ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1915/20 от 24.02.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело №3а-80\2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Пермь 24 февраля 2021 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Судневой В.Н.

при помощнике ФИО1

с участием прокурора Поносова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании недействующими Приложение №1 и Приложение № 2 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 18 мая 2020 года № 29-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью « Теплосервис» ( Александровский район),

у с т а н о в и л :

Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 18 мая 2020 года принято постановление № 29-т « Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский район).

Пунктом 1 постановления определены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации согласно приложению 1 к настоящему Постановлению. Согласно приложению 1 базовый уровень операционных расходов на период 2017-2020 установлен – 4722,2 тыс.руб., индекс эффективности операционных расходов на 2018-2020-1%.

Пунктом 2 установлены обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» тарифы согласно приложению 2 к настоящему Постановлению.

Согласно приложению 2 для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлен тариф одноставочный, руб.\Гкал с 22.10.2017 по 31.12.2017- 1615,00; с 01.01.2018 по 30.06.2018- 1615,00; с 01.07.2018 по 31.12.2018- 2131,66; с 01.01.2019 по 30.06.2019-2131,66; с 01.07.2019 по 31.12.2019- 2682,76 ; с 01.01.2020 по 30.06.2020 -1711,15; с 01.07.2020 по 31.12.2020- 1976,59; для населения – с 22.10.2017 по 31.12.2017-1615,00, с 01.01.2018 по 30.06.2018-1615,00, с 01.07.2018 по 31.12.2018- 2131, с 01.01.2019 по 30.06.2019-2131,66, с 01.07.2019 по 31.12.2019- 2682,76; с 01.01.2020 по 30.06.2020 -1711,15, с 01.07.2020 по 31.12.2020 -1976,59.

Тарифы, установленные настоящим Постановлением, распространяет свое действие с 22 октября 2017 года и действуют по 31 декабря 2020 года (пункт 3).

Постановление опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 21, 25.05.2020.

Общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» обратилось в суд с административным иском ( с учетом уточнений) о признании недействующими Приложение №1 и Приложение №2 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики от 18 мая 2020 года № 29-т «О тарифах на тепловую энергию(мощность),поставляемую потребителям общества ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский район). В обоснование административного иска указывает, что оспариваемое постановление было принято во исполнение судебного акта Пермского краевого суда от 05.06.2019 и апелляционного определения Верховного Суда РФ от 14.11.2019г., которыми были признаны незаконными действия регулятора при установлении тарифов на 2017-2020 года в части определения базового уровня операционных расходов по статьям фонд оплаты труда (ФОТ) и объема полезного отпуска. Способ исполнения решения судов регулятором избран путем установления выпадающих доходов организации определенных в сумме -12781,71 т.руб. При этом определение размера исчислялось из расчета объема полезного отпуска в объемах значений ранее оспоренных, тем самым базовый уровень операционных расходов, который учитывается в объеме НВВ, не изменился. Кроме того, в нарушение требований п.п.7,110 Методических указаний, п.п.2,7,15,22 Основ ценообразования регулятор распределил объем валовой выручки по полугодиям без учета того, что данный порядок исполнения решения суда не восстанавливает нарушенного права административного истца как субъекта осуществляющего регулируемый вид деятельности. Установленные регулятором ценовые ставки тарифов на тепловую энергию с учетом ценовых ставок тарифов с календарной разбивкой, не обеспечивает в течение 2018-2020 сбор установленной регулятором для регулируемой организации необходимой валовой выручки.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2 требования поддерживает.

Представитель Министерства тарифного регулирования и энергетике Пермского края - М., административные исковые требования не признает. Указывает, что выпадающие доходы, включенные в состав необходимой валовой выручки, во исполнение решения судов учитывают снижение объема полезного отпуска. В отношении вопроса о распределении НВВ по полугодиям Министерство руководствовалось положениями ст.ст.15, 22 Основ, осуществленное распределение закону не противоречит.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, заключение прокурора Поносова А.В., полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Законом о теплоснабжении.

Частью 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении определено, что регулированию в сфере теплоснабжения подлежат, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и ( или)максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациями.

В силу предписаний части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Пермском крае в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018г. № 631-п является упомянутое Министерство. Как усматривается из материалов дела, постановление от 18.05.2020 № 29-т принято уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1.1, 2.5, 4.2.2, 5.5, 5.6 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 года № 631-п, опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 21, 25.05.2020. Процедура и порядок принятия оспариваемого нормативного акта административным истцом не оспаривается.

ООО «Теплосервис» оказывает услуги теплоснабжения в поселке Карьер-Известняк Всеволодо-Вильвенского городского поселения Александровского района Пермского края.

Решением Пермского краевого суда от 05.06.2019 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» удовлетворено. Признано недействующим со дня принятия постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 11 октября 2017 года № 71-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис (Александровский район) в части установления базового уровня операционных расходов. На Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края возложена обязанность принять в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим в части.

Апелляционным определением Верховного суда РФ от 14.11.2019г. решение Пермского краевого суда от 5 июня 2019г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис»- без удовлетворения.

Из содержания вышеприведенных судебных актов, во исполнение которых принят оспариваемый нормативный правовой акт, следует, что основанием для признания нормативного правового акта недействующим послужили выводы суда первой и апелляционной инстанции о неправильном расчете регулятором расходов регулируемой организации на оплату труда, а также величины полезного отпуска тепловой энергии.

В силу положений части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из части 2 статьи 64 КАС РФ следует, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Применительно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016г.№ 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациям за поставленный ресурс (далее –нормативный акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим ( ч.2ст.178.ч.6 ст.180, ч.4 ст.216 КАС РФ).

Таким образом, при принятии заменяющего нормативного правового акта административному ответчику, надлежало перерасчитать необходимую валовую выручку только в той части, которая являлась предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций по ранее принятым судебным актам и по которым в мотивировочных частях этих судебных актов имелись соответствующие указания на перерасчет, не нарушая ранее примененную методологию расчета.

В рассматриваемом деле тарифным органом при принятии оспариваемого постановления установленные вступившим в законную силу судебным актом обстоятельства учтены не в полной мере

Как следует из экспертного заключения, пояснений представителя Министерства орган регулирования вместо перерасчета необходимой валовой выручки в части оплаты труда и правильном исчислении величины полезного отпуска тепловой энергии, самостоятельно по собственной инициативе, вопреки выводам суда первой и апелляционной инстанции произвел перерасчет оспоренных величины посредством учета выпадающих доходов ООО «Теплосервис» на 2018,2019,2020 год.

Из анализа положений пунктов 13,14,15,16,20,28 Правил регулирования цен ( тарифов) следует, что при обращении за установлением тарифов регулируемой организацией предоставляются копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, а также расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Названные положения определяют проверку предложений регулируемой организации в части учета выпадающих доходов предшествующим расчетным периодом регулирования, под которым для целей регулирования отношений по определению тарифов на тепловую энергию (мощность) в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования понимается период (финансовый год), на который устанавливаются цены (тарифы).

При таком положении довод административного ответчика относительно возможности исполнения решения суда посредством включения в НВВ выпадающих доходов следует признать несостоятельным. Оспоренные судебные акты выводов о необходимости их учета в НВВ общества не содержали.

С учетом изложенных обстоятельств, позиция административного ответчика относительно того, что выпадающие доходы, включенные в состав необходимой валовой выручки общества учитывают, в том числе, снижение объема полезного отпуска, а произведенный порядок расчета выпадающих доходов в виде разницы между НВВ организации определенной путем умножения полезного отпуска, установленного решением суда по делу № 3а-339\2019 и НВВ организации, рассчитанной исходя из произведения среднеотпускного тарифа и объема полезного отпуска, нарушения вышеприведенных требований закона при принятии заменяющего нормативного правового акта не устраняет.

Вопрос о включении в необходимую валовую выручку выпадающих доходов мог быть рассмотрен регулятором в следующих трех расчетных периодах при установлении ООО «Теплосервис» очередных тарифов на тепловую энергию в порядке статьи 13 Основ ценообразования, а не при принятии заменяющего нормативного правового акта.

Определяя объем НВВ по каждому году с 2018-2020 с учетом выпадающих доходов, регулятор расчет тарифов производил исходя из объема ранее оспоренного полезного отпуска -12,162 ( строка 7 экспертного заключения, раздел Х), что само по себе свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.

Кроме того, в нарушение пунктов 29,30 Правил регулирования цен( тарифов) экспертное заключение Министерства (л.д.84) не содержит анализа и выводов относительно непропорционального распределения необходимой валовой выручки организации по полугодиям, вследствие чего не представляется возможным сделать вывод о том, что такое распределение НВВ повлекло установление тарифов на тепловую энергию в экономически обоснованных размерах.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание отдельных положений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части, может быть возложена судом на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, в случае выявления недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений в связи с отменой оспариваемого акта.

При этом в силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выводы суда, изложенные в решении по делу об оспаривании нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, подлежат учету органом, на который возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.

Принимая во внимание, что признание недействующим постановления в оспариваемой части приводит к ненадлежащему урегулированию данных отношений на ответчика в силу его компетенции, закрепленной законом, следует возложить обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180,215,216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия Приложения 1,2 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 18 мая 2020 года № 29-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (Александровский муниципальный округ).

Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность принять в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим в части.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение суда может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись