ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1910/20 от 12.02.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-75\2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Пермь 12 февраля 2021г.

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Судневой В.Н.

при помощнике ФИО1

с участием прокурора Вохмяниной Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Правительству Пермского края о признании недействующим Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14 апреля 2015 года № 222-п в части,

у с т а н о в и л :

постановлением Правительства Пермского края от 14.04.2015№ 222-п, действующего в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 12.04.2018г.№192-п, от 02.11.2018 №665-п утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края.

Пункт 1.8 данного Порядка предусматривает, что орган муниципального земельного контроля ведет учет плановых и внеплановых проверок соблюдения обязательных требований соответствующего муниципального образования. Порядок ведения учета и формы учета устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Согласно пункту 4.1. Порядка муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении использования земельных участков.

Пункт 4.4. содержит основания для проведения внеплановой проверки в отношении граждан:

- непосредственное обнаружение должностными лицами органов муниципального земельного контроля данных, указывающих на наличие события нарушения земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации, законодательством Пермского края предусмотрена административная и иная ответственность (подпункт 4.4.1);

-поступление в органы муниципального земельного контроля обращений и заявлений от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения гражданами обязательных требований ( подпункт 4.4.2);

-истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований ( подпункт 4.4.3).

Пункт 4.6. предусматривает, что плановая, внеплановая проверка в отношении гражданина проводится на основании распоряжения(приказа) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля.

ФИО2 (с учетом уточненных требований) просит признать незаконными положения пунктов (подпунктов) 1.8,4.1,4.4,4.4.1-4.4.3,4.6 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14.04.2015 № 222-П, в части установлений оснований и порядка проведения внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства, а именно: пункт 1.8 в части «ведения учета внеплановых проверок»; пункта 4.1 в части «установления внеплановых проверок как средства осуществления муниципального земельного контроля»; пункта 4.4- основания для проведения внеплановой проверки в отношении граждан, включая подпункты 4.4.1-4.4.3; пункт 4.6 в части «возможности проведения внеплановой проверки в отношении гражданина».

В обоснование требований административный истец указал на несоответствие нормативного правового акта требованиям подпункта 13 пункта 1 статьи 3 Закона Пермского края от 01 июля 2009 года № 463-ПК «О полномочиях органов государственной власти Пермского края в сфере земельных отношений», положениям ст.ст.71.1, 72 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку нарушение требований земельного законодательства, влекущее наступление административной и иной ответственности, а также поступление обращений о нарушениях имущественных прав, в соответствии с требованиями вышеприведенных положений могут являться основанием для внеплановых проверок только в рамках государственного земельного надзора. Аналогичных оснований внеплановой проверки для органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный земельный контроль, закон не предусматривает. К компетенции субъекта относится установление порядка, а не оснований осуществления муниципального земельного контроля в отношении граждан.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Представитель административного истца – ФИО3 административный иск поддерживает. Пояснил, что проведение внеплановых проверок в отношении граждан по соблюдению земельного законодательства при осуществлении муниципального земельного контроля не допускается.

Представитель Правительства Пермского края – ФИО4 административный иск не признает.

Представитель администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» –ФИО5, представитель Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района –ФИО6 с административным иском не согласны.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, заключение прокурора Вохмяниной Ю.М., полагавшей, что имеются основания для удовлетворения в части заявленных требований, суд приходит к следующему.

Как следует из положений части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный контроль организуется и осуществляется органами местного самоуправления, его предметом является соблюдение требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а также соблюдение требований установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений этой статьи.

Пунктом 13 статьи 2 Закона Пермского края от 01.07.2009г.№ 463-ПК «О полномочиях органов государственной власти Пермского края в сфере земельных отношений» к полномочиям Правительства Пермского края отнесено установление порядка осуществления муниципального земельного контроля.

Постановлением Правительства Пермского края от 14.04.2015 № 222-п в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 1 июля 2009г. № 463-ПК «О полномочиях органов государственной власти Пермского края сфере земельных отношений» Правительства Пермского края утвержден Порядок осуществления муниципального контроля на территории Пермского края (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 12.04.2018 № 192-п, от 02.11.2018 № 665-п).

Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www/pravo. gov. ru 17.04.2015, Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 15, 20.04.2015; изменения внесенные Постановлением Правительства Пермского края от 02.11.2018 № 665-п опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www/pravo. gov. ru-07/11/2018/ Таким образом, указанный акт принят уполномоченным органом государственной власти, в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.

В силу вышеприведенных правовых положений осуществление муниципального земельного контроля должно соответствовать нормам законодательства Российской Федерации и может реализовываться в порядке, установленном нормативными правовыми актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:

- предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля» ( подпункт 1);

- выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (подпункт 2);

- поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей граждан, информации от органов государственной власти органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан (подпункт 3).

- предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подпункт 4).

- предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»(подпункт 5).

В силу положений пункта 5 статьи 72 Земельного кодекса РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

Анализ вышеприведенных правовых положений свидетельствует о том, что установленный в федеральном законе перечень внеплановых проверок является исчерпывающим, при этом закрепленные в пункте 6 статьи 71.1 Земельного кодекса основания проведения внеплановой проверки относятся ко всем случаям выявления признаков нарушений требований действующего законодательства, обнаруженных как при государственном земельном надзоре, так и при муниципальном земельном контроле.

Вместе с тем, оспариваемый пункт 4.4. в подпунктах 4.4.1.-4.4.3. Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14.04.2015 №222-п предусматривает основания для проведения внеплановой проверки в отношении граждан, отличные от установленных п.6 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, в числе таких оснований отнесены непосредственное обнаружение должностными лицами органов муниципального земельного контроля данных, указывающих на наличие события нарушения земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации, законодательством Пермского края предусмотрена административная и иная ответственность (подпункт 4.4.1);

-поступление в органы муниципального земельного контроля обращений и заявлений от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения гражданами обязательных требований ( подпункт 4.4.2);

-истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований ( подпункт 4.4.3).

Проанализировав оспариваемые положения регионального закона, сопоставив их с положениями ст. ст. 71.1, 72 Земельного кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что поскольку основания внеплановых проверок в отношении граждан, перечисленные в подпунктах 4.4.1-4.4.3 пункта 4.4 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края, утвержденные постановлением Правительства Пермского края от 14.04.2015г. № 222-п не соответствуют установленным федеральным законом основаниям проведения внеплановых проверок, обжалуемый нормативный акт в данной части должен быть признан недействующим.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что федеральным законодательством установлено правовое регулирование, не предусматривающее возможности принятия на региональном уровне нормативных правовых актов, допускающих введение самостоятельных, отличных от закрепленных в пункте 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации оснований проведения внеплановой проверки граждан.

Кроме того, вопреки позиции административного ответчика, в пункте 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с предоставлением возможности региональному законодателю правового регулирования исключительно порядка осуществления такого контроля, тогда как введенные в оспариваемом нормативном акте основания проведения внеплановой проверки, к порядку осуществления контроля отнесены быть не могут.

Доводы административного ответчика об обратном не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Оснований для признания недействующими положений пункта 1.8 в части слов «ведения учета внеплановых проверок»; пункта 4.1 Порядка «в части установления внеплановых проверок как средства осуществления муниципального земельного контроля»; пункта 4.6 в части слов «возможности проведения внеплановой проверки в отношении гражданина» суд не усматривает. Оспаривая указанные положения нормативного правового акта, административный истец полагает, что в отношении граждан проведение в рамках муниципального контроля внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства федеральным законом не предусмотрено.

С указанной позицией как противоречащей положениям п.6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ, содержащим основания для проведения внеплановых проверок ко всем случаям выявления признаков нарушений требований действующего законодательства, обнаруженных как при государственном земельном надзоре, так и при муниципальном надзоре, суд согласиться не может, и вопреки позиции административного истца приходит к выводу о соответствии положений п.1.8, п.4.1, п.4.6, в оспариваемой части, вышеприведенным требованиям закона.

Кроме того суд считает, что данное правовое регулирование, приведенное в пунктах: 1.8.- относительно учета органом муниципального земельного контроля внеплановых проверок соблюдения обязательных требований соответствующего муниципального образования; 4.1.- допускающего осуществление муниципального земельного контроля в отношении граждан посредством проведения внеплановых проверок; 4.6- предусматривающего проведение внеплановой проверки в отношении гражданина на основании распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля, в оспариваемой части осуществлено в рамках полномочий регионального законодателя по установлению Порядка осуществления муниципального земельного контроля. Названные положения касаются исключительно указанного порядка и положениям федерального закона, предусматривающим возможность проведения внеплановых проверок в отношении граждан, не противоречит.

Ссылка представителя административного ответчика относительно того, что оспариваемый правовой акт интересов административного истца не затрагивает и прав не нарушает, не может быть признана состоятельной. Из материалов дела следует, что на основании оспариваемого в части постановления Правительства от 14 апреля 2015 года № 222-п приказом администрации Пермского муниципального района Комитета имущественных отношений ( л.д.20) назначено проведение внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства в отношении ФИО2 при использовании земельного участка площадью 965 кв.м., расположенного по адресу: **** с кадастровым номером **.В адрес ФИО2 направлено уведомление о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства ( л.д.21) Изложенные обстоятельства подтверждают, что административный истец является субъектом регулируемых отношений, поскольку оспариваемые нормы в отношении него применялись, соответственно имеет право на обращение в суд с указанным административным иском. То обстоятельство, что административный истец до настоящего времени не привлечен к административной ответственности, вышеизложенные выводы суда не отменяет.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями, содержащимся в абз. 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый акт применялся до принятия решения суда и на основании этого акта реализовывались права граждан, он подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4.4., подпункты 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14 апреля 2015 года № 222-п «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края» ( в ред. от 02.11.2018).

В остальной части в удовлетворении административного иска ФИО2 отказать.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья – (подпись)