44OS0000-01-2020-000079-15
дело № 3а-190/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2020 года г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Пономаревой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гермес» к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области об оспаривании постановления от 20.12.2019 г. № 19/444 «О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 08 декабря 2017 года № 17/406»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее также – Департамент) от 08 декабря 2017 года № 17/406 утверждены предельные тарифы на захоронение твёрдых коммунальных отходов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Гермес» на 2018-2020 гг.
Постановлением Департамента от 20 декабря 2019 года № 19/444 внесены изменения в постановление от 08.12.2017 г. № 17/406, изменены размеры тарифов, подлежащих применению в период с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. и в период с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г.
На период с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. установлен тариф в размере 320,3 руб./тонна, на период с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г. установлен тариф в размере 94,60 руб./м?, 302,01 руб./тонна. Тариф на период с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. в размере 81,08 руб./м? оставлен без изменений.
Постановление опубликовано 20 декабря 2019 года на Портале правовой информации Костромской области www.adm44.ru.
Общество с ограниченной ответственностью «Гермес» (далее также – общество) обратилось в суд с названным административным иском. С учетом уточнений требований, сделанных в ходе рассмотрения дела, просит признать оспариваемое постановление недействующим с даты его принятия и обязать Департамент принять заменяющий данное постановление нормативный правовой акт в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Административные исковые требования (с учетом дополнительно заявленных в ходе рассмотрения дела доводов) обоснованы следующим.
Общество оказывает услуги неопределённому кругу лиц по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов (далее также – ТБО), располагающемся на арендуемом земельном участке. Утверждённые Департаментом в оспариваемом постановлении тарифы определяют стоимость оказания таких услуг.
Эти тарифы являются экономически необоснованными, а постановление противоречит действующему законодательству, регулирующему отношения в области тарифообразования, в частности, нормам Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в том числе, статье 24.9), нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами» (далее также – Постановление № 484), Постановления Правительства РФ от 16.05.2016 г. N 424 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ" (далее также – Постановление № 424), Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее также – Постановление №505), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2016 г. N1638/16 (далее также – Методические указания).
Тарифы установлены в размере, не обеспечивающем доходность предприятия, что нарушает право предприятия в сфере осуществления предпринимательской деятельности на систематическое получение обоснованной прибыли.
Департамент определил объём (массу) твердых коммунальных отходов (далее также – ТКО) с нарушением основ ценообразования и методических указаний. Представленный обществом расчет фактически проигнорирован. Не учтены фактические данные об объёме и (или) массе ТКО за последний отчетный год, данные Территориальной схемы от 22.12.2016 г. № 576, действующей на момент принятия оспариваемого постановления, нормативы накопления ТКО. Расчет тарифа следовало осуществлять исходя из предельно допустимой для размещения на полигоне в 2020 году массы отходов 83,93 тыс.тонн.
При определении размера операционных затрат Департамент в нарушение Методических указаний (формула 3 пункта 30) использовал показатели объёма.
Занижен размер арендной платы в составе неподконтрольных расходов. Обоснованный размер затрат по этой статье на 2020 год с учетом коэффициента индексации 1,04 должен составить 1 538,16 тыс.руб., что на 59,16 тыс.руб. выше утверждённого Департаментом размера. Департамент не применил указанный коэффициент индексации при расчете.
Департаментом занижен размер затрат по статье «Расходы на приобретение энергетических ресурсов». Расходы рассчитаны исходя из объёма отходов, а следовало использовать показатели массы отходов. Необоснован принятый Департаментом объём электроэнергии в размере 35,08 тыс. кВт*ч.
Ввиду неверного определения массы ТКО подлежит корректировке размер расходов по статье «Плата за негативное воздействие на окружающую среду». Также подлежат корректировке расчетная предпринимательская прибыль и налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поскольку они имеют прямо пропорциональную зависимость от уровня других статей затрат. Кроме того, величина налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учитывает перераспределение НВВ регулируемой организации по годам первого и (или) последующего долгосрочных периодов регулирования в целях сглаживания (1 400 тыс.руб.).
Департамент в нарушение Методических указаний (пункт 47, формула 17 пункта 48) исключил размер корректировки необходимой валовой выручки 2018 года (далее также – НВВ).
