ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
административное дело №3а-190/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Владикавказ 11 ноября 2019 года
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Хадонова С.З.,
при секретаре Беркаевой М.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 ноября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГАЗЭНЕРГО» к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «ГАЗЭНЕРГО» обратилось в Верховный Суд РСО-Алания с административным исковым заявлением к Правительству РСО-Алания, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса (размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых), для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог, по состоянию на 14 ноября 2018 года в размере ...... рублей.
Указав в обоснование исковых требований, что ООО «ГАЗЭНЕРГО» на основании договора аренды земельного участка от ... года №... является арендатором земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... Кадастровая стоимость указанного земельного участка согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости составляет ... рублей. В целях определения достоверной кадастровой стоимости объекта, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. Как следует из отчета независимого оценщика ИП .... №... от ... года, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 14 ноября 2018 года составила ... рублей. Таким образом, указанная в выписке ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца и является основанием для обращения в суд.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «ГАЗЭНЕРГО» ФИО1 уточнила исковые требования и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса (размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых), для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог,
по состоянию на 14 ноября 2018 года исходя из результатов оценки судебной оценочной экспертизы в размере ... рублей.
В судебном заседании представитель Правительства РСО-Алания ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований административного истца с учетом уточненных требований, считая их незаконными и необоснованными.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил. Ранее, представитель Управления Росреестра по РСО-Алания ФИО3 направила в суд ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в их отсутствие, решение оставила на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РСО-Алания и АМС МО Пригородного района РСО-Алания в судебное заседание не явились, при надлежащем уведомлении об уважительности неявки суд не уведомили.
Руководствуясь положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 марта 2019 года и договору аренды земельного участка от ... года №..., общество с ограниченной ответственностью «ГАЗЭНЕРГО» является арендатором земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса (размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых), для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Из вышеприведенных положений федерального законодательства следует, что определение кадастровой стоимости земельного участка возможно в результате проведения государственной кадастровой оценки. Как указано в ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
При этом в отношении указанного земельного участка утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 14 ноября 2018 года в размере ... рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 4 апреля 2019 года.
В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка влияет на права и обязанности ООО «ГАЗЭНЕРГО» как плательщика земельного налога, и административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО «ГАЗЭНЕРГО» в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка, был представлен отчет независимого оценщика ИП .... №... от ... года, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 14 ноября 2018 года составила ... рублей.
Как разъяснено в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений, по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда РСО-Алания от 9 сентября 2019 года по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению ООО «...» от ... года №... об определении рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса (размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых), для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог, по состоянию на 14 ноября 2018 года составила ... рублей.
В соответствии с ч.8 ст.82 КАС РФ заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным ст.84 КАС РФ.
Согласно частям 1 - 4, 8 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Обсудив по правилам ст.ст.82 и 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы, суд считает установленным, что эксперт ответил на поставленный перед ним вопрос; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.
При этом суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно в рамках рассмотрения административного дела судом, экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, с предупреждением эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием различных подходов (сравнительного, доходного и др.), что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; заключение не допускает неоднозначного толкования; расчеты произведены в рамках используемых подходов и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на 14 ноября 2018 года; содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной.
У суда нет оснований сомневаться в объективности, представленного экспертного заключения.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает, что правильность изложенных в нем выводов сторонами не опровергнута, заключение соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому может быть положено в основу решения суда.
Исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса (размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых), для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной по состоянию на 14 ноября 2018 года и определенной по результатам судебной экспертизы в размере ... рублей 00 копеек.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения общества с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд с настоящим исковым заявлением – 5 августа 2019 года.
В силу ч.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно частям 1 и 2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд РСО-Алания,
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ГАЗЭНЕРГО» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу..., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса (размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых), для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей 00 копеек по состоянию на 14 ноября 2018 года.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: объекты придорожного сервиса (размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых), для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., следует считать 5 августа 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания.
Судья
Верховного Суда РСО-Алания С.З. Хадонов