ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 апреля 2019 года № 3а-191/2019
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мещеряковой Н.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю.,
при секретаре Гайдуковой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вологодского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» об оспаривании в части нормативных правовых актов,
установил:
распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области (далее также Департамент) от 23 декабря 2015 года № 2066-р определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее также Перечень) (т. 1, л.д. 18, 19-21).
Данное распоряжение подписано исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещено на официальном сайте Департамента, направлено в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области.
В названный Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены:
под номером 4873 нежилое помещение с кадастровым номером №..., общей площадью 12,1 кв.м., назначение нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, подвал, принадлежащее на праве общей долевой собственности Вологодскому региональному отделению Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (далее ВРО ВТОО «Союз художников России»), Серову Е.В., Вронскому Ю.Р., Бодунову А.В., обществу с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», Шумских Л.В., Хмелю В.А.;
под номером 4907 нежилое помещение с кадастровым номером №..., общей площадью 67,6 кв.м., назначение нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве общей долевой собственности ВРО ВТОО «Союз художников России», обществу с ограниченной ответственностью «Институт «Вологдаинжпроект», Бодунову А.В., обществу с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», Хмелю В.А.;
под номером 4908 нежилое помещение с кадастровым номером №..., общей площадью 113,6 кв.м., назначение нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, подвал, принадлежащее на праве общей долевой собственности ВРО ВТОО «Союз художников России», Серову Е.В., Вронскому Ю.Р., обществу с ограниченной ответственностью «ОПМ «Парма», обществу с ограниченной ответственностью «Институт «Вологдаинжпроект», Бодунову А.В., обществу с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», Шумских Л.В., Хмелю В.А.;
под номером 4909 нежилое помещение с кадастровым номером №..., общей площадью 223,8 кв.м., назначение нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве общей долевой собственности ВРО ВТОО «Союз художников России», Бодунову А.В., обществу с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», Хмелю В.А.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года № 83-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (т. 1, л.д. 22, 23-25).
Данный приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном сайте Департамента, опубликован в газете «Красный Север» №№ 134, 137, 139 за 2016 год, направлен в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области.
В названный Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены:
под номером 4221 нежилое помещение с кадастровым номером №...;
под номером 4255 нежилое помещение с кадастровым номером №...
под номером 4256 нежилое помещение с кадастровым номером №...;
под номером 4257 нежилое помещение с кадастровым номером №....
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 63-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (т. 1, л.д. 26, 27-28).
Данный приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном сайте Департамента, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 25 ноября 2017 года, направлен в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области.
В названный Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены:
под номером 3915 нежилое помещение с кадастровым номером №...;
под номером 3945 нежилое помещение с кадастровым номером №...;
под номером 3946 нежилое помещение с кадастровым номером №...;
под номером 3947 нежилое помещение с кадастровым номером №...;
под номером 3955 нежилое помещение с кадастровым номером №..., общей площадью 364,5 кв.м., назначение нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ВРО ВТОО «Союз художников России».
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (т. 1, л.д. 29, 30).
Данный приказ подписан начальником Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном сайте Департамента, направлен в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области.
В названный Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены:
под номером 3982 нежилое помещение с кадастровым номером №...;
под номером 4012 нежилое помещение с кадастровым номером №...;
под номером 4013 нежилое помещение с кадастровым номером №...;
под номером 4014 нежилое помещение с кадастровым номером №...;
под номером 4022 нежилое помещение с кадастровым номером №....
ВРО ВТОО «Союз художников России», являясь сособственником вышеуказанных нежилых помещений, обратилось в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими данных Перечней в части включения в них принадлежащих ему на праве собственности и на праве общей долевой собственности объектов недвижимого имущества, ссылаясь на противоречие указанных Перечней в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду того, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что подтверждается справками Департамента имущественных отношений Вологодской области, составленными по результатам осмотра помещений. Здание, в котором расположены принадлежащие административному истцу объекты недвижимости, строилось как многофункциональный центр по обслуживанию населения, а не как торговый центр.
