ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-192/19 от 21.01.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-2/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 21 января 2020 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Рожелюк А.Я.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Тепловые сети» о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 01 февраля 2019 года № 29-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 года № 470-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом «Тепловые сети» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов»,

установил:

19.12.2018 приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК) № 470-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом «Тепловые сети» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов» (далее – приказ № 470-п) установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Тепловые сети» потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов (приложение 1) и тариф на горячую воду, поставляемую ОАО «Тепловые сети» потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов (приложение 2).

Указанными приложениями размер тарифа на тепловую энергию одноставочный и компонент на тепловую энергию одноставочный тарифа на горячую воду на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 установлен в размере 2310,25 руб./Гкал, на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 2359,61 руб./Гкал, на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 2471,17 руб./Гкал.

Приказом ЛенРТК 01.02.2019 № 29-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 года № 470-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом «Тепловые сети» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов» (далее – приказ № 29-п) приложения 1 и 2 изложены в новой редакции.

Согласно приложениям 1 и 2 в редакции приказа № 29-п размер тарифа на тепловую энергию одноставочный и компонент на тепловую энергию одноставочный тарифа на горячую воду на период с 01.01.2019 и по дату вступления в законную силу приказа № 29-п установлен в размере 2310,25 руб./Гкал, на период с даты вступления в законную силу приказа № 29-п и по 31.12.2019, а также, на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 1957,40 руб./Гкал, на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 3090,43 руб./Гкал.

Приказ ЛенРТК № 29-п размещен 01.02.2019 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

ОАО «Тепловые сети» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня официального опубликования приказа № 29-п указав, что он противоречит положениям п.5-7 ст.3, п.2-3 ст.7, п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьям 13, 15,42,58,71,74 постановления Правительства РФ от 22.10.2010 № 1075 и пп.11,12,25,37 приказа Федеральной службы по тарифа от 13.06.2013 № 760-э.

В обоснование заявленных требований ОАО «Тепловые сети» указало, что приказ № 26-п издан во исполнение предписания ФАС России от 29.12.2018 № СП/108978/18. ЛенРТК, исполняя вышеуказанное предписание, необоснованно исключило из необходимой валовой выручки (далее - НВВ) внереализационные расходы 2016 г. в размере 248,17 тыс. руб. и резервную заработную плату на 2016 г. в размере 11894 тыс. руб. Также, ЛенРТК произвело перерасчет расходов на оплату труда и социальные нужды и необоснованно сократило количество административно-управленческого персонала, что уменьшило размер фонда оплаты труда. Незаконно решение ЛенРТК об уменьшении размера нормативной прибыли за 2016-2017 годы. Кроме того, ранее при тарифном регулировании ЛенРТК не учитывал расчетную предпринимательскую прибыль. Таким образом, ЛенРТК занизило на 149163,50 тыс. руб. размер расходов по статьям затрат «предпринимательская прибыль» и «налог на прибыль». При этом, ЛенРТК не учтено, что прибыль направлялась на покрытие задолженности от населения и недополученной субсидии на возмещение межтарифной разницы. Осуществляя перерасчет расходов по статье затрат «приобретение энергетических ресурсов» ЛенРТК исключил всю сумму только с компонента на тепловую энергию, а следовало исключить пропорционально с обоих компонентов. В нарушение п.12 Основ ценообразования ЛенРТК необоснованно исключил расходы, связанные с корректировкой НВВ на 2016 г. в размере 45500 тыс. руб. При этом, все исключенные статьи расходов необоснованно скорректированы в тарифе 2019 года, что приведет к увеличению убытков, поскольку при формировании тарифа на 2020-2021 гг. будет невозможен резкий рост тарифа до размера фактических расходов ОАО «Тепловые сети».

В письменных возражениях ЛенРТК указано, что доводы административного искового заявления основаны на ошибочном толковании законодательства. Оспариваемый нормативный правовой акт принят во исполнение предписания ФАС России. В соответствии с п.2 предписания из НВВ 2016 года следовало исключить внереализационные расходы в размере 248170 руб. и резервную заработную плату. Принимая во внимание, что доля общехозяйственных расходов ОАО «Тепловые сети», приходящаяся на теплоснабжение, составляет 86,05%, из НВВ 2016 г. исключено 213550 руб. Корректировка операционных расходов 2016 г. произведена в связи с требованием предписания об исключении из НВВ расходов по статье «резервная заработная плата».

В письменных объяснениях заинтересованного лица ФАС России указано, что оспариваемое решение ЛенРТК принято в полном соответствии с законодательством о государственном регулировании цен в сфере теплоснабжения. Учетной политикой ОАО «Тепловые сети» установлено, что резерв на выплату отпускных учитывается в составе расходов на оплату труда, учитываемых в составе операционных расходов, исходя из чего отдельный учет данных средств по статье «резервная заработная плата» противоречит действовавшей на момент принятия тарифного решения учетной политики организации. Данный вывод подтверждается размером среднемесячной оплаты труда, учтенной ЛенРТК в рамках статьи «расходы на оплату труда», который превышает размер среднемесячной оплаты труда по Ленинградской области. Поскольку в тарифном деле, открытом ЛенРТК при рассмотрении тарифной заявки ОАО «Тепловые сети», договор с банком о предоставлении услуг с использованием системы передачи электронных документов отсутствовал, то ЛенРТК обоснованно принял решение об исключении внереализационных расходов 2016 г. Относительно снижения расходов по статье затрат «расходы на оплату труда» необходимо учитывать, что увеличение административно-управленческого персонала до 70,4 ед. не отвечает принципу экономической обоснованности затрат регулируемой организации. В среднем нормативная численность рабочих на одного сотрудника административно-управленческого персонала составляет 13 ед. Принятая ЛенРТК численность административно-управленческого персонала и рабочих, свидетельствует о том, что на одного сотрудника административного-управленческого персонала приходится 2 ед. рабочих. Численность работников административно-управленческого персонала оспариваемым приказом не устанавливалась. Относительно снижения расходов по статье затрат «нормативная прибыль» указано, что нормативный уровень прибыли устанавливается с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из этой прибыли, в том числе на осуществление инвестиций. При этом, в утвержденных для ОАО «Тепловые сети» тарифах на теплоснабжение уже учтена инвестиционная составляющая, определенная в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

В судебном заседании представитель административного истца Маковская И.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований и поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении и письменных объяснениях.

Представитель административного ответчика Морозова Ю.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представители заинтересованного лица ФАС России Маслов И.И и Олонен М.А. в судебном заседании указали, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Участвующий в деле прокурор прокуратуры Ленинградской области Махмудов Э.Т. в заключение указал, что требования административного истца подлежат удовлетворению, в связи с тем, что имеется вступивший в законную силу судебный акт, которым признано незаконным в части предписание ФАС России, во исполнение которого принят оспариваемый нормативный правовой акт.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).

Согласно пунктов 4 и 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Статьей 7 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.

В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274.

К полномочиям ЛенРТК в сфере теплоснабжение отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и(или) максимальным) уровнями указанных тарифов, тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (п.2.2.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).

В соответствии с ч.2 ст.12.1 Закона о теплоснабжении государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, должностные лица органа государственного контроля (надзора) в случае выявления нарушений выдают предписания об их устранении (подпункт "а").

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Согласно пункту 5.3.2.3 названного Положения ФАС России выдает (направляет) предписания, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Судом установлено, что 29.12.2018 ФАС России вынесло предписание № СП/108987/18 (далее – Предписание ФАС России) о признании ЛенРТК нарушившим положения пунктов 9,28,42,51,59,74 Основ ценообразования, пункта 7 Правил регулирования и пунктов 11,33 Методических указаний при установлении тарифов на услуги теплоснабжения АО «Тепловые сети» МО «Тосненский муниципальный район» на 2016-2018 годы.

Пунктом 2 Предписания ФАС России ЛенРТК предписано в срок до 01.02.2019 исключить из НВВ ОАО «Тепловые сети» экономически необоснованные расходы в общей сумме 16385,02 тыс. руб., в том числе по статьям затрат: «Расходы на приобретение сырья и материалов на 2016 год» исключить расходы в сумме 1009,63 тыс. руб.; «Резервная заработная плата на 2016 год» исключить расходы в сумме 11894 тыс. руб.; «Внереализационные расходы на 2016 год» исключить расходы в размере 248,17 тыс. руб.; «Расходы на приобретение энергетических ресурсов (электроэнергия)» исключить расходы в размере 3233,22 тыс. руб.

Пунктом 3 Предписания ФАС России ЛенРТК предписано в срок до 01.02.2019 пересчитать расходы по статьям: «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды на 2016 год», «Налог на прибыль на 2016-2018 гг.», «Операционные расходы на 2017 год», «Отчисления на социальные нужды на 2017 год», «Операционные расходы на 2018 год», «Отчисления на социальные нужды на 2018 год», «Расходы на приобретение энергетических ресурсов (водопотребление) на 2018 год» и исключить учтенные экономически необоснованные расходы за период 2016-2018 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования и мотивировочной частью предписания.

Пунктом 4 Предписания ФАС России ЛенРТК предписано в срок до 01.02.2019 провести анализ учтенных расходов по статье «Нормативная прибыль» за 2016-2018 гг. в общем размере 64569,84 тыс. руб. и исключить экономически необоснованные средства из НВВ ОАО «Тепловые сети».

Пунктом 5 Предписания ФАС России ЛенРТК предписано в срок до 01.02.2019 провести анализ в отношении учета корректировки НВВ 2016 года при установлении тарифа на 2018 год в соответствии с п.52 Методических указаний и в случае выявления неучета данного показателя учесть его при установлении тарифа на 2019 год.

Пунктом 6 Предписания ФАС России ЛенРТК предписано в срок до 01.02.2019 пересмотреть НВВ регулируемой организации за 2016-2018 годы в части оказываемых услуг теплоснабжения с учетом пунктов 2-5 настоящего предписания и учесть полученные результаты, пересмотрев тариф ОАО «Тепловые сети» на 2019 год.

01.02.2019 на заседании правления ЛенРТК рассмотрен вопрос о внесении изменений в приказ № 470-п и правлением принято решение об исключении из НВВ регулируемой организации 174489,18 тыс. руб.

01.02.2019 председателем ЛенРТК подписан приказ № 29-п, которым приложения 1 и 2 к приказу от № 470-п изложены в новой редакции.

Указанный приказ ЛенРТК размещен 01.02.2019 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя оспариваемый приказ № 29-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что согласно подпункту "г" пункта 25 Методических указаний к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся, в том числе расходы на услуги банков.

Как указано в п.11 Методических указаний, необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

При этом, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями (п.12 Методических указаний).

Судом установлено, что во исполнение Предписания ФАС России ЛенРТК из НВВ 2016 года ОАО «Тепловые сети» исключило операционные расходы в размере 13117,18 тыс. руб., в том числе, внереализационные расходы на 2016 год в размере 213,55 тыс. руб. и расходы по статье затрат «резервная заработная плата на 2016 год» в размере 11894 тыс. руб.

Внереализационные расходы на 2016 г. исключены в указанном размере в связи с тем, что доля общехозяйственных расходов, приходящихся на теплоснабжение, составляет 86,05%.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 признано недействительным предписание ФАС России в части требования исключить из НВВ ОАО «Тепловые сети» экономические необоснованные расходы по статьям затрат (п.2 Предписания): «Резервная заработная плата на 2016 год» исключить расходы в сумме 11894 тыс. руб.; «Внереализационные расходы на 2016 год» исключить расходы в сумме 248,17 тыс. руб. и соответствующего требования пересмотреть ННВ регулируемой организации за 2016-2018 в части оказываемых услуг теплоснабжения и учесть полученные результаты, пересмотрев тариф ОАО «Тепловые сети» на 2019 г. (п.6 Предписания).При этом, в мотивировочной части постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 указано, что ОАО «Тепловые сети» предоставлен заключенный с ОАО «Сбербанк России» договор № 1897-13/028-СПК от 24.06.2013 и документы бухгалтерского учета, подтверждающие фактические расходы на оплату указанных услуг, которые превышают учтенную в НВВ сумму.

При рассмотрении настоящего административного дела судом также установлено, что 24.06.2013 ОАО «Тепловые сети» заключен с ОАО «Сбербанк России» договор № 1897-13/028-СПК о предоставлении услуг с использованием системы передачи электронных документов. В представленной административным истцом оборотно-сальдовой ведомости по счету 91.2 за 2016 год отражены прочие операционных расходы (БАНК) в размере 258026,57 руб.

Судом установлено, что учетной политикой организации с 01.01.2016, утвержденной приказом от 31.12.2015 № 336, предусмотрено формирование резерва на выплату отпускных с учетом страховых взносов согласно ПБУ 8/2010 (т.1 л.д.54).

В соответствии с ч.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Принимая во внимание, что ЛенРТК из НВВ регулируемой организации исключены внереализационные расходы и резервная заработная плата на 2016 год во исполнение п.2 Предписания ФАС России, который судебным актом в этой части признан незаконным, то суд приходит к выводу о недоказанности ЛенРТК наличия законных оснований для исключения вышеуказанных сумм из НВВ ОАО «Тепловые сети».

В силу пункта 33 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, то есть являются операционными (подконтрольными) расходами предприятия.

В п.42 Основ ценообразования указано, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В письме ФАС России от 26.11.2018 N ВК/96368/18 указано на необходимость учета, при определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав НВВ, результата анализа сведений, в том числе, среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью, нормативной численности и штатного расписания.

Приказом Госстроя России от 22.03.1999 № 65 утверждены рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства (вместе с "Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей") (далее - Рекомендации № 65).

Приказом Госстроя России от 12.10.1999 № 74 утверждены нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий (вместе с "Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий") (далее - Рекомендации № 74).

Судом установлено, что согласно Предписанию ФАС России при определении размера расходов на оплату труда ЛенРТК принята численность административно-управленческого персонала (далее - АУП) в количестве 62,82 ед., а численность рабочих в размере 131 ед., следовательно, в среднем на одного сотрудника АУП приходится 2 рабочих. Вместе с тем, согласно Рекомендациям № 74 в среднем нормативная численность рабочих на одного сотрудника АУП составляет 13 ед.

Исполняя п.3 Предписания ФАС России ЛенРТК 28.01.2019 направило в ОАО «Тепловые сети» запрос о заполнении таблиц, содержащихся в Рекомендациях № 74.

29.01.2019 ОАО «Тепловые сети» предоставило в ЛенРТК заполненные таблицы, из которых следует, что суммарная нормативная численность АУП составляет 59 ед.

Исходя из указанной численность АУП ЛенРТК рассчитало разницу фонда оплаты труда, подлежащую исключению из НВВ 2016 года, в размере 2049,55 тыс. руб.

Корректировка фонда оплаты труда повлекла корректировку ранее учтенных в НВВ регулируемой организации расходов по статье затрат «Отчисления на социальные нужды».

Вместе с тем, представленный ОАО «Тепловые сети» 29.01.2019 в ЛенРТК расчет нормативной численности АУП, выполнен не в соответствии с Рекомендациями № 74.

Согласно таблице 1 раздела 2.1.1 Рекомендаций № 74 нормативная численность АУП при среднесписочной численности «151-300» составляет от 13,5 до 18 ед., а при среднесписочной численности «501-750» - от 25 до 32 ед.

Из справки о выполнении Предписания ФАС России следует, что нормативная численность АУП определена ЛенРТК в соответствии с таблицей 1 для среднесписочной численности «151-300» в размере 25 ед.

Вместе с тем, согласно таблице 1, нормативная численность для ОАО «Тепловые сети» должна составлять не более 18 ед.

Согласно таблице 3 раздела 2.2.1 Рекомендаций № 74 нормативная численность АУП при протяженности тепловых сетей (в двухтрубном исполнении) от 101 до 300 км. и суммарной тепловой мощности установленного оборудования от 301 до 600 Гкал/ч составляет от 5 до 6 ед., а при суммарной тепловой мощности установленного оборудования от 50 до 301 Гкал/ч составляет от 4 до 5 чел.

Из справки о выполнении Предписания ФАС России следует, что нормативная численность АУП определена ЛенРТК в соответствии с таблицей 3 в размере 4 ед., однако, следовало применять нормативную численность от 5 до 6 ед.

Согласно таблице 4 раздела 2.2.2 Рекомендаций № 74 нормативная численность АУП при количестве 3 ед. диспетчерских служб составляет от 6 до 7 чел.

Из справки о выполнении Предписания ФАС России следует, что нормативная численность АУП определена ЛенРТК в соответствии с таблицей 4 в размере 6 чел.

Вместе с тем, в ОАО «Тепловые сети» только одна круглосуточная диспетчерская служба, что не учтено ЛенРТК при определении численности АУП по оперативно-диспетчерскому обслуживанию.

Согласно разделу 2.2.8 Рекомендаций № 74 норматив численности мастеров устанавливается из расчета 1 чел. на 17 чел. среднесписочной численности рабочих района (участка). Должность главного инженера вводится при численности работников энергорайона свыше 100 чел.

В нарушение требований указанного раздела ЛенРТК при определении нормативной численности АУП нормативная численность мастеров не определялась.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО9, консультант отдела регулирования тарифов в сфере теплоснабжения ЛенРТК, пояснила, что самостоятельный расчет нормативной численности АУП в соответствии с Рекомендациями № 74 ЛенРТК не производился, и правильность заполнения представленных ОАО «Тепловые сети» таблиц не проверялась.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ЛенРТК при расчете размера фонда оплаты труда произвольно определена нормативная численность АУП, что привело к необоснованному снижению размера фонда оплаты труда регулируемой организации, и снижению производной, от указанной статьи расходов, статье расходов «отчисления на социальные нужды».

Согласно п.74 Основ ценообразования, в редакции на момент установления тарифов ОАО «Тепловые сети» на 2016-2018 гг., прибыль в очередной расчетный период регулирования определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период. Нормативный уровень прибыли не может превышать норму доходности, установленную для регулируемых организаций на соответствующий долгосрочный период регулирования при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или норму доходности, установленную в качестве долгосрочного параметра регулирования в концессионном соглашении.

В п.41 Методических указаний, в редакции на момент установления тарифов ОАО «Тепловые сети» на 2016-2018 гг., была приведена формула расчета прибыли. Одним из элементов указанной формулы является нормативный уровень прибыли, который подлежит установлению в процентах от НВВ для каждой регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль. Нормативный уровень прибыли устанавливается с учетом предложения регулируемой организации, включающего расчет и обоснование необходимого регулируемой организации уровня прибыли, на уровне не ниже 0,5%, если более низкая величина не указана в таком расчете, и не выше нормы доходности, установленной в соответствии с пунктом 66 настоящих Методических указаний на тот же год для регулируемых организаций, осуществляющих тот же вид регулируемой деятельности в том же субъекте Российской Федерации при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а при отсутствии таких организаций - не выше минимальной нормы доходности, установленной федеральным органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

Приказом ЛенРТК от 30.11.2015 № 320-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом «Тепловые сети» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов» нормативный уровень прибыли на 2016 год установлен в размере 1,92%, на 2017 год – 1,84 % и на 2018 год – 1,77%.

В Предписании ФАС России указано, что нормативный уровень прибыли устанавливается с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из этой прибыли, в том числе, на осуществлении инвестиций. В утвержденных для ОАО «Тепловые сети» тарифах на теплоснабжении учтена инвестиционная составляющая. Расходы из нормативной прибыли по своей экономической сущности должны направляться на повышение эффективности деятельности регулируемой организации.

Во исполнение пунктов 3 и 4 Предписания ФАС России ЛенРТК рассчитало уровень нормативной прибыли исходя из 0,5% от суммы расходов, включающих операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО9 пояснила, что инвестиционная составляющая в тарифе на тепловую энергию включает в себя амортизационные отчисления, налог на имущество, а также расходы на погашение и обслуживание заемных средств на реализацию мероприятий инвестиционной программы.

Из экспертного заключения по обоснованию уровней тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Тепловые сети» потребителям МО «Тосненский муниципальный район» в 2016-2018 гг. следует, что в расчет НВВ включена инвестиционная составляющая в размере, необходимом для возврата инвестиций. В 2016 г. в НВВ включена инвестиционная составляющая в размере 370000 тыс. руб., в 2017 г. – 425000 тыс. руб. и в 2018 г. – 504006,4 тыс. руб.

Из представленных суду административным истцом и административным ответчиком документов следует, что при установлении долгосрочных параметров регулирования ОАО «Тепловые сети» на 2016-2018 гг. регулируемой организацией не было предоставлено обоснование размера нормативного уровня прибыли и экономическое обоснование расходов из прибыли.

Доводы административного истца о направлении прибыли на покрытие убытков от недополучения субсидий и задолженности населения не свидетельствует о наличии экономического обоснования уровня нормативной прибыли на 2016-2017 годы, поскольку на указанные обстоятельства организация не ссылалась в заявлении об установлении тарифов.

Как следует из показаний свидетеля ФИО9 никакого расчета уровня нормативной прибыли предоставлено не было. Регулируемая организация только указала сумму прибыли, без ее обоснования.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о соответствии Основам ценообразования и Методическим указаниям решения ЛенРТК об уменьшении нормативного уровня прибыли регулируемой организации в 2016-2017 гг. до 0,5% и соответствующего уменьшения налога на прибыль за указанный период.

В соответствии с п.52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

Из экспертного заключения по обоснованию уровней тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Тепловые сети» потребителям МО «Тосненский муниципальный район» в 2016-2018 гг. следует, что в НВВ ОАО «Тепловые сети» на 2016 год включена корректировка на основе фактических данных в размере 45500 тыс. руб.

Исполняя п.5 Предписания ФАС России ЛенРТК, учитывая положительный финансовый результат деятельности предприятия по отпуску тепловой энергии потребителям, исключил из НВВ 2019 года расходы, связанные с корректировкой НВВ 2016 г. в размере 45500 тыс. руб.

Из показаний свидетеля ФИО9 следует, что корректировка в размере 45500 тыс. руб. была включена в НВВ 2016 года с целью сглаживания изменения тарифов и в последующем подлежала исключении из НВВ регулируемой организации. Однако, в 2017-2018 гг. из НВВ ОАО «Тепловые сети» указанные суммы исключены не были.

Принимая во внимание, отсутствие экономического обоснования включения в НВВ 2016 г. корректировки на основе фактических данных в размере 455000 тыс. руб. суд приходит к выводу о законности действий административного ответчика по исключению указанных сумм из НВВ регулируемой организации на 2019 г.

Согласно п.87 Основ ценообразования органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность). Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.

Исходя из положений п.124 Основ ценообразования тариф на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливается органом регулирования в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на теплоноситель определяется равным тарифу на теплоноситель, установленному органом регулирования в соответствии с настоящим документом.

Из мотивировочной части Предписания ФАС России следует, что расходы на водопотребление учтены органом регулирования на основании цен, утвержденных для АО «ЛОКС», в связи с чем расходы на водопотребление для ОАО «Тепловые сети» должны быть учтены на основании экономических обоснованных тарифов для АО «ЛОКС».

В справке ЛенРТК о выполнении Предписания ФАС России указано, что при формировании расходов на покупку воды, включаемых в НВВ организации на 2018 год учитывались тарифы на водоснабжение и водоотведение с учетом инвестиционной составляющей. В результате заявленные предприятием расходы на покупку воды и отвод стоков ниже, чем приняты ЛенРТК в расчет тарифа 2018 г. Расходы, подлежащие исключению из НВВ ООО «Тепловые сети» составят 9034,11 тыс. руб.

С учетом установленного тарифа на январь 2019 года, объема тепловой энергии за январь 2019 года и НВВ, объема тепловой энергии на февраль-декабрь 2019 года ЛенРТК рассчитало тариф на тепловую энергию на период с 01.02.2019 по 31.12.2019.

Не оспаривая размер расходов на водопотребление, подлежащих исключению из НВВ, административный истец выражает несогласие с избранным ЛенРТК способом исключения указанных расходов, который привел к уменьшению размера одноставочного тарифа на воду и увеличению размера тарифа компонента на теплоноситель.

Вместе с тем, нормами действующего законодательства в сфере тарифного регулирования не предусмотрен предложенный административным истцом способ исключения из НВВ необоснованно учтенных расходов регулируемой организации, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления в указанной части.

Доводы административного искового заявления об отсутствии законных оснований для исключения необоснованных учтенных расходов 2016-2018 года из НВВ только 2019 года судом отклоняются, поскольку нормы действующего законодательства в сфере тарифного регулирования не содержат подобного запрета.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что содержание приказа № 29-п не соответствует Основам ценообразования, Методическим указаниям, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных ст.215 КАС РФ оснований для признания оспариваемых приказов недействующими.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими приказа № 29-н со дня вступления решения в законную силу, поскольку нормативный правовой акт ранее применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Тепловые сети» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 01 февраля 2019 года № 29-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 года № 470-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом «Тепловые сети» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов».

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 04 февраля 2020 года.