ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1911/20 от 04.02.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-494/2021(3а-1911/2020)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 4 февраля 2021 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Мариной Ж.В.

при секретаре Аверкиной О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Брянский завод красок» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация», об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Брянский завод красок» (далее – ООО «Брянский завод красок», Общество) обратилось с иском в суд к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» ссылаясь на то, что Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости – земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. определена в размере 24 758 965,98 руб.

Кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости Общество посчитало завышенной, в связи с чем, обратилось в общество с ограниченной ответственностью «Агентство оценки «Брянская недвижимость»» (далее – ООО «Агентство оценки «Брянская недвижимость») для определения рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка, с кадастровым , по состоянию на 1 января 2019 г., составляет 16 834 000 руб.

В связи с тем, что административный истец является плательщиком земельного налога, а размер налоговых платежей зависит от кадастровой стоимости объектов налогообложения, ООО «Брянский завод красок» считает возможным установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В ходе рассмотрения дела представителем Общества были уточнены исковые требования в которых в качестве ответчика указаны Управление имущественных отношений Брянской области, Управление Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», в качестве заинтересованных лиц, в том числе указано ФГБУ «ФКП «Росреестра».

ООО «Брянский завод красок» с учетом уточненных исковых требований просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: под производственной зоной, для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , в размере его рыночной стоимости, равной 16 834 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Свенская сельская администрация Брянского района Брянской области.

В возражениях на исковое заявление представитель Управления Росреестра по Брянской области Богушевская Н.С. указала, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу. Право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной, не оспаривала, по существу заявленных исковых требований не возражала.

В возражениях на иск представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Жензирова О.В. указала, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу. Право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной, не оспаривала, по существу заявленных исковых требований не возражала.

В отзыве на исковое заявление представитель ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Андриянова Д.В. указала, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была установлена в соответствии с действующим законодательством. Право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной, не оспаривала.

Представителем административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области Ланцевой Ю.В. подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления. Судом указанное ходатайство удовлетворено.

Представитель ООО «Брянский завод красок», представители административных ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», Свенской сельской администраци в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, отсутствия сведений об уважительности причин неявки в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Обществу принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: под производственной зоной, для размещения промышленных объектов, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым составляет 24 758 965,98 руб., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости – 1 января 2019 г., дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 26 января 2020 г., реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости – 22 ноября 2019 г. № 1498 (Приказ Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» № 1498 от 22 ноября 2019 г., порядковый , Приложение № 2).

Рассматривая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Исходя из положений указанного Федерального закона понятие кадастровая стоимость определяется как стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 3).

Согласно ч. 1 и ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (статья 11 Закона об оценочной деятельности).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Брянской области утверждены приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области».

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1).

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (абз. 4 пп. 1.1 п. 1).

В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

В связи с тем, что Общество является плательщиком земельного налога, административный истец имеет право на установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, так как от данных обстоятельств зависит размер налога, подлежащего уплате в бюджет.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административным истцом в подтверждение поданного иска представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный ООО «Агентство оценки «Брянская недвижимость», согласно которому рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым , по состоянию на 1 января 2019 г., составляет 16 834 000 руб.

Из разъяснений, данных в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 следует, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверяя представленный административным истцом отчет на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям Федеральных стандартов оценки (далее – ФСО) № 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Как следует из материалов дела, содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком учтено месторасположение объекта недвижимости, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных району расположения объекта оценки.

В соответствии с абзацем 1 статьи 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости составлен оценщиком ООО «Агентство оценки «Брянская недвижимость» МДИ, который является членом Саморегулируемой организации Региональная Ассоциация Оценщиков, имеет право осуществлять оценочную деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ по направлению «Оценка недвижимости», необходимые дипломы имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика МДИ и ООО «Агентство оценки «Брянская недвижимость», застрахованы.

Административные ответчики не оспаривали обоснованность представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, доказательств иного размера его рыночной стоимости не представили, ходатайств о назначении по делу экспертизы не заявляли.

Оценивая отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности ООО «Брянский завод красок», суд полагает, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки № 1,2,3, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации №№ 297, 298, 299 от 20 мая 2014 г., ФСО № 7, утвержденным приказом № 611 от 25 сентября 2014 г., и находит его допустимым доказательством по делу, поскольку оценка произведена на основании исследования и анализа рынка недвижимости. Рыночная стоимость исследованного объекта недвижимости не более чем в 1,47 раза меньше кадастровой стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком с применением сравнительного подхода к оценке. Сравнительный подход оценщика основан на определении стоимости оцениваемой недвижимости с учетом цены продажи аналогичных объектов. Для получения итоговой стоимости объекта оценки оценщик получил достаточную по качеству и объему информацию для определения рыночной стоимости объекта в рамках сравнительного подхода.

С учетом изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере его рыночной стоимости, равной 16 834 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

Довод представителей Управления Ростреестра по <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что Учреждения являются ненадлежащими ответчиками по административному делу, не может быть принят во внимание ввиду следующего.

Согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации круг лиц, участвующих в деле, определяет административный истец в административном исковом заявлении. Процессуальное положение Управления Росреестра по Брянской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в качестве административных ответчиков было определено административным истцом, и данное обстоятельство не повлекло за собой нарушение прав и охраняемых интересов указанных лиц, так как постановленным по делу судебным решением не была возложена какая-либо обязанность на данные Учреждения. Кроме того, в ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, в которых в качестве заинтересованного лица указал ФГБУ «ФКП Росреестра».

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что ООО «Брянский завод красок» обратился в суд с указанным административным заявлением 23 ноября 2020 г.

На основании изложенного суд удовлетворяет административное исковое заявление Общества, устанавливает кадастровую стоимость объекта недвижимости, принадлежащего истцу на праве собственности, в размере его рыночной стоимости.

Руководствуясь ст.ст. 180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Брянский завод красок», поданное в суд 23 ноября 2020 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: под производственной зоной, для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере его рыночной стоимости, равной 16 834 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

судья Брянского областного суда Ж.В. Марина