Неправомерное включение, по утверждению административного истца, принадлежащих ему нежилых помещений в Перечни возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Полагая ошибочным внесение указанных нежилых помещений в соответствующие Перечни, ВРО ВТОО «Союз художников России» обратилось к административному ответчику с заявлением об их исключении, однако письмом от 02 октября 2018 года № 34-8823/18 Департамент отказал административному истцу в исключении помещений из Перечней, что и послужило основанием для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В судебном заседании представитель административного истца ВРО ВТОО «Союз художников России» по доверенности Рыжкова Н.М. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Матросова И.С. возражала относительно удовлетворения административных исковых требований, пояснив, что здание, в котором расположены принадлежащие административному истцу объекты недвижимости, фактически является торговым центром.
Представители заинтересованных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Вологодской области, Администрации города Вологды в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителей.
Заинтересованные лица Бодунов А.В., Хмель В.А., Серов Е.В., Вронский Ю.Р., Шумских Л.В. и представители заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», общества с ограниченной ответственностью «ОПМ «Парма», общества с ограниченной ответственностью «Институт «Вологдаинжпроект» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Свидетель Д.Е.Н. в судебном заседании показала, что является художником, состоит в ВРО ВТОО «Союз художников России» с 1995 года. В 2008 году Союзом художников ей и ещё 9 художникам были предоставлены под мастерские помещения, расположенные на третьем этаже здания по адресу: <адрес>. С указанного времени данные помещения используются исключительно в качестве творческих мастерских художниками-членами Союза. Какая-либо предпринимательская деятельность в творческих мастерских не ведётся, художники занимаются только творческой деятельностью.
Свидетель К.В.Н. в судебном заседании дал аналогичные показания.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., полагавшей административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.
Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу требований части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из приведённых положений закона следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Как следует из части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, административный истец ВРО ВТОО «Союз художников России» является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером №... (т. 1, л.д. 16, 124-126), а также наряду с заинтересованными лицами Бодуновым А.В., Хмелем В.А., Серовым Е.В., Вронским Ю.Р., Шумских Л.В., обществом с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», обществом с ограниченной ответственностью «ОПМ «Парма», обществом с ограниченной ответственностью «Институт «Вологдаинжпроект» сособственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №..., №..., №... и №... (т. 1, л.д. 13, 14, 15, 17, 102-106, 107-112, 113-117, 118-123).
Вышеназванные объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... и №... расположены в здании с кадастровым номером №..., общей площадью 14643,1 кв.м., назначение: нежилое здание; наименование: многофункциональный центр, 5-этажное, в том числе 1 подземный этаж, инвентарный №..., адрес: <адрес> (т. 2, л.д. 219-220).
Указанные нежилые помещения включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016, 2017, 2018 и 2019 годы. При этом, как следует из содержания названных Перечней, здание с кадастровым номером №... в Перечни не включено.
Таким образом, ВРО ВТОО «Союз художников России» является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми им нормативными правовыми актами, а значит, обладает правовой заинтересованностью в исключении принадлежащих ему на праве собственности и на праве общей долевой собственности объектов недвижимости из соответствующих Перечней, поскольку является плательщиком налога на имущество организаций.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный истец, полагающий, что включение в оспариваемые им Перечни принадлежащих ему на праве собственности и на праве общей долевой собственности нежилых помещений не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Анализируя содержание оспариваемых актов, суд приходит к выводу, что они отвечают признакам нормативного правового акта, поскольку обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и направлены на урегулирование общественных отношений.
Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом.
Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 372 НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3786-ОЗ «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» и об отмене закона области «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» закон Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» дополнен статьёй 1(1), которой установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта.
Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации – Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
В соответствии со статьёй 1.4. Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждён постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года № 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области, и земельных отношений.
Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ (в редакции от 28 октября 2015 года) «О нормативных правовых актах Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года № 83-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 63-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Названные Перечни размещены на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области, опубликованы в газете «Красный Север», направлены в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом нормативные правовый акты об утверждении Перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016, 2017, 2018 и 2019 годы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции. Вместе с тем, распоряжение от 23 декабря 2015 года № 2066-р принято с нарушением формы, в которой государственный орган исполнительной власти – Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативный правовой акт.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, суд приходит к выводу, что способ опубликования оспариваемых распоряжения и приказов Департамента имущественных отношений Вологодской области – опубликование в газете «Красный Север», размещение на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской – области позволил обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают оспариваемые нормативные правовые акты, возможность ознакомиться с их содержанием.
Проверяя данные распоряжение и приказы в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признаётся недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесённое в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Статьёй 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ, действующей на дату принятия распоряжения от 23 декабря 2015 года № 2066-р и приказа от 24 ноября 2016 года № 83-н) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов имущества, в том числе:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ, действующей на дату принятия приказов от 22 ноября 2017 года № 63-н и от 20 ноября 2018 года № 67-н) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, в том числе:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
в соответствии с редакцией данного абзаца подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ, действующей на дату принятия распоряжения от 23 декабря 2015 года № 2066-р и приказа от 24 ноября 2016 года № 83-н, здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
в соответствии с редакцией данного абзаца подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2НК РФ от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ, действующей на дату принятия приказов от 22 ноября 2017 года № 63-н и от 20 ноября 2018 года № 67-н, здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из содержания пункта 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
Как установлено в ходе рассмотрения административного дела, постановлением Главы города Вологды от 03 февраля 2006 года № 349 (в редакции постановления от 15 сентября 2006 года № 3751) обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» предоставлены в аренду на срок 2 года земельные участки из земель поселений по улице <адрес> площадью 4648 кв.м. и 7205 кв.м. для строительства здания многофункционального центра по обслуживанию населения и здания трансформаторной подстанции (т. 1, л.д. 231-232, 228).
21 февраля 2006 года обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» выдано разрешение на строительство № 13, в соответствии с которым Отдел строительства Администрации города Вологды разрешает строительство многофункционального центра по облуживанию населения (т. 1, л.д. 234).
21 июля 2007 года взамен разрешения на строительство № 13 от 21 февраля 2006 года обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» выдано разрешение на строительство № 003 209-170, в соответствии с которым Администрация города Вологды разрешает строительство здания многофункционального торгового центра по обслуживанию населения и здания трансформаторной подстанции (т. 1, л.д. 235).
В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 09 января 2008 года № 003 209-1 Администрация города Вологды разрешает ввод в эксплуатацию построенного здания многофункционального центра по обслуживанию населения, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 240-241).
24 ноября 2011 года указанному зданию присвоен кадастровый №.... В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26 апреля 2019 года №... здание с кадастровым номером №... имеет наименование «многофункциональный центр», назначение: нежилое здание (т. 2, л.д. 219-220).
Указанное здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами №... и №....
Земельный участок с кадастровым номером №..., общей площадью 4648+/-24 кв.м. относится к категории земель «земли населённых пунктов», виды разрешённого использования – для строительства здания многофункционального центра по обслуживанию населения и здания трансформаторной подстанции (т. 2, л.д. 127-129).
Земельный участок с кадастровым номером №..., общей площадью 7205+/-30 кв.м. также относится к категории земель «земли населённых пунктов», виды разрешённого использования – для строительства здания многофункционального центра по обслуживанию населения и здания трансформаторной подстанции (т. 2, л.д. 130-132).
Таким образом, здание с кадастровым номером №... расположено на земельных участках, виды разрешённого использования которых не предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; в соответствии с разрешённым использованием и со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, здание не предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Обосновывая включение принадлежащих административному истцу на праве собственности и на праве общей долевой собственности нежилых помещений с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... и №... в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административный ответчик указал, что данные помещения расположены в здании, являющимся торговым центром, в связи с чем подлежат включению в Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 378.2 НК РФ.
В качестве доказательства данного утверждения представителем административного ответчика представлены справка об осмотре объектов недвижимости от 17 апреля 2019 года, которая содержит три фотографии с изображением здания и торгового помещения без указания его кадастрового номера и принадлежности (т. 2, л.д. 163-164), а также копии экспликации к поэтажному плану здания, в соответствии с которой часть помещений, расположенных в подвале и на первом этаже здания многофункционального центра по адресу: <адрес>, имеют назначение торговое (т. 2, л.д. 166-203).
В то же время административным ответчиком не представлено сведений о том, какую площадь здания с кадастровым номером №... в процентном соотношении занимают объекты недвижимости, используемые для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Учитывая, что здание с кадастровым номером №... как объект недвижимости не включено в оспариваемые Перечни, суд признаёт довод представителя административного ответчика об отнесении спорных объектов недвижимости к помещениям, расположенным в торговом центре и подлежащими включению в Перечни по данному основанию, несостоятельным.
Как следует из Перечней, утверждённых оспариваемыми распоряжением и приказами Департамента имущественных отношений Вологодской области, в них включены часть нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: <адрес>, в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах при решении вопроса о соответствии принадлежащих административному истцу на праве собственности и на праве общей долевой собственности нежилых помещений критериям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, необходимо установить вид фактического использования указанных объектов недвижимости.
Как следует из справок об осмотре объектов недвижимости от 27 июля 2018 года, составленных в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённым постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046, нежилое помещение с кадастровым номером №..., принадлежащее на праве собственности ВРО ВТОО «Союз художников России», используется для размещения мастерских художников, фотохудожников; нежилое помещение с кадастровым номером №... используется для размещения электрощитовой; нежилое помещение с кадастровым номером №... используется для размещения инженерных коммуникаций; нежилые помещения с кадастровыми номерами №... и №... используются как лестничные площадки, коридоры.
Из представленных административным истцом фотографий и показаний свидетелей Д.Е.Н. и К.В.Н., допрошенных в ходе рассмотрения административного дела, также следует, что нежилое помещение с кадастровым номером №... используется исключительно для размещения мастерских художников и фотохудожников, занимающихся в данных помещениях творческой деятельностью. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что нежилое помещение с кадастровым номером №... не отвечает установленным законом критериям для отнесения его к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Таким образом, приказы Департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 63-н и от 20 ноября 2018 года № 67-н, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 и 2019 годы, в части включения в указанные Перечни объекта недвижимости с кадастровым номером №... противоречат статье 378.2 НК РФ, в связи с чем административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 и 2019 годы), признание отдельных их положений недействующими с момента принятия нормативных актов будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объёме.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 5 Закона Вологодской области от 02 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете «Красный Север» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В то же время судом не установлено оснований для удовлетворения остальной части административных исковых требований.
Как следует из материалов дела, ВРО ВТОО «Союз художников России» является одним из собственников нежилых помещений с кадастровыми номерами №..., №..., №... и №....
Так, нежилое помещение с кадастровым номером №... принадлежит на праве общей долевой собственности ВРО ВТОО «Союз художников России», Серову Е.В., Вронскому Ю.Р., Бодунову А.В., обществу с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», Шумских Л.В., Хмелю В.А.
Нежилое помещение с кадастровым номером №... принадлежит на праве общей долевой собственности ВРО ВТОО «Союз художников России», обществу с ограниченной ответственностью «Институт «Вологдаинжпроект», Бодунову А.В., обществу с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», Хмелю В.А.
Нежилое помещение с кадастровым номером №... принадлежит на праве общей долевой собственности ВРО ВТОО «Союз художников России», Серову Е.В., Вронскому Ю.Р., обществу с ограниченной ответственностью «ОПМ «Парма», обществу с ограниченной ответственностью «Институт «Вологдаинжпроект», Бодунову А.В., обществу с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», Шумских Л.В., Хмелю В.А.
Нежилое помещение с кадастровым номером №... принадлежит на праве общей долевой собственности ВРО ВТОО «Союз художников России», Бодунову А.В., обществу с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», Хмелю В.А.