При расчете тарифов Департамент принял коэффициенты плотности отходов, не соответствующие Территориальной схеме и нормам действующего законодательства.
Постановлением Департамента от 20.12.2019 г. № 19/443 скорректирована производственная программа предприятия в части планируемых объёмов и массы размещаемых ТКО на 2020 год. Корректировка произведена с нарушением сроков и порядка, установленных Постановлением № 424. Предприятие не направляло предложение об изменении производственной программы. Корректировка могла быть осуществлена только до 1 декабря.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, ФАС России и ООО «ЭкоТехноМенеджмент».
В судебном заседании представители административного истца ООО «Гермес» ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей, заявленные требования поддержали по вышеуказанным основаниям, дополнительно суду пояснили, что Департамент нарушил Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 г. N 484. Запрос о предоставлении недостающих документов и обосновывающих материалов направлен Департаментом на предприятие за рамками установленного указанными правилами срока, Департаментом не запрошено обоснование данных о массе и объёме отходов на захоронение в 2020 году.
Представители административного ответчика Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в представленных суду письменных пояснениях.
Представители заинтересованных лиц Федеральной антимонопольной службы РФ, Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области и ООО «ЭкоТехноМенеджмент», надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области поступил отзыв, в котором департамент указал, что поддерживает позицию административного ответчика.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью «Гермес» является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и на основании лицензии № 044 00028 от 06 марта 2013 года осуществляет деятельность по захоронению балластных фракций, поступающих с автоматизированного мусоросортировочного комплекса (далее также – АМСК) в зоне деятельности регионального оператора № 1 ООО «ЭкоТехноМенеджмент» (далее также – ООО «ЭТМ») /том 1 л.д. 11-23, 36-37/.
На основании договора аренды земельного участка № 77 от 31 марта 2004 года общество арендует земельный участок, расположенный примерно в 2,5 км по направлению на северо-запад от ориентира д. Холм Апраксинского сельского поселения Костромского района, для целей использования - под свалку промышленных отходов. Срок действия договора по 30 марта 2029 года /том 1 л.д. 29-33, 34, 35/.
Согласно статье 24.8. Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 1).
Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами (пункт 2).
Регулированию подлежит, в том числе такой предельный тариф в области обращения с твердыми коммунальными отходами как тариф на захоронение твердых коммунальных отходов (пункт 4).
В соответствии со статьёй 6 данного Федерального закона утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу части 4 статьи 8 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. N 339-ЗКО "О системе исполнительных органов государственной власти Костромской области" и пунктов 13, 63 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, утвержденного Постановлением администрации Костромской области от 31.07.2012 г. N 313-а, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области осуществляет полномочия по утверждению тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов; решения об утверждении тарифов принимаются специальным коллегиальным органом, созданным в Департаменте.
Согласно части 1 статьи 9.1. Закона Костромской области от 11.01.2007 г. N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" исполнительные органы государственной власти Костромской области в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Костромской области и законов Костромской области, постановлений губернатора Костромской области, постановлений администрации Костромской области по вопросам, требующим нормативного регулирования, издают постановления, приказы.
Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление принято полномочным органом в пределах предоставленной компетенции и в надлежащей форме.
Постановление опубликовано 20 декабря 2019 года на Портале правовой информации Костромской области www.adm44.ru, что соответствует требованиям статьи 21 Закона Костромской области от 11.01.2007 г. N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области", регулирующей порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Костромской области.
То есть постановление опубликовано в установленном законом порядке.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 08.12.2017 г. N 17/406 утверждены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Гермес" на 2018-2020 годы.
В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 (далее также – Основы ценообразования), Департамент 08 июля 2019 года направил запрос в ООО «Гермес» о предоставлении обосновывающих материалов для корректировки долгосрочных тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов на 2020 год.
02 августа 2019 года общество представило в департамент заявление и обосновывающие материалы на корректировку предельных тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов.
Приказом директора Департамента от 05.08.2019 г. № 275-Т принято решение об открытии тарифного дела и назначении уполномоченного по делу.
Дополнительные материалы на запросы экспертов представлены обществом 05 сентября, 27 ноября и 05 декабря 2019 года /том 1 л.д. 97, тарифное дело л.д. 42, 47-48/.
