ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-190/2021
28 сентября 2021 г. г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Д.М.,
с участием представителей административного истца ООО «ДагЭнерЖи» по доверенности ФИО1, ФИО2, ФИО3,
представителя административного ответчика Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан по доверенности ФИО4,
прокурора Ибрагимовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ДагЭнерЖи» об оспаривании в части нормативных правовых актов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ДагЭнерЖи» (ОГРН <***>) обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан о признании недействующими с момента принятия:
- постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 декабря 2019 г. № 124 «О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 26 декабря 2014 г. № 140 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)», в части установления необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования в отношении ООО «ДагЭнерЖи»;
- постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 декабря 2019 г. № 125 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», в части установления для ООО «ДагЭнерЖи» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями;
- о возложении на Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан обязанности пересмотреть и установить необходимую валовую выручку и долгосрочные параметры регулирования для ООО «ДагЭнерЖи» на 2020 год;
- о возложении на Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан обязанности пересмотреть и установить для ООО «ДагЭнерЖи» индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год.
Заявленные требования мотивированы тем, что указанные постановления в оспариваемой части противоречат Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». При утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров регулирования ООО «ДагЭнерЖи» и формирования индивидуальных тарифов на услуги при передаче электрической энергии ООО «ДагЭнерЖи» для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республиканской службой по тарифам не приняты представленные в целях установления тарифа ООО «ДагЭнерЖи» материалы, неправомерно признаны экономически необоснованными расходы на вспомогательные материалы на текущий ремонт, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и иные расходы, формально применены нормы Методических указаний при расчете выпадающих доходов (расходов), поставлен в зависимость расчет оперативных расходов от фактического количества оборудования и затрат, что повлекло за собой нарушение прав и законных интересов административного истца.
Административный ответчик РСТ РД в лице и.о. руководителя ФИО5 представил письменные возражения на доводы административного искового заявления, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований как необоснованные.
Определением Верховного Суда Республики Дагестан от 18 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.
В судебном заседании представители административного истца ООО «ДагЭнерЖи» ФИО1, ФИО2 и ФИО3 заявленные в судебном заседании с учётом уточнений требования поддержали по доводам, приведённым в административном исковом заявлении, и просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан ФИО4, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на требования иска, и просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Прокурор Ибрагимова А.М., в своём заключении сочла заявленные истцом требования с учетом уточнений обоснованными и просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации извещенный о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направил, о причинах неявки, суд не известил, в связи с чем административное дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска в связи с их обоснованностью.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона об электроэнергетике полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен и тарифов в сфере электроэнергетики на территории Республики Дагестан, на основании Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 мая 2011 г. N 165, является Республиканская служба по тарифам РД.
В судебном заседании установлено, что 29 апреля 2019 г. ООО «ДагЭнерЖи» обратилось в РСТ РД с заявлением о пересмотре раннее утвержденных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2020 г. долгосрочного периода 2020-2024 гг. с приложением обосновывающих документов.
РСТ РД приказом от 16 мая 2019 г. № 06-18/П открыла дело № 2019/16 об определении необходимой валовой выручки ООО «ДагЭнерЖи» на 2020 г. долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг.
Впоследствии, исходящим письмом от 13.09.2019 г. № 04-425/2019 г., направленным в адрес РСТ РД, указанное предложение о пересмотре цен административным истцом было изменено в связи с изменением количества основных средств, поступлением на баланс ООО «ДагЭнерЖи» нового электросетевого оборудования, складских и нежилых помещений, изменением условий договоров аренды и т.п.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 – 34 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Так, экспертной группой РСТ РД проведена экспертиза по расчету НВВ для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «ДагЭнерЖи» на 2020 г. с учетом анализа основных технико-экономических показателей за 2018 г., по результатам которой размер НВВ составил 11 126, 94 тыс. руб.
Административный истец оспаривает Постановление РСТ РД № 124 в этой части, так как объем активов электросетевого хозяйства в корректировочном предложении ООО «ДагЭнерЖи» (письмо от 13.09.2019 г. № 04-425/2019 г.) составил 2603,32, выраженный в условных единицах, а сумма НВВ на содержание сетей составила 304 292,06 тыс. руб.
Аналогично административный истец оспаривает Постановление РСТ РД № 125 в части утвержденного размера индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «ДагЭнерЖи» и АО «Дагестанская сетевая компания».
Вышеуказанное откорректированное предложение, направленное обществом исходящим письмом от 13.09.2019 г. № 04-425/2019 г. Республиканской службой по тарифам РД не принято и возвращено заявителю письмом от 19.09.2019 г. № 30-1060-04А/19.
Как показывает анализ приведенного федерального законодательства, акты, принимаемые регулирующими органами в соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пунктов 14, 49 – 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, по форме, предусмотренной приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э, представляют собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Поэтому, акты регулирующих органов об утверждении НВВ, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
ООО «ДагЭнерЖи» полагает, что возвращение представленного обосновывающего материала является неправомерным и нарушает его права и законные интересы.
В возражениях ответчик указывает, что действующее в 2019 году законодательство (до внесения постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 г. № 1892 изменений в Правила регулирования) не предусматривало иного порядка представления регулируемыми организациями дополнительных материалов, кроме как по запросу органа регулирования, в связи с чем, дополнительные материалы, представленные ООО «ДагЭнерЖи» не рассматривались.
Данный вывод, по мнению суда, нельзя признать обоснованным.
В соответствии с п. 12 Правил регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Пункт 19 Правил регулирования устанавливает, что в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.
Из содержания вышеприведенных норм не следует, что сетевые организации не вправе представлять дополнительные материалы в регулирующий орган.
В настоящее время, Правила регулирования имеют четкую правовую регламентацию порядка представления дополнительных материалов. Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1892 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен (тарифов)» п. 12 Правил регулирования дополнен абзацем следующего содержания: «организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования. Уточненные предложения подлежат опубликованию в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии». Указанные изменения вступили в силу 30 декабря 2019 года.
В то же время необходимо отметить, что порядок представления дополнительных обосновывающих материалов в регулирующий орган действовал и на момент принятия постановлений и расчета НВВ. Так, в соответствии с Приказом ФСТ России от 12.04.2012 г. № 53-Э/1, сетевые организации до 1 апреля направляют в адрес государственного органа в области регулирования тарифов «Предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности, информация по нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям, утвержденным Минэнерго России», а до 15 августа предшествующего года сетевым организациям представляется возможность представить «Уточненные предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности, информация но нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям, утвержденным Минэнерго России».
Как следует из протокола Заседания Правления РСТ РД от 25.12.2018 г. № 45, в прошлых периодах регулирования административный ответчик уже принимал корректировочные материалы ООО «ДагЭнерЖи», которые впоследствии учитывались им при установлении тарифов.
Более того, согласно протоколу заседания Правления РСТ РД от 15.12.2017 г. № 38 внесены изменения в долгосрочные параметры регулирования для ТСО на 2018 г. В частности, изменения затрагивают АО «Дагестанская сетевая компания». В представленных письмом от 28.04.2017 г. № 05-02/87 обосновывающих материалах для установления тарифа на услуги по передачи электрической энергии на 2018 г. отсутствовали договоры аренды электросетевого оборудования с МО «город Кизилюрт» от 15.12.2017 г. № 09 и с КПРД «Управляющая компания инфраструктурными объектами РД» от 15.12.2017 г. № 80216, переданные впоследствии представителями АО «Дагестанская сетевая компания» на заседание правления РСТ РД от 18.12.2017 г. с расчетом условных единиц, что послужило увеличению НВВ на содержание сетей АО «Дагестанская сетевая компания» на 2018 г.
Исследовав данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что сложившийся порядок предоставления материалов в РСТ РД имеет дискриминационный характер, противоречит законодательству об электроэнергетике и, безусловно, нарушает права и законные интересы административного истца.
Необходимо учитывать, что общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики помимо прочих являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Закона об электроэнергетике.
В частности, принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3, 42 Правил N 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (далее – индивидуальные тарифы) (пункт 42 Правил N 861, пункт 49 Методических указаний N 20-э/2).
ООО «ДагЭнерЖи», являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, было и должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности. В этой связи оно имеет право представления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления предлагаемого уровня тарифа.
Отсутствие реализации данного права влечет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом тарифного решения без учета всех обстоятельств экономической деятельности предприятия, поскольку при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Проанализировав доводы административного иска о неправомерном расчете НВВ, возражения к ним, а также письменные объяснения Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), суд приходит к следующему.
Согласно положениям Основ ценообразования, определение состава расходов, включаемых в HВB и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта, на основании обоснованных предложений регулируемых организаций.
При этом определение величины экономически обоснованных расходов должно осуществляться регулирующим органом исходя из анализа результатов регулируемой деятельности организации.
Республиканской службой по тарифам РД признаны экономически необоснованными расходы на вспомогательные материалы на текущий ремонт – 1946, 79 тыс. руб., в связи с перерасходом утвержденной величины на 2018 г.
Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе расходы на ремонт основных средств, входящие, в свою очередь, в состав базового уровня подконтрольных расходов, который регулирующий орган устанавливает на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования, В соответствии с экспертным заключением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан по расчёту НВВ на 2020 год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг, для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО «ДагЭнерЖи» расходы по статье затрат «Вспомогательные расходы» учтены органом регулирования в размере 328,02 тыс. руб., фактические же расходы 2018 года – 2 868,72 тыс. руб. При этом экспертное заключение оснований, по которым ООО «ДагЭнерЖи» в учёте заявленных расходов было отказано, не содержит, что свидетельствует о нарушении органом регулирования пункта 23 Правил регулирования.
Необоснованными также были признаны расходы на оплату труда в размере 2921,74 тыс. руб.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в HВВ, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учётом отраслевых тарифных соглашений, заключённых соответствующими организациями, и фактического объёма фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчётном периоде регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
Вместе с тем численность персонала необходимо определять исходя из уровня фактической численности, подтверждённой бухгалтерской и статистической отчётностью за предыдущий год, в том числе формой статистической отчётности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», при этом размер плановой численности не должен превышать максимальных значений нормативной численности, рассчитанных в соответствии Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утверждёнными приказом Госстроя России от 03.04.2000 № 68, Нормативами численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей, утверждёнными от 03.12.2004 РАО «ЕЭС России», применяемыми в зависимости от осуществляемого вида регулируемой деятельности.
В данном случае в экспертном заключении Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан не приведён расчёт численности персонала ООО «ДагЭнерЖи», не учтена фактическая численность работников в последнем расчётном периоде регулирования, а также не указано, учтено ли отраслевое тарифное соглашение.
Изложенное свидетельствует о нарушении органом регулирования пункта 26 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования при определении размера расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда».
ООО «ДагЭнерЖи» ссылается на безосновательное исключение из расчета НВВ затрат на электросетевое оборудование.
Порядок определения условных единиц для распределения общей HBВ на содержание электрических сетей по уровням напряжения, используемый при расчёте цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), определён Приложением № 2 к Методическим указаниям по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённым приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-3/2.
Расчёт фактического количества условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности в соответствующем году, который определяется регулирующими органами исходя из количества условных единиц, относящихся к активам, включаемым при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на последнюю отчётную дату предыдущего года, и объектам электросетевого хозяйства, которые использовались при осуществлении производственной деятельности в период с последней отчётной даты предыдущего года до окончания года, за который определяется фактическое количество условных единиц, в том числе введённым в эксплуатацию в соответствии с долгосрочной инвестиционной программой.
В рассматриваемом случае экспертное заключение органа регулирования в нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования не содержит расчёт количества условных единиц оборудования ООО «ДагЭнерЖи» по каждому договору аренды.
Также стоит отметить, что при утверждении необходимой валовой выручки ООО «ДагЭнерЖи» на 2019 год Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан было учтено 1 382,61 у.е. оборудования, при утверждении на 2020 год 499,39 y.e.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые Постановление Республиканской службы по тарифам РД от 27 декабря 2019 года № 124 в части утверждения необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования ООО «ДагЭнерЖи», Постановление Республиканской службы по тарифам РД от 27 декабря 2019 года № 125 в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО «ДагЭнерЖи» для взаиморасчетов между сетевыми организациями – противоречат Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическим указаниям по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённым приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-3/2.
Исходя из положений статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах административное исковое заявление ООО «ДагЭнерЖи» подлежит удовлетворению, а Постановления Республиканской службы по тарифам РД от 27 декабря 2019 года № 124 и № 125 признанию недействующими в оспариваемой части, как противоречащие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решая вопрос о моменте, с которого оспариваемые в части постановления подлежат признанию недействующими, суд учитывает, что признание оспариваемых постановлений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, поэтому указанные постановления подлежат признанию не действующими в оспариваемой части со дня их принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан,
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ДагЭнерЖи» (ОГРН <***>) о признании в части недействующими с момента принятия оспариваемых нормативных правовых актов – удовлетворить.
- признать недействующим с момента принятия Постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 декабря 2019 г. № 124 «О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 26 декабря 2014 г. № 140 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)», в части установления необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования в отношении ООО «ДагЭнерЖи»;
- признать недействующим с момента принятия Постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 декабря 2019 г. № 125 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО «ДагЭнерЖи» для взаиморасчетов между сетевыми организациями;
- обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан пересмотреть и установить необходимую валовую выручку и долгосрочные параметры регулирования для ООО «ДагЭнерЖи» на 2020 год;
- обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан пересмотреть и установить индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии ООО «ДагЭнерЖи» для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год.
Взыскать с административного ответчика РСТ РД в пользу административного истца ООО «ДагЭнерЖи» понесённые судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено 12 октября 2021 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Д.М. Омаров