем нарушается её право на жилище. Предложенное в январе 2022 года жилое помещение требует ремонта, поэтому она от него отказалась. Заявление о направлении в её адрес исполнительного листа она не писала, поскольку не знала о том, что это надо сделать. Предполагала, что вопросом исполнения решения суда будет заниматься Заволжский межрайонный следственный отдел города Твери, в который ею было написано заявление.

В письменных возражениях на иск представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области указал, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный статьёй 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кроме того, в действиях административных ответчиков отсутствуют признаки нарушения права Доботоловой Е.С. на исполнение судебного акта в разумный срок. Так, во исполнение решения суда ДД.ММ.ГГГГ она включена в список на обеспечение жильем в 2021 году. Администрацией города Твери неоднократно проводились электронные торги с целью приобретения соответствующего жилья, которые признаны не состоявшимися в связи с тем, что продавцы не выходят на участие в аукционах. Министерство в свою очередь не может перечислить субвенции в целях финансирования приобретения жилья, поскольку Администрацией города Твери не представлена заявка с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области Солохина Н.И. уточнила, что иск подан в суд преждевременно, до истечения срока, установленного частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в остальной части поддерживала письменные возражения. Кроме того, пояснила, что Доботолова Е.С. не включена в список на обеспечение жильем в 2022 году, но список на 2021 год является действующим. В настоящее время в законе Тверской области об областном бюджете заложены только денежные средства на приобретение жилья для лиц, включенных в список на 2022 год. В феврале 2022 года в муниципальные образования будут направлены письма о возвращении денежных средств, выделенных на цели приобретения жилья данной категории граждан в 2021 году. После поступления денежных средств будет подана заявка в бюджетную комиссию Тверской области о выделении дополнительных денежных средств на цели приобретения жилья для лиц, включенных в эти списки в предшествующие годы. В случае положительного решения вопроса будут внесены изменения в закон об областном бюджете и денежные средства на приобретение жилых помещений для лиц, включенных в списки на 2021 год и ранее, будут направлены муниципальным образованиям.

Представителем административного ответчика Министерства финансов Тверской области поданы письменные возражения на иск, в которых указывалось на нарушение истцом срока, установленного частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и отсутствие признаков нарушения права Доботоловой Е.С. на исполнение судебного акта в разумный срок.

В письменных возражениях на иск представитель административного ответчика Администрации города Твери также указал, что административное исковое заявление подано Доботоловой Е.С. с нарушением сроков, установленных частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, в связи с невключением Доботоловой Е.С. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на 2020 год, основания для приобретения для нее жилого помещения в 2020 году отсутствовали. ДД.ММ.ГГГГ, то есть после установленного судом срока исполнения решения суда, в Администрацию города Твери из Министерства социальной защиты населения Тверской области поступил список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на 2021 год.

ДД.ММ.ГГГГ были опубликованы 32 извещения о проведении электронных аукционов на приобретение жилых помещений, которые были признаны не состоявшимися по причине отсутствия поданных заявок. ДД.ММ.ГГГГ повторно были объявлены 5 аукционов, ДД.ММ.ГГГГ – 32 аукциона, ДД.ММ.ГГГГ – 33 аукциона, ДД.ММ.ГГГГ – 33 аукциона, ДД.ММ.ГГГГ – 33 аукциона. Все аукционы были признаны не состоявшимся по этой же причине.

Администрацией города Твери направлены письма в адрес Губернатора Тверской области, Министра экономического развития Тверской области, Министерства социальной защиты населения Тверской области с просьбой о рассмотрении вопроса об увеличении денежных средств за счет средств субвенции, предусмотренных на обеспечение предоставления жилых помещений указанной категории граждан в 2021 году и об изменении стоимости 1 квадратного метра жилой площади для приобретения им жилых помещений в 2021 году, а также методики расчета стоимости 1 кв.м. жилья по городу Твери в последующие годы.

Департаментом ЖКХ и строительства направлены письма в агентства недвижимости города Твери с целью получения информации, необходимой для приобретения жилья указанной категории граждан.

Таким образом, Администрация города Твери не могла исполнить решение суда в установленный срок по независящим от нее причинам.

Данные возражения представители Администрации города Твери Малиновская А.В., Цымбал М.А. и Вижулина О.В., одновременно действующая в интересах департамента финансов Администрации города Твери, поддерживали в судебном заседании. Поясняли, что ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения суда Доботоловой Е.С. было предложено жилое помещение, в котором на основании акта осмотра был произведен ремонт – выполнены работы по замене линолеума, однако от него Доботолова Е.С. отказалась. Указывали на невозможность исполнения решения суда по не зависящим от Администрации города Твери причинам в настоящее время, в том числе и потому, что Правительством Тверской области было сообщено о планируемой передаче полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан от Министерства социальной защиты населения Тверской области Министерству строительства Тверской области и предложено не планировать реализацию мероприятий по приобретению жилых помещений для детей-сирот в январе и феврале 2022 года. Выделенных же в соответствии с законом об областном бюджете денежных средств на 2022 год с учетом стоимости 1 квадратного метра жилья не хватит на приобретение жилья даже для граждан, включенных в список на 2022 год.

В представленных в суд письменных возражениях заинтересованного лица Правительства Тверской указано, что Доботолова Е.С. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на 2021 год. Законом Тверской области от 28 декабря 2020 года № 84-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» утверждены субвенции местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями данной категории граждан по договорам найма специализированных жилых помещений на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, для их перечисления Администрацией города Твери необходимо предоставить в Министерство социальной защиты населения Тверской области копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения, заключения Комиссии. Действия Министерства социальной защиты населения Тверской области и Администрации города Твери отвечают критериям эффективности, поскольку соответствуют требованиям законодательства, регулирующего процедуру приобретения жилья для детей-сирот. Кроме того, у Доботоловой Е.С. не возникло право на обращение в суд с данным иском, поскольку шестимесячный срок, с истечением которого законодатель связывает возникновение данного права, еще не истек, так как исполнительное производство в отношении Министерства социальной защиты населения Тверской области было возбуждено только ДД.ММ.ГГГГ, а в отношении Администрации города Твери - ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель Правительства Тверской области Травкина О.Н. данные возражения поддерживала, а также полагала, что на основании пункта 2 части 1 статьи 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление Доботоловой Е.С. подлежит возвращению, ввиду отсутствия у неё права на обращение в суд с данным иском.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Тверской области Голодкова А.А. полагала, что заявленный иск подлежит удовлетворению частично с учетом критериев разумности, поскольку решение суда не исполнено до настоящего времени. Прокурор Заволжского района г.Твери обращался в суд с иском в интересах Доботоловой Е.С., относящейся к категории социально незащищенных граждан, после выявления факта непредъявления истцом исполнительного листа к исполнению, писал заявление о его выдаче. С момента получения исполнительного листа в связи с тем, что срок для добровольного исполнения решения суда не истек, он хранился в надзорном деле, а затем был предъявлен к исполнению.

Заинтересованное лицо УФССП России по Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направило.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела, гражданского дела , рассмотренного Центральным районным судом города Твери, исполнительных производств , , суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждено материалами гражданского дела (т.1, л.д. 25,27), что распоряжением Территориального отдела социальной защиты населения г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Доботолова Е.С., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, признана оставшейся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом социальной защиты населения города Твери дано заключение о включении Доботоловой Е.С. в список-детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

По сообщению Министерства социальной защиты населения Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Доботолова Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями.

Доботоловой Е.С., достигшей возраста 18 лет, не находящейся на обеспечении образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения, учреждений системы здравоохранения и иных учреждений, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством, регулирующим данные правоотношения, не было предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, право на которое у нее возникло, в связи с чем прокурор Заволжского района г. Твери обратился в суд с иском в защиту её прав.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (части 1, 2 статьи 46).

Право на судебную защиту - как по буквальному смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации, так и по ее смыслу во взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права - является неотчуждаемым правом каждого человека.

Закрепляющая данное право статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном единстве со статьями 17 - 19 Конституции, из содержания которых следует, что государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав.

Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось, что судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, от 15 января 2002 года № 1-П, от 14 мая 2003 года № 8-П, от 14 июля 2005 года № 8-П, от 12 июля 2007 года № 10-П, от 26 февраля 2010 года № 4-П и от 14 мая 2012 года № 11-П).

Предусмотренное Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года право на судебную защиту, включающее, в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.

Правовое регулирование вопросов присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок осуществляется Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации).

Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, а если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Из положений части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Решением Центрального районного суда города Твери от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Заволжского района города Твери, действующего в интересах Доботоловой Е.С., к Администрации города Твери, Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на 2020 год, обеспечить финансирование на приобретение благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, на Министерство социальной защиты населения Тверской области возложена обязанность включить Доботолову Е.С. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на 2020 год; на Министерство социальной защиты населения Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность обеспечить финансирование на приобретение благоустроенного жилого помещения Доботоловой Е.С. в связи с достижением возраста 18 лет по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм, установленных действующим законодательством; на Администрацию города Твери в срок до ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность предоставить жилое помещение Доботоловой Е.С. в связи с достижением возраста 18 лет по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм, установленных действующим законодательством.

Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами гражданского дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Твери направил прокурору Заволжского района города Твери копию вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительный лист серии ФС и исполнительный лист серии ФС , в которых указан срок исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный решением суда срок ни одна из возложенных на ответчиков обязанностей ими не была исполнена, Доботолова Е.С. не была включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на 2020 год; финансирование на приобретение благоустроенного жилого помещения Доботоловой Е.С. до ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной защиты населения Тверской области обеспечено не было; жилое помещение Доботоловой Е.С. в 2020 году Администрацией города Твери предоставлено не было.

ДД.ММ.ГГГГ сопроводительным письмом прокурора Заволжского района города Твери исполнительные листы серии ФС и были направлены в Межрайонное отделение судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области для исполнения в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ данные исполнительные листы серии ФС в отношении должника Министерства социальной защиты населения Тверской области и серии ФС в отношении должника Администрации города Твери поступили в Межрайонное отделение судебных приставов по ОВИП УФССП России по Тверской области для принудительного исполнения судебного акта.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Министерства социальной защиты населения Тверской области, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Администрации города Твери, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

ДД.ММ.ГГГГ копии указанных постановлений получены должниками.

В установленный в постановлениях судебного пристава-исполнителя пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, обязанности возложенные решением суда, должниками также не были исполнены.

ДД.ММ.ГГГГ Главе города Твери Огонькову А.В. как руководителю организации-должника было объявлено предупреждение об уголовной ответственности по части 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за злостное неисполнение решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Твери обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, указав, что решение суда не могло быть исполнено в установленный им срок по независящим от Администрации города Твери причинам, в список лиц из числа детей-сирот и детей, которым в 2020 году должно было быть приобретено жилье за счет средств областного и федерального бюджета, Доботолова Е.С. не включена, денежные средства на приобретение для неё жилого помещения в 2020 году из бюджета Тверской области не выделены.

ДД.ММ.ГГГГ определением Центрального районного суда города Твери в удовлетворении данного заявления Администрации города Твери отказано. Определение не было обжаловано и вступило в законную силу.

Согласно данному определению суда доказательств наличия независящих от Администрации города Твери обстоятельств невозможности исполнения решения суда в суд не было представлено.

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило заявление Министерства социальной защиты населения Тверской области об отсрочке исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, обоснованное наличием непреодолимых препятствий к исполнению решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ определением Центрального районного суда города Твери в удовлетворении данного заявления Министерства социальной защиты населения Тверской области отказано. Определение не было обжаловано и вступило в законную силу.

Таким образом, судом при рассмотрении заявлений должников об отсрочке исполнения решения суда не было установлено не зависящих от должников обстоятельств, препятствующих его исполнению.

Решение суда не было исполнено и на дату предъявления административного иска в суд, то есть спустя более чем 11 месяцев после истечения установленного судом срока.

Учитывая выше установленные обстоятельства, поскольку настоящий административный иск предъявлен в суд по истечении 6 месяцев со дня истечения срока, установленного решением суда для исполнения возложенных на Администрацию города Твери и Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанностей, суд приходит к выводу о соблюдении Доботоловой Е.С. срока обращения в суд с настоящим иском, предусмотренного частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив доводы административных ответчиков о преждевременности его подачи основанными на неверном понимании и толковании норм процессуального права.

В соответствии с частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Оценивая достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий Министерства социальной защиты населения Тверской области и Администрации города Твери, на которых решением суда возложены обязанности по исполнению решения суда, суд, учитывая выше установленные обстоятельства, также исходит из следующего.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Комиссии по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, оформленного протоколом (дело , том 2, л.д. 14-31), в список лиц из числа детей-сирот и детей, которым в 2021 году будет приобретено жилье за счет средств областного и федерального бюджета, включена Доботолова Е.С. (порядковый номер ), тогда как в соответствии с решением суда Доботолова Е.С. подлежала включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, которым в 2020 году должно было быть приобретено жилье.

Доказательств невозможности включения Доботоловой Е.С. в список лиц из числа детей-сирот и детей, которым в 2020 году должно было быть приобретено жилье, с последующим его финансированием в 2020 году, обеспечивающим его предоставление, Министерством социальной защиты населения не представлено. Заявок в бюджетную комиссию Тверской области о выделении дополнительных денежных средств на реализацию указанного мероприятия в 2020 году не имелось.

О неэффективности действий данного органа исполнительной власти Тверской области свидетельствуют и сообщенные Администрацией города Твери сведения о том, что подобных решений суда по искам прокурора в интересах детей-сирот со сроком их исполнения в 2020 году было принято 34, из них в список на 2020 год включены 15 человек, из которых обеспечены жильем 9 человек, со сроком исполнения в 2021 году – 33 решения суда, на основании которых в список включены только 12 граждан.

Доказательств совершения каких-либо действий, направленных на исполнение решения суда, как в указанный в нем срок, то есть в течение 2020 года, так и в последующем, Администрацией города Твери также не представлено.

Ссылки Администрации города Твери на направление ею писем в адрес Губернатора Тверской области, Министра экономического развития Тверской области, Министерства социальной защиты населения Тверской области, а также департаментом ЖКХ в агентства недвижимости города Твери (за исключением письма от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя руководителя Правительства-Министра экономического развития Тверской области) не подтверждены доказательствами их отправки либо получения на данные письма ответов. Кроме того, содержание представленных копий писем не подтверждает совершения Администрацией города Твери действий, направленных на исполнение решения суда в отношении Доботоловой Е.С.

Само по себе проведение конкурсных процедур при отсутствии правового результата в виде полного и надлежащего исполнения решения суда, длительность общего срока исполнения судебного акта, имевшиеся периоды бездействия должников не позволяют признать их действия достаточными и эффективными.

Доказательств возникновения чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствующих такому исполнению, административными ответчиками не представлено. Обстоятельства, на которые ссылаются административные ответчики, к таковым не относятся.

Как было установлено выше, обязанности, возложенные решением суда, не были исполнены Министерством социальной защиты населения Тверской области и Администрацией города Твери и в 2021 году.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения утвержден список указанной категории граждан, которым в 2022 году будет приобретено жилье за счет средств областного и федерального бюджетов, Доботолова Е.С. в данном списке отсутствует, что подтверждено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области, в Законе Тверской области от 28 декабря 2021 года № 83-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» денежные средства в размере 55945,3 тыс.руб. выделены муниципальному образованию - городу Твери для целей приобретения жилья указанной категории граждан, включенных в список на обеспечение жильем в 2022 году, к каковым, как было установлено выше, Доботолова Е.С. не относится.

О неэффективности действий органов исполнительной власти, на которых возложено исполнение решения суда, свидетельствует также содержащаяся в письме Правительства Тверской области, адресованном главам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Тверской области, от ДД.ММ.ГГГГ просьба не планировать реализацию мероприятий по приобретению жилых помещений для детей-сирот в январе и феврале 2022 года с учетом того, что прорабатывается вопрос о передаче полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан Министерству строительства Тверской области, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не принят нормативный правовой акт, утверждающий среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальных районах, муниципальных и городских округах Тверской области в 2022 году.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что исполнительные листы выдаются на основании судебных актов, возлагающих обязанность по передаче другим лицам денежных средств и иного имущества либо совершение в их пользу определенных действий или воздержание от совершения определенных действий, например, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 206 ГПК РФ (части 1 и 3 статьи 1 Закона об исполнительном производстве).

Адресованных суду ходатайств взыскателя Доботоловой Е.С. о направлении исполнительных листов и приложенных к ним документов, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в органы, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, материалы гражданского дела не содержат.

Как следует из объяснений Доботоловой Е.С., ходатайств о выдаче исполнительных листов и направлении их для принудительного исполнения ею не заявлялось.

Вместе с тем, исполнение возложенных судом на орган исполнительной власти и орган местного самоуправления обязанностей не поставлено в зависимость от возбуждения исполнительного производства и должно производиться в срок, установленный решением суда.

Более того, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Тверской области от 17 апреля 2006 года № 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области», Закона Тверской области от 6 февраля 2013 года № 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями является обязанностью, подлежащей исполнению независимо от наличия решения суда.

Обязательства, имеющие конечной целью обеспечение жилыми помещениями лиц из категории детей-сирот, включающие комплекс мероприятий, возникают у ответчиков, как было указано в силу положений закона, а не в связи с принятием судом решения о возложении таковой обязанности. В этой связи орган власти субъекта, орган местного самоуправления, обладая публичными полномочиями, имеют возможность заблаговременно изучить ситуацию с обеспечением лиц из указанной категории жилыми помещениями, учитывать потребность в жилищном фонде и рассчитывать исходя из указанных критериев количество необходимого жилищного фонда специализированного назначения.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что вступившее в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежало исполнению независимо от выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства, а потому общую продолжительность исполнения данного судебного акта каждым из должников следует исчислять со дня вступления его в законную силу.

С учетом указанной даты – ДД.ММ.ГГГГ общая продолжительность исполнения данного судебного акта Министерством социальной защиты населения Тверской области и Администрацией города Твери на дату принятия судом настоящего решения (ДД.ММ.ГГГГ) составляет 1 год 4 месяца 2 дня.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский суд также установил, что если решением внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Копнин и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кравченко и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кукса против Российской Федерации» от 15 июня 2006 года и другие).

Принимая во внимание выше установленные обстоятельства, суд учитывает причины неисполнения решения суда в установленный законом срок, предпринимаемые меры для исполнения решения суда, а также социальную значимость принятого судом решения об обеспечении жилым помещением лица, относящегося к категории детей-сирот.

Нарушение разумного срока исполнения судебного акта имело место по причинам, не зависящим от административного истца.

Приводимые административными ответчиками обстоятельства, связанные с длительностью исполнения судебного акта, к числу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы), как было установлено выше, не относятся, а напротив, свидетельствуют о недостаточности и неэффективности действий Администрации города Твери и Министерства социальной защиты населения Тверской области по выполнению возложенных на них обязанностей в установленный срок, что явилось причиной длительного неисполнения судебного решения.

С учетом изложенного суд считает право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок нарушенным, в связи с чем он имеет право на присуждение компенсации.

В силу части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

При определении размера компенсации суд учитывает все обстоятельства дела, продолжительность нарушения и значимость его последствий для административного истца, принимает во внимание практику Европейского суда по правам человека, требования разумности и справедливости.

Учитывая обстоятельства дела, по которому допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для истца, принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, суд считает необходимым определить размер компенсации по 20000 рублей с муниципального бюджета и с бюджета субъекта РФ.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016года № 11 разъяснено, что под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган.

В данном случае нарушение права истца на исполнение судебного акта в разумный срок было допущено Администрацией города Твери, на которую возложена обязанность по исполнению решения суда, в связи с чем исполнение решения суда о присуждении компенсации должно производиться за счет средств бюджета муниципального образования «Город Тверь».

Кроме того, нарушение права истца на исполнение судебного акта в разумный срок было допущено Министерством социальной защиты населения Тверской области, на которое также возложена обязанность по исполнению решения суда, в связи с чем исполнение решения суда о присуждении компенсации должно производиться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Тверской области.

По информации Администрации города Твери главным распорядителем бюджетных средствявляется Администрация города Твери; финансовым органом – департамент финансов администрации города Твери, действующий на основании Положения о нем, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 27 декабря 2013 года № 1660.

По информации Министерства социальной защиты населения Тверской области главным распорядителем бюджетных средств являются Министерство социальной защиты населения Тверской области, действующее на основании Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 71-пп; финансовым органом – Министерство финансов Тверской области, действующее на основании Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 19 сентября 2011 года № 42-пп.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей подлежат возмещению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Доботоловой Е.С. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования - города Твери в лице департамента финансов администрации города Твери за счет средств бюджета муниципального образования - города Твери в пользу Доботоловой Е.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 рублей, а также судебные расходы в размере 150 рублей.

Взыскать с субъекта Российской Федерации – Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Тверской области в пользу Доботоловой Е.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 рублей, а также судебные расходы в размере 150 рублей.

Перечисление взысканных сумм осуществить по реквизитам банковского счета:

получатель: Доботолова Е.С.

Банк получателя: Тверское отделение ПАО Сбербанк

Корреспондентский счет:

БИК Банка:

счет получателя:

В удовлетворении остальной части исковых требований Доботоловой Е.С. отказать.

Решение в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.В.Пержукова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Л.В.Пержукова