Письмом от 13 декабря 2019 года департамент информировал общество о предлагаемых к утверждению предельных тарифах на захоронение ТКО на 2020 год. Письмом от 18 декабря 2019 года департамент известил общество об устранении в расчетах технической ошибки, заключающейся в некорректном перераспределении необходимой валовой выручки ООО «Гермес» на 2020 год по полугодиям по массе ТКО, включении в расчет НВВ расходов по уплате налога, применяемого на упрощенной системе налогообложения в размере 6 % от доходов, и информировал о предлагаемых к утверждению (с учетом сделанных корректировок) предельных тарифах на захоронение ТКО на 2020 год /тарифное дело л.д. 56/.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объём и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объёме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при её отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2016 г. N 1638/16 (далее также – Методические указания), предусмотрено, что расчетный объём и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется в соответствии с Приложениями 2, 3 к настоящим Методическим указаниям на основании данных о фактическом объёме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твёрдых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при её отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.
В случае, если в соответствии с территориальной схемой происходит изменение зоны (территории), с которой твердые коммунальные отходы поступают на объект по обращению с отходами, либо происходит изменение количества и состава твердых коммунальных отходов, поступающих на объект, в том числе в связи с осуществлением обработки и обезвреживания отходов на иных объектах, такие изменения учитываются при определении объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с данными, представленными в территориальной схеме, и (или) расчетом регулируемой организации.
Из пояснительной записки общества к расчету тарифа следует, что расчетный объём и (или) масса ТКО на 2020 год определены регулируемой организацией на основании данных о фактическом объёме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние три года. При планировании расчетного объёма (массы) ТКО во внимание также принята фактическая наполненность полигона захоронения ТКО по состоянию на 01.07.2019 г. с учетом проектной мощности полигона и результатов его инвентаризации (захоронение более 89,99 тыс. тонн отходов в 2020 году на полигоне «Холм» недопустимо) /том 1 л.д. 188-189, 190/.
Согласно экспертному заключению Департамента и письменным пояснениям административного ответчика с декабря 2018 года на территории Костромской области действует новая система обращения с ТКО. Региональный оператор ООО «ЭТМ» начал оказывать комплексную услугу потребителям в зоне деятельности № 1 с 01 декабря 2018 года, которая включает в себя сбор отходов от потребителя услуги, транспортирование до АМСК, сортировку и обезвреживание отходов с уплотнением на АМСК, транспортирование до полигона размещения отходов.
Таким образом, изменились схема потоков ТКО (увеличение зоны образования отходов) и объём ТКО, подлежащий захоронению на полигоне, используемом ООО «Гермес».
Соответственно, ввиду произошедших изменений фактический объём и (или) масса ТКО, захороненных на полигоне за отчетный период (2018 год), и данные о динамике образования ТКО за последние три года не могли быть использованы для определения расчетного объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования. Кроме того, регулируемая организация не представила обоснования цифровых показателей планируемого объёма и массы ТКО, не представила анализа динамики размещаемого ТКО за последние годы.
Действовавшая на момент принятия оспариваемого постановления территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Костромской области, утверждённая приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 22.12.2016 г. № 576 (в ред. приказа от 13.03.2018 г. № 134), не содержала сведения об объёмах ТКО, образующихся на территории Костромской области на период действия соглашений с региональными операторами, в том числе на период регулирования 2020 год. Также в территориальной схеме отсутствовали данные об объёмах ТКО, направляемых на объекты обезвреживания, обработки и захоронения в 2020 году /том 1 л.д. 202-292/.
Следовательно, на основании действовавшей на дату принятия оспариваемого акта территориальной схемы объём и (или) масса ТКО также не могли быть определены.
Расчетный объём и (или) масса твердых коммунальных отходов не могли быть определены на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг, поскольку норматив накопления определяет объём/массу отходов, образуемых с человека в месяц/год, но не позволяет определить объём/массу отходов, подлежащих захоронению после сортировки и обезвреживания отходов с уплотнением на АМСК.
Как следует из экспертного заключения Департамента, составленного по результатам рассмотрения тарифной заявки общества, и письменных пояснений административного ответчика, представленных в материалы административного дела, расчетный объём ТКО, предполагаемый к размещению на полигоне ООО «Гермес» в 2020 году, определён в соответствии с информацией, представленной 05 декабря 2019 года Департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, являющимся исполнительным органом государственной власти Костромской области, уполномоченным на регулирование деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, организацию деятельности по накоплению (с том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов /том 1 л.д. 118-119/.
На дату представления указанной информации Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области осуществлял разработку проекта территориальной схемы обращения с отходами Костромской области. С 06 по 21 декабря 2019 года проводились общественные обсуждения проекта /том 1 л.д. 201/.
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 29 апреля 2020 года № 141 утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления Костромской области, в которой содержатся сведения об объёме ТКО, предполагаемом к размещению в 2020 году по зоне деятельности регионального оператора № 1, идентичные тем, которые представлены Департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в орган регулирования и использованы органом регулирования при определении расчетного объёма ТКО, предполагаемого к размещению на полигоне ООО «Гермес» в 2020 году /том 2 л.д. 1-73, 65/.
Проведя анализ показателей массы, объёма ТКО и коэффициента плотности отходов, направленных на захоронение региональным оператором № 1 в течение 2019 года, орган регулирования принял массу захораниваемых отходов на полигон «Холм» в 2020 году в размере 112,33 тыс.тонн с коэффициентом плотности «хвостов» 0,28.
Основы ценообразования и Методические указания не предусматривают возможность определения расчетного объёма ТКО на основании информации уполномоченного органа исполнительной власти. В то же время, как уже указано выше, определить расчетный объём ТКО при помощи предусмотренных действующим законодательством способов и документов орган регулирования возможности не имел.
Следовательно, учитывая, что сведения, которые использованы Департаментом, впоследствии были закреплены в территориальной схеме, суд не усматривает оснований для признания действий Департамента по определению расчетного объёма ТКО не соответствующими требованиям Основ ценообразования и Методических указаний. Определённый органом регулирования расчетный объём ТКО на 2020 год соответствует данным действующей в 2020 году территориальной схеме.
Доводы представителей административного истца о том, что орган регулирования проигнорировал расчеты предприятия, нельзя признать обоснованными. Из пояснений представителей административного ответчика, представленных в материалы административного дела документов и материалов тарифного дела следует, что заявленные обществом значения расчетного объёма соответствующими расчетами подтверждены не были.
Учитывая значительные колебания ежемесячного объёма размещаемых на полигоне «Холм» отходов (на примере 2019 года – том 2 л.д. 106), суд полагает недопустимым определение расчетного объёма ТКО только исходя из объёма ТКО, размещённого на полигоне в декабре 2018 года.
Надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие предельно допустимую вместимость полигона, в орган регулирования представлены не были.
Общество представило в департамент 19 декабря 2019 года выписку из проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Гермес» полигон промышленных отходов «Холм» /тарифное дело л.д. 58, 59-70/. Однако данный проект не подписан исполнителем.
Кроме того, проект представлен уже по окончании проведения экспертизы обоснованности тарифа, за день до истечения срока установления тарифа, предусмотренного Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 3), утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 года N 484 (далее также – Правила регулирования). Это исключало возможность анализа, оценки и использования данного документа (даже при надлежащем его оформлении) при установлении размера тарифа.
Операционные (подконтрольные) расходы рассчитываются по формуле, содержащейся в пункте 30 Методических указаний. Данная формула предусматривает корректировку базового уровня операционных расходов на регулируемый период, в том числе на отношение количества тонн ТКО, поступающих на объект в регулируемом и текущем годах.
Корректировку базового уровня операционных расходов орган регулирования произвел, используя показатели объёма поступающих ТКО, а не массы, поскольку при утверждении базового уровня операционных расходов ООО «Гермес» на 2018 год данные о массе ТКО в расчет тарифа представлены не были, так как на объекте отсутствовал весовой учет ТКО. Соответственно долгосрочный параметр регулирования был утвержден с учетом объёмов размещаемых ТКО, а не массы.
Согласно экспертному заключению скорректированные операционные (подконтрольные) расходы на 2020 год определены органом регулирования в размере 24 794,93 тыс.руб. как долгосрочный параметр регулирования с учетом ИПЦ 103 и динамики изменения поступающих объёмов ТКО в 2020 году к 2019 году.
Поскольку согласно предусмотренной в Методических указаниях формуле корректировка базового уровня операционных расходов осуществляется с использованием именно отношения массы отходов в регулируемом и текущем годах, а не абсолютных величин массы, суд полагает не противоречащим пункту 30 Методических указаний корректировку Департаментом базового уровня операционных расходов через отношение объёма отходов в регулируемом и текущем годах.
Из представленного административным истцом заключения специалиста следует, что определяемый специалистом ФИО2 размер скорректированных операционных расходов составляет меньшую сумму (24 326,19 тыс.руб.), нежели принятая органом регулирования при расчете тарифа, утвержденного оспариваемым постановлением. Это обстоятельство свидетельствует о том, что рассчитанный Департаментом размер операционных расходов права общества не нарушает.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования расходы на арендную плату учитываются в составе неподконтрольных расходов, если договор аренды заключен в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В силу подпункта «в» пункта 50 Основ ценообразования размер этих расходов определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования.
Согласно указанному пункту расходы на арендную плату в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Экономически обоснованный размер арендной платы за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Орган регулирования принял расходы по арендной плате за землю в размере 1 479 тыс.руб. на уровне 2019 года без учета индексации на 2020 год (предложение ООО «Гермес» 1 533,72 тыс.руб.), принимая во внимание особенности, предусмотренные пунктом 35 Основ ценообразования. Расчет арендной платы на 2019 год представлен в уведомлении Комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района (далее также – Комитет) в размере 369,75 тыс.руб. в квартал. В соответствии с уведомлением Комитета от 26.03.2018 г. № 2078-з арендная плата в 2018 году составляла 596,18 тыс.руб. в квартал. Снижение арендной платы в 2019 году составило 38 %.
Поскольку в силу вышеприведённых норм расходы по арендной плате определяются в экономически обоснованном размере, суд полагает правомерным установление размера расходов по данной статье исходя из представленных обществом документов о размере арендной платы в 2019 году. Документы, подтверждающие увеличение в 2020 году размера расходов по арендной плате, в материалы тарифного дела представлены не были. Соответственно, основания для индексации расходов по арендной плате на 2020 год у органа регулирования отсутствовали. Кроме того, как следует из пояснений представителей административного ответчика, в 2019 году обществу в тариф были учтены экономически необоснованные расходы, причиной которых стало снижение арендной платы в 2019 году по сравнению с размером арендной платы в 2018 году.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются в необходимую валовую выручку в объёме, определенном исходя из удельных расходов на энергетические ресурсы в расчете на объём (массу) принятых твердых коммунальных отходов, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на энергетические ресурсы.
Согласно пунктам 33 и 46 Методических указаний расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются в необходимую валовую выручку в объёме, определенном исходя из объёма потребления соответствующего энергетического ресурса, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на энергетические ресурсы (пункт 33). При корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития (пункт 46).
Скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов приняты департаментом на 2020 год в размере 253,41 тыс.руб. (снижены от предложения предприятия на 19,43 тыс.руб.). Объём потребления электроэнергии на 2020 год принят департаментом в размере 35,8 тыс. кВт.ч. (по фактическим данным за период регулирования 2018 года). Стоимость покупки единицы электроэнергии на 2020 год определена с учетом пункта 14 Основ ценообразования в размере 7,08 руб./кВт*ч (с учетом ИЦПЭ – 104,8 к фактической стоимости 6,7569 руб./кВт*ч). Плановый объём потребления энергетического ресурса на 2020 год определён через объём размещаемого ТКО, поскольку в 2018 году полигон «Холм» не был оборудован средством измерения массы ТКО. Кроме того, отчетная форма 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» не была принята Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям, что свидетельствует о недостоверности показателей массы ТКО за отчетный период (2018 год).
Поскольку приведённые нормы Основ ценообразования и Методических указаний допускают определение расходов на приобретение энергетических ресурсов исходя из объёма принятых твердых коммунальных отходов, суд полагает расчет органа регулирования соответствующим требованиям действующего законодательства. Ни Основы ценообразования, ни Методические указания не содержат норм, обязывающих использовать при расчете именно массу ТКО.
Поскольку масса отходов, планируемых к размещению, определена Департаментом в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд не усматривает оснований для признания необоснованными произведённых органом регулирования расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, расчетной предпринимательской прибыли и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду на 2020 год определёна органом регулирования в размере большем, чем предлагало общество, что также свидетельствует о том, что рассчитанный Департаментом размер такой платы права общества не нарушает.
Как установлено при рассмотрении административного дела величина налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывает перераспределение НВВ регулируемой организации по годам первого и (или) последующего долгосрочных периодов регулирования в целях сглаживания (1 400 тыс.руб.).
В соответствии с пунктом 47 Методических указаний необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, ННВi, определяется с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.
В расчет тарифа общество включило корректировку на 17,74 млн.руб. с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2018 год.
Однако из представленного обществом расчета следует, что необходимая валовая выручка по факту 2018 года составила 23,36 млн.руб. при объёме ТКО 341,22 тыс.куб.м. Валовая выручка от реализации услуг по регулируемому виду деятельности в 2018 году, определённая органом регулирования в соответствии с пунктом 48 Методических указаний исходя из фактического объёма услуг в 2018 году и тарифов, установленных на 2018 год, составила 25,1 млн.руб. Следовательно, регулируемая деятельность общества за 2018 год является прибыльной (+ 1,7 млн.руб.), объём финансовых средств достаточен для осуществления регулируемого вида деятельности, недополученные доходы отсутствуют.
Из формулы № 16, содержащейся в пункте 47 Методических указаний следует, что корректировка необходимой валовой выручки производится только в том случае, если субъект регулирования недополучил доходы. Только в этом случае недополученные доходы, скорректированные на индексы потребительских цен, определенные на текущий год и год регулирования, включаются в НВВ, принимаемую к расчету при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.
Включение в НВВ на очередной год долгосрочного периода регулирования прибыли субъекта регулирования, сложившейся в результате превышения выручки от реализации товаров по регулируемому виду деятельности над необходимой валовой выручкой, противоречит требованиям пункта 16 Основ ценообразования, согласно которому НВВ надлежит определять исходя из экономически обоснованных расходов регулируемой организации, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования.
Доводы административного истца о неправомерной корректировке производственной программы общества не имеют юридического значения для разрешения заявленных требований. Требования о признании недействующим Постановления Департамента от 20.12.2019 г. № 19/443 "О внесении изменения в постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 28.11.2017 N 17/370", которым корректируется производственная программа, в рамках настоящего административного дела не заявлено.
В соответствии с пунктом 4 Правил коммерческого учета объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. N 505, в целях сопоставления объёма и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объёма твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объёмных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).
Как следует из экспертного заключения Департамента, для расчета тарифа на 2020 год использовалось средневзвешенное значение плотности отходов – 0,28 тонн/куб.м, определённое по результатам анализа репрезентативной помесячной выборки по коэффициенту плотности, представленной организатором деятельности регионального оператора на территории Костромской области. Такой коэффициент плотности отходов на захоронение подтверждается отчетом регионального оператора по зоне деятельности № 1 ООО «ЭТМ» за 10 месяцев 2019 года.
Способ определения органом регулирования средней плотности отходов не противоречит требованиям вышеприведённой нормы.
Доводы административного истца о нарушении Департаментом пункта 13 Правил регулирования, в частности нарушение срока направления запроса о предоставлении дополнительных материалов, не свидетельствуют о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового недействующим.
Как видно из материалов тарифного дела общество подало заявление о корректировке тарифов 02 августа 2019 года /тарифное дело л.д. 24/.
Рассмотрев данное заявление, орган регулирования, исходя из пунктов 8, 9 и 13 Правил регулирования, направил обществу запросы о предоставлении обосновывающих материалов 27 августа и 14 ноября 2019 года /тарифное дело л.д. 36, 38-40/.
Из содержания и смысла Правил регулирования запрос дополнительных сведений является не обязанностью регулирующего органа, а относится к его дискреционным полномочиям, которые могут быть реализованы при наличии соответствующей необходимости.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что произведённые Департаментом расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование, оспариваемое административным истцом постановление по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Гермес» о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 20.12.2019 г. № 19/444 «О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 08 декабря 2017 года № 17/406» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Лукоянов
Мотивированное решение суда составлено 30 июля 2020 года.