ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-190/20 от 31.08.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-190/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Корнюшенкова Г.В.,

при секретаре - Лемех М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Строительство и реконструкция» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Строительство и реконструкция» (далее также - административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Правительству Калининградской области, заинтересованное лицо: администрация МО «Янтарный городской округ», в котором просит суд установить кадастровую стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов - для размещения курортно-рекреационного комплекса, площадью 46310 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес> - на 01 января 2019 года в размере 65 307 000 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость названного объекта недвижимости на 01 января 2019 года установлена в размере 101 683 330, 1 рублей.

Считая установленную кадастровую стоимость необоснованно завышенной, административный истец обратился в специализированную экспертно-оценочную организацию - ООО «НЦ «Балтэкспертиза». В соответствии с полученным Отчетом № Н-0831-2020 об оценке от 03 июля 2020 года рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка на 01 января 2019 года составляет 65 307 000 рублей.

Административный истец указывает, что установление кадастровой стоимости в размере, существенно превышающем рыночную стоимость земельного участка, нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет необоснованное увеличение и неверное определение его обязательств по оплате земельного налога.

В судебном заседании представитель ООО «Строительство и реконструкция» ФИО2 поддержал административное исковое заявление и заявленные административным истцом требования.

Административные ответчики - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Правительство Калининградской области, заинтересованное лицо: администрация МО «Янтарный городской округ» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.

С учетом мнения представителя административного истца и положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца - ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и никем не оспаривается, что ООО «Строительство и реконструкция» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 46310 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения курортно-рекреационного комплекса, имеющий адрес (местоположение): <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 августа 2020 года (л.д. 53-55), а также нотариально заверенной копией свидетельства о государственной регистрации права от 15 ноября 2010 года 39-АА (л.д. 20).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Принятым в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером на 01 января 2019 года (дата определения кадастровой стоимости) установлена в размере 101 683 330 рублей 10 копеек. Указанные сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 06 февраля 2020 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01 июня 2020 года (л.д.19).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Административный истец, являясь собственником вышеуказанного земельного участка, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признается плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав налогоплательщика вследствие увеличения налоговой базы по земельному налогу.

Кроме того, кадастровая стоимость является экономической характеристикой, учитываемой при возможной продаже собственником принадлежащего ему объекта недвижимости.

С учетом изложенного, административный истец признается судом лицом, которое вправе обратиться в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Частью 1 статьи 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Следовательно, при разрешении данного административного дела на административном истце лежит обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2019 года, а на административных ответчиках, при несогласии с заявленными требованиями, - обязанность доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости данного земельного участка, представленных ООО «Строительство и реконструкция».

Административным истцом суду представлен отчет № Н-0831-2020 от 03 июля 2020 года, выполненный по его заказу ООО «НЦ «Балтэкспертиза» в соответствии с которым (л.д. 21-45), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , рассчитанная по состоянию на 01 января 2019 года составляет 65 307 000 рублей.

Судом установлено, что оценка рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости произведена оценщиком ФИО1, который отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности (обладает профессиональными знаниями в области оценочной деятельности, стаж работы в оценочной деятельности 17 лет, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности: «Оценка недвижимости», является членом саморегулируемой организации оценщиков).

Отчет об оценке содержит необходимые сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и юридического лица, с которым у оценщика заключен трудовой договор (ООО «НЦ «Балтэкспертиза»).

Указанные в отчете цель проведения оценки - определение рыночной стоимости недвижимого имущества, предполагаемое использование результатов оценки - для предоставления в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или для установления кадастровой стоимости в размере рыночной, не допускают их неоднозначного толкования.

Рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком в рамках сравнительного подхода. Отказ от использования затратного и доходного подходов оценщиком обоснован.

В рамках сравнительного подхода оценщиком подобраны три объекта - аналога - земельные участки аналогичного назначения в сопоставимом временном интервале, имеющие коммерчески сопоставимое объекту оценки месторасположение.

Использованные оценщиком источники информации об объектах-аналогах приведены в отчете об оценке.

Применение или отказ от применения соответствующих корректировок оценщиком обоснованы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что представленный административным истцом отчет об оценке № Н-0831-2020 от 03 июля 2020 года содержит необходимые сведения доказательственного значения о рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером на дату 01 января 2019 года.

Представленные административным истцом доказательства свидетельствуют о том, что содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого же объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости.

Каких-либо доказательств, опровергающих правильность выводов, изложенных в отчете об оценке, суду не представлено, равно как и доказательств в подтверждение того, что земельный участок с кадастровым номером на дату определения кадастровой стоимости имел другую рыночную стоимость.

Судом административным ответчикам и заинтересованному лицу было в письменной форме разъяснено право заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы и представить доказательства в подтверждение своих возражений против административного иска. Они также предупреждены судом о том, что в случае отсутствия позиции по делу, судом будет принято решение на основании документов, имеющихся в деле (л.д. 50).

Будучи заблаговременно извещенными о месте и времени судебного разбирательства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Правительство Калининградской области, администрация МО «Янтарный городской округ» возражений на административное исковое заявление ООО «Строительство и реконструкция» и доказательств в обоснование своей позиции не представили, ходатайств о назначении судебной экспертизы не направили.

При вышеприведенных обстоятельствах суд считает доказанным, что по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером составляет 65 307 000 рублей.

В связи с изложенным заявленные административным истцом исковые требования подлежат удовлетворению.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку в данном случае ООО «Строительство и реконструкция» не обращалось с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области, и в силу вышеприведенных положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предварительное обращение в комиссию не является обязательным, датой подачи ООО «Строительство и реконструкция» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером является дата обращения ООО «Строительство и реконструкция» с административным исковым заявлением в Калининградский областной суд - 05 августа 2020 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ООО «Строительство и реконструкция» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , площадью 46310 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения курортно-рекреационного комплекса, имеющего адрес (местоположение): <адрес> на дату 01 января 2019 года в размере его рыночной стоимости - 65 307 000 (Шестьдесят пять миллионов триста семь тысяч) рублей 00 копеек.

Датой подачи ООО «Строительство и реконструкция» заявления об установлении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости считать дату обращения ООО «Строительство и реконструкция» с административным исковым заявлением в Калининградский областной суд - 05 августа 2020 года.

Решение суда об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, после его вступления в законную силу, является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 09 сентября 2020 года.

Судья Калининградского

областного суда Г.В. Корнюшенков