Как следует из объяснений представителя административного истца и материалов дела, нежилые помещения с кадастровыми номерами №... и №... используются как лестничные площадки, коридоры и предназначены для обслуживания нежилых помещений, расположенных на 3 этаже здания по адресу: <адрес>, на котором находятся не только принадлежащее административному истцу помещение мастерских, но и иные нежилые помещения, принадлежащие заинтересованным лицам.
Так, в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости на 3 этаже здания по адресу: <адрес>, расположены нежилое помещение с кадастровым номером №..., принадлежащее на праве собственности Хмелю В.А. (т. 2, л.д. 141-143), нежилое помещение с кадастровым номером №..., принадлежащее на праве общей долевой собственности Бодунову А.В., обществу с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», Хмелю В.А. (т. 2, л.д. 147-150)
Названные помещения включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год под пунктами 4839, 4865 (т. 2, л.д. 156), на 2017 год под пунктами 4187, 4213 (т. 2, л.д. 158), на 2018 год под пунктами 3879, 3905 (т. 2, л.д. 160), на 2019 год под пунктами 3946, 3972 (т. 2, л.д. 218). Собственники данных объектов недвижимости ни в административном, ни в судебном порядке не оспорили включение нежилых помещений в Перечни. Следовательно, указанные помещения отвечают критериям, установленным статьёй 378.2 НК РФ.
В связи с изложенным, нежилые помещения (лестницы) с кадастровыми номерами №... и №..., предназначенные для обслуживания помещений, в том числе с кадастровыми номерами №... и №..., включёнными в Перечни, обоснованно отнесены к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Более того, нежилые помещения с кадастровыми номерами №... и №... находятся в общей долевой собственности. Действующим законодательством не предусмотрена возможность исключения из Перечня доли имущества.
Нежилое помещение с кадастровым номером №... принадлежит на праве общей долевой собственности ВРО ВТОО «Союз художников России», Серову Е.В., Вронскому Ю.Р., Бодунову А.В., обществу с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», Шумских Л.В., Хмелю В.А., нежилое помещение с кадастровым номером №... принадлежит на праве общей долевой собственности ВРО ВТОО «Союз художников России», Серову Е.В., Вронскому Ю.Р., обществу с ограниченной ответственностью «ОПМ «Парма», обществу с ограниченной ответственностью «Институт «Вологдаинжпроект», Бодунову А.В., обществу с ограниченной ответственностью «Геоизыскания», Шумских Л.В., Хмелю В.А.
Как следует из объяснений представителя административного истца и материалов дела, названные нежилые помещения расположены в подвале здания по адресу: <адрес>, используются для размещения электрощитовой и инженерных коммуникаций и предназначены для обслуживания всех помещений зданий, в том числе отвечающих критериям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ и включенных в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
С учётом изложенного, оснований для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов в части включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016, 2017, 2018 и 2019 годы объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №... и №... не имеется.
Административный истец просит также взыскать с Департамента имущественных отношений Вологодской области в его пользу судебные расходы в размере 4 500 рублей, понесённые в связи с уплатой государственной пошлины при подаче административного иска в суд.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Статьёй 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ государственная пошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов для организаций уплачивается в размере 4 500 рублей.
С учётом того, что главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос о судебных расходах разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при подаче административного искового заявления в суд ВРО ВТОО «Союз художников России» уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 01 февраля 2019 года № 50 (т. 1, л.д. 7).
Поскольку административные исковые требования ВРО ВТОО «Союз художников России» подлежат частичному удовлетворению, то есть решение состоялось в пользу административного истца, судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика – Департамента имущественных отношений Вологодской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Вологодского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» удовлетворить частично.
Признать недействующим пункт 3955 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года № 63-н «О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», со дня его принятия.
Признать недействующим пункт 4022 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н «О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», со дня его принятия.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Вологодской области в пользу Вологодского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» судебные расходы по административном делу № 3а-191/2019 в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Вологодской области газете «Красный Север» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Мещерякова
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2019 года.