ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-191/2021 от 30.08.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 780S0000-01-2021-000821-59

Дело № 3а-191/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

30 августа 2021 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

судьи Витушкиной Е.А.,

при секретаре Яцкевич Т.В.

с участием прокурора Агапкиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСЖ «Р -14» о признании недействующим нормативного правового акта,

установил:

Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 252-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2019-2023 годы" установлены тарифы в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2019-2023 годы (далее – Распоряжение, оспариваемый акт).

В указанное Распоряжение внесены изменения Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2020 N 257-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 252-р", в том числе Распоряжение дополнено приложением 6.2, устанавливающим льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2021 год, в виде одноставочного тарифа с учетом стоимости теплоносителя на первое полугодие 2021 года в размере 1 818,29 руб. за Гкал с НДС, на второе полугодие 2021 года в размере 1 880,11 руб. за Гкал с НДС, которые распространяются на группы лиц, определенные Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга".

Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 25.12.2020.

ТСЖ «Р-14» (далее – ТСЖ «Российский-14») обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать Приложение 6.2 к Распоряжению недействующим с даты принятия, ссылаясь на то, что является исполнителем коммунальных услуг в отношении жилого многоквартирного дома, в целях оказания коммунальной услуги по отоплению гражданам, проживающим в многоквартирном доме, административный истец заключил договор теплоснабжения в горячей воде с ГУП «ТЭК СПБ», который применяет установленный Приложением 6.2 к оспариваемому акту тариф на тепловую энергию. Административный истец полагает, что оспариваемые положения противоречат Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методическим указаниям по расчету регyлируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, нарушают законные права и интересы всей льготной группы потребителей, определенной Законом Санкт-Петербурга от 2З.03.2016 № 111-17, поскольку установление тарифа на тепловую энергию с учетом стоимости теплоносителя (стоимости холодной воды для целей горячего водоснабжения) не предусмотрено действующим законодательством.

Представитель административного истца С В.О. в суд явилась, поддержала заявленные требования, указала также на то, что установленные оспариваемым актом тарифы на тепловую энергию являются экономически необоснованными.

Представители Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) В А.А., Б И.И. в суд явились, представили возражения на исковые требования, согласно которым установленные льготные тарифы рассчитаны путем индексации ранее действовавшего льготного тарифа на величину, которая позволяет уложиться в установленный для Санкт-Петербурга на соответствующий период предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с учетом требований статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица ГУП «ТЭК СПб» Ш К.С. в суд явился, выразил несогласие с административным иском, полагая, что оспариваемый льготный тариф установлен в соответствии с требованиями законодательства.

Представитель заинтересованного лица Жилищного комитета Санкт-Петербурга в суд не явился, о слушании дела извещен, позиции по делу суду не представил.

Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего Распоряжение подлежащим признанию недействующим со дня его принятия, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен в сфере теплоснабжения), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении, Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее – Методические указания).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют полномочия по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Органом исполнительной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов), которому переданы полномочия по установлению соответствующих тарифов, является Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, действующий на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346 «О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга».

Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, опубликован в порядке, установленном пунктом 1.3 Порядка официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 N 865.

В части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении определены основные принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, к которым пунктом 2 этой нормы отнесено обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, что предполагает установление в сфере теплоснабжения экономически обоснованных тарифов.

В соответствии с частью 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации устанавливаются льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Лица, имеющие право на льготы в виде льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга (далее - льготные тарифы), основания для предоставления указанных льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций определены в Законе Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" (далее – Закон № 111-17).

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона № 111-17 льготные тарифы устанавливаются решением уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга в случае, если изменение размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанного с учетом экономически обоснованного уровня тарифов, превышает индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Указанные основания установления льготных тарифов обусловлены требованиями частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая не допускает повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденных высших должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), установленных на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования предельных индексов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (далее - Основы формирования индексов) и предусматривает формирование предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги не по отдельной коммунальной услуге, а в целом по набору коммунальных услуг, определяемому в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, принцип формирования льготных тарифов на соответствующий коммунальный ресурс, в том числе, на тепловую энергию, отличается от общего принципа формирования экономически обоснованных тарифов, который может быть оценен с точки зрения обоснованности включения отельных компонентов и статей затрат; размер льготного тарифа на тепловую энергию рассчитывается не на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, как определено пунктом 22 Основ ценообразования, а определяется в соответствии с Основами формирования индексов в размере, при котором отношение размера платы граждан за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года не превышает установленный предельный индекс.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 2827-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Санкт-Петербургу по полугодиям 2021 года, в пределах которых постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 23.01.2019 № 6-пг «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Санкт-Петербурге на период 2019-2023 годов» утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Санкт-Петербурга по полугодиям 2021 года

