РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 декабря 2017 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Г., при секретаре Седых М.А., с участием представителя административного истца администрации Ангарского городского округа ФИО2, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-192/2017 по административному исковому заявлению администрации Ангарского городского округа к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Ангарского городского округа обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 5304702 руб.
В обоснование иска указано, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в Ангарском городском муниципальном образовании, передан в пользование по договору аренды ООО «...». Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена в размере 3775000 руб. решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 19 января 2017 года №1.84, куда обратился арендатор земельного участка ООО «...». Полагает, что установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости земельного участка, чем нарушены права муниципального образования, поскольку влечет уплату необоснованно заниженной арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Определением Иркутского областного суда от 16 октября 2017 года в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области.
Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности от <...>№, в судебном заседании поддержал административные исковые требования администрации Ангарского городского округа. Пояснил, что в адрес администрации, мэра Ангарского городского округа комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области было направлено уведомление о том, что 19 января 2017 года состоялось заседание комиссии по вопросу рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, принято решение об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере 3775000 руб. Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 19 января 2017 года №1.84 административным истцом своевременно не оспорено. Административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка, однако, заявление не принято к рассмотрению. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 5304702 руб., обязать внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной 5304702 руб.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (Управление Росреестра по Иркутской области) ФИО1, действующая на основании доверенности от <...>№, в судебном заседании административные исковые требования не признала. Указала, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области решением от 19 января 2017 года №1.84 установила кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной на основании заявления ООО «...» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Административный истец был уведомлен письмом от <...>№ о проведении заседания комиссии и имел возможность представить свои возражения, но не воспользовался предоставленным ему правом. Полагает, что административный истец избрал ненадлежащий способ защиты права. Согласно ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Кадастровая стоимость, определенная в результате проведения государственной кадастровой оценки, в размере рыночной стоимости может быть установлена по решению суда либо на основании решения комиссии. Комиссия уже установила кадастровую стоимость в размере рыночной. Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривает в такой ситуации возможность обжалования решения комиссии в установленном порядке. Административный истец, не согласившись с решением комиссии и установленной кадастровой стоимостью объекта недвижимости, пытается косвенно обжаловать действия комиссии посредством повторного установления в судебном порядке кадастровой стоимости на основании определенной им рыночной стоимости земельного участка, однако, такой способ защиты не предусмотрен действующим законодательством.
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») ФИО3, действующая на основании доверенности от <...>№, в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения и заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФГБУ «ФКП Росреестра». Полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не может выступать по настоящему делу в качестве административного ответчика. Указала, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была внесена в государственный кадастр недвижимости 28 ноября 2013 года на основании постановления Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года №277-пп, в соответствии с которым удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составлял 2111,37 руб., площадь земельного участка 3666 кв.м., кадастровая стоимость составляла 7740282,42 руб. 20 января 2014 года ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года №517-пп, в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Согласно данному постановлению земельный участок был отнесен к 5 группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В соответствии с приложением №2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года №517-пп удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 4863,88 руб., кадастровая стоимость земельного участка составляла 17830984,08 руб. 8 февраля 2017 года ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 19 января 2017 года №1.84 в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка. На сегодняшний день, в соответствии с указанным решением комиссии, кадастровая стоимость земельного участка составляет 3775000 руб.
Представитель административного ответчика комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области, представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «...» в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, не представивших доказательства уважительности причин отсутствия и не просивших об отложении разбирательства дела, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителя административного истца ФИО2, пояснения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 приведенного Федерального закона предусматривает возможность оспаривания заинтересованными лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган кадастрового учета копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, и (при наличии) соответствующее положительное экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета (абзацы тридцать девятый - сорок первый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со статьей 24.20 названного Закона в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, который осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в течение десяти рабочих дней с даты получения этих сведений.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (абзац шестой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, по смыслу приведенных норм, решение комиссии и решение суда о пересмотре кадастровой стоимости, установленной в результате кадастровой оценки, имеют равное юридическое значение и влекут одинаковые правовые последствия для заявителя.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на территории Ангарского городского муниципального образования в границах населенного пункта город Ангарск по адресу: <...>, поставлен на кадастровый учет 28 ноября 2013 года.
В соответствии с распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования от <...>№, договором аренды земельного участка от <...>№, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3666 кв.м. был передан в аренду сроком на пять лет ООО «...» для размещения СТО, автомойки и кафе.
Соглашением от <...> о передаче прав и обязанностей по договору аренды обществом с ограниченной ответственностью «...» права и обязанности арендатора по договору аренды от <...>№ переданы обществу с ограниченной ответственностью «...». 25 апреля 2016 года произведена государственная регистрация соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года №517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области». Правительством Иркутской области принято постановление №239-пп от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года №517-пп».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222, с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Приложению №2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года №517-пп для 5-й группы разрешенного использования кадастрового квартала № по Ангарскому муниципальному образованию и составила 17830984,08 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4863,88 руб. за 1 кв.м.).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, заинтересованным лицом, что 29 декабря 2016 года арендатор земельного участка – общество с ограниченной ответственностью «...» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № на основании отчета об оценке № составленного ООО «...» <...>, в соответствии с которым по состоянию на 28 ноября 2013 года рыночная стоимость земельного участка составляет 3775000 руб. Заявление было удовлетворено решением комиссии от 19 января 2017 года №1.84.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2016 года №15-П, в случае снижения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости у муниципального образования, на территории которого он расположен, имеется законный интерес, предполагающий возможность органов местного самоуправления самостоятельно оспаривать соответствующее решение комиссии, принятое по инициативе собственника (арендатора) этого земельного участка, в судебном порядке.
Установлено, что административный истец письмом от <...>№ был уведомлен о проведении 19 января 2017 года в 11-00 час. заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области по вопросу определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, и имел возможность представить свои возражения, но не воспользовался предоставленным ему правом, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании (л.д. 128 том 2).
Письмом от 26 января 2017 года комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области поставила в известность административного истца о состоявшемся 19 января 2017 года решении комиссии, которым определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 3775000 руб., что не оспорено административным истцом (л.д. 129 том 2).
Таким образом, у муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок с кадастровым номером №, имелась возможность оспорить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 19 января 2017 года №1.84.
Своим правом административный истец не воспользовался, решение комиссии обжаловано не было, в государственный кадастр недвижимости 8 февраля 2017 года внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости, в размере 3775000 руб.
При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что статья 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривает возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, при этом решение комиссии и решение суда о пересмотре кадастровой стоимости, установленной в результате кадастровой оценки, имеют равное юридическое значение и влекут одинаковые правовые последствия для заявителя, требования административного истца о повторном изменении кадастровой стоимости удовлетворению не подлежат, как не основанные на требованиях действующего законодательства.
В удовлетворении административных исковых требований администрации Ангарского городского округа об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости надлежит отказать.
Возложение обязанности по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости (указано в просительной части иска), суд не рассматривает как административные исковые требования, в удовлетворении которых также надлежит отказать, поскольку сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ, а регистрационный орган принимает к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, поэтому вынесение решения о возложении соответствующей обязанности или об отказе в возложении обязанности не требуется.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований администрации Ангарского городского округа к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости отказать.
Судья Е.Г. Кравченко
Мотивированное решение изготовлено 8 декабря 2017 года.