Дело № 3а-191/2021 73OS0000-01-2021-000214-65 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 ноября 2021 года город Ульяновск Ульяновский областной суд в составе: судьи Трифоновой Т.П., при секретаре Кезиной О.А., с участием прокурора Данилова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» о признании недействующими пунктов 3999, 4000, 4001, 4002, 4025 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пунктов 3395, 3396, 3397, 3398, 3416 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пунктов 5319, 5320, 5322, 5323, 5339 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, у с т а н о в и л: Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020 и 2021 годы соответственно. Перечни являются приложениями к приказам. Акционерное общество «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» (далее также АО «ЧМПЗ») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими: с 1 января 2019 года пунктов 3999, 4000, 4001, 4002, 4025 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; с 1 января 2020 года пунктов 3395, 3396, 3397, 3398, 3416 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года; с 1 января 2021 года - пунктов 5319, 5320, 5322, 5323, 5339 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года. В обоснование заявленных требований АО «ЧМПЗ» указало на то, что является собственником зданий, расположенных в г.*** по ***, площадью 3875,75 кв.м, кадастровый номер ***; площадью 251,02 кв.м, кадастровый номер ***; площадью 1718,69 кв.м, кадастровый номер ***; площадью 1731,21 кв.м, кадастровый номер ***; площадью 14753,76 кв.м, кадастровый номер ***. Данные здания составляют единый производственный комплекс мясоперерабатывающего завода, где выпускается колбасная и мясная продукция. Указанные здания включены в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020 и 2021 годы. Вместе с тем указанные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение принадлежащих обществу зданий в перечни нарушает права и законные интересы общества, поскольку приводит к возложению на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере. Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области. В судебное заседание представитель истца не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Настаивал на рассмотрении дела по существу, поскольку Приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 28 октября 2021 года № 197-ПР, которым были внесены изменения в оспариваемые истцом приказы путем исключения из них принадлежащих истцу зданий, не предусматривает применение его на прошлое время и не может служить основанием для уточнения налога на имущество организации. При этом указал, что налог на имущество за 2019, 2020 год и девять месяцев 2021 года был уплачен обществом из кадастровой стоимости зданий. Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В возражениях на иск указал на то, что 7 октября 2021 года комиссией по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, принято решение о несоответствии принадлежащих истцу объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, расположенных по *** в г.***, требованиям, установленным ст. 378.2 НК РФ. В связи с этим Приказом Министерства от 28 октября 2021 года № 197-пр «О внесении изменений в приказы Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2017 года № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 года» от 27.11.2018 № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая аза определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», приказы Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 27.11.2019 № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», от 11.11.2020 № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», которым вышеуказанные объекты исключены из оспариваемых истцом перечней. Приказ опубликован 28.10.2021 на сайте http://pravo.gov.ru/, являющимся официальным источником опубликования нормативных правовых актов, под номером 3701202110280003. В силу закона Ульяновской области от 29.11.2005 № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» приказ № 197-пр вступил в законную силу 29.10.2021. Поскольку оспариваемые истцом нормативные правовые акты перестали нарушать права истца, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражениях на иск указал на то, что в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 12 апреля 2019 года № 26 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов губернатора Ульяновской области» Агентство госимущества с 1 июля 2019 года упраздняется с передачей функций иным исполнительным органам государственной власти Ульяновской области. На настоящий момент Агентство госимущества находится в стадии ликвидации. С 1 января 2019 года вопросы формирования и утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 1 января каждого года, определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ, относятся к компетенции Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области. Учитывая, что неявка участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела и просивших о рассмотрении дела в свое отсутствие, не является препятствием для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здания по адресу: г.***, ***, заслушавзаключение прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Данилова Е.В. об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области). Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов. В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ. В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 88 от 29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru. Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года) утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области. В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень). Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020 и 2021 годы. Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru. Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 87 от 24 ноября 2020 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru. Пунктами 3999, 4000, 4001, 4002, 4025 Перечня, утвержденного приказом № 167-ПОД, пунктами 3395, 3396, 3397, 3398, 3416 Перечня, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр, пунктами 5319, 5320, 5322, 5323, 5339 Перечня, утвержденного Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020 и 2021 годы, включены принадлежащие истцу здания, расположенные по адресу: г.***, ***: - с кадастровым номером *** (пункт 3999 приказа № 167-ПОД, пункт 3395 приказа 192-пр, пункт 5319 приказа № 245-пр), - с кадастровым номером *** (пункт 4000 приказа № 167-ПОД, пункт 3396 приказа № 192-пр, пункт 5320 приказа № 192-пр), - с кадастровым номером *** (пункт 4001 приказа № 167-ПОД, пункт 3397 приказа № 192-пр, пункт 5322 приказа № 245-пр), - с кадастровым номером *** (пункт 4002 приказа № 167-ПОД, пункт 3398 приказа № 192-пр, пункт 5323 приказа № 245-пр), - с кадастровым номером *** (пункт 4025 приказа № 167-ПОД, пункт 3416 приказа № 192-пр, пункт 5339 приказа № 245-пр). Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования. Вместе с тем суд не может согласиться с правомерностью включения вышеперечисленных объектов недвижимости в перечни, поскольку они не соответствуют критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 374 НК РФ недвижимое имущество, находящееся в собственности организации, является объектом налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 375 налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса. Согласно пункту 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них. Согласно пунктам 3 и 4 указанной статьи административно-деловым или торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Пунктам 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками. Согласно ст. 1.1 указанного закона на территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров. В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость. Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации. По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня. В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4). При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5). В ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» является собственником зданий: - с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 3875,8 кв.м, назначение – нежилое здание, - с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 251 кв.м, назначение- нежилое здание, - с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 1778,7 кв.м, назначение - нежилое здание, - с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 1732,2 кв.м, назначение - нежилое здание, - с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 14753,8 кв.м, назначение – нежилое здание. С учетом позиции ответчика данные здания были включены в перечни исходя из их назначения – «нежилые здания». Суд не может согласиться с правомерностью включения зданий в перечни недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость. Назначение зданий – «нежилое» однозначно не свидетельствует о том, что здание предназначено для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Все указанные здания расположены на земельном участке кадастровым номером ***, вид разрешенного использования – под производством, который также не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Документы технической инвентаризации зданий, расположенных по адресу: ***, также не подтверждают, что здания с учетом экспликации находящихся в них помещений, предназначены для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическое обследование зданий на момент включения их в перечни, не производилось, в связи с чем отсутствуют основания говорить о том, что принадлежащие истцу здания фактически используются в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При таких обстоятельствах включение указанных зданий в перечни является необоснованным. Вывод суда о необоснованности включения принадлежащих истцу зданий в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019, 2020 и 2921 годы, подтверждается также и тем, что 7 октября 2021 года комиссией по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, принято решение о несоответствии принадлежащих истцу объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** ***, расположенных по *** в г.***, требованиям, установленным ст. 378.2 НК РФ. В связи с этим Приказом Министерства от 28 октября 2021 года № 197-пр «О внесении изменений в приказы Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2017 года № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 года» от 27.11.2018 № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая аза определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», приказы Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 27.11.2019 № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», от 11.11.2020 № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», которым вышеуказанные объекты исключены их оспариваемых истцом перечней. Вместе с тем суд не может согласиться с позиций Министерства о том, что в результате издания вышеприведенного приказа оспариваемые истцом нормативные правовые акты перестали нарушать его права, в связи с чем в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать. В соответствии со ст. 214 КАС РФ суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. В данном случае оснований говорить о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты перестали нарушать его права, не имеется. В соответствии с вышеприведенным законодательством перечни утверждаются уполномоченным орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода и действуют в течение указанного налогового периода, то ест в течение года, на который они утверждены. В период действия указанных нормативных правовых актов – 2019, 2020 и девять месяцев 2021 года, оспариваемые нормативные правовые акты применялись к истцу, налог был уплачен истцом исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, о чем суду представлены соответствующие документы. Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 года № 7-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»). В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО (ред. от 02.10.2020) «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области», если иное не предусмотрено частями 3 - 4 настоящей статьи, нормативные правовые акты Губернатора Ульяновской области, Законодательного Собрания Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, органов исполнительной власти Ульяновской области вступают в силу одновременно на всей территории Ульяновской области в сроки, установленные этими актами, но не ранее дня, следующего за днем их официального опубликования. В силу пункта 5 статьи 4 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. В данном случае принятый Министерством приказ от 28 октября 2021 года № 197-пр был опубликован 29 октября 2021 года, таким образом, вступил в законную силу с указанной даты. Указание на распространение действия приказа на прошлое время, в тексте документа отсутствует. В соответствии со статьями 103, 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине. При этом указанные расходы подлежат взысканию в полном объеме с Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года), именно Министерство с 1 января 2019 года является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, в чьи полномочия входит определение на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (подпункт «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения о Министерстве). Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на основании Указа Губернатора Ульяновской области от 12 апреля 2019 года № 26 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Губернатора Ульяновской области» упразднено. Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административный иск акционерного общества «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» удовлетворить. Признать недействующими со дня принятия: - пункты 3999, 4000, 4001, 4002, 4025 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, - пункты 3395, 3396, 3397, 3398, 3416 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года; - пункты 5319, 5320, 5322, 5323, 5339 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года. Взыскать с Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в пользу акционерного общества «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» расходы по госпошлине в сумме 4500 руб. Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда». Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме. Судья Трифонова Т.П. |