ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-192/17 от 13.09.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-192/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ровенко П.А.

при секретаре О.

с участием представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю Ххх, представителя Избирательной комиссии Приморского края Х

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю о ликвидации Ххх отделения Хххх политической партии «Ххх»

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (далее – Управление Минюста России по Приморскому краю) в порядке главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о ликвидации Хххх отделения Ххххх политической партии «Ххххх» (далее – Ххх «Х»), указав, что региональное отделение данной политической партии было зарегистрировано распоряжением административного истца от ххх года № ххх, о чём ххх года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена соответствующая запись (основной государственный регистрационный номер хххх).

В нарушение требований пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ) Хххх «Ххх» не предоставляло в Избирательную комиссию Приморского края ежеквартальные отчёты о поступлении и расходовании средств, в связи с чем в его адрес хххх года и хххх года Управлением Минюста России по Приморскому краю выносились предупреждения, требования которых не исполнялись.

Постановлением мирового судьи судебного участка № хх Хххх судебного района г. Владивостока от хххх года Ххххх «Хххх» признавалось виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства), и было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере хх рублей.

Кроме того, за допущенные нарушения срока представления в Избирательную комиссию Приморского края сведений о поступлении и расходовании средств Хххх «Ххх» постановлениями мирового судьи судебного участка № ххх Ххххх судебного района г. Владивостока от ххххх года, от хххх года, от ххх года, от хх года и от ххх года привлекалось к административной ответственности по части х и части х статьи хх Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказаний в виде административных штрафов.

Вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от хххх года деятельность Ххххх «Хххх» приостанавливалась на срок три месяца, однако каких-либо мер, направленных на устранение допущенных нарушений, со стороны указанного регионального отделения политической партии предпринято не было.

Со ссылкой на положения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, главы 27 КАС РФ Управление Минюста России по Приморскому краю просило суд принять решение о ликвидации Ххх «Ххх», назначив его ликвидационную комиссию в составе: председателя политического совета Хххх «Ххххх» Хх (председатель ликвидационной комиссии); учредителей Хххх «Хххх» Х., Х., Х (члены ликвидационной комиссии); обязать ликвидационную комиссию провести процедуру ликвидации Ххх «Хххх» в срок не превышающий трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель Хххх «Хххх», Х., Х., Х и Х. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом посредством направления заказных писем с уведомлением о вручении адресатам, которые были возвращены организацией почтовой связи в суд с отметкой об истечении срока хранения.

В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте ххх Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ххх года № хх «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», во исполнение определения судьи Приморского краевого суда от хххх года Управление Минюста России по Приморскому краю ххх года (то есть более чем за ххх дней до дня судебного заседания) опубликовало на своём официальном сайте извещение о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 150, частей 3, 4 статьи 263 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Ххх «Ххх», Х., Х., Х. и Х.

В судебном заседании представитель Управления Минюста России по Приморскому краю Х просила суд удовлетворить административное исковое заявление по указанным в нём основаниям и доводам.

Представитель Избирательной комиссии Приморского края Ххх в судебном заседании поддержала требования административного искового заявления о ликвидации Ххх «Хххх», дополнительно пояснив, что с момента регистрации и до настоящего времени региональное отделение данной политической партии не осуществляло выдвижение списков кандидатов, кандидатов в депутаты и на иные выборные должности на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления Приморского края. Ххх «Ххх» в период с хххх годы не представило ни одного ежеквартального отчёта о расходовании своих средств. После вступления в законную силу решения Приморского краевого суда от хххх года, за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью хх статьи ххх Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за повторное в течение года нарушение срока предоставления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии), Хххх «Хххх» постановлениями мирового судьи судебного участка № ххх Хххх судебного района г. Владивостока от ххх года, от ххх года и от хххх года привлекалось к административной ответственности.

Выслушав объяснения представителя Управления Минюста России по Приморскому краю Ххх., представителя Избирательной комиссии Приморского края Хх., исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований о ликвидации Ххх «Ххх» по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за их деятельностью.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы, которые вправе вносить в суд заявления о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, её регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения в соответствии с пунктом 3 статьи 39, пунктом 3 статьи 41 и пунктом 3 статьи 42 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ.

Пункты 3 и 6 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705, предусматривают, что Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют государственный надзор за соблюдением политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации, а также за соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий.

Как следует из материалов дела, хххх года Управлением Минюста России по Приморскому краю было принято решение № хххх о регистрации Хххх «Хххх».

В Единый государственный реестр юридических лиц запись о создании Хххх «Хххх» за основным государственным регистрационным номером хххх внесена хххх года.

Из содержания положений подпункта «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ следует, что политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

В случае неустранения политической партией, её региональным отделением или иным структурным подразделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, внесшие в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения (пункт 3 статьи 40 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ).

В силу требований пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушениями Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно подпункту «б» пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ региональное отделение политической партии может быть ликвидировано по заявлению территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в случае неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения политической партии.

Вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от хххх года по делу № хххх было удовлетворено административное исковое заявление Управления Минюста России по Приморскому краю о приостановлении деятельности Хххх «Хххх» на срок три месяца.

Судом было установлено, что Ххх «Хххх» были допущены неоднократные нарушения требований федерального законодательства, кроме того в сроки, установленные письменными предупреждениями Управления Минюста России по Приморскому краю, эти нарушения устранены не были.

Так, в нарушение пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ Ххх «Хххх» за отчётные периоды в Избирательную комиссию Приморского края не были представлены сведения о поступлении и расходовании средств политической партии.

Управлением Минюста России по Приморскому краю в адрес указанного регионального отделения политической партии по фактам выявленных нарушений выносились письменные предупреждения от ххх года № хххх, от ххх года № ххх, которые в судебном порядке не обжаловались.

В установленный решением Приморского краевого суда от ххх года трёхмесячный срок и до настоящего времени Хххх «Хххх» нарушения законодательства Российской Федерации, послужившие основанием для приостановления его деятельности, не устранило.

Данный факт подтверждается содержанием письменного отзыва Избирательной комиссии Приморского края от хххх года № хххх на административное исковое заявление, а также вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка № хх Хххх судебного района г. Владивостока от хххх года и от ххх года, которыми Ххххх «Хххх» привлечено к административной ответственности по части хх статьи хх Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление в Избирательную комиссию Приморского края сведений о поступлении и расходовании средств за хх Ххх года и Хх квартал хххх года соответственно.

В свою очередь, неустранение Ххх «ХХххх» в установленный вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от хххх года № ххх срок нарушений законодательства Российской Федерации, послуживших основанием для приостановления его деятельности, в силу прямого указания подпункта «б» пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ является основанием для его ликвидации.

Таким образом, требования административного искового заявления Управления Минюста России по Приморскому краю о ликвидации регионального отделения политической партии подлежат удовлетворению.

Пункт 6 статьи 42 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ предусматривает, что принятое судом решение является основанием для государственной регистрации ликвидации Хххх «Хххх», которая должна быть осуществлена в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, с учётом особенностей такой регистрации, установленных Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ.

В то же время, суд не находит оснований для назначения ликвидационной комиссии Хххх «Хххх» с возложением на неё обязанности проведения процедуры ликвидации данного регионального отделения политической партии, поскольку по общему правилу, указанному в части 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационная комиссия юридического лица создаётся его учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительным документом, самостоятельно принявшими решение о ликвидации юридического лица, тогда как части 3 – 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанности для суда, принявшего решение о ликвидации юридического лица, формировать состав ликвидационной комиссии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю о ликвидации Ххххх политической партии «Хххххх» удовлетворить.

Ликвидировать Хххх политической партии «Ххххх», исключив сведения о нём из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер хххх).

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья