ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1914/2022 от 04.10.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2022 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При секретаре судебного заседания Усачевой О.А.,

С участием представителя административного истца ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1914/2022 по административному исковому заявлению Тянтовой Ольги Витальевны, Ларина Олега Геннадьевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Тянтова О.В., Ларин О.Г.обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, в котором просили суд установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 4 113 399 рублей,

установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 287,6 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 5 217 352 рубля,

установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 4 113 399 рублей,

установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 4 102 272 рубля,

установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 4 113 399 рублей,

установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 4 113 399 рублей.

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками указанных зданий, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административных истцов как плательщиков налога.

На основании изложенного, административные истцы считают, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просили заявленные требований удовлетворить.

Представитель административных истцов по доверенности Пшенин А.С. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представители министерства имущественных отношений Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ГБУ СО «Центр кадастровой оценки», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, администрации с.п.Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административный иск, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, требования административных истцов подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установлено, что Тянтовой О.В., Ларину О.Г. на праве общей долевой собственности принадлежат:

здание с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>,

здание с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 287,6 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>,

здание с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>,

здание с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>,

здание с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>,

здание с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.08.2022 года, 13.08.2022 года, 15.08.2022 года.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 года № 2451 определена кадастровая стоимость вышеуказанных зданий по состоянию на 01.01.2021 года и составляет:

в отношении здания с кадастровым номером в размере 9597003 рубля 25 копеек,

в отношении здания с кадастровым номером в размере 9597003 рубля 25 копеек,

в отношении здания с кадастровым номером в размере 9566002 рубля 31 копейка,

в отношении здания с кадастровым номером в размере 9597003 рубля 25 копеек,

в отношении здания с кадастровым номером в размере 9597003 рубля 25 копеек,

в отношении здания с кадастровым номером в размере 12736954 рубля 93 копейки, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 12.08.2022 года, рот 18.08.2022.

Административные истцы, будучи собственниками спорных объектов, являются плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установление кадастровой стоимости зданий в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административных истцов как плательщиков налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административные истцы в обоснование своих требований представили отчет об оценке ООО «Логика» от 30.08.2022 года № 0157-01/22, из которого усматривается, что по состоянию на 01.01.2021 года рыночная стоимость зданий составляет:

в отношении здания с кадастровым номером в размере 4 113 399 рублей,

в отношении здания с кадастровым номером в размере 4 113 399 рублей,

в отношении здания с кадастровым номером в размере 4 102 272 рубля,

в отношении здания с кадастровым номером в размере 4 113 399 рублей,

в отношении здания с кадастровым номером в размере 4 113 399 рублей,

в отношении здания с кадастровым номером в размере 5 217 352 рубля.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на 01.01.2021 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости зданий основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчет об оценке в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости зданий по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.

Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что административные истцы обратились в суд 09.09.2022 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Тянтовой Ольги Витальевны, Ларина Олега Геннадьевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 4 113 399 рублей.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 287,6 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 5 217 352 рубля.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 4 113 399 рублей.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 4 102 272 рубля.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 4 113 399 рублей.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилое, площадью 216,7 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 4 113 399 рублей.

Дата подачи административного иска в суд 09.09.2022 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.10.2022 года.

Судья: М.А.Панкова