В соответствии с пунктом 52 Правил регулирования цен в сфере теплоснабжения установление для отельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется в соответствии с общим порядком открытия дел об установления цен (тарифов). В силу примечания к приложению № 1 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 года № 163, при наличии льготных групп потребителей, в отношении которых законодательно установлено право на льготы, льготные тарифы устанавливаются отдельно согласно приложения к форме со ссылкой на соответствующий закон.

Из представленных административным ответчиком материалов следует, что приказом Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.06.2020 № 123 открыто дело о пересмотре тарифов ГУП «ТЭК СПБ» в сфере теплоснабжения на 2021 год, в рамках которого административным ответчиком проведен анализ экономической обоснованности расходов и прибыли, формирующих тарифы ГУП «ТЭК СПб» в сфере теплоснабжения, осуществлен расчет экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки формирующей тарифы ТСО в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга на 2021 год, расчет экономически обоснованных тарифов ТСО в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга на 2021 год, установлено, что указанные тарифы приводят к превышению индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Санкт-Петербурге (т.1 л.д.169-243, т.2 л.д.1-54, 79-80), в связи с чем определен оспариваемый льготный тариф с учетом вышеуказанных предельных индексов, что соответствует вышеприведенным требованиям законодательства.

Следует отметить, что аналогичный размер льготных тарифов установлен для других ресурсоснабжающих организаций на территории Санкт-Петербурга распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 17.12.2018 № 243-р, от 11.12.2020 № 225-р, от 19.12.2018 № 199-р, от 19.12.2018 № 259-р.

Доводы административного истца о необоснованном размере тарифа на тепловую энергию для населения, установленного в иных приложениях к оспариваемому нормативному правовому акту, неправильном определения необходимой валовой выручки ГУП «ТЭК СПб» на 2021 года не могут быть оценены судом в рамках заявленных требований, в принятии административного искового заявления в части оспаривания этих положений, судом в рамках рассмотрения настоящего административного дела, отказано в связи с одновременным изменением административным истцом при этом предмета и оснований заявленных требований.

Оценивая доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений пункту 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, суд принимает во внимание, что эти положения утратили силу на основании приказа ФАС России от 14.09.2020 N 836/20

Согласно части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.

Пунктом 23 Основ ценообразования установлено, что тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования, могут быть дифференцированы по различным параметрам, в том числе, с учетом схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям, подключение к центральному тепловому пункту, подключение к индивидуальному тепловому пункту) (подпункт «г»)

Пунктом 108 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, на которые ссылается административный истец, установлено, что расчет тарифов на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника тепловой энергии, основывается на полном возврате теплоносителя на источник тепловой энергии.

Вместе с тем, указанные положения в силу пункта 106 этого же правового акта относятся к случаям поставки тепловой энергии теплоснабжающих организаций с коллекторов источников (источника) тепловой энергии, в то время как, в рассматриваемом случае поставка тепловой энергии осуществляется по принадлежащим теплоснабжающей организации сетям, что предусматривает помимо продажи самого ресурса также его передачу производящим поставляющий ресурс лицом по собственным сетям, и предполагает учет в конечном тарифе для потребителей расходов на такую передачу.

Следует учитывать, что пунктом 32 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, при этом пункт 33 этих же Основ ценообразования относит к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку, в том числе, расходы на сырье и материалы, прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодную воду, теплоноситель.

В связи с чем суд полагает правильной позицию Комитета о том, что при формировании экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей в тариф, в том числе, включаются расходы на воду и теплоноситель, что свидетельствует об обоснованном установлении оспариваемого льготного тарифа с учетом стоимости теплоносителя.

Таким образом, принимая во внимание, что Распоряжение принято с соблюдением установленной процедуры, оспариваемые положения не противоречат нормам законодательства в сфере тарифного регулирования, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

ТСЖ «Р -14» в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим Приложения 6.2 к Распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 252-р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» на территории Санкт-Петербурга на 2019-2023 года», в редакции, изложенной распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2020 № 257-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 252-р» - отказать.

Обязать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Администрации Санкт-Петербурга сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья Е.А.Витушкина