ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-190/2021 от 29.11.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-190/2021

10OS0000-01-2021-000298-30

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 ноября 2021 г.г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаршиной А.А.,с участиемпрокурора ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика и заинтересованного лица администрации Прионежского муниципального района ФИО3, представителя заинтересованного лица администрации Шуйского сельского поселения ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению ФИО5 о признании недействующими решений Совета Прионежского муниципального района ХXXIII сессии III созываот 10 мая 2017 г. № 5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения»и V внеочередной сессииIV созыва
от 16 января 2018 г. № 2«Об утверждении Генерального плана Шуйского сельского поселения»в части,

установил:

ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением о признаниинедействующими со дня вступления решения суда в законную силу решения Совета Прионежского муниципального района XXXIII сессии III созыва от 10 мая 2017 г. № 5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения» и решения Совета Прионежского муниципального района V внеочередной сессии
IV созыва от 16 января 2018 г. № 2«Об утверждении Генерального плана Шуйского сельского поселения»в части включения земельного участка
с кадастровым номером (...) в границы территориальной
и функциональной зон СХ-2 «Зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)» и в части установления в отношении указанного земельного участка зоны запрета жилой застройки.

Требования мотивировал тем, что является собственником указанного земельного участка, расположение которого
в зоне запрещения жилой застройки аэропорта «Петрозаводск» (Бесовец) нарушает его права на использование земельного участка в соответствии
с видом разрешенного использования, исключаявозможность жилищного строительства. Вышеуказанные нормативные правовые актыв части установления зоны запрещения жилой застройки противоречат имеющим большую юридическую силу положениям статей 30, 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), поскольку приняты Советом Прионежского муниципального районав отсутствие соответствующих полномочий,без надлежащего согласования документов территориального планирования муниципального образования, в границах которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, с превышением компетенции при отображении в картах Правил землепользования и застройки и Генеральном плане Шуйского сельского поселениянеустановленной зоны с особыми условиями территории.

Кроме этого, административный истец полагал, чтоустановление оспариваемыми нормативными актами зоны СХ-2 «Зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)» в отношении указанного земельного участка произведено в отсутствие разработанных градостроительных регламентов, соответствующих назначению земельного участка, без учета фактического землепользования, сложившейся планировки территории и достаточного обоснования, противоречит требованиям статей 9, 23, 30, 31, 34, 36 ГрК РФ
и статьи 79 ЗК РФ, нарушает права и интересы истца как правообладателя земельного участка, поскольку препятствует использованию земельного участка для строительства дома и хозяйственных построек, предназначенных для удовлетворения бытовых нужд. Кроме того, Генеральный план и Правила землепользования и застройки в оспариваемой части не соответствуют критерию обоснованности и целесообразности.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица администрации Прионежского муниципального района требования ФИО5 не признал, мотивируя соблюдением процедуры принятия оспариваемых нормативных актов Советом Прионежского муниципального района. В части установления зоны запрещения жилой застройки отметил, что обязанность по разработке проекта решенияоб установлении приаэродромной территории, получение санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора по проекту возложена на оператора аэродрома, утверждение решения - на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Установленный судом срок для установления приаэродромной территории вокруг аэропорта «Бесовец»г. Петрозаводск истек, решение не принято. В указанной части оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Относительно установления на картографическом материале оспариваемых нормативных правовых актов территориальной зоны СХ-2 «Зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)» пояснил,
что земельный участок административного истца расположен в границах мелиорированных сельскохозяйственных угодий - пашни (участок мелиорации «Верхний Бесовец» ранее существовавшего совхоза
им. Зайцева). Сведения о расположении земельного участка на мелиорированных землях подтверждены результатами инвентаризации, утвержденными распоряжением Правительства Республики Карелия от 14 июля 2011 г. № 355р-П. Градостроительный регламент для земельного участка ввиду его отнесения к сельхозугодьям никогда не устанавливался.
Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации, а также Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, утвержденного распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 июля 2009 г. № 271р-П, сельскохозяйственные угодья, осушенные земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для строительства индивидуальных жилых домов.
В соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки и Генеральным планом Шуйского сельского поселения земельный участок также располагался в зоне сельскохозяйственного использования, в связи с чем доводы административного истца о нарушении ранее сложившегося землепользования несостоятельны. Вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальные садовые и огородные участки» установлен без учета запрета на его застройку вопреки Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. № 540. Просил в удовлетворении административного иска в указанной части отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации Шуйского сельского поселения оставила разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (...), общей площадью 127204 кв.м, было принято в 2014 г., подробные обстоятельства она не помнит.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

ЗаинтересованныелицаМинистерство национальной и региональной политики Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелияв письменных отзывах
на иск оставили разрешение спора на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия представило пояснения,
согласно которымимеется вступившее в законную силу решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 15 декабря 2020 г. по иску военного прокурора Петрозаводского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении Министерства обороны Российской Федерации к установлению приаэродромной территории государственного аэропорта совместного базирования «Петрозаводск» в срок до 28 октября 2021 г.Решение суда не исполнено, обжаловано Министерством обороны Российской Федерации в кассационном порядке. Документов, подтверждающих установление санитарно-защитной зоны аэропорта,не имеется.

Согласно письменным пояснениям заинтересованного лица администрации Гарнизонного сельского поселения принятие документов территориального планирования отнесено законом к ведению органов местного самоуправления муниципального района.

В письменном отзыве на административный иск заинтересованное лицо Министерство обороны Российской Федерации указало, что в настоящее время командованием принимаютсямеры для утверждения решения об установлении приаэродромной территории в установленном порядке, без выделения подзон, определенных Правилами землепользования и застройки, одновременно принимаются меры к поиску и привлечению уполномоченных организаций для установления санитарно-защитных зон аэродрома. Просило в административном иске отказать.

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия письменно указало о том, что проект решения об установлении приаэродромных территорий для аэропорта «Петрозаводск» с заявлением о выдаче соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения в Управление не поступал, заключение не выдавалось. Просило рассмотреть дело без участия представителя Управления.

Иные лица письменную позицию по заявленным требованиям
не высказали.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования об оспаривании нормативных правовых актов Совета Прионежского муниципального района в части включения земельного участка административного истца в границы зоны запрета жилой застройки аэропорта «Петрозаводск» (Бесовец) - законными и обоснованными, а в части включения земельного участка
в границы территориальной и функциональной зон СХ-2 «Зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)» - не подлежащими удовлетворению,суд приходитк следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)
с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что ФИО5 является собственникомземельного участка с кадастровым номером (...), площадью 1501кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования-индивидуальные садовые и огородные участки, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Прионежский район, Шуйское сельское поселение. Право собственности административного истца на указанный земельный участок зарегистрировано 31 июля 2020 г.

28 апреля 2021 г. административный истец направил в адрес администрации Прионежского муниципального района уведомление
о планируемом строительстве на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства.

Уведомлением от 17 мая 2021 г. № (...) администрация Прионежского муниципального районадовеладо сведенияФИО5,что согласно действующим Правилам землепользования и застройки Шуйского сельского поселения принадлежащий ему земельный участокс кадастровым номером (...) полностью расположенв территориальной зоне сельскохозяйственного использования (сельхозугодья) (СХ-2), для которой в соответствии с ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются, а также в границах зоны запрещения жилой застройки,размещение объекта индивидуального жилищного строительствав которой не допускается.

Правила землепользования и застройки Шуйского сельского поселения (далее - Правила землепользования и застройки) утвержденыРешением Совета Прионежского муниципального района ХXXIII сессии III созыва от 10 мая 2017 г. № 5; Генеральный план Шуйского сельского поселения (далее - Генеральный план) - решением Совета Прионежского муниципального районаV внеочередной сессии IV созыва от 16 января 2018 г. № 2.

Согласно карте градостроительного зонирования территории Шуйского сельского поселения, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки, земельный участокс кадастровым номером (...) полностью расположен в зоне запрещения жилой застройки аэропорта «Бесовец» Петрозаводск.

Согласно карте градостроительного зонирования территории Шуйского сельского поселения в составе Правил землепользования и застройки, а также картах функционального зонирования территории Шуйского сельского поселения, планируемого размещения объектов регионального и местного значения на территории Шуйского сельского поселения, границ населенных пунктов Шуйского сельского поселения
в составе Генерального планаземельный участок административного истцарасположенв функциональной зоне СХ-2 «Зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)».

Таким образом, оспариваемыми решениями Совета Прионежского муниципального района осуществлено градостроительное зонирование земельного участка, правообладателем которого является административный истец, то естьуказанные нормативные правовые акты применены к административному истцу, ФИО5 является лицом, имеющим право обратиться в суд с настоящим административным иском.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3 ГрК РФ установлено, что принимаемые по вопросам градостроительной деятельности муниципальные правовые акты
не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство
(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений
на ввод объектовв эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных
на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель
и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных
в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления района.

Оспариваемые решения Совета Прионежского муниципального района, которыми утверждены действующие Генеральный плани Правила землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, приняты уполномоченным органом, подписаны главой муниципального образования и опубликованы в установленном порядке.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 17 декабря 2018 г. по административном делу№3а-158/2018 по административному исковому заявлению ФИО о признании недействующими решений Совета Прионежского муниципального района XXXIII сессии III созываот 10 мая 2017 г. № 5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения»,V внеочередной сессии IV созыва от 16 января
2018 г. № 2«Об утверждении Генерального плана Шуйского сельского поселения»в части, нарушений процедуры и порядка их принятия
не установлено.

Указанные обстоятельства в силу статьи 64 КАС РФ имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.

Разрешая вопрос о соответствии принятых административным ответчиком решений федеральному или иному законодательству, имеющему большую юридическую силув части установления зоны запрещения жилой застройки аэропорта «Петрозаводск» (Бесовец),
суд приходит к следующим выводам.

Сведения об аэродроме «Бесовец» (г. Петрозаводск) внесены
в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.

Приаэродромная территория, устанавливаемая в соответствии
с законодательством Российской Федерации, относится к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображается на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Границы зон с особыми условиями использования территорий
в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки,
а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшейна момент принятия оспариваемых актов) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии
с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением указанного уполномоченного органа на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;

3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;

4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;

5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение об установлении приаэродромной территории утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 г. № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории; Правила выделения на приаэродромной территории подзон; Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Согласно указанным Правилам установления приаэродромной территории решение об установлении приаэродромной территории принимается: в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации (подпункт «а» пункта 2).

В соответствии с Перечнем аэродромов совместного базирования Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 г. №1034-р, аэродром «Бесовец» Петрозаводск является аэродромом государственной авиации совместного базирования, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1055 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российском Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», в отношении аэродромов государственной авиации является Министерство обороны Российской Федерации.

Как следует из указанных выше норм права, вопросы установления территории и санитарно-защитной зоны аэродрома отнесены к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации, а не органа местного самоуправления, отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны
с особыми условиями использования территорий, которые определены
с соблюдением требований соответствующего законодательства.

Втаблице 2.1.44 оспариваемого Генерального плана Шуйского сельского поселения указан один объект, для которого установлены зоны регулирования застройки, а именно «Аэропорт «Бесовец»
г.Петрозаводск». Для него установлена зона регулируемой застройки - 3250 м и зона запрещения жилой застройки 1250 м. Под указанной таблицей сделано следующее примечание: «утверждена в составе Генерального плана Гарнизонного сельского поселения Прионежского муниципального района, на территории которого размещается «Аэропорт «Бесовец», согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах,
в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки», строительных норм СНиП 23-03-2003 «Защита от шума», ГОСТ 22283-88 «Шум авиационный. Допустимые уровни шумана территории жилой застройки и методы его измерений» и «Рекомендаций по установлению зон ограничения жилой застройкив окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума».

Зона запрещения жилой застройки аэропорта «Бесовец» Петрозаводск отражена также и на карте градостроительного зонирования территории Шуйского сельского поселения, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета Прионежского муниципального района ХXXIII сессии III созываот 10 мая 2017 г. № 5.

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 17 декабря 2018 г. по административному делу № 3а-158/2018 установлено, что Министерством обороны Российской Федерации, уполномоченным органом на установление приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны аэродрома, приаэродромная территория аэропорта «Бесовец» г. Петрозаводск не утверждена.

Отсутствует указанная информация и на момент рассмотрения настоящего дела.

Не имеется сведений об установлении в отношении аэропорта «Бесовец» г. Петрозаводск санитарно-защитной зоны и в соответствии
с действующим ранее порядком.

Вступившим в законную силу решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 15 декабря 2020 г. на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение шести месяцев
с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Петрозаводск (Бесовец), его согласование и принятие в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 г. № 1460.

Данные об исполнении указанного решения отсутствуют.

Следовательно, Совет Прионежского муниципального района
при принятии оспариваемых нормативных правовых актов в части установления зоны запрещения жилой застройки превысил свою компетенцию, установленную положениями пункта 7 части 8 статьи 23, частью 5 статьи 30 ГрК РФ, нарушил предусмотренный частью 8.2 статьи 31 ГрК РФ порядок согласования проекта правил землепользования и застройки, подготовленного применительно к территории муниципального образования, в границах которого полностью или частично расположена приаэродромная территория.

Спорный земельный участок с кадастровым номером (...) расположен в одной зоне запрещения жилой застройки аэропорта «Бесовец» г. Петрозаводск, законность установления границ которой являлась предметом рассмотрения в рамках административного дела № 3а-158/2018, в связи с чем административный иск в данной части подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты до разрешения настоящего спора применялись и на основании этих актов были реализованы права граждан и юридических лиц, указанные положения исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел
об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение
о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления (административного ответчика).

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, в части включения земельного участкас кадастровым номером 10:20:0015519:768 в границы территориальной и функциональной зон СХ-2 «Зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)», суд считает необходимым отметить следующее.

Исходя из положений пункта 2 статьи 2, части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование, то есть планирование развития территорий осуществляется, в том числе для установлений функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов вцелях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований.

Регламентация градостроительной деятельности по смыслу положений статьи 2 ГрК РФ направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаютсяв том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану поселения как основополагающему документу территориального планирования, определяющему стратегию градостроительного развития территорий и содержащему в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34ГрК РФ.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 34 и статьи35ГрК РФ.

Как следует из карты градостроительного зонирования территории Шуйского сельского поселения Правил землепользования и застройки,земельный участок административного истца с кадастровым номером (...) расположен в зоне СХ-2 «Зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)».

В таблице 7 «Параметры функциональных зон на территории Шуйского сельского поселения» раздела «Положение о территориальном планировании» Генерального плана Шуйского сельского поселения указана функциональная зона СХ-2 «Зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)».

В данном случае принцип соответствия Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения Генеральному плану Шуйского сельского поселения в отношении земельного участка истца соблюден. Земельный участок с кадастровым номером (...) находится
в функциональной зоне сельскохозяйственных угодий, что соответствует установленной Правилами землепользования и застройки сельского поселения территориальной зоне СХ-2.

В соответствии со статьей 36ГрК РФ градостроительные регламенты для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются. Использование земель сельскохозяйственного назначения регламентируются нормами ЗК РФ.

Согласно положениям статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся
за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.

Законодательством установлен особый режим использования сельскохозяйственных угодий.

Так, статьей 79 ЗК РФ определено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1, 4).

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 июля
2009 г. № 271р-П утвержден Перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых
в других целях не допускается (далее - Перечень). В пункте 6 указанного Перечня отражены осушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок административного истца был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 10:20:0015519:424.

В свою очередь, изначально земельный участок с кадастровым номером (...), общей площадью 127204 кв.м, распоряжением администрации Прионежского муниципального района
от 20 ноября 2013 г. № 2186 был предоставленв собственность ОАО . «АиЗ» (впоследствии ООО «АиЗ») по договору купли-продажиот 20 ноября 2013 г.
На момент заключения сделки земельный участок относился к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», имел вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Впоследствии земельный участок с кадастровым номером (...) по договору купли-продажи от 26 июня 2018 г. был отчужден в пользу ФИО, разделен на 76 отдельных земельных участков разных площадей и конфигураций, один из которых -
с кадастровым номером (...) в настоящее время находится
в собственности административного истца (договор купли-продажиот 21 июля 2020 г.).

Вмомент раздела земельный участок с кадастровым номером (...) располагался в территориальной зоне СХ-2, относился
к землям сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В материалы дела Управлением Росреестра по Республике Карелия представлен фрагмент графической части материалов инвентаризации орошаемых и осушенных земель, оросительных и осушительных систем совхоза им. Зайцева Прионежского района КАССР 1987 года, согласно которым земельный участок с кадастровым номером (...) полностью расположен в границах мелиорированных сельскохозяйственных угодий - пашни (участок мелиорации «Верхний Бесовец»).

Расположение земельного участка с кадастровым номером (...) в границах участка мелиорации Верхний Бесовец, общей площадью 89 Га, также подтверждено ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Карелия».

Таким образом, земельный участок административного истца
на момент формирования и постановки на государственный кадастровый учет, а также на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов территориально располагался в границах осушенных земель сельскохозяйственного назначения, имеющих в силу вышеприведенных правовых норм особый охраняемый статус и ограничения в использовании, в силу чего правомерно отражен на картографическом материале действующих Правил землепользования и застройки и Генерального плана Шуйского сельского поселения в границах территориальной и функциональной зон СХ-2 «Зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)».

Судом отклоняются доводы административного истца о нарушении административным ответчиком при принятии оспариваемых нормативных правовых актов принципа обязательного учета сложившейся планировки территориии существующего землепользования, поскольку установленные по делу обстоятельства свидетельствуют оботсутствии
совокупности условий, допускающих использование земельного участка
с кадастровым номером (...) в соответствии с установленным видом разрешенного использования «индивидуальные садовые и огородные участки» вопреки его целевому назначению.

Постановление Главы Шуйского сельского поселения от 16 июня 2014 г. № 103, на основании которого был изменен вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «индивидуальные садовые и огородные участки» и внесены соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости не является достаточным основанием для признания требований административного истца правомерными, поскольку оно принято без учета требований законодательства и основано на отнесении земельного участка с кадастровым номером (...) к территориальной зоне Сх1 - зона сельскохозяйственных угодий, что противоречит фактическому месту расположения земельного участка.

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя
из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением
и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).

Законодателем установлен прямой запрет на использование сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (пункт 6 статьи 79 ЗК РФ).

Градостроительное зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в пункте 7 статьи 1 которогосодержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В рамках, утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии
с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37ГрК РФ).

Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

Такой запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки
и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты
не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Изложенное свидетельствует об установлении особого правового режима, имеющего целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, в том числе отнесенных к категории «земли сельскохозяйственного назначения», не допускается без изменения категории земельного участка.

Как следует из материалов дела, изменение вида разрешенного использования земельного участкас кадастровым номером (...), из которого был выделен земельный участок с кадастровым номером (...),с «для сельскохозяйственного использования» на «индивидуальные садовые и огородные участки» осуществлено без изменения его категории. Земельный участок административного истца также не был исключен из числа земель, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

Установление градостроительного регламента в отношении земельного участка административного истца ввиду его отнесения
к землям сельскохозяйственного назначения законом не предусмотрено, что и отражено в оспариваемых нормативных правовых актах.

При таких обстоятельствах Генеральный план и конкретизирующие его Правила землепользования и застройки Шуйского сельского поселенияв оспариваемой административным истцом части отвечают критерию обоснованности и целесообразности.

С учетом изложенного оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов в части включения земельного участка с кадастровым номером (...) в территориальную и функциональную зону сельскохозяйственного использования (сельхозугодья) (СХ-2) недействующими не имеется.

В соответствии со статьей 111 КАС РФс административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию понесённые имсудебные расходы по уплате государственной пошлины
в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО5 удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления в силу решения суда решения Совета Прионежского муниципального района XXXIII сессии
III созыва от 10 мая 2017 г. № 5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения» и решения Совета Прионежского муниципального района V внеочередной сессии
IV созыва от 16 января 2018 г. № 2 «Об утверждении Генерального плана Шуйского сельского поселения» в части установления зоны запрета жилой застройкив отношении земельного участка с кадастровым номером (...).

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета Прионежского муниципального района.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу ФИО5 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 06 декабря 2